Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи. ( На примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник")
методическая разработка по литературе на тему

Еналдиева Алла Константиновна

На заключительном  уроке по данной теме я предлагаю учащимся  выяснить роль БСП в художественной речи на примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник".

Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции выразительных картин.

БСП - это одно из удивительных, ярких синтаксических средств выразительной речи.

Цель нашего урока - рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа. На уроке,  в ходе синтаксического анализа текста, лингвистического эксперимента мы  должны выяснить  стилистические возможности БСП и доказать  их преимущества перед союзными в реализации авторского замысла в рассказе « Чистый понедельник».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи.

(На примере  рассказа И.А. Бунина « Чистый понедельник»).

(СЛАЙД №1)

Цели урока.

1 .Обобщить знания учащихся по теме« Бессоюзные сложные предложения»

2.Выяснить свойства БСП в художественном тексте. ( СЛАЙД №2)

Тип урока: обобщающее  повторение по теме.

Приемы и методы: лингвистический анализ текста на уровне синтаксиса; стилистический эксперимент; конструирование текста; стилистическое усовершенствование текста путем подбора синонимических конструкций; графический диктант; пунктуационно - синтаксический анализ предложений.

Ход урока

I. Слово учителя. ( СЛАЙД №3)

        Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи.

Разнообразие смысловых отношений между частями БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции выразительных картин.

БСП - это одно из удивительных, ярких синтаксических средств выразительной речи.

Цель нашего урока - рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа.

II. Повторение изученного. Вспоминаем изученное о БСП.

Задание №1. Какое утверждение неверное. ( СЛАЙД №4)

1.В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

2.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

3.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

1.В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

2.Бессоюзие замедляет движение мысли в тексте, а многосоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены событий.          

3.Наибольшими возможностями для создания выразительности обладают БСП, особенно если между частями существует четкие логические отношения.

Задание №2. Продолжи утверждение. ( СЛАЙД №5)

1.Если 2 часть БСП описывает внезапное изменение или неожиданный итог событий в 1 части, то между частями ставится...

2.Между отдаленными и распространенными частями БСП ставится....

3.Если БСП можно заменить СПП с союзами - если, когда, то между частями БСП ставится…

1.Если 2 часть БСП представлена прямым вопросом, то между частями ставится...

2.Части БСП, тесно связанные по смыслу и имеющие перечислительные отношения, разделяются...

3.Разъяснительно-пояснительную функцию в БСП выполняет...

Задание №3. Закончите данный лингвистический термин.

        • До 50-х годов 20 века в лингвистической литературе господствовало мнение, согласно которому БСП рассматривались как сложные предложения с опущенными союзами. Поэтому в зависимости от характера смысловых отношений между частями они включались или в группу,         или в группу...

Задание №4. Лингвистический эксперимент.

        В БСП расставить знаки препинания. Заменить эти предложения синонимичными союзными конструкциями. Составить схемы БСП, определить смысловые отношения между частями. (У доски)

1.Оставшись одни мы еще немного побыли в столовой я вздумала раскладывать пасьянс.

2.И я верю горячо верю где-то там он ждет меня.

3.Не отдал вовремя пеняй на себя.

4.Океан с гулом ходил за стеной черными горами вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях.

5.Он писал чуть не каждую неделю ответа не было. Он грозил молил она молчала.

6.Приглядишься облака плывут луна плывет. И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой что это с ней?

7. Ночь кажется бесконечной и сладкой тепло постели тепло старого дома.

        Вывод.

 Чем отличаются БСП от союзных?

Что играет важную роль для выражения смысловых отношении между частями БСП?

Почему в современной лингвистике БСП выделяются в самостоятельную синтаксическую единицу?

Кто автор этих предложений?

           Вывод.

 БСП отличаются от союзных отсутствием союзов, употреблением , ; : -. Есть такие БСП, которые нельзя заменить союзными, у БСП большие стилистические возможности, чем у союзных. Выделяя их в самостоятельную группу, мы подчеркиваем богатство русского языка.

III. Работа с рассказом И.А. Бунина « Чистый понедельник».

        Слово учителя.

  1. Что вы знаете о Бунине?
  2. Какие произведения автора вы читали?

        Сегодня мы - в мастерской Бунина, в «беспощадно-прекрасной», безукоризненной мастерской языка писателя.

        « Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой, страннической души» (М. Горький).

        « Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком. Он его знал так, как может знать лишь человек, бесконечно любящий свою родину.

        Язык Бунина прост, даже временами скуп, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении - от звенящей медью восторженности и до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от легкого напева до медленных раскатов грома.» ( К. Паустовский). ( СЛАЙД №6)

        Рассказ « Чистый понедельник», написанный в 1944 году, в период победного наступления Красной Армии и в период необычного подъема творческих сил, вошел в цикл « Темные аллеи». По свидетельству жены писателя, в одну из бессонных ночей Бунин на клочке бумаги оставил такое признание: «Благодарю Бога, что он дал возможность написать мне « Чистый понедельник».

        • Чем же было дорого автору это произведение?

Прежде всего мыслью о Родине, такой далекой и любимой.

В одном дневнике он писал: « Разве можем мы забыть Родину? Она в душе. Я – очень русский человек. Это с годами не пропадает»

Задание № 5. Перед вами отрывок из рассказа Бунина « Чистый

понедельник». Прочитайте. Найдите БСП и определите смысловые отношения между частями.

«Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь — вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи.

воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» (СЛАЙД№7)

        Вопросы. (СЛАЙД№8)

        К какому типу речи относится этот отрывок?

          Какова тема отрывка?

          Каков авторский замысел?

          Какими синтаксическими средствами он достигается?

(.)

        Почему автор употребляет БСП и простые неосложненные               предложения?

        Каково внутреннее состояние героини, каковы особенности ее речи?

          Вывод (СЛАЙД№9)

    Тип речи – описание. Тема отрывка -чувство родины, ее старины. Автор убежден, что настоящая Русь - в монастырях, соборах, среди простых людей. Чтобы передать полноту чувств героини от восторга-!- до нежной грусти -... - автор использует лаконичные по форме, но емкие по содержанию БСП и простые односоставные предложения. БСП отличаются легкостью, лаконичностью, простотой, изяществом, служат для передачи гармонии внешней - описание природы - и внутренней  - состояние героини после посещения монастыря.

Задание № 6. В следующих отрывках расставьте знаки препинания. Проведите сравнительный анализ синтаксиса данных отрывков

  1. «Я осторожно оделся робко поцеловал ее в волосы и на цыпочках вышел на лестницу уже светлеющую бледным светом. Шел пешком по молодому липкому снегу метели уже не было все было спокойно и уже далеко видно вдоль улиц пахло снегом. Дошел до Иверской внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей стал в толпе старух и нищих на растоптанный снег на колени снял шапку... Кто-то потрогал меня за плечо — я посмотрел какая-то несчастнейшая старушонка глядела на меня, морщась от жалостных слез:
  • Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!»

  1. «Письмо полученное мною недели через две после того было кратко ласковая но твердая просьба не ждать ее больше не пытаться искать видеть. “В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом может

  быть решусь на постриг... Пусть Бог даст сил не отвечать мне             бесполезно длить и увеличивать нашу муку...»

          Вопросы и задания.

1.Найдите БСП. Объясните расстановку знаков препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями. Составьте схемы.

2.Сравните схемы в 1 части и во 2.Что общего, что разного?

3.Объясните авторский замысел в использовании данных конструкций БСП?

         Вывод.

        Тире используется как показатель неожиданности, противопоставления, так же в качестве пояснительно -разъяснительного знака. Тире используется автором как психологический знак для создания пауз, для описания душевного состояния героев в трагический момент, в момент принятия важного решения.

Задание № 7. Лингвистический эксперимент. Восстановите авторский текст, т.е. замените СПП - БСП. Запишите полученный вариант. Составьте схемы БСП. Определите смысловые отношения между частями.

        «В десять часов вечера, на другой день поднявшись в лифте к ее двери, я отворил дверь своим ключиком и не сразу вошел из темной прихожей, за которой было необычно светло. Все было зажжено: люстры, канделябры по бокам зеркала. Когда я захлопнул дверь прихожей, звуки оборвались, и послышался шорох платья. Когда я вошел, она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье.»

        Вопросы. (СЛАЙД№10)

Целесообразна ли замена союзных предложений БСП? Чем вы руководствовались?

          Вывод.

Да. Автору не нужны лишние слова, союзы, союзные слова, большие тяжелые синтаксические конструкции, т.к. мешают ему передать напряженность чувств героев.

          Вопросы.

Какова стилистическая функция БСП в авторском варианте?

Что хотел выразить автор таким синтаксическим строем текста?

          Вывод.

 Тире указывает на временные отношения между частями. БСП позволяют автору кратко передать весь динамизм картины: он пришел - его ждали, но в их встрече чувствуется какая-то напряженность, что-то искусственное. Она что-то скрывает.

Задание № 8. « Соберите» из нескольких предложений авторское БСП. Запишите. Составьте схему. Объясните, как « работают» знаки препинания. Объясните авторский выбор БСП.

« И мы зачем-то поехали на Ордынку. Долго ездили по каким-то переулкам в садах. Были в Грибоедовском переулке. Кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов? Прохожих не было ни души. Кому из них мог быть нужен Грибоедов?»(СЛАЙД№11)

         Вопросы. (СЛАЙД№12)

1. На сколько интонационных частей можно разделить все предложение? Почему?

  1. Какова роль знаков препинания ?
  2. Какова роль риторических вопросов ? Что за ними стоит, какая авторская мысль?
  3. Что скрывается за внешним однообразием действия, выраженного глаголами - поехали, ездили, были ?
  4. Почему забыли писателя? Что за этим стоит? А если бы были прохожие?

   Вывод.

Все предложение можно разделить на 2 смысловые части; сочетание ; , и -позволяет автору показать сложную и безрезультатную картину поиска дома  Грибоедова.  Важная часть предложения - риторический вопрос, в котором - авторская боль, тревога за человеческую память.

Задание № 9. Конструирование БСП . Составьте БСП, соединяя попарно данные предложения. Объясните выбор знаков препинания. Составьте схемы. ( У доски) (СЛАЙД№13)

1 часть

Я сунул ему рубль...

Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след…

Пушок на ее верхней губе был в инее. Янтарь щек слегка розовел...

2 часть

Он сокрушенно вздохнул и пропустил.

Она вдруг обернулась, почувствовав это.

Я не мог отвести восторженных глаз от ее лица.

Вопрос. (СЛАЙД№14)

Каковы функции тире в предложениях?

Вывод

1.Тире - нервный знак.

2.Эмоционально-психологический знак.

3.Выражает глубокую паузу.

4.Интонационный знак. Иногда употребляется в нетрадиционной для него ситуации.

5.Смысловой знак - указывает на время, условие, на резкую смену событий, противопоставление, вывод, следствие, сравнение.

III  Вывод урока.

        Итак, сегодня в ходе синтаксического анализа текста, лингвистического эксперимента мы выяснили стилистические возможности БСП и доказали их преимущества перед союзными в реализации авторского замысла в рассказе « Чистый понедельник».

Перечислим функционально-стилистические возможности БСП.(СЛАЙД№15, №16)

1.БСП отличаются от союзных менее определенными смысловыми отношениями.

2.Интонационно- смысловые отношения диктуют постановку знаков препинания.

3.БСП чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях

4.У БСП больше, чем у союзных предложений возможностей для создания выразительности.

5.БСП пластичны, они оставляют простор для воображения читателя.

6.В краткой форме передают всю глубину, полноту картины.

7.БСП отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значений.

8.Выразительность, эмоциональность БСП используются в художественном стиле. Они способны передать тонкие смысловые оттенки.

9.В БСП наблюдается большая гибкость пунктуационной системы; наряду с обязательными правилами допускаются различные пунктуационные варианты.

        И возвращаясь к рассказу « Чистый понедельник»…

Рассказ о счастье, о путях к счастью. Бунин много думал о счастье, ждал его, искал его. Хочется закончить наш урок стихотворением Бунина: (СЛАЙД№17)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду

Может быть - оно

Вот этот сад весенний за сараем,

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

 Встает, сияет облако.

Давно слежу за ним.

Мы мало видим,

А счастье только знающим дано.

 IV. Домашнее задание.

Повторение пройденного материала о БСП


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи.» ( На примере рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник») Учитель русского языка и литературы ГБОУ ПУ №7 Еналдиева Алла Константиновна

Слайд 2

Цели урока : обобщить знания учащихся по теме « Бессоюзные сложные предложения» ; выяснить свойства БСП в художественном тексте ; отработать навыки по определению смысловых отношений между простыми предложениями в БСП Тип урока: обобщающее повторение по теме Приемы и методы: лингвистический анализ текста на уровне синтаксиса; стилистический эксперимент ; конструирование текста ; пунктуационно - синтаксический анализ текста

Слайд 3

БСП – это одно из удивительных , ярких синтаксических средств выразительной речи. Цель нашего урока- рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа.

