методические рекомендации к написанию итогового сочинения
проект по литературе на тему

Рабион Татьяна Михайловна
методика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке к  итоговому сочинению

Составитель:

Рабион Татьяна Михайловна, МБОУ лицей №4

Виды тем сочинений

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Итак, различают следующие виды тем:

1) проблемные,

2) сопоставительные,

3) обзорные,

4) темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

5) анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

6) анализ эпизода,

7) сочинение по цитате,

8) смешанные,

9) свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема». Например: «Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»; «Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»; «Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например: Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например: «Образ Петербурга в русской лирике серебряного века»; «Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир»; «Темное царство» в драме А.Островского «Гроза»; «Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем: "Мастерство Л.Толстого в изображении истории"; "Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника»"; "Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова".

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал для анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Выбор темы

        

Выбор темы - очень важный и ответственный этап в работе экзаменующегося над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения сочинения и окончательный результат. При выборе темы экзаменационного сочинения следует учитывать ряд обстоятельств и руководствоваться определенными критериями.

        Во-первых, экзаменующийся должен понимать тему, уметь объяснить каждое понятие, вынесенное в ее название.

        Во-вторых, экзаменующийся должен знать и понимать материал, привлекаемый им для раскрытия темы, т. е. знать текст самого произведения (или произведений), привлекаемого (привлекаемых) для анализа. 

        В-третьих, он должен уметь использовать сведения по теории и истории литературы, апеллировать к историческим и философским взглядам, необходимым для более глубокого раскрытия темы.

        Наконец, в-четвертых, он должен испытывать определенный интерес к избранной теме, что позволит ему написать более эмоциональное сочинение, обнаружить творческий потенциал своей личности. Немаловажную роль играет в данном случае и опыт в написании сочинений на подобную тему.

        Принимая во внимание совокупность перечисленных выше обстоятельств, экзаменующийся, в конечном счете, не должен отдавать предпочтение только одному из факторов (например, знанию текста или интересу к теме), но учитывать совокупность своих возможностей и выбрать тему так, чтобы она помогла обнаружить лучшие стороны его способностей и подготовки.

Задание. Ознакомьтесь с подборками из трех тем и, сообразуясь с предполагаемыми экзаменационными условиями (малое количество времени, отсутствие вспомогательного материала, необходимость отказа от использования художественных текстов и т. