Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой.
материал по литературе (11 класс) на тему

Орлова Татьяна Гавриловна

Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_montazh_po_zhizni_i_tvorchestvu.docx62.58 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный монтаж по  жизни и творчеству

Марины  Ивановны Цветаевой                                                                                     ( к уроку «Тайна имени Цветаевой» в 11 классе).

1) 26 сентября 1882 года  в Москве, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова,  родилась Марина Цветаева.

                       Красною кистью

                       Рябина зажглась.

                       Падали листья,

                       Я родилась.

                      Спорили сотни

                      Колоколов.

                      День был субботний:

                      Иоанн богослов.

                     Мне и доныне

                     Хочется  грызть

                     Красной рябины

                     Горькую кисть.

                                                        Август 1916 год

2) Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный  мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

3) Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплёскивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно- стать поэтом»,- говорила Марина.

«Марина Цветаева родилась в семье ,-писала её дочь, -являвшей собой некий союз одиночеств. Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.

Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, наполеон, Бетховен, она любила родной Трёхпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.

                           В зале.

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала…

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идёт из угла.

 Нас двое над тёмной роялью

Склонилось , и крадётся жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы ?

Темнее , чем прежде , их лица, -

Опять победители мы !

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И тёмных окончится власть.

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни…

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они !

                                                               1908-1910 годы.

5) Взрослеет Марина, а вместе с нею крепнет и её талант. В 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства Для нас он интересен как книга-предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся- как в завязи :- со своей предельной искренностью и трагизмом – и по-детски светлой книге

                                               Молитва

                 Христос и Бог ! Я жажду чуда

                 Теперь, сейчас, в начале дня !

                 О, дай мне умереть, покуда

                 Вся жизнь как книга для меня.

                 Ты мудрый, ты не скажешь строго :

                «Терпи, ещё не кончен срок»

                 Ты сам мне подал – слишком много!

                 Я жажду сразу всех дорог !

                 Всего хочу : с душой цыгана

                 Идти под песни на разбой.

                 За всех страдать пол звук органа

                 И амазонкой мчаться в бой ;

                 Гадать по звёздам в чёрной башне

                 Вести детей вперёд. Сквозь тень…

                 Чтоб был легендой день вчерашний,

                 Чтоб был безумьем  каждый день !

                 Люблю и крест, и шёлк, и каски,

                 Моя душа мгновений след…

                 Ты дал мне детство -лучше сказки

                 И дай мне смерть в семнадцать лет !

                                                 

                                                              Таруса, 26 сентября 1909 год

   6)  Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался.

 Был М. Волошин .Он оценил в цветаевских стихах главное –

 искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось

 писать о детстве из детства « Это очень юная и неопытная книга,

 писал Волошин, - её нужно читать подряд, как дневник, и тогда

 Каждая строчка будет понятна и уместна. Невзрослый стих марины,

 иногда неуверенный в себе и ломающийся , как детский голос,

 Умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. «Вечерний

 Альбом»-это прекрасная книга, исполненная истинным женским

 обаянием.»Для гимназистки это была огромная радость и

 поддержка. В Волошине , «любимом и родном Максе» она нашла

друга на всю жизнь.

Чтение стихотворения «К вам душа так радостно влекома…»

                    К Вам душа так радостно влекома !

                    О, какая благодать

                    От страниц «Вечернего альбома» !

                    (Почему «альбом», а не «тетрадь»?

                    Почему скрывает чепчик чёрный

                    Чистый лоб. А на глазах очки ?

                    Я заметил только взгляд покорный

                    И младенческий овал щеки,

                    Детский рот и простоту движений.

                   Связанность спокойно-скромных поз…

                   В вашей книге столько достижений…

                   Кто же вы ? Простите мой вопрос.