Слайд 4

Вспомним изученное о БСП . Задание №1 .Какие утверждения неверные? 1 .В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. 2.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. 3.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 4.В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных. 5. Бессоюзие замедляет движение мысли в тексте , а многосоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены событий. 6.Если БСП можно заменить СПП с союзами – ЕСЛИ, КОГДА-то между частями БСП ставится двоеточие.

Слайд 5

Задание №2. Расставить недостающие знаки препинания в предложенных схемах. 1 . [ ] [ ]- вторая часть указывает причину 2. [ ] [ ]- внезапное изменение или неожиданный итог 3. [ ] [ ]- вторая часть представлена прямым вопросом 4. [ ] [ ]- вторая часть дополняет, разъясняет 5. [ ] [ ]- первая часть указывает на время или на условие совершения действия 6. [ ] [ ]- вторая часть содержит вывод, следствие

Слайд 6

Пунктуационно –стилистический анализ БСП в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой. Страннической души» ( М.Горький) « Язык Бунина прост, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении- от звенящей медью восторженности и до прозрачности льющейся родниковой воды, от легкой напевности до медленных раскатов грома» ( К.Паустовский)

Слайд 7

Работа с текстом рассказа Задание № 3. Найти в данном отрывке БСП и определить смысловые отношения между частями «Как хорошо! И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь- вы представить не можете, до чего дивно там поют стихири ! А в Чудовом монастыре еще лучше! Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уже мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины. Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы…»

Слайд 8

Вопросы. К какому типу речи относится этот отрывок? Какова тема отрывка? Каков авторский замысел? Какими синтаксическими средствами он достигается? ( Описание , чувство родины , ее старины , настоящая Русь -в монастырях , соборах , среди простых людей, с помощью БСП)

Слайд 9

Вывод. Почему автор употребляет БСП и простые неосложнённые предложения ? Каково внутреннее состояние героини, каковы особенности ее речи? ( Чтобы передать полноту чувств героини от восторга до нежной грусти автор использует лаконичные по форме , но емкие по содержанию БСП и простые односоставные предложения. БСП отличаются легкостью, лаконичностью, простотой, служат для передачи гармонии внешней- описание природы- и внутренней состояние героини после посещения монастыря).

Слайд 10

Вопросы Целесообразна ли замена союзных предложений БСП? Чем вы руководствовались? Какова стилистическая функция БСП в авторском варианте? Какой « любимый» знак автора? Вывод. ( Да. Автору не нужны лишние слова, союзы, союзные слова, большие тяжелые конструкции, т.к.мешают ему передать напряженность чувств героев. БСП позволяют автору кратко передать весь динамизм картины: он пришел- его ждали, но в их встрече чувствуется какая-то напряженность .Тире- «любимый « знак Бунина, часто повторяющийся не только в данном отрывке, но и во всем тексте рассказа)

Слайд 11

Задание№4«Соберите» из нескольких предложений авторское БСП. Составьте схему. Как « работают» знаки препинания? « И мы зачем-то заехали на Ордынку. Долго ездили по каким-то переулкам. Были в Грибоедовском переулке. Кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов?.прохожих не было ни души. Кому из них мог быть нужен Грибоедов?» ( И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам, были в Грибоедовском переулке; кто мог указать нам, в доме жил Грибоедов,- прохожих не было ни души, Да и кому из них нужен был Грибоедов?

Слайд 12

Вопросы. 1. На сколько интонационных частей можно разделить предложение? Почему? 2. Какова роль знаков препинания? 3. Какова роль риторических вопросов? Что за ними стоит, какая авторская мысль? ( На 2 смысловые части. Сочетание ; , : позволяет автору показать сложную и безрезультатнуб картину поиска дома Грибоедова . Важная часть предложения – риторический вопрос, в котором – авторская боль, тревога за человеческую память.)

