Бинарный урок (литература/география) 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Минералы Урала и сказы П. Бажова замечательно соединились в одну тему открытого урока.

http://rutube.ru/video/20498483beac989d74f8974c90b...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Урал – каменная сказка России».

Класс: 8

Вид урока - интегрированный: география  и литература

(урок- языковое исследование + урок-экспедиция)

Учителя: Н. Н. Данилова, Е. А. Стребличенко

Дата: 14.02.2014

Использованные технологии:

  1. Личностно-ориентированные;
  2. Тестовые;
  3. Здоровьесберегающие;
  4. Информационно-коммуникативные;
  5. Игровые

Цели урока:

  1. Воспитательная:

развивать любовь к родине, гордость за свою страну; чувство товарищества.

  1. Развивающая:

развивать самостоятельность мышления; уметь аргументировать свою точку зрения; совершенствование коммуникативных навыков.

  1. Обучающая:

 получение новых знаний в различных формах.

Конспект урока:

1. Вступительное слово учителя географии:

- Ребята, вам так не показалось, что  сегодня  урок начинается не так, как всегда? Что необычного в начале урока вы заметили?

 (ответы детей о необычной ситуации, когда два учителя в классе и оборудование урока на два предмета)

 Звучит музыка в народном стиле (для создания настроя). Через 30 секунд открывается экран со слайдами (1-7)

Учитель географии:

- Как вы думаете, какая тема сегодня будет обсуждаться? Почему именно такие слайды задают тему урока?

(Ответы детей о недавно начатой теме  «Уральские горы».   Бажов же ассоциируется с уральскими сказами, тем более, что недавно его творчество рассматривали на уроке литературы в связи со 135-летием со дня рождения писателя)

Учитель географии: Цель нашего урока – доказать, что Урал – это красивый богатый край, которым мы – россияне – можем гордиться. 

На протяжении двух уроков мы будем обмениваться информацией. Пожалуйста, подумайте, как в жизни каждому человеку могут пригодиться полученные сегодня знания  (запись на доске).

А раз урок у нас необычный, то и оценки вашим ответам будут необычными. За интересные содержательные ответы на вопросы, за активность и глубокие знания вы будете получать специальные «карточки горного мастера».

А после подведём итоги и выставим отметки.

 Так что же такое Урал? ( ответы ребят)

В переводе с  тюркского «Урал» означает «пояс».

 Как только не называют эти горы: в античные времена – «Рифейские горы», до XVII века – «Каменный пояс», сейчас «… Опорный край державы…», «Кузница страны», «Хребет русской обороны», «Кладовая страны».

Вопрос классу: Почему Урал имеет столько различных названий?

(работа с картой: местонахождение Урала)

Вопрос: С чем у вас ассоциируется Урал? (Бажов)

Учитель литературы:

-  Богатство народного языка, воспевание человека труда – всё это для нас открывают сказы Павла Петровича Бажова. Возьмите тетради по литературе и запишите тему урока ««Урал – каменная сказка России».  

А  какой слайд символичен и для урока литературы, и для урока географии? (Ответы о раскрытой  малахитовой шкатулке, так как она символизирует и природное богатство Урала, и богатство литературное. Недаром же книга со сказами Бажова называется «Малахитовая шкатулка»).  

Викторина (8-18 слайды)

А что вы можете ещё дополнить? Чем особенно прославился писатель?

После разговора о писателе. Входит Данила-мастер, обходит,  молча, кабинет.

Данила: Базится мне, будто Огневушка-поскакушка вихляется.  Вишь, точно – она.  А сама-то вострошарая, зорит беспрестанно.  Где появится, там и жужелка.  

 Огневушка:

Что ты, молодец, там кышкаешься?  

Данила:

 Стурял  я  пимешки да одну обманку нашёл.  Помучнел я совсем.   Пособлила б ты мне, девица.

Огневушка:

Какой шибкий-то.   Пособлить тебе смогу, если робяты  растолмачат, о чём мы говорили. Они, чай, и не вразумели ничего. Сбают – награжу, а не сбают – камчи устрою да  утурю.

Данила обращается к ребятам:

Ладом, робяты, пособите. А я уж вас отблагодарю.

На доске открывается слайд 19. После короткого просмотра слайд 20: диалог Д. и О., а дети должны пересказать современным языком.

Огневушка:

Правильно сказали.  Можешь брать, Данила,  чудо-пимешки от самой Хозяйки медной горы.

 Далее  урок ведут Данила и Огневушка.