                   Я лежу сегодня – невралгия,

                   Боль как тихая виолончель…

                   Ваших слов касания благие

                   И в стихах крылатых взмах качель

                   Убаюкивают боль… Скитальцы,

                   Мы живём для трепета тоски…

                   ( Чьи прохладно- ласковые пальцы

                   В темноте мне трогают виски? )

                   Ваша книга странно взволновала-

                   В ней сокрытое обнажено  

                   В ней страна. Где всех путей начало,

                   Но куда возврата не дано.

                   Помню всё :рассвет. Сиявший строго,

                   Жажду сразу всех земных дорог,

                   Всех путей… и было всё…так много.

                   Как давно я перешёл порог !

                   Кто вам дал такую ясность красок ?

                   Кто вам дал такую точность слов ?

                   Смелость всё сказать :от детских ласок

                   До весенних новолунных снов ?

                   Ваша книга – это весть «оттуда»,

                   Утренняя. Благостная весть…

                   Я давно уж не приемлю чуда…

                   Но как сладко слышать :»Чудо есть» !

7) Марина была человеком , не любившим своей внешности. Не

любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и

посмотрим , что пишет о Марине её дочь в своих воспоминаниях :

«Моя мать была невелика, ростом -163 см, с фигурой египетского

.мальчика . строгая осанка была у неё :даже склоняясь над

 письменным столом , она хранила «стальную выправку хребта».

 Волосы её, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и

 Немеркнущи были глаза-зелёные, цвета винограда. Лицо было

 полно постоянного внутреннего напряжения. Движения потаённой

 выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и

 вода…» . Такой была Марина Цветаева.

8 )Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном Коктебельском

 побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению

Волошина. Удивительное время , проведённое с Максом , морские

 прогулки, творческое вдохновение. Часы одиночества стали

 самыми счастливыми моментами жизни для Марины. В эти дни

 Марина много писала.

               Моим стихам, написанным так рано,

              Что и не знала , что я -поэт,

.             Сорвамшимся . как брызги из фонтана,

              Как из ракет,

              Ворвамшимся  , как маленькие черти.

              В святилище , где сон и фимиам,

              Моим стихам о юности и смерти-

              Нечитанным стихам !-

              Разбросанным в пыли по магазинам

             (Где их никто не брал инее берёт !)

             Моим стихам, как драгоценным винам,

             Настанет свой черёд.

                                                                   Коктебель. 13 мая 1913 года

9)  В Коктебеле решилась маринина судьба. Это произошло в самом

 начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал

 помогать ей- красивый , грустный юноша, с поразительно

 огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала : если

 он найд1т и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно

 же, сердолик этот он нашёл сразу же на ощупь, ибо не отрывал

 своих серых глаз от её зелёных. .Вложил ей в ладонь розовый

 крупный камень ,который марина хранила всю жизнь, уцелевший

 чудом и по сей день,

 В дневнике марины есть запись :» Серёжу я люблю бесконечно

 И навеки. Он необычайно и благородно красив , он прекрасен

 Внешне и внутренне. Он блестяще одарён, умён, благороден. Если

 Бы в ы знали, какой это пламенный , великодушный и глубокий  

 Юноша ! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения

 У него повышается температура, он весь- лихорадочная жажда

 Всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не

 Чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не

 Расстаёмся. Наша встреча- чудо…»

10) Чтение стихотворения « Я с вызовом ношу его кольцо 

                 Я с вызовом ношу его кольцо!

                 Да, в вечности – жена , не на бумаге !-

                 Чрезмерно узкое его лицо

                 Подобно шпаге.

                 Безмолвен рот его, углами вниз,

                 Мучительно-великолепны брови.

                 В его лице трагически слились

                 Две древних крови.

                 Он тонок первой тонкостью ветвей.

                  Его глаза – прекрасно- бесполезны !-

                  Под крыльями раскинутых бровей-

                  Две бездны.

                  В его лице я рыцарству верна,

                  Всем вам . кто жил и умирал без страху !-

                  Такие – ы роковые времена-

                  Слагают стансы – и идут на плаху.

                                                                                  3 июня 1914 год

Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912

Года в Палашевской церкви Рождества Христова  перед иконой

«Взыскание погибших».затем их ждало свадебное путешествие в

Париж и Италию . А в октябре того же года  у них родилась дочь,

её назвали Ариадна. Аля, в честь героини греческой легенды о

Минотавре «.Я назвала её Ариадной вопреки Серёже, который

любит русские  имена. Папе . который любит имена простые.

Друзьям,, которые считают, что это салонно… назвала

 От романтизма и от высокомерия, которое руководит всей моей

 Жизнью». Это было маленькое чудо с огромными глазами  и

 горячим сердцем, которому Марина посвятила много своих

 стихов.

11)  чтение стихотворения «Четвёртый год…»  

                              Четвёртый год.

                               Глаза –как лёд.

                               Брови –уже роковые.

                               Сегодня впервые

                               С  кремлёвских высот

                               Наблюдаешь ты

                               Ледоход.

                               Льдины, льдины

                               И купола.

                               Звон золотой,

                               Серебряный звон.

                               Руки – скрещены,

                               Рот- нем.

                               Брови сдвинув – Наполеон !-

                               Ты созерцаешь- Кремль.

                                Мама , куда лёд идёт?

                               -    Вперёд, лебедёнок !

                               Синий

                               Взор – озабочен.

                              - Ты меня любишь, Марина ?

                              -  Очень !

                              - навсегда ?

                              - Да !

                              Скоро -закат,

                               Скоро – назад..

                               Тебе – в детскую, мне

                                Письма читать дерзкие,

                                Кусать рот.

                                А лёд

                                Всё

                                идёт.

                                                                    24 марта 1916 год

       

12) самых первых лет жизни Али марина начала узнавать в ней себя,

уже взрослую. Дочь стала центром её внимания.

                               Ты будешь невинной . тонкой

                               Прелестной – и всем чужой.

                               Пленительной амазонкой,

                               Стремительной госпожой.

                               И косы свои , пожалуй,

                               Ты будешь носить , как шлем.

                               Ты будешь царицей бала-

                               И всех молодых поэм.

                               И многих пронзит, царица,

                               Насмешливый твой клинок,

                               И всё, что мне – только снится,

                               Ты будешь иметь у ног.

                               Всё будет тебе покорно,

                               И все при тебе – тихи.

                               Ты будешь , как я – бесспорно-

                               И лучше писать стихи.

                               Но будешь ли ты – кто знает-

                               Смертельно виски сжимать ,,

                               Как их вот сейчас сжимает

                               Твоя молодая мать.

                                                                                     5 июня 1914 год.

13) А теперь поговорим о тех, кто окружал Марину. О тех , под чьим

 Влиянием формировалась её судьба, развивался её талант. По-

 видимому , ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам

была тогда Анна Ахматова..Именно в эти годы пробуждается у

Марины Цветаевой особенный интерес  к ахматовской лирике  В

 Этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической

 манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную

 душу. Она пишет об Ахматовой  :

                          «разъярительница ветров»,

                         «насылательница метелей».

                        «Лихорадок . стихов и войн»,

                        «златоустая Анна-Всея Руси искупительный глагол» :

                         О, муза плача, прекраснейшая из муз !

                         О ты, шальное исчадие ночи белой !

                         Ты чёрную насыпаешь метель на Рус

                         И вопли твои вонзаются в нас ,как стрелы.

                         

                          И мы шарахаемся . и глухое : ох –

                          Стотысячное- тебе присягает , -Анна

                          Ахматова ! Это имя- огромный вздох

                         И в глубь он падает, которая безымянна.

                         Мы коронованы тем , что одну с тобой

                         Мы землю топчем, что небо над нами-то же !

                         И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

                       Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

                       В певучем граде моём купола горят,

                       И Спаса светлого славит слепец бродячий…

                       - И я дарю тебе свой колокольный град

                       -Ахматова- и сердце своё  впридачу !