Слайд 13

Задание №5. Конструирование БСП. Составьте БСП., соединяя попарно данные предложения. Объясните выбор знака препинания. 1. Жила она одна... Я сунул ему рубль… Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след… Пушок на ее верхней губе был в инее. Янтарь щек слегка розовел… 2. Вдовый отец ее жил в Твери. Он сокрушенно вздохнул и пропустил. Она вдруг обернулась, почувствовав это. я не мог отвести восторженных глаз от ее лица.

Слайд 14

Вопрос. Какова функция тире в предложении? 1. Тире- нервный знак. 2. Эмоционально-психологический знак. 3. Выражает глубокую паузу. 4. Интонационный знак. Иногда употребляется в нетрадиционной для него ситуации. 5. Смысловой знак- указывает на время, условие, на резкую смену событий, противопоставление, вывод, следствие, сравнение.

Слайд 15

Выводы. Обобщения. Перечислим функционально-стилистические возможности БСП . 1. БСП отличаются от союзных менее определенными смысловыми отношениями. 2. Интонационно- смысловые отношения диктуют постановку знаков препинания. 3 БСП чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях. 4. У БСП больше, чем у союзных предложений возможностей для создания выразительности. 5. БСП пластичны, они составляют простор для воображения читателя.

Слайд 16

6. В краткой форме передают всю глубину, полноту картины. 7. БСП отличаются, живостью, легкостью, простотой, изяществом, емкостью, способностью окрашивать высказывания дополнительными оттенками значений. 8. Выразительность, эмоциональность БСП используются в художественном стиле. Они способны передать тонкие смысловые оттенки. 9. В БСП наблюдается большая гибкость пунктуационной системы; наряду с обязательными правилами допускаются различные пунктуационные варианты

Слайд 17

И.А.Бунин. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть – оно Вот этот сад весенний за сараем, И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно слежу за ним. Мы мало видим, А счастье только знающим дано.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи.» ( На примере рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник») Учитель русского языка и литературы ГБОУ ПУ №7 Еналдиева Алла Константиновна

Слайд 2

Цели урока : обобщить знания учащихся по теме « Бессоюзные сложные предложения» ; выяснить свойства БСП в художественном тексте ; отработать навыки по определению смысловых отношений между простыми предложениями в БСП Тип урока: обобщающее повторение по теме Приемы и методы: лингвистический анализ текста на уровне синтаксиса; стилистический эксперимент ; конструирование текста ; пунктуационно - синтаксический анализ текста

Слайд 3

БСП – это одно из удивительных , ярких синтаксических средств выразительной речи. Цель нашего урока- рассмотреть эти предложения с точки зрения заложенных в них изобразительных и выразительных возможностей и закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях этого типа.

Слайд 4

Вспомним изученное о БСП . Задание №1 .Какие утверждения неверные? 1 .В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. 2.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. 3.Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 4.В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных. 5. Бессоюзие замедляет движение мысли в тексте , а многосоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены событий. 6.Если БСП можно заменить СПП с союзами – ЕСЛИ, КОГДА-то между частями БСП ставится двоеточие.

Слайд 5

Задание №2. Расставить недостающие знаки препинания в предложенных схемах. 1 . [ ] [ ]- вторая часть указывает причину 2. [ ] [ ]- внезапное изменение или неожиданный итог 3. [ ] [ ]- вторая часть представлена прямым вопросом 4. [ ] [ ]- вторая часть дополняет, разъясняет 5. [ ] [ ]- первая часть указывает на время или на условие совершения действия 6. [ ] [ ]- вторая часть содержит вывод, следствие

Слайд 6

Пунктуационно –стилистический анализ БСП в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой. Страннической души» ( М.Горький) « Язык Бунина прост, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении- от звенящей медью восторженности и до прозрачности льющейся родниковой воды, от легкой напевности до медленных раскатов грома» ( К.Паустовский)

Слайд 7

Работа с текстом рассказа Задание № 3. Найти в данном отрывке БСП и определить смысловые отношения между частями «Как хорошо! И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь- вы представить не можете, до чего дивно там поют стихири ! А в Чудовом монастыре еще лучше! Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уже мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины. Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы…»

Слайд 8

Вопросы. К какому типу речи относится этот отрывок? Какова тема отрывка? Каков авторский замысел? Какими синтаксическими средствами он достигается? ( Описание , чувство родины , ее старины , настоящая Русь -в монастырях , соборах , среди простых людей, с помощью БСП)

Слайд 9

Вывод. Почему автор употребляет БСП и простые неосложнённые предложения ? Каково внутреннее состояние героини, каковы особенности ее речи? ( Чтобы передать полноту чувств героини от восторга до нежной грусти автор использует лаконичные по форме , но емкие по содержанию БСП и простые односоставные предложения. БСП отличаются легкостью, лаконичностью, простотой, служат для передачи гармонии внешней- описание природы- и внутренней состояние героини после посещения монастыря).

