Открытый урок по литературе «А.П.ПлатоновЮшка»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Буслакова Ирина Анатольевна

План-конспект открытого урока по литературе «Юшка» с использованием технологической карты урока. Базовый учебник Коровина В.Я. «Литература. 7класс». М.: Просвещение, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yushka._otkrytyy_urok_po_literature_7_klass.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«А.П.ПЛАТОНОВ «ЮШКА».

  1. ФИО Буслакова Ирина Анатольевна
  2. Место работы  МБОУ СОШ № 100 г.о.Самара
  3. Должность учитель русского языка и литературы
  4. Предмет литература
  5. Класс 7
  6. Дата проведения  02.04.2015г.

7. Тема и номер урока в теме  А.Платонов «Юшка» №1

  1. Базовый учебник  В.Я.Коровина. «Литература. 7 класс», М.: Просвещение, 2010.

9.  Цель и задачи урока

Цель: способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе А.Платонова «Юшка».

Задачи: 

- предметные: организовать работу обучающихся по постижению  нравственной основы платоновского героя; развивать логику мышления, умение анализировать прозаический рассказ;

- метапредметные: формировать умения классифицировать, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать; способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;

- личностные: воспитывать детей в традициях христианского гуманизма: добро, милосердие, сострадание, ценность жизни человека и любовь к ближнему.

10. Тип урока урок изучения новой темы.

11. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная, анализ и самооценка ответов.

12. Необходимое техническое оборудование: ноутбук, телевизор, интернет.

Структура и ход урока представлены в таблице.

ТЕ ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС.

А.П.ПЛАТОНОВ «ЮШКА».

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об актуальных для нашего времени вечных проблемах. А о каких именно, предстоит догадаться вам самим. Желаю удачи. Итак, начинаем.

Записывают в тетрадях число, вид работы.

2. Мотивационный блок.

Ассоциативный ряд. Работа с лексическим значением слова.

Формулирование темы урока

Постановка целей урока

Познавательно – образовательная

Познавательно – регулятивная

Коммуникативная, регулятивная

Показ видеоряда. Портреты:

- блаженный

- Ксения Петербуржская

- Иисус Христос

- Иван – цыганок

- Юшка.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображён, кто изображён на этих портретах?

- Какого человека называют  «блаженным»? От какого слова образовано данное?

-Что значит «благо»?

- Верно. Значит, «блаженный» - это человек, несущий добро. Есть и другое толкование этого слова: счастливый, потому что не делает зла, не знает его, живёт в душе с Богом. Значит, он счастлив.

Отказалась от всех мирских благ, предупреждала людей о катастрофах. Причислена к лику святых ещё при жизни.

Что вы знаете об Иисусе Христе?

Что значит имя Иван?

Что с ним происходит в семье Кашириных?

Как вы думаете, что связывает всех перечисленных нами лиц?

Как звали Юшку? Какое значение имеют его имя и отчество?

Имя и отчество Юшки символизируют соединение земного и небесного. А о чём говорит его прозвище?

«Юшка» - кровь. О том, что он пострадает от людской злобы. В тексте мы неоднократно видим издевательства людей над героем.

                Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

А как ещё можно обозначить тему нашего урока?

Какие цели мы с вами поставим перед собой?

1 – блаженный.

От слова «благо».

Добро.

2 – Ксения Петербуржская.

3 – Иисус Христос.

Пострадал за людей, чтобы спасти их души.

4 – цыганок Иван.

Дарованный Богом.

Страдал от деспотизма деда Каширина, помогал перенести мучения всем, кто мучился от тирании главы семьи.

5 – Юшка.

Все изображённые люди страдали. Переносили мучения безропотно. Помогали другим. Приносили себя в жертву ради блага людей. Они отказывались от мирских благ, от удовольствий ради спасения окружающих.

Ефим Дмитриевич.

Ефим – «благочестивый»

              «священный»

              «благословенный»

Дмитриевич –

с греч. Дмитрий –

                «земледелец».

Дети формулируют тему урока: «Всё начинается с любви», « Ни одно село не стоит без праведника».

«Возлюби ближнего своего».