                                                                                            19 июня 1916 год

14) В  триединство цветаевской  любви входили тогда Ахматова,

Блок и Мандельштам. Именно  мандельштам  стал после приезда

 В Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил её

 высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог

 поэзии -,писала Марина ,- то Мандельштам – его гонец. Он

 доносит до людей божественный голос точным и чистым».

       В своей увлечённости Мандельштамом Цветаева пишет стихи,

Которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и

Перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным вёрстам

Годов и разлук.

                                        Никто ничего не отнял-

                                        Мне сладостно , что мы врозь !

                                        Целую Вас – через сотни

                                        Разъединяющих вёрст.

                                        Я знаю- наш дар – неравен

                                         Мой голос впервые – тих.

                                        Что Вам, молодой Державин,

                                         Мой невоспитанный стих !

                                        На страшный полёт крещу вас :

                                         - Лети . молодой орёл !

                                         Ты солнце стерпел, не щурясь-

                                         Юный ли взгляд мой тяжё ?

                                         Нежней и бесповоротней  

                                         Никто не глядел Вам вслед…

                                        Целую вас – через сотни

                                         Разъединяющих лет.

                                                                                           12 февраля 1916 год.

         15) Александр Блок в жизни Цветаевой  был единственным

  Поэтом, которого она чтила не как собрата по перу, а божество

От поэзии и которому как божеству поклонялась. Анастасия

 Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к

 поэту : «Творчество одного лишь Блока восприняла Марина  как

 высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой

 высоте она и помыслить не смела- только коленопреклонялась

Таким поэтическим коленопреклонением  стали все маринины

 стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нём, с чтением которой

 она выступала  в начале 30-х годов в Париже. Нигде не

 опубликованная  рукопись выступления не сохранилась. А вот

 одно из цветаевских стихотворений цикла «Стихи к блоку» :

                     Ты проходишь на запад солнца,

                      Ты увидишь вечерний свет.

                       Ты проходишь на запад солнца,

                       И метель заметает след .

                       Мимо окон моих –бесстрастный

                      Ты пройдёшь в снеговой тиши,

                       Божий праведник мой прекрасный

                       Свете тихий моей души !

                       Я на душу твою не зарюсь !

                       Нерушима твоя стезя.

                       В руку . бледную отлобзаний,

                       Не вобью своего гвоздя.

                       И по имени не окликну

                       И руками не потянусь.

                       Восковому , святому лику

                       Только издали поклонюсь.

                        И под медленным снегом стоя,

                        Опущусь на колени в снег,

                        И во имя твоё святое

                        Поцелую вчерашний снег-

                        Там, где поступью величавой

                        Ты прошёл в гробовой тиши,

                        Свете тихий,святыя славы,

                        Вседержатель моей души .

                                                                             2 мая 1916 год

16)     Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России

 годы первой мировой войны и революции. Этот человек,

 обладавший даром письма и чувств , наделённый безграничным

 талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы

 остальных людей , жить среди голода и нищеты , среди холода и

 смертей. Что писала Марина  в эти годы- длинными, зимними

 голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под

 бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом  

приобретённые картофелины ?

Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно

 было продать,- продано. Всё, что можно было сжечь,- сожжено. Её

томила разлука , полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала

дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод

был и в приюте. Ирина, младшая. Умерла. При одной мысли о

 гибели Сергея её пронизывал ужас. Так жила она, каждый день

 ожидая развязки. Знала ли она , что в тяжком ожидании между

 жизнью и  смертью пройдут годы ? Она ждала. Спасало лишь одно

-поэзия. Все силы стиха , жившие в ней, словно бросились на

 помощь. Рождались звуки и слова. В тёмной , отсыревшей

 квартире, при свете коптилки появлялись мудрые строки. Мигал

огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце

 сжималось от дурных предчувствий. Но возникали стихи , помимо

 воли, из каких-то глубинных , неисчерпаемых душевных родников.

