Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Соболева Наталья Владимировна

Продолжение знакомства с произведением Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Конспект урока с презентацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Цель урока: продолжить знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомиться и анализировать произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Коррекционная: корригировать умение анализировать, внимание, память, технику чтения; развивать ассоциативное мышление.  

Воспитательная: воспитывать

         - взаимопонимание и взаимопомощь при выполнении заданий;

         - положительную мотивацию к чтению художественной литературы;

         - продолжить формировать адекватную самооценку учащихся.

Оборудование: карточки разно уровневые для выполнения задания, карточки для оценивания своей деятельности на уроке; иллюстрации (относящиеся и не относящиеся к произведению); использование ИКТ технологий, презентация для урока  «Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»».

Межпредметные  связи: письмо;

используемые методы: тренинг, частично-поисковый метод, словесные, наглядные, практические.


Сценарий урока

время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 мин.

1.Организационный момент:

Для учителя:

  • настроить учащихся на урок;
  • проверить подготовку и настрой учащихся на урок чтения.

Слайд № 1-2

Для учащихся:

  • проверить свою готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Урок чтения. Тема нашего урока: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Проверьте всё ли готово к уроку

(текст Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», дневники).  Всё это лежит аккуратно на ваших партах.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно готовятся к уроку, проверяют всё ли необходимое лежит на партах.

Помогают подготовиться к уроку более слабым  учащимся класса.

Мартынов Д., Пальмира Д. с дозированной помощью проверяют готовность к уроку

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с  помощью учителя и учащихся первого уровня проверяют готовность к уроку.

7 мин.

2.Проверка домашнего задания:

Для учителя:

  • проверить знания учащихся о биографии и произведении Л.Н. Толстого.

Слайд № 3

Для учащихся:

  • выделить лишнее из предложенных учителем названий.

- На прошлом занятии мы с вами знакомились с биографией Л.Н. Толстого и первой частью его произведения «Кавказский пленник». Давайте узнаем получилось ли у нас всё запомнить.

Показывается слайд, учителем даётся инструкция: «Посмотрите внимательно на написанное, всё ли здесь относится друг к другу или есть что-то лишнее. Назовите лишнее. Почему остальное можно оставить?»

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно  выполняют задание предложенное на слайде, по возможности помогают выполнять задание более слабым учащимся класса.

Мартынов Д., Пальмира Д. с дозированной помощью выполняют задание предложенное на слайде.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. пассивно слушают, повторяют ответы за более сильными учащимися .

9 мин.

3.Актуализация опорных знаний и представлений.

Для учителя:

  • подготовить учащихся к чтению с помощью таблицы Шультэ;
  • вспомнить героев произведения.
  • корригировать мышление, внимание, память.

Слайд № 4-6

Для учащихся:

  • тренировать скорость чтения с помощью таблицы Шультэ;
  • вспомнить героев произведения.
  • попробовать найти иллюстрации, подходящие произведению, месту действия, персонажам.

- Предлагаю вам потренироваться в скорости чтения. Посмотрите на слайд. Вы видите таблицу с буквами, вам надо назвать буквы в алфавитном порядке. Задание для вас новое, не торопитесь, выполняя его, главное правильно назвать алфавит.

- Вспомним героев произведения. Посмотрите на следующий слайд. Нужно поднять карточку соответствующую первому, затем второму отрывку текста.

- На доске находятся картинки, уберите те, которые по вашему мнению не подходят для иллюстрирования данного произведения, аргументируйте свой выбор.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно называют буквы в алфавитном порядке; показывают соответствующую карточку с именем героя для каждого из отрывков; убирают ненужные картинки с доски. Объясняют свой выбор. Помогают своим товарищам в выполнении заданий.