Данила:

На Среднем Урале едва ли найдётся уголок, где бы ни побывал, о котором бы не знал Павел Петрович Бажов, неутомимый добытчик устного речевого золота, искатель самородных сказаний, собиратель бесценных уральских слов и выражений. Он в цехах бывал, на рудниках ночевал, с бывалыми людьми знался, со стариками беседовал, ребят слушал. Во всё вникал, помечал и редкие словечки записывал, а потом использовал их в своих сказах, поэтому сказы интересны и неповторимы.  А кто знает, чем отличается сказ от сказки? (ответы ребят). А мы проверим да запишем!

(запись только правого столбца со слайда  21)

 Огневушка:

А теперь проверим, как вы знаете сказы? (викторина «Отгадай героя») слайды 22-26

Данила и Огневушка раздают карточки активным ребятам.

Учитель литературы: А кто такая - Огневушка? И что ищет Данила? Из одного ли они сказа? Готовясь к уроку, вы прочитали немало интересных историй в изложении П. П. Бажова. Хотелось бы услышать от вас более глубокое понимание прочитанного.   Возьмите в руки карандаши и откройте сказ «Горный мастер». Задание: Читать  выразительно, с уральским говором, а остальные следят и отмечают по рядам (открыт слайд 27):

  1. В сказах, как и в сказках, встречаются волшебные помощники. Проанализируйте на примере нескольких произведений – что это за герои, в чём их особенность? (группа 1)
  2. История подаётся от имени рассказчика – местного жителя, а значит и речь у него особенная, наполненная диалектными словами. Сделать анализ, с опорой на произведения (группа 2)
  3. В сказах говорится о жизни рабочих. Слова-профессионализмы нам укажут на особенности профессии людей (группа 3)
  4. А эта группа выберет наименования полезных ископаемых, упомянутых в сказах (группа 4)

 Далее отвечают.

 Сопровождение слайдов (28-29) для волшебных героев

Слайд 30 для диалектики

Слайды 31-32 для профессионализмов

Слайды 33-41 для ископаемых

Рефлексия: ( слайд 42)

В чём же секреты творчества уральского сказочника П.П.Бажова?   Делается вывод о глубине смысла и красоте языка, о воспевании трудолюбия и чистого отношения к результатам своей работы, когда «сердце радуется» (слова Данилы-мастера), вывод, что Урал – край самоцветов.

Учитель литературы: А как зовут главную волшебницу? (Хозяйка медной горы. Она чаще всего упоминается. Мастерам да хорошим людям помогает.) Что охраняет Хозяйка? (богатые запасы полезных ископаемый. Следит, чтобы люди бережно относились к природе)

Далее  Данила и Огневушка читают отрывок  из стихотворения Татьяны Фроловой (http://www.stihi.ru/2013/03/28/3699)

Утесы тонут в сизой мгле,
Наверно боги на земле,
Как тайну прячут с давних пор,
Сокровища уральских гор.

Накинет дивный свой убор
Хозяйка древних, медных гор,
Как сказочный, старинный клад,
Узорочье ее палат.

 Включаем фильм.

Входит учитель географии:

С вами, ребята мы продолжим разговор. А помощников моих (обращается к Даниле и Огневушке) я попрошу разобрать мои самоцветы. (присаживаются на пеньки и перебирают камушки).

 Вопрос классу: Какова главная причина богатства недр Урала?

Предполагаемый ответ: Главная причина богатства недр Урала объясняется интенсивной магматической деятельностью в прошлом, а также процессами метаморфизации горных пород.

Работа с картой атласа и контурной картой:

Используя карты атласа "Тектоника и минеральные ресурсы", физическую карту Урала  найдите месторождения и нанесите их условными знаками на к/к: железных  руд – Магнитогорское, Качканарское, Халиловское;

«медный пояс» Зауралья  – Красноуральское, Гайское, Сабаевское, Медногорск; месторождения руд   вольфрама, титана, ртути, марганца, никеля, золота, бокситов, платины.

Издавна Урал славится драгоценными (аметист, изумруд, сапфир, алмазы, дымчатый топаз, александрит) и поделочными (яшма, мрамор, малахит, гранит, гипс) камнями.

 По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал — один из богатейших районов мира. И об этом нам расскажет уважаемый гость – научный сотрудник, минеролог (представление гостя). Далее урок ведёт учёный: рассказывает о минералах и их свойствах.

Учитель литературы:

-Бажов, изображая Медной горы Хозяйку, богато изукрасил ее платье россыпями драгоценных камней Урала. Хозяйка медной горы является хранительницей богатств Урала.

 

 Завершающие слайды.

Е. А. Самым ярким образом сказов является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью: детали красочного портрета, одеяния, ее свиты намекают на связь героини с миром природы.

- Что роднит эту героиню со сказочной царевной?

(Необыкновенная красота, ее чудесные помощницы ящерки, которые выполняют все ее распоряжения. Живет она в подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания.)