                             

                                          В сокровищницу

                                          Полуночных глубин

                                          Недрогнувшую

                                          Опускаю ладонь.

                                          Меж водорослей –-

                                          Ни приметы его !

                                          Сокровища нету

                                          В морях- моего !

                                          В заоблачную

                                          Песнопенную высь-

                                          Двумолнием

                                          Осмеливаюсь- и вот

                                          Мне жаворонок

                                         Обронил с высоты-

                                         Что за морем ты,

                                         Не за облаком ты !

                                                                               15 июля 1921 год

 

17) Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921

 года.»Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи

 Эренбурга, что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел

 от радости. Наша встреча с вами была величайшим чудом, ещё

 большим чудом будет встреча грядущая…»

Марина записала в тетради : «С сегодняшнего дня –жизнь. Мой

 Серёженька ! Если от  счастья не умирают , то во всяком случае

 – каменеют. Я верю в чудо, Серёжа !»,

 Она ещё не знала , что должен пройти год, чтобы в июне 1922 год

 они наконец встретились.

18) С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин,

 Марина написала больше 100 стихотворений, поэмы

 «переулочки2, «Молодец», «Егорушка» , циклы стихов «Психея»

 , «Разлука»,  «Ремесло».

Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений  оказалась

 книга Пастернака  «Сестра моя жизнь».Она пишет , что тогда жила

 этой книгой., «пила её , не отрываясь». Всегда искавшая

 собеседников и друзей , она нашла друга в Пастернаке. Стихи его

 поразили  Марину родством с её собственной душой. Но, как часто

 бывало с Цветаевой, её преследовал Рок разлуки. Пастернак жил в

 России, а Марина – в Берлине.

     19)           Рас-- стояние : вёрсты . мили…

                      Нас рас-ставили, рас-садили,

                      Чтобы тихо себя вели

                      По двум разным концам Земли.

                      Рас-стояние :  вёрсты , дали…

                      Нас расклеили, распаяли,

                       В две руки развели, распяв,

                        И не знали . что это сплав

                         Вдохновений и сухожилий…

                         Не рас-сорили - рас-сорили,

                         Расслоили…

                                             Стена да ров.

                          Расселили нас . как орлов -

                         Заговорщиков: вёрсты . дали…

                          Не расстроили -  растеряли.

                         По трущобам земных широт

                          Рассовали нас , как сирот.

                          Который уж, ну который –март ?!

                          Разбили нас  - . как колоду карт !

                                                                                           24 марта 1924 год

20) Берлин, Прага, Париж- по этим дорогам прошла вся

 Судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с

 необыкновенным  человеком – Алей. Их отношения были

 настолько удивительны , что порой казалось, возраст их не

разделяет. Цветаева посвятила дочери много стихотворений.

            Чтение стихотворенья «Когда-нибудь. Прелестное созданье»                

                           Когда-нибудь, прелестное созданье,

                           Я стану для тебя воспоминаньем.

                           Там в памяти твоей голубоокой                    

                            Затерянным – так далеко-далёко

                            Забудешь ты мой профиль горбоносый

                             И лоб  в апофеозе папиросы.

                             И вечный смех мой, коим всех морочу

                             И сотню – на руке моей рабочей-

                              Серебряных перстней , - чердак –каюту,

                              Моих бумаг  божественную смуту…

                              Как в страшный год, возвышены Бедою ,

                              Ты – маленькой была , я- молодою.

                                                                                    Ноябрь 1919 год    

 

21) 1 февраля 1925 года у марины родился сын георгий, Мур- так

 называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы

 дико жалела  мальчика, которого люблю какой-то тоскливою ,

умилённою. Благодарною  любовью. Алю я бы жалела за другое и

 по –другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня

 никогда не вспомнил», - писала марина.

