Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ «НА ВСЕ ВРЕМЕНА, ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ». (Урок в 7 классе)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Бурдуковская Ирина Алексеевна

Паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_prolog_po_tv-_vu_lermontova.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Москва литературная. Урок - ПРОЛОГ  «НА ВСЕ  ВРЕМЕНА,  ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ».  (Урок в 7 классе, Бурдуковская И.А., учитель высшей категории, ГБОУ школа СОШ 1996)

                  (ПАЛОМНИЧЕСТВО  В  МЕСТА,  СВЯЗАННЫЕ  

           С  ЖИЗНЬЮ  И  ТВОРЧЕСТВОМ  М. Ю. ЛЕРМОНТОВА)        

ЦЕЛИ:          1.  Познакомить учащихся с личностью поэта, с лермонтовскими

местами в Москве.

  1. Развивать монологическую речь учащихся, их память, навыки выразительного чтения.

3.  Привлечь внимание учащихся к жизни и творчеству   поэта, обратить внимание на личностные качества.

ТСО – Видеофильмы: « М.Ю.Лермонтов»,  «Тарханы», дом-музей в Москве, презентация

  1. Пролог - это вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения.

     Сегодня на уроке мы совершим паломничество в священные места, связанные с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова - Что такое паломничество?  (Паломничество - странствие верующих к « святым местам»)

Для читателей святыми местами являются те, где жил, мечтал,  страдал, творил поэт и где покоится его тело.

     В нашем знакомстве с Лермонтовым-человеком и Лермонтовым-поэтом помогут мемуары.

Мемуары  (от французского - воспоминания) - разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.

  1.  О ЗНАЧЕНИИ  ЖИЗНИ  И ТВОРЧЕСТВА КЛАССИКА 

     С 16 до 27 неполных лет он прожил колоссальную по возможностям и великую по свершениям жизнь.

     Лермонтова был назван  наследником Пушкина   Л.Толстой говорил: ‘’Если бы этот мальчик прожил подольше, ни мне, ни Чехову нечего было бы делать в русской литературе’’

     Этот мальчик... этот великий поэт... Создатель противоречивого героя времени... ‘’ Демон самолюбия, страдания, ’’ – считал  Гоголь.

  1.  Кто же он? Изгой общества,  средоточие грозового облака своей эпохи, сгусток ее мыслей, энергии или  талантливый человек?
  • (Презентация). C парадного портрета Будкина на нас смотрит спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица : удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы овал, щегольские усики над пухлым ртом. В автопортрете Лермонтов подчеркивает не внешнюю красоту, а напряженную духовную жизнь: на лице затаенная дума, ‘’ огромные печально взволнованные ‘’ глаза выражают душевную мягкость и доброту. ‘’ Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго ‘’

  • Давайте совершим паломничество в лермонтовские места  (видео 1, Тарханы )

 

     Видео 2,  дом – музей в Москве.

Прогулки по Москве доставляли ему истинное удовольствие.

                           Кто видел Кремль в час утра золотой,

                           Когда лежит под городом туман,

                           Когда меж храмов с гордой простотой,

                           Как царь, белеет башня-великан.          

                                                                                       1831  

2. Чтение фрагментов юношеского сочинения  «Панорама Москвы»  (раздать тексты).  

- Какие выводы делает юный поэт?  (Любит, любуется, черпает вдохновение, интересуется историей, но…  жизнь светского общества пуста, грязна, полна интриг…)

Слушаем лирику этого периода и думаем, какова тематика стихотворений: «Жалобы турка»,  «Монолог»

     Летом 1832 года Лермонтов уезжает из Москвы, надеясь закончить образование в Петербурге. Уезжает полным надежд на новую жизнь, еще не зная, что родную Москву ему суждено будет увидеть лишь на пути в ссылку.

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

     Кавказ…горцы…народ и природа, которые притягивали поэта. Величавая природа Кавказа сродни энергичному характеру  Лермонтова?

  Видео 3.  (Горные вершины).  Именно там были написаны его последние стихотворения (чтение учениками)       1) «Сон»

                      В полдневный жар в долине Дагестана

                   С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

2) «Смело в пире  жизни надо...»

Смело в пире жизни надо

Пить фиал свой до конца.

Но лишь в битве смерть - награда,

Не под стулом, для бойца.

  • Назовите произведения и  героев, которые в битве защищают честь и достоинство семьи, Родины?

     Наше паломничество заканчивается у подножия памятника М.Ю.Лермонтову в Москве.

  • УЧЕНИК :

     Памятник Лермонтову, выполненный скульптором И.Д.Бродским (архитекторы Н.Н.Миловидов, Г.Е.Саевич ), был открыт в сквере на Лермонтовской площади в июне 1965 года. Площадь стала называться Лермонтовской в 1941 году в связи со столетием со дня гибели великого русского поэта. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика Тенгинского пехотного полка. ‘’ Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814 - 1841 ‘’ начертано на голубовато-сером граните постамента. Поэт изображен в военном мундире, голова гордо вскинута, ветер чуть приподнял полу сюртука. Во взгляде поэта чувствуются мятежность, гордость, непокорность и сила духа. На бронзовой решетке изображен одинокий парус, сцена битвы Мцыри с барсом.

     У входа на площадку - стела; на ней выбиты строки из поэмы ‘’Сашка ‘’:

                                Москва, Москва! ... люблю тебя, как сын,

                                Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

                                Люблю священный блеск твоих седин

                                И этот Кремль…

     

Москва вошла в жизнь и творчество Лермонтова как символ родины, она душа и жизнь поэта.

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ Я.СМЕЛЯКОВА

О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли,

 Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча,

По небу русскому прошел.

    Кто же он? Изгой общества,  средоточие грозового облака своей эпохи, сгусток ее мыслей, энергии или  талантливый человек?    Наше паломничество в лермонтовские места завершилось, но не заканчивается разговор о Лермонтове. Он будет продолжен на уроках …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Урок – пролог в 10 классе(лекция с элементами беседы) на тему: «Ф.М.Достоевский. Художественный мир писателя».

О таком писателе, как Ф.М. Достоевский говорить трудно и ответственно. Это писатель чрезвычайно индивидуальный. У него своё, очень отличное от классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненн...

Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."

Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием  войны 1812 года....

Моя малая Родина. Москва литературная

Цели:•         привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину;•         воспитывать чувство любви и гордости за с...

Классный час «Москва литературная»

Цель мероприятия: Познакомить с некоторыми литературными музеями Москвы; • Продолжить развитие познавательного интереса учащихся; • Продолжить воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою при...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...

Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова

Урок – пролог к творчеству А.В. Вампилова состоит из двух частей: монолога учителя «У портрета драматурга и высказываний и сообщений учащихся.Задачи урока:1.     Открыть А.В. Вампи...