- Рабочие побаивались хозяйку, избегали встреч с нею. Почему?

(Хозяйка медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.)  

- Что увидел Степан, побывав у хозяйки?  

 Вставка из фильма «Хозяйка медной горы»

Переход к части географии.

Н. Н. (учитель географии):

Дворец Малахитницы – сокровищница Урала, и мы сейчас заглянем в недра этого дворца и узнаем, какие месторождения там находятся, какие минералы добываются.

- Степан работает в забое, ему «помогает» Хозяйка. Какой минерал «…сыплется, ровно его руками подбрасывают»? (Малахит)

Ребята, малахит – это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко- зеленого цвета с различными оттенками (показывает образцы малахита и горных пород, минералов, добываемых на Урале).

Слайд (с малахитом)

- Посмотрите таблицу «Перечень сказов Бажова, в которых упоминаются горные породы и минералы.

- А теперь, ребята, обратите внимание на частоту названий пород и минералов.

Слайды с таблицей и слайды с камнями.

  Подробнее о минералах вам расскажет наш гость:

(Выступление кандидата геолого-минералогических наук А. Вохминцева)  

Практикум с минералами

Далее переход на практикум с использованием планшетов

 

Рефлексия:

  1. Продумайте ответ на вопрос: где могут пригодиться полученные сегодня знания?

Домашнее задание: сочинение на географическую тему или исследовательская работа (литературная или географическая) с выходом на проект (по желанию).

Современные мастера и сегодня создают уникальные поделки и украшения из уральских самоцветов, по своей художественной ценности достойные музеев.

Данила демонстрирует украшения.

К сожалению, ценные минеральные ресурсы Урала не бесконечны, а потому уже сегодня необходимо бережное отношение и рациональное использование кладовых Урала.

Вывод: Наше путешествие со сказочными героями Бажова в удивительный мир камня подходит к концу.

Ребята! Что нового Вы узнали на уроке? Чему научились?  Что Вы расскажите друзьям, родителям о сегодняшнем уроке?

Подведение итогов урока

Оценка ответов.

Комментирование домашнего задания.

 

Литература

П.П. Бажов «Уральские сказы», Москва, «Советская Россия», 1987

Е. Хоринская «Наш Бажов» ,Свердловск, 1989 г.

Журнал «Уроки литературы» №7, 2003 г.

http://ppt4web.ru/mkhk/pavel-petrovich-bazhov.html

Резерв:

 В конце второго урока можно выразительно прочитать стихотворение:

 Сокровища Уральских гор

Татьяна Фролова

Утесы тонут в сизой мгле,
Наверно боги на земле,
Как тайну прячут с давних пор,
Сокровища уральских гор.

Как будто тихий, вечный зов,
Манящий свет горы Азов,
Где самоцветами горит
След от серебряных копыт.

Накинет дивный свой убор
Хозяйка древних, медных гор,
Как сказочный, старинный клад,
Узорочье ее палат.

А если ты в пути устал,
Подарит вдруг, Колдун-Урал
Надежду – змейкой голубой,
Удачи обруч золотой.

И вспыхнет сказкою заря,
Нам радость и любовь даря,
Совьет немеркнущий венок,
Не вянет каменный цветок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в 8 классе "Площади фигур и панель рисования и редактор формул в WORDe"

Данный урок позволяет проверить знание восьмиклассниками: в геометрии формул площадей фигур, умение применять их при решении задач; в информатике умение набирать текст с помощью редактора WORD, испо...

Бинарный урок физкультуры 1 класс

Тема:«Прогулка по сказочному лесу».Задачи:1.Образовательная:- Закрепить выполнение физических упражнений для профилактики плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки при выполнении раз...

Бинарный урок физкультуры 1 класс

Тема:«Прогулка по сказочному лесу».Задачи:1.Образовательная:- Закрепить выполнение физических упражнений для профилактики плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки при выполнении раз...

Бинарный урок в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"

Бинарный урок математика-химия в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"....

Бинарный урок в 9 классе (география+история)"Экономика Сибири:прошлое и настоящее"

Тип урока бинарный, поэтому присутствуют практически все основные этапы урока. Предложенная модель урока  позволяет учащимся с помощью  различных источников информации выявить значимос...

Бинарный урок в 6 классе технология+информатика

Конспект  бинарного урока в 6 классе по технологии по теме "Интерьер жилого дома"...

Конспект бинарного урока в 8 классе ( музыка + фр.язык)

План-конспект бинарного урока в 8 классе по теме « Que vous apporte la musique? »  «Что вам дает музыка?»«Ecoutez le guitariste et fermez les yeux…».Учитель: Кудрявцева Ж. А.(французски...