Дистанционный урок по рассказу М.Горького "Челкаш"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Жукович Ирина Александровна

Урок предназнвчен для дистанционного обучения. Урок литературы в 8 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Глоссарий

Классическая литература - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Сюжет -  в литературе, драматургии, театре, кино — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Средства выразительности - языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами. Это такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься.

Проект – это самостоятельная творческая работа ученика, решающая определённую проблему и имеющая продукт деятельности.

Противопоставление - стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний 

Дополнительные материалы

  1. Толкование слов

Ситец – ткань фабричного производства

Пестрядь – грубая домотканая ткань

Реабилитировать - 1. Восстанавливать в правах. 2. Восстанавливать доброе имя, прежнюю репутацию.

  1. Проверь себя

ЗАДАНИЕ 1

События рассказа, раскрывающие поведение героя

Челкаш

Гаврила

  1. Появление в гавани
  2. Встреча с Гаврилой
  3. Решение взять Гаврилу на дело
  4. Обед в трактире
  5. В деле
  6. Подельники делят выручку
  7. Драка

  1. Встреча с Челкашом
  2. Рассказ о своей жизни
  3. Нанимается к Челкашу
  4. Обед в трактире
  5. В деле
  6. Подельники делят выручку
  7. Драка

ЗАДАНИЕ 2

Гаврила – крестьянин, близок к земле-матушке, пытается заработать «на стороне»

Портрет (на кого похож): молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. У него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки. Когда дело касалось денег, крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя.

Социальное положение:

бедный крестьянин. «Отец у меня умер, хозяйство малое, мать старуха, земля высосана».  В надежде заработать вынужден «пойти в зятья»

Что для него свобода:

«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»

После того, как подельники заработали деньги, у Гаврилы появляется желание «убить и ограбить» Челкаша.

     

 Челкаш – старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.

Портрет (на кого похож): 

Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. Всклокоченные черные с проседью волосы, острое, хищное лицо. Длинный, костлявый, немного сутулый, с горбатым, хищным носом, холодными серыми глазами. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

Социальное положение:

босяк. Потерял связь со своим сословием и опустился. Бывший крестьянин. «Было когда-то свое гнездо…Отец-то был из первых богатеев на селе»

Что для него свобода:   

«Главное в крестьянской жизни – это ,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…

Душа Челкаша свободна от власти денег, но он – раб другой страсти – своего самолюбия, желания управлять, властвовать над людьми

Авторское отношение:

Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и не отесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности.

  1. Персоналии.

http://www.art-drawing.ru/images/phocagallery/17/repin-ilya-e/thumbs/phoca_thumb_l_repin-ilya-199.jpg

Влади́мир Галактио́нович Короле́нко  — русский писатель украинско-польского происхождения, журналистпублицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) Фрагменты биографии Раннее творчество Материалы к уроку литературы в 8 классе

Слайд 2

Вступление ГОРЬКИЙ Максим ( настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868, в Нижнем Новгороде - умер 18 июня 1936, в Горках под Москвой - русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий и советской литературы.

Слайд 3

Происхождение Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Нижний Новгород, 1900е- годы

Слайд 4

Детство Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство"). Дом Кашириных

Слайд 5

Юность Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба". Алексей Пешков Казань 1886 - 1888

Слайд 6

Нравственные терзания Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Как никто из русских писателей, М. Горький рано столкнулся с несовершенством человеческой природы. Грубость, невежество и прочие «прелести» провинциального быта отравили душу будущего писателя ещё до того, как она созрела, но рядом с этими впечатлениями и как бы вопреки им в нём всегда жила святая вера в человека и его возможности. Алексей Пешков 1898 год

Слайд 7

Гуманизм Горького Гуманизм писателя имел бунтарские, но вместе с тем и религиозные черты. В письме к писателю С.Т. Григорьеву М. Горький высказал загадочную мысль: «Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравненно трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичной потому , что – как всегда это бывает вслед за катастрофами социальными – люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – ещё раз – о цели и смысле бытия».

Слайд 8

«Человек – это всё!» Согласно М. Горькому, человек является не «сосудом греха», как говорил Л. Толстой и другие религиозные писатели, а Вселенной, которая не нуждается в оправдании извне. Это абсолютный дух, «вещь в себе»; и Ему следует поклоняться, ибо в Нём одном – все начала и концы. «Человек – это всё! Он создал даже Бога», - писал Горький И. Репину. Л.Н. Толстой и молодой Горький Ясная Поляна

Слайд 9

Горький - романтик М. Горький отверг трезвое христианское смирение перед миром и «мудрости кротких» предпочёл «безумство храбрых». Он стал романтиком в то время, когда для романтизма, казалось бы, не было места. И этим покорил своих читателей, которые не хотели терять веру во всесилие человека, несмотря на то что ещё Ф.М. Достоевский предостерёг: «Смирись, гордый человек!»

Слайд 10

Первые публикации Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" соединяют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра ". В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова.

