урок литературы в 7 классе на тему: " Особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Глава II – «Гроза»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе по повести Толстого Л.Н. "Отрочество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx48.59 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx632.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. 7-й класс. " Особенности образа грозы в  повести Л.Н.Толстого  «Отрочество». Глава II – «Гроза»

Горбунова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература 

Вид урока :комбинированный .
Тип урока: формирование новых знаний.

Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая; словесный, практический – работа с текстами, составление кластера ,фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оборудование урока: музыкальное сопровождение А.Вивальди «Гроза», компьютер,экран, мультимедийный комплекс; текст повести Л.Н.Толстой «Отрочество» 2 глава, презентация.

Цели урока:

  • учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в  повести Л.Н.Толстого  «Отрочество». Глава II – «Гроза» ; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст; 
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников; 
  • воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе. 

                                                                                                              Эпиграф:

                                                                                                                         «Каждое художественное слово… тем-то и      

                                                                                                                          отличается от нехудожественного,      

                                                                                                             что вызывает бесчисленное множество мыслей,

                                                                                                                                               представлений, объяснений».

                                                                                                                                                                           Л.Н. Толстой.

Вопросы:

Определите тему текста и её отражение в название главы.

С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.

Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.

На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.

Как можно представить композицию повествования.

Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

Ход урока

I стадия. Вызов .Мозговой штурм.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся знания, умения и  навыки в связи с изучаемым материалом;
  • пробудить познавательный интерес к изучаемому    материалу;
  • помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.
  1. Вступительное слово учителя. Мы  продолжаем  знакомство с  главами  трилогии Л.Н.Толстого «Отрочество». И я предлагаю начать с прослушивания с музыки.  ( Звучит музыка А.Вивальди «Гроза» , презентация  слайдов на тему «Гроза» )

- Что это за музыка, как вы ее поняли, охарактеризуйте , подберите эпитеты. (Запись на доске: грозная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

        В ходе работы над  произведением Л.Н.Толстого «Отрочество»  мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром,  как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель,  рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами цель урока. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Особенности грозы. Формулирование обучающимися цели урока.)

 ИТАК, цель нашего урока- выявить особенности образа грозы в  повести Л.Н.Толстого  «Отрочество».

-  Что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Л.Толстого?

-– Какие чувства испытывали вы, читая “Грозу”?

- Перечитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого?

Гроза как властная, грозная стихия, в то же время освежающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

- Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу?

 -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Гроза»?

Составление кластера  «Гроза-это..»

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Коммуникативные- воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Знать содержание второй главы  повести, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

 

2.Проверка результативности работы в группах. Стадия рефлексии (размышления). При этом учащиеся друг другу могут

задавать вопросы. В ходе анализа текста происходит смена слайдов.

Ответы учеников:

II стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)

Задачи:

  • Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.
  •  (методический  прием -инсерт).  1.Прочитаем страницы, рассказывающие о грозе, и попробуем разобраться, как изображает художественный образ грозы Л.Н.Толстой.

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Познавательные –  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

 Коммуникативные – выбирать вид  пересказа в соответствии с поставленной целью.

Знать содержание второй главы  повести, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

Информационные- поиск и выделение необходимой информации в тексте.

 Коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания, « удерживать» логику повествования

Регулятивные- оценивать результаты деятельности ( своей, чужой)

Знать содержание второй главы  повести, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение  к изображаемому.

 

1.Анализ  второй главы. Запись выводов в тетрадь.

Фронтальная беседа по вопросам:

-Почему именно так называется вторая глава повести ?

