Как писать сочинение «Бал в доме Фамусова».
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

По произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума"  Маранцман В.Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_sochinenie_bal_v_dome_famusova.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Как писать сочинение

Вам предложена тема «Бал в доме Фамусова». С чего начать работу над ней?

Пожалуй,   прежде  всего  предстоит определить, какой вопрос вы будете решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Выбор этого основного вопроса очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст вашей работе цельность и сосредоточенность.

Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же грозен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас,' когда мы размышляем над третьим действием комедии. Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах собрании московских бар?

В сцене бала конфликт Чацкого с фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого. Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при разборе третьего действия.

И еще одно обстоятельство, которое мы должны обдумать, прежде чем приступать к детальной разработке темы. Каково самое общее решение основного вопроса сочинения для нас, каким светом мы озарим все происходящее? В сущности, это вопрос об эпиграфе — о концентрированном и образном решении темы сочинения в первых строчках, открывающих его. Что для нас здесь важнее: комический или трагедийный план темы? Если главное внимание автор сочинения сосредоточит на сатирической характеристике гостей Фамусова, то эпиграф должен сразу заявить об этом. И тогда можно взять, например, строки из пятой главы «Евгения Онегина» (мы еще не изучали творчество Пушкина, но его роман в стихах «Евгений Онегин» вы, конечно, прочитали):

Соседи съехались в возках,

В кибитках, бричках и в санях.

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей...

Еще острее, непримиримее строки из седьмой главы «Евгения Онегина»; эти строки способны передать общий портрет гостей Фамусова и отношение к ним Чацкого:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Всё в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки...

Но если мы пишем сочинение о драматическом поединке Чацкого с фамусовской Москвой, лучше взять строки из восьмой главы «Евгения Онегина», где Пушкин защищает своего «странного спутника», героя романа:

Зачем же так неблагосклонно

Вы отзываетесь о нем?

За то ль, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем,

Что пылких душ неосторожность

 Самолюбивую ничтожность

 Иль оскорбляет, иль смешит.

Что ум, любя простор, теснит,

Что слишком часто разговоры

 Принять мы рады за дела,

Что глупость ветрена и зла,

Что важным людям важны вздоры

И что посредственность одна

Нам по плечу и не странна?

Итак, в эпиграфе найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, его неизбежность и его причины.

В сцене бала конфликт достигает наибольшей остроты, но рождается он раньше, заметен уже в первых двух действиях комедии. И потому сочинение мы можем начать с выяснения непримиримости Чацкого к устоям фамусовского дома. Таким образом, мы начинаем думать о плане нашего сочинения. Первый пункт этого плана, если следовать мысли, которая сейчас возникла у нас, может быть такой: «Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусовых?»

Третье действие комедии открывается двумя диалогами, по остроте и напряженности похожими на поединки. Разговор Чацкого с Софьей и встреча с Молчалиным предваряют картину званого вечера в доме Фамусовых не случайно. В этих двух диалогах — предчувствие полного разрыва с фамусовской Москвой. Оба собеседника Чацкого (и Софья и Молчалин) уходят от разговора с ним, прячутся в холодном отчуждении. И только «раз в жизни притворившись», спрятав свое истинное лицо,    Чацкий    добивается    от    них «истины два слова».

Озаглавив основную часть сочинения словами Чацкого «Мильон терзаний» (их-то и взял для названия своей статьи Гончаров), первыми пунктами плана этой части мы делаем следующие:

1.  «Кто разгадает вас?»

2. «С такими мыслями, с такой душою — любим!»

Далее нам предстоит заняться самой сценой званого вечера. Наверное, мы попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем каждый из них приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен. Но не менее важно обдумать, что объединяет их всех, почему уже при первой, мимолетной встрече с каждым Чацкий успевает их раздражить, чем он восстанавливает всех против себя. Уяснив это, посмотрим, как разрастается снежный ' ком сплетен, как и почему гости поверили слуху, как они боятся призрака, созданного их собственной клеветой, как объясняют себе причины «сумасшествия» Чацкого.

И, наконец, нам надо услышать тоскующий и возмущенный голос героя в его монологе, завершающем действие.

Чем же закончить сочинение? Как ввести конкретный разбор сцены из грибоедовской комедии в план общих размышлений о жизни? Может быть, стоит подумать над тем, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой хорошо обеспеченных бездельников? Может быть, стоит подумать о предшественниках и наследниках Чацкого в литературе?

Итак, вот наш план к сочинению «Бал в доме Фамусова»:

  1. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?
  2.  II. «Мильон терзаний...»

1. «Кто разгадает вас?»

2.  «С такими чувствами, с такой душою — любим!»

3. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

4.  «И     хо-ло-стой?»     («Танцовщики ужасно редки стали!»)

5. «Завистлив, горд и зол!» («Сказала что-то я — он начал хохотать».)

6. «С ума сошел!»

7. «Ученье — вот    чума,    ученость — вот причина...»

      8. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

В нашем плане подпункты основной части озаглавлены репликами персонажей комедии. Это сообщает им выразительность, образность, многозначность. Но в то же время не всем с первого взгляда откроется в этих репликах логика, по которой строится сочинение. В целях большей четкости, прояснённости плана можно определить подпункты своими словами (однако при этом не будем надеяться на их полную однозначность с цитатами):

1. Попытка притвориться.

2. Молчалин,    поучающий    Чацкого.

3. Гости.

4. Выставка нарядов и поиски женихов, б. Дерзкий смех Чацкого.

6. Слух о сумасшествии.

7. Раздражение     и     страх     гостей.

8. Одиночество.

Такой план выиграл в ясности, но потерял в яркости и многозначности. Однако и в том и в другом варианте план поможет вам «выстроить» сочинение, не потерять связующую нить размышлений над третьим действием комедии. Теперь можно писать...

После того как сочинения написаны, обменяйтесь ими с товарищами по классу и затем обсудите их. Чтобы прояснить круг требований к сочинению, сформулируем вопросы, которые помогут вам оценить работу товарища:

Соответствует ли эпиграф теме и содержанию сочинения? Соразмерны ли и как связаны вступление, основная часть и заключение? Доказательно ли развитие мысли? Как используется в сочинении текст произведения? Является ли сочинение размышлением над литературными фактами или лишь изложением их? Какова степень самостоятельности мыслей автора работы? Нет ли прямых заимствований из учебника, незакавыченных цитат из критических статей? Как проявился в сочинении автор работы (открываются ли в сочинении его вкусы, характер, симпатии и антипатии)? Что можно сказать об образности стиля сочинения? Есть ли в сочинении собственные элементы художественной речи? Как оформлено сочинение? (Красная строка при введении новой мысли, место эпиграфа, аккуратность, четкость почерка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

Бал в доме Фамусова

Материал к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"...

Урок-театр. А.С. Грибоедов "Горе от ума".Бал в доме Фамусова.

Цели : помочь определить главный конфликт комедии, организовать дисскусию, разрешающую конфликт пьесы, развивать навыки актерского исполнения роли....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...