Слайд 11

Ранний Горький (1892 – 1905) С лета 1889 года по октябрь 1892 года юноша Пешков исходил весь юг, от Астрахани до Бессарабии, от Крыма до Кавказа. Итогом странствий по России и непрерывного процесса самообразования стал рассказ «Макар Чудра », опубликованный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «М. Горький». В те годы в творческом сознании молодого писателя сложились два художественных мира. Они причудливо и сложно переходят один в другой. Циклы: 1. Легендарно-романтический , доносящий до читателя «вкус свободы», дух новой романтики: «Макар Чудра » (1892); «Старуха Изергиль » (1895); «Песня о Соколе» (1895). 2. Босяцкий , полный натуралистических подробностей, в котором якобы нет «неба», а есть «низкие своды подвала-пещеры»: «Челкаш» (1895); «Бывшие люди» (1897); «Два босяка» (1894).

Слайд 12

Писатель и время Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи. Революционная ситуация 90-х годов придавала ему особую значительность, усиливала его воздействие на демократиче­ские слои общества, обнажала революционный заряд в произведениях молодого писателя. С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал силы, способные освободить народ. Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало страстное желание возбудить в людях действенное отношение к жизни. Ранняя героическая романтика Горького пробуждала смелые, сильные, свободные чувства и мысли, которые неизбежно сопутствуют всякому революционному перевороту

Слайд 13

Чем привлекают Горького босяки? В тяжелые годы детства Горький на себе испытал все ужасы звериного мещанского быта, да и долгие годы скитаний обогатили будущего писателя разнообразным материалом о жизни уездной, мещанской России. Он всей душой возненавидел «эту комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года». С ранних лет Горький тянулся к тому, что не укладывалось в рамки ненавистного ему мещанского мира. Он нередко приходил к выводу, что презираемые мещанами люди были в действительности умнее и благороднее добропорядочных мещан. Обращение Горького к теме босячества имело социальную осно­ву: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам,— это были преимущественно разорившиеся крестьяне.

Слайд 14

«Босячество приняло по всей стране самые неприкрытые формы. Сотни тысяч людей условиями быта были поставлены вне человеческих жилищ... Во многих горо­дах жилище босякам заменяли склепы на кладбищах, или они про­сто жили «у генерала Лопухова », то есть под лопухом в канаве. Явление было до ужаса одинаковым на огромном пространстве страны, хотя люди назывались по-разному: голяки, зимогоры , раклы посадские, жулябия, жиганы, дикари, ночные птицы, мартышки, скакуны, галахи и т. д.— некоторые их этих прозвищ уже нуждаются в расшифровке как древние письмена». В рассказах о босяках Горький не только обличил «благопри­стойное» общество, но и отразил зревшие в народе чувства и стремления, протест против лжи и фальши современной жизни, хотя и показал, что этот протест стихиен и не обретает четкие формы сознания.

Слайд 15

Рисуя образы босяков, Горький ясно видел, что они не герои и лишь в редких случаях «рыцари на час». Но в сопоставлении с людьми « нищеватого , мещанского типа» в босяке есть та «необыкновенность», которую писатель стремился обрисовать как можно ярче, выделить как можно рельефнее. В реалистических рассказах Горький не идеализировал своих героев — босяков, хорошо понимая, что «люди эти — неизлечимы», они лишь способны восхищаться героизмом. В таких рассказах, как «Два босяка», «Челкаш», «Мой спутник», «Коно­валов», «Бывшие люди», явно ощутимо стремление Горького запечатлеть то характерное, что отличает «отверженных» от сытого, самодовольно­го мещанства, от собственников и накопителей.

Слайд 16

Горький говорил впоследствии, что босяки были для него «необыкновенными людьми», потому что они «люди «деклассирован­ные»,— оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им,— утратили наиболее характерные черты своего классового облика... Я ви­дел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувству­ют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Тоска , смутные искания, томящее душу беспокойст­во, противодействие окружающему — отличительные черты этих людей. «Босяцкую» тему писатель выводит за рамки бытописательства , вскрывая социальную природу босячества, которое было результатом трагического положения народа и было связано с проблемой труда при капитализме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Спешите делать добро..." Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"

Дистанционный урок по литературе для учащихся 7 класса по творчеству А.Платонова. Рассказ "Юшка"....

Дистанционный урок по рассказу М.Горького "Челкаш"

Урок предназнвчен для дистанционного обучения. Урок литературы в 8 классе....

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...

Дистанционный урок литературы по теме «Саша Чёрный. Юмористические рассказы". 5 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения со  ссылками  на информационные ресурсы. Предложен контрольный тест....

Дистанционный урок литературы по теме "Е. И. Носов. Рассказы "Кукла", "Живое пламя".7 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения: предложены ссылки на образовательные ресурсы, приложена проверочная работа в тестовом формате...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Рассказ"

Урок русского родного языка в 5 классеДата проведения: 24 апреляТема урока: Рассказ ( параграф 108)1.Словарная работа:Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, о...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича "Не взяли на рыбалку"

Предложен материал  в помощь пятиклассникам для написания рассказа по рисунку....