«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Жуковец Татьяна Николаевна

 Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения в тексте номинативной (объективно-логической) лексики, которая отражает движение объективной информации в тексте; выделения оценочной  лексики, которая позволяет понять идею, замысел автора текста. Интерпретационные умения позволяют обучающимся  формировать собственную позицию в отношении идейной составляющей текста, оценивать стилевые особенности текста, развивать субъектность, что является фактором интеллектуальной независимости школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plat._dopol._uslugi_sochinenie_10.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования  администрации г.Южно-Сахалинска

МБОУ Гимназия № 1 им.А.С. Пушкина

                                                                                                                                           

CОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

_______________    / Жуковец Т.Н./

 Протокол №___от__________20 __г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии №1 им.А.С.Пушкина

____________________Боку Сен Ок

«___» _____________ 20  __ г.              

                                                                                             

РАССМОТРЕНО

на заседании Совета развития гимназии                                                                                                                                                                                                        

Протокол  №___ от «____»__________ 20  __г.  

 

                                                                                                                                                     

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

«Текс как вершина речевой культуры»

(дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов

к написанию итогового сочинения)

10 класс

   

                                                                                             

                                                                               

   

Южно-Сахалинск

2014-2015 учебный год

2. Пояснительная записка

2.1. Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения в тексте номинативной (объективно-логической) лексики, которая отражает движение объективной информации в тексте; выделения оценочной  лексики, которая позволяет понять идею, замысел автора текста. Интерпретационные умения позволяют обучающимся  формировать собственную позицию в отношении идейной составляющей текста, оценивать стилевые особенности текста, развивать субъектность, что является фактором интеллектуальной независимости школьников.

2.2. . Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-х классов и рассчитан на 32 часа (2 часа в неделю).

2.3. Цель: формирование текстовой компетенции обучающихся.

Задачи:

-освоение приемов анализа текста;

-формирование понятийного аппарата;

-освоение особенностей текста различной типологической и стилевой принадлежности;

-освоение различных видов интерпретации текста;

-совершенствование метапредметных умений (сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);

Каждое занятие имеет  комплексный характер: теоретическая часть (освоение новой информации на основе широкой научной информационной базы: справочная литература, тематические исследования); практическая часть (формирование  аналитических и интерпретационных умений на основе выполнения учебных заданий).

2.4. Тематический план.

п/п

                                                               Тема

Количество часов

1.

Текст как объект анализа и интепретации

6

2.

Информационная обработка текста

2

3.

Содержание и форма текста

10

4.

Типологическая принадлежность текста

4

5.

Стилевая принадлежность текста

4

6.

Комплексный анализ текста и интерпретация

6

2.5. Содержание  учебного предмета.

Содержание учебного курса

Тема 1.Текст как объект анализа и интепретации (6 ч).

Понятие об анализе и интерпретации текста. Текст и уровни его восприятия. Движение объективной информации в тексте. Ключевая лексика номинативная. Замысел и идея. Ключевая лексика оценочная. Тема и идея текста. Понятие о микротеме.

Тема 2.Информационная обработка текста (2 ч).

Основные языковые и содержательные приемы: исключение, соединение, замена. Виды средств связи: повторы, замены, связки.

Тема 3.Содержание и форма текста (10 ч).

Категории содержания и формы. Идейно-содержательное ядро текста. Изображенный мир. Деталь. Виды детали (символ и подробность).

Изобразительно-выразительные средства языка. Синонимия, паронимия.

Композиционные приемы. Композиция внешняя, внутренняя. Композиция персонажей, образов, речи, сюжета.

Тема 4. Типологическая принадлежность текста (4 ч).

Типологическая принадлежность текста. Текст описание. Текст-повествование. Текст-рассуждение. Аргументация.

Тема 5. Стилевая принадлежность текста (4 ч).

Понятие стиля. Стиль научный и его подстили. Стиль публицистический. Стиль художественной литературы.

Тема 6. Комплексный анализ текста и интерпретация (6 ч).

Комплексный  (филологический) анализ текста. Лингвистический аспект. Комплексный анализ текста. Литературоведческий аспект. Интерпретация текстов разной родо-жанровой принадлежности. Интерпретация текста художественного (рассказ, стихотворение). Интерпретация публицистического текста.

2.6. Система оценки планируемых результатов.

Основными формами организации платных образовательных услуг по русскому языку являются как теоретические, так и практические занятия, тренинги.

Возможны различные формы контроля.

 Возможна рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов.  Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности.

2.7. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

-понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию;

-уметь выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста;

-последовательно излагать собственные мысли, оформлять текст сочинения-рассуждения;

-уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах.

2.8. Перечень учебно-методических средств обучения, включающий основную и дополнительную литературу для учащихся и для педагога.

Литература

1.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

2.Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие/ А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред. Н.А. Сениной, - Ростов н/Д: Легион, 2014.

3.Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ авт. С.И. Красовская, М.И. Шутан, Е.А. Певак и др., - М. Просвещение, 2015.

                         

Календарно-тематический план 

Предмет: Литература «Текс как вершина речевой культуры».

Класс: 10-С кл.

Учебный год: 2014-2015

Учитель: Жуковец Татьяна Николаевна

№ п/п

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Корректировка

Тема 1.Текст как объект анализа и интерпретации ( 6ч).

1.

Понятие об анализе и интерпретации текста.

1

2.

Текст и уровни его восприятия

1

3.

Движение объективной информации в тексте.

1

4.

Ключевая лексика номинативная. Ключевая лексика оценочная.

1

5.

Замысел и идея. Тема и идея текста.

1

6.

Идейно-тематическое ядро текста. Понятие о микротеме.

1

Тема 2.Информационная обработка текста (2ч).

8.

Основные языковые и содержательные приемы: исключение, соединение, замена.

1

9

Виды средств связи: повторы, замены, связки.

1

Тема 3.Содержание и форма текста (10 ч).

10.

Категории содержания и формы.

2

11.

Идейно-содержательное ядро текста.

2

12.

Изображенный мир. Деталь. Виды детали (символ и подробность).

2

13.

Изобразительно-выразительные средства языка. Синонимия, паронимия.

2

14.

Композиционные приемы. Композиция внешняя, внутренняя. Композиция персонажей, образов, речи, сюжета.

2

Тема 4. Типологическая принадлежность текста (4 ч).

15.

Типологическая принадлежность текста.

1

16.

Текст-описание.

1

17.

Текст-повествование.

1

18.

Текст-рассуждение. Аргументация.

1

Тема 5. Стилевая принадлежность текста (4 ч)

19.

Понятие стиля. Стиль научный и его подстили.

1

20.

Стиль научный и его подстили.

1

21.

Стиль публицистический.

1

22.

Стиль художественной литературы.

1

Тема 6. Комплексный анализ текста и интерпретация (6 ч).

23.

Комплексный  (филологический) анализ текста. Лингвистический аспект.

1

24.

Комплексный анализ текста. Литературовеческий аспект.

1

25.

Интерпретация текстов разной родо-жанровой принадлежности.

1

26.

Интерпретация текста художественного (рассказ, стихотворение).

1

27.

Интерпретация публицистического текста.

2

2. Пояснительная записка

2.1. Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком. Обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

2.2. Место учебного предмета в учебном плане.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-х классов и рассчитан на 32 часа, 2 часа в неделю.

2.3. Цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета.

Цель:

- овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

- развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

-формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

-формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

-овладение нормами русского литературного языка;

-обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

-обучение работе над сочинением;

-воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова

2.4. Тематический план.

10 класс (32ч.)

п/п

                                                               Тема

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

2.5. Содержание  учебного предмета.

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)

Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном и публицистическом текстах (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Морфемика и словообразование (2 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (16 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания морфем: приставок, корней, суффиксов.  Правописание корней. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е – Э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок). Группы корней с чередованием гласных4 корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска-дощатый, очки-очечник).Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль мофемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

     Синтаксис и пунктуация (20ч)

Тема 6. Словосочетание. Простое предложение. (9 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение (9 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочиненные предложения.Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Использование сложносочиненных предложений в художественном и публицистическом текстах. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном и публицистическом текстах. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Проблематика. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и сжатое изложение. Создание текста и его редактирование. Знаки препинания в связном тексте. Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекстов. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

2.6. Система оценки планируемых результатов.

  Основными формами организации платных образовательных услуг по русскому языку являются как теоретические, так и практические занятия, тренинги.

Возможны различные формы контроля.

     Возможна рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов.  Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности.

2.7. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребленные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Фонетический анализ слов. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

Морфемика и словообразование. Владеть приемами морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава; пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексика и фразеология. Пользоваться разными видами словарей; проводить анализ художественного и публицистического текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический  анализ текста.

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

2.8. Перечень учебно-методических средств обучения, включающий основную и дополнительную литературу для учащихся и для педагога.

Литература

Для учащихся  

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014:учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.– Ростов н/Д, 2013.  

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

                         

Для учителя

Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 2007.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2008

Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 2002.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.,2000.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 2005.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М., 1996.

Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М.. 1970.

Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-11-й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной.- Изд.2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2014

Календарно-тематический план 

Предмет: Русский язык

Класс: 11-е кл.

Учебный год: 2014-2015

Учитель: Жуковец Татьяна Николаевна

№ п/п

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Корректировка

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. 6ч.

1.

Смыслоразличительная роль звука в слове.

3

2.

Трудности фонетического анализа слов

2

3.

Особенности словесного ударения в русском языке. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

1

Раздел  2. Лексика. 3ч.

4.

Особенности лексического состава слов

1

5.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

6.

Трудности лексического анализа текста

1

Раздел  3. Морфемика и словообразование. 2ч.

7.

Трудности при морфемном анализе слов.

1

8.

Способы словообразования.

1

Раздел  4. Морфология 5ч.

9.

Система самостоятельных частей речи в русском языке.

1

10.

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

11.

Служебные части речи.

1

12.

Правильное употребление служебных частей речи.

1

13.

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

1

Раздел 5. Орфография 16ч.

14.

Система правил правописания.

2

15.

Правописание приставок. Трудности правописания приставок.

2

16.

Виды орфограмм в корне слова.

4

17.

Трудные случаи правописания суффиксов.

4

18.

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

2

19.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

2

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация 20ч.

6.1. Словосочетание. Простое предложение 9ч.

20.

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний.

1

21.

Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

1

22.

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения.

1

23.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

24.

Тире в простом предложении.

1

25.

Вводные слова и предложения.

1

26.

Обособленные члены предложения.

1

27.

Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.

1

28.

Уточняющие члены предложений.

1

6.2. Прямая речь. Диалог. Цитата 2ч.

29.

Прямая речь. Косвенная речь.

1

30.

Диалог. Цитаты.

1

6.3. Сложное предложение 9ч.

31.

Сложносочинённое предложение.

1

32.

Трудные случаи постановки знаков препинания ССП.

1

33.

Сложноподчиненные предложения.

1

34.

Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП.

1

35.

Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП.

1

36.

Трудные случаи постановки знаков препинания в БСП.

1

35.

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

3

Раздел 7. Текст и его особенности 12ч

36.

Текстоведение.

1

37.

Способы связи предложении в тексте

1

38.

Стили речи и их особенности.

1

39.

Типы речи и отличительные особенности

1

40.

Текст и его анализ.

1

41.

Выразительные средства языка

1

42.

Сочинение-рассуждение

1

43.

Этапы создания текста. Проблема текста.

1

44.

Комментарий и аргументация.

2

45.

Редактирование текста

1

46.

Грамматические и речевые ошибки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...

Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения

Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения разработана мною в 2015 году, когда надо было научить десятиклассников писать выпускные сочинения. Программа рассчитана на 16 ...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

Методика подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового сочинения по литературе.

Статья содержит описание опыта работы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе. Материал статьи может быть полезен всем преподавателям литературы, так как содержит описание методики о...

Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочиненияв 2019-2020 учебном году...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...

«Подготовка к написанию итогового сочинения». Программа элективный курс

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...