22)В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму

 «Крысолов», «Поэму Конца», «Поэму Горы», «Поэму Воздуха».

 Особое внимание её занимает проза. Воспоминания о друзьях-

Современниках- одна из замечательных страниц цветаевского

 Творчества.

Среди них – «Живое о живом» ( о максе Волошине) «Герой труда»

 ( о В. Брюсове), «история одного посвящения» (. Мандельштаме)

  И др.

В это время особенно чувствовалась тяга Цветаевой к истинно

Русскому. Именно тогда она обращается  к пушкинской теме.

Марина переводит на французский язык стихи Пушкина «Бесы», «К

Няне», «К морю». Она посвящает Пушкину целый ряд стихов.

Поистине  необыкновенными  стали цветаевские очерки «Пушкин

 и Пугачёв», «Мой Пушкин», где Марина Цветаева с трепетом

 Пишет о роли великого поэта в своей жизни, начиная с детства,

заканчивая годами разлуки.

 23) А С. Эфрон вспоминает о том , как писала Марина Цветаева :

 «Налив себе кружечку кипящего чёрного кофе, ставила её на

Письменный стол, к которому каждый день своей  жизни шла , как

Рабочий к станку – с тем же чувством ответственности,

 Неизбежности, невозможности иначе…

Лбом упиралась в ладонь, пальцы запускала в волосы,

Сосредоточивалась мгновенно…

Писала только в тетрадках, простой деревянной ручкой с тонким

Пером, очень своеобразным , круглым , мелким почерком,

 Ставшим из-за нарастающих сокращений трудно читаемым. Всё

 Больше рукопись становилась рукописью для себя…

Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и

 тяготам дня».

24) В мае 1922 года  Марина Цветаева не столько эмигрировала из

России, сколько уехала к мужу. Встретившись в Берлине, супруги

 перебрались в Прагу, где прожили три года. В 1925 году они

 переехали во Францию, где прожили 13 с половиной лет. В

эмиграции Цветаева была мучительно одинока- без России и

 русской земли. В те годы она писала :Так одинока, как это

 пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде «стража

 беспечности» -роль самая невыгодная. Весь день смотреть т всё

по мелочам … У меня нет человека , к которому бы я могла прийти

 вечером  , сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне

 непременно обрадовался бы, ни одного человека, которого не

 надо бы предварительно запрашивать : можно ли ? Я здесь никому

 не нужна»

25) в 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на родину.

Сначала уехала Ариадна, следом –Сергей Яковлевич. В одном

 -  из стихотворений 1939 года Марина Ивановна Цветаева

 предчувствует : «дано мне отплытье марии  Стюарт…». «как и

 трагическая королева Шотландии, русский поэт Марина

 Цветаева ,ненужной, изгнанной 12 июня 1939 года отплыла из

 Франции на родину навстречу бедам и гибели. Марина вместе  с

 Георгием вернулась в Россию. Именно тогда в нашей стране

 наступило время жестокого и беспощадного террора Сергей

 Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы

 Безумный и жестокий мир  захлестнул ей горло. Гослитиздат

 задерживает книжку е ё стихов «Благополучные» поэты

 отпускают в её адрес иронические шпильки, устраняясь от какой

 - либо помощи. Нет в живых Блока, Гумилёва, Есенина, Маяковского

 и Мандельштама. Как и в годы «военного коммунизма», не на что

 жить.

26) С начала Великой Отечественной войны Цветаева совсем

 растерялась, боялась . что не сумеет прокормить сына. В начале

 августа  она вместе с группой писателей выехала в небольшой

 городок на камее – Елабугу, которая стала её последним местом

жительства. Цветаева была готова на всё, лишь бы получить хоть

 какую-нибудь работу 26 августа  1941 года она пишет заявление в

 Совет Литфонда :» Прошу принять меня на работу в качестве

 посудомойки в открывавшуюся столовую Литфонда. М. Цветаева.

 26 августа 1941 года»

У Марины больше не было Сергея. Она не знала . что с дочерью.