  • В какой мере название главы отражает ее тему?
  • С чьей точки зрения ведется повествование? Как это выражено грамматически?(форма 1 лица местоимений я, мы(=я и другие).
  • Как отражается в повествовании развитие происходящего во времени: что было сначала, потом и наконец?
  • На какие части можно разделить текст с точки зрения развития основной темы? Назовем микротему каждой части и ключевые образы.( 5 частей: 1абзац-«Предчувствие грозы»; ее  микротема- состояние мира природы и человека в ожидании грозы; ключевые образы- солнце, пыль, томление и страх. 2 абзац-«Гроза надвигается».3,4,5абзацы-«Бричка сломалась». 4 часть (от слов «Тревожные чувства тоски и страха ..до слов за равномерным шумом дождя. Абзацы 6,7,8,9 и 10-«Гроза в разгаре» 5 часть заключительная «Но вот дождь становится мельче…»

-Попробуем проанализировать описания, развертывающиеся в выделенных частях; определим направленность описаний и средства художественной образности.

-Какими средствами задается направленность описания обстановки в выделенных частях ? Найдите слова и выражения, передающие состояние Николеньки и его оценочные характеристики.

-Какими средствами создаются ключевые образы? ( примеры эпитетов).

-Как эти образы развиваются. За счет чего пейзаж становится динамическим?(употребление глаголов наст.вр., указательная частица  вот , эпитеты).

Задание группам: Выписать цветовые и звуковые эпитеты.

-Как изображается динамика грозового грома, какой он в начале и в конце 1 части?

Выразительное чтение 1 части

-Как развивается образ грозы  во второй и третьей части? По какому принципу 3-я часть соотносится со 2-ой?(контраст).

Лексическая работа. Определите значение слова: «Контраст».

Задания группам:  словесное рисование «Изменения, происходящие  на земле и в небе во время грозы».

-Какую из этих частей можно назвать кульминационной и почему?

-Какую роль  играет образ нищего?(усиливает чувство страха)

Устное рисование портрета нищего.

-Что этим образом хотел сказать автор?  

-Как передается мощная власть грозы?

-Какими средствами изображается дождь?

Рассмотрим развитие образа грозы в последней части текста. Какой принцип лежит в основе соотнесения  4 и 5 частей?(зеркальный).

 Лексическая работа. Определите значение термина: «Принцип зеркала».

 Какие ключевые образы, какими средствами передается состояние природы и человека?

-Чьими глазами мы видим грозу?

- Какую роль играет эта  глава  в раскрытии состояния героя-повествователя?.

Ответы учеников: анализ эпизодов, выразительное чтение,  запись выводов в тетрадь.

-Какой вы увидели грозу?(Гроза представлена как властная и грозная стихия, в то же время освежающая весь мир и человека.)

2.Обобщение. 

-Какие  чувства вызвала  эта  глава повести ?

– Как меняется состояние природы?

Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки.

- Как меняются чувства мальчика?

– Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы? (Счастье)

Учитель. Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями. Толстой Л.Н.. Вивальди А.описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного.

Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?(Использовал выразительные средства).

III.Рефлексия. (обобщение материала, подведение итогов)

Задачи:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал

Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

    Ваши впечатления об уроке?

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия.

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Регулятивные – анализировать  эмоциональное состояние, полученное от  успешной ( неуспешной) деятельности.

 Коммуникативные – строить монологическое высказывание.

 Ваши впечатления об уроке? 

На уроке мне …

На уроке я …

Своей работой на уроке я:
- доволен
- не совсем доволен,
Я недоволен, потому что…
А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.
 Упражнение «Синквейн». Темы для синквейна

«Ученик»

«Урок»

«Лев Николаевич Толстой»

 Домашнее задание на выбор : Рассказ от лица героя или сочинение : « Каким я увидел Николеньку Иртеньева в главе «Гроза» .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока в 7 классе по теме " Особенности природы южной, юго-западной и центральной Азии"

Данная презентация поможет сформировать у учеников понятия о нахождении данных регионов Евразии и познакомит с особенностями их природы....

Открытый урок в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Заключительный урок по теме Health and body care в 6 классе по учебнику V И.Н. Верещагина и др. с презентацией...

урок в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Данный урок знакомит с мифами и фактами, связанными со здоровьем и здоровым образом жизни, существующими в Великобритании....

План-конспект урока в 8 классе по теме "Особенности американского варианта английского языка".

Данный план-конспект содержит в себе основные цели урока, приводится используемый учебно-методический комплекс, описаны средства и методы обучения, расписан ход урока ....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....