Дети ставят перед собой цели, исходя из предложенных тем:

  1. сформировать понимание значения заповеди «Возлюби ближнего своего» и значения слова «любовь»;

  1. соотнести образ Юшки с примером жертвенной христианской любви;

     3)  научиться работать в парах, взаимодействовать друг с другом, рефлексировать, т.е. давать оценку высказываниям одноклассников и своим.

3. Актуализация знаний.

Заполнение кластера

Составление синквейна.

Первичная рефлексия.

Мы говорим о любви. А какая она бывает? Давайте заполним кластер.

Верно. Но самая высокая – это жертвенная христианская любовь, когда ты готов пожертвовать собой ради людей. В «Библии» есть строки: «Нет ничего более святого и высокого, чем пострадать за друзи своя». Что же такое христианская любовь? Мы сегодня будем анализировать рассказ А.П.Платонова «Юшка», который является иллюстрацией к значению слова любовь в христианском понимании. А эпиграфом к нашему уроку будет «Послание святого апостола Павла к коринфянам»:

«Любовь долго терпит, милосердствует. Любовь не завидует. Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»

Составьте синквейн про Юшку.

Кто такой праведник?

Мы охарактеризовали главного героя. А теперь давайте прочитаем свои синквейны и оценим их.

- мужчины к женщине

- детей к родителям

- родителей к детям

- любовь к Родине

Составляют синквейн

(Примерный синквейн:

1 Юшка

2 добрый, смиренный

3 помогает, не обижает, не делает зла

4 Он верил, что люди любят его.

5 Праведник.)

Праведник  тот, кто живёт, прежде всего, по Законам Божьим, терпит людей потому, что любит их.

Читают синквейны, оценивают друг друга.

4.Физминутка.

Ребята, наши глаза устали от работы. Давайте поможем им отдохнуть, выполним зарядку.

Дети выполняют упражнения.

5. Актуализация знаний (продолжение).

Работа с таблицей

Поисковая работа с текстом.

Учитель:  Продолжаем урок. А сейчас заполним таблицу

Как жили сельчане при жизни Юшки

Что изменилось после смерти Юшки

Народ не понимал и не принимал Юшку, этот человек для него был слишком странен, непонятен, необычен, а потому вызывал глухое раздражение.

Без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство жизнью, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга.

Дети бросали свои игры с одной-единственной целью — поизмываться над незлобивым стариком. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. А Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить.

Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение — и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонятное всегда вызывает у людей раздражение. Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!»

«Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай.

Он (Юшка)  всегда и всем мешал.

На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».

Найдите все наименования главного героя в тексте.

Все его наименования говорят о том, что он был настоящий христианин и жил по Божьим Законам.

Дети заполняют таблицу.

«Юшка», «блажной», «непохожий», «животное такое», «божье чучело», «юрод негодный», «добрый Юшка».

6. Коррекция знаний.

Учитель консультирует, помогает при этом.

Учащиеся формулируют затруднения, возникшие во время работы.

7. Домашнее задание

Найти примеры  христианской жертвенной любви; подготовить доклад, опираясь на собранный материал

Учащиеся записывают домашнее задание.

8. Рефлексия.

- Почему одной из возможных тем является фраза «Ни одно село не стоит без праведника»?

- Почему Юшку называют праведником?

- Так что же такое любовь?

- Почему Юшка является примером такой христианской любви?

Нашим выводам созвучно стихотворение «Любовь», которое прочитает Юля.

Любовь живет не для себя,
И оттого она прекрасна.
С ней человек готов, любя,
Собою жертвовать всечасно.

Любовь не ищет своего
И в доброте неутомима;
Всегда желает одного –
Быть вечной радостью любимым.

А если вдруг придет беда –
Любовь отчаянья не знает, -
Плечо с готовностью всегда
Под бремя друга подставляет.

Без сожаленья, не ропща,
Не возводя себя в герои,
Прощая всех и всех любя,
Свое большое счастье строит.

Нам это счастье дал Творец:
Дарить друзьям любовь такую –
Неся тепло своих сердец,
Добром украсить жизнь земную.

Учитесь, люди, так любить,
Чтобы, решая все задачи,
Не для себя на свете жить, -
Любовь не может жить иначе.

Ребята оценивают свою работу на уроке, подводят итоги и делают выводы по содержательной части урока.

Заместитель руководителя  ОО      ___________________________/Зборовская З.Д./

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...