 Между нею и сыном  вырастала полоса отчуждения. Встреча с

читающей Россией не состоялась.

                             О, чёрная гора,

                             Затмившая весь свет !

                             Пора-пора-пора

                              Творцу вернуть билет.

                             Отказываюсь – быть.

                             В Бедламе нелюдей

                              Отказываюсь – жить.

                              С волками площадей

                              Отказываюсь – выть.

                              С акулами равнин

                              Отказываюсь плыть-

                              Вниз- по теченью спин.

                              Не надо мне ни дыр

                              Ушных, ни вещих глаз.

                               На твой безумный мир

                              Ответ один – отказ.

                                                                     15 марта- 11 мая 1939 года

27)  Со слов Паустовского, «Пастернак пришёл помочь к ней

 укладываться . Он принёс верёвку , чтобы перевязать чемодан,

нахваливал её крепость  и пошутил. Что она всё выдержит, хоть

вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаева

повесилась на этой верёвке , и он долго  не мог себе простить эту

роковую шутку». Это случилось 31 августа 1941 года. В одной из

предсмертных записок есть строки «А меня простите – не

вынесла».

28) В 1970 году в Елабуге побывал Евгений Евтушенко , когда не

было ещё надгробного камня , а только колышек с надписью: «В

этой стороне кладбища  похоронена Марина Цветаева».Тогда он

написал стихотворение « Елабужский гвоздь»  

                         Помнишь, гераниевая Елабуга,

                         Ту городскую, что вечность назад

                         Долго курила, курила. Как плакала,

                         Твой разъедающий самосад.

                         Бога просила молитвенно, раненно,

                         Чтобы ей дали бельё постирать.

                          Вы мне позвольте , Марина Ивановна,

                         Там. Где вы жили , чуть-чуть постоять.

                          Бабка открыла калитку зыбучую :

                         « Пытка под старость – незнамо за что

                         Ходют и ходют- ну просто замучили.

                         Дом бы продать, да не купит никто…

                         Помню, была она строгая , крупная.

                         Не подходила ей стирка белья.

                         Не управлялась она с самокрутками.

                         Я их крутила. Верёвку – не я».

                         Сирые сени. Слепые. Те самые,

                          Где оказалась пенька хороша,

                          Где напослед леденящею Камою

                          Губы смочить привелось из ковша..

                          Гвоздь . а не крюк. Он гранёный , увесистый

                          Для хомутов , для рыбацких снастей.

                          Слишком здесь низко , чтоб взять и повеситься.

                          Вот удавиться – оно попростей.

                          Ну а старушка . что выжила впроголодь,

                          Мне говорит , будто важный я гость :

                          «Как мне с гвоздём-то , все  смотрят и трогают 

                          Может, возьмёте себе этот гвоздь 

                          Бабушка , я вас прошу , как о милости-

                          Только не спрашивайте опят6 :

                           «а отчего она самоубилась- то ?

                           Вы ведь учёный … Вам легче понять…»

                           Бабушка , страшно мне в сенцах и в комнате.

                           Мне бы поплакать на вашем плече..

                           Есть лишь убийства на свете- запомните.

                           Самоубийств не бывает вообще.

29)  Нельзя не согласиться с мнением Евгения Евтушенко :

«Марина Цветаева – неоплатная наша вина, но и любовь наша

 навечная. Поэт может быть бездомным , но стихи – никогда».

               

Февраль2015 года.

В литературном монтаже использованы материалы из книги «

Конспекты уроков для учителя литературы . 11 класс. Часть 2.

Серебряный век русской поэзии.»  Москва. 2000 год и

стихотворение Е. Евтушенко «Елабужский гвоздь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_

В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой

Урок литературы в 11 классе в форме литературной гостиной позволяет учащимся познакомиться  с основными вехами жизни поэтессы и прикоснуться к её творчеству. На уроке звучат стихи и песни на стих...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   М...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....