Слайд 10

Вопросы Целесообразна ли замена союзных предложений БСП? Чем вы руководствовались? Какова стилистическая функция БСП в авторском варианте? Какой « любимый» знак автора? Вывод. ( Да. Автору не нужны лишние слова, союзы, союзные слова, большие тяжелые конструкции, т.к.мешают ему передать напряженность чувств героев. БСП позволяют автору кратко передать весь динамизм картины: он пришел- его ждали, но в их встрече чувствуется какая-то напряженность .Тире- «любимый « знак Бунина, часто повторяющийся не только в данном отрывке, но и во всем тексте рассказа)

Слайд 11

Задание№4«Соберите» из нескольких предложений авторское БСП. Составьте схему. Как « работают» знаки препинания? « И мы зачем-то заехали на Ордынку. Долго ездили по каким-то переулкам. Были в Грибоедовском переулке. Кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов?.прохожих не было ни души. Кому из них мог быть нужен Грибоедов?» ( И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам, были в Грибоедовском переулке; кто мог указать нам, в доме жил Грибоедов,- прохожих не было ни души, Да и кому из них нужен был Грибоедов?

Слайд 12

Вопросы. 1. На сколько интонационных частей можно разделить предложение? Почему? 2. Какова роль знаков препинания? 3. Какова роль риторических вопросов? Что за ними стоит, какая авторская мысль? ( На 2 смысловые части. Сочетание ; , : позволяет автору показать сложную и безрезультатнуб картину поиска дома Грибоедова . Важная часть предложения – риторический вопрос, в котором – авторская боль, тревога за человеческую память.)

Слайд 13

Задание №5. Конструирование БСП. Составьте БСП., соединяя попарно данные предложения. Объясните выбор знака препинания. 1. Жила она одна... Я сунул ему рубль… Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след… Пушок на ее верхней губе был в инее. Янтарь щек слегка розовел… 2. Вдовый отец ее жил в Твери. Он сокрушенно вздохнул и пропустил. Она вдруг обернулась, почувствовав это. я не мог отвести восторженных глаз от ее лица.

Слайд 14

Вопрос. Какова функция тире в предложении? 1. Тире- нервный знак. 2. Эмоционально-психологический знак. 3. Выражает глубокую паузу. 4. Интонационный знак. Иногда употребляется в нетрадиционной для него ситуации. 5. Смысловой знак- указывает на время, условие, на резкую смену событий, противопоставление, вывод, следствие, сравнение.

Слайд 15

Выводы. Обобщения. Перечислим функционально-стилистические возможности БСП . 1. БСП отличаются от союзных менее определенными смысловыми отношениями. 2. Интонационно- смысловые отношения диктуют постановку знаков препинания. 3 БСП чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях. 4. У БСП больше, чем у союзных предложений возможностей для создания выразительности. 5. БСП пластичны, они составляют простор для воображения читателя.

Слайд 16

6. В краткой форме передают всю глубину, полноту картины. 7. БСП отличаются, живостью, легкостью, простотой, изяществом, емкостью, способностью окрашивать высказывания дополнительными оттенками значений. 8. Выразительность, эмоциональность БСП используются в художественном стиле. Они способны передать тонкие смысловые оттенки. 9. В БСП наблюдается большая гибкость пунктуационной системы; наряду с обязательными правилами допускаются различные пунктуационные варианты

Слайд 17

И.А.Бунин. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть – оно Вот этот сад весенний за сараем, И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно слежу за ним. Мы мало видим, А счастье только знающим дано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

интерпретация рассказа И. Бунина "Чистый понедельник"

"Читай, чувствуй, истолковывай!"- говорю я ученику перед написанием сочинения. А как сам  учитель сможет это сделать? Судить вам....

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

Рассказ И. А. Бунина "Чистый понедельник"

Конспект урока анализа рассказа И. А. Бунина "Чистый понедельник"...