Мартынов Д., Пальмира Д. с min  помощью называют по порядку буквы в алфавитном порядке, показывают соответствующую карточку с именем героя для каждого из отрывков; убирают ненужные картинки с доски. Объясняют свой выбор.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с мах помощью называют буквы в алфавитном порядке, показывают соответствующую карточку с именем героя для каждого из отрывков; убирают ненужные картинки с доски.

3 мин.

4.Физ. минутка.

Для учителя:

  • предупреждение гиподинамии у учащихся.

Слайд № 7

Для учащихся:

  • переключиться с деятельности, на деятельность.

- Мы долго и слаженно работали, давайте немного отдохнём: выполняется физминутка для глаз.

Демонстрируются физ. минутка, учитель комментирует сложные моменты, следит за выполнением.

10 мин.

5.Закрепление учебного материала.

Для учителя:

  • продолжить знакомство с произведением;
  • разъяснить непонятные термины.

Для учащихся:

  • продолжить знакомиться с произведением;
  • стараться понимать прочитанное

- Мы с вами вспомнили немного первую часть произведения. Продолжим читать 2 его часть. Чтение по цепочке. Пояснение непонятных слов, сразу же во время чтения.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно читают, следят по тексту за чтением остальных учащихся.

Мартынов Д., Пальмира Д. читают текст, следят по тексту с помощью учителя.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. пассивное слушание произведения.

4 мин.

6. Итог урока и оценки.

Для учителя:

  • подвести итог и оценить работу учащихся на уроке;
  • продолжить формирование адекватной самооценки учащихся.

Слайд № 8

Для учащихся:

  • Оценить свою деятельность.

Наш урок подходит к завершению, давайте оценим свою работу на уроке, с помощью карточек-кружочков лежащих на вашем столе, поднимите ту карточку, которая по вашему мнению соответствует вашей работе на уроке:

 активно работал на уроке

 работал на уроке

 пассивно работал на уроке

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно оценивают свою работу в классе,  по возможности помогают оценить работу на уроке более слабым учащимся.

Мартынов Д., Пальмира Д. с min  помощью оценивают свою работу на уроке.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с maх помощью учителя и учащихся 1 уровня оценивают свою работу на уроке.

5 мин.

7.Задание на дом.

Для учителя:

  • Добиться выполнения задания с учётом психофизических особенностей учащихся.

Слайд № 9

Для учащихся:

  • Попробовать максимально выполнить д/з.

Учитель даёт задание на дом и объясняет алгоритм его выполнения.

Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С.: чтение и пересказ 2 части «Кавказского пленника»

Мартынов Д., Пальмира Д.: чтение 2 части «Кавказского пленника»

Егорову И., Топалэ Е., Левой К. пассивное слушание 2 части «Кавказского пленника»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Слайд 2

Выдели лишнее: Ясная Поляна «Кавказский пленник» А.С. Пушкин Л.Н. Толстой

Слайд 3

Т Б Ф Г И Л Ц Е Х Р Д М А С Н Ш З У К Ж П Ё О Ч В

Слайд 4

Вставь нужную фамилию: «А … - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет». А … хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Костылин Жилин

Слайд 5

Выберите картинки подходящие к произведению «Кавказский пленник» Задание

Слайд 7

Самооценка активно работал на уроке работал на уроке пассивно работал на уроке

Слайд 8

Домашнее задание Читать «Кавказский пленник» 2 часть



Предварительный просмотр:

2)        Жилин

1)     Костылин

2)        Жилин

1)     Костылин

2)        Жилин

1)     Костылин

2)        Жилин

1)     Костылин

Жилин

Костылин

Жилин

Костылин

Жилин

Костылин

Жилин

Костылин

Жилин

Костылин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по теме: «Л. Н. Толстой “Кавказский пленник» (1 глава)

На уроке по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»  формируются умения и навыки составления сравнительной характеристики главных героев – Жилина и Костылина. В ходе урока учащиеся учатся выявлять...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.

Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.    Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.   Используемые технологии: ИКТ-технологи...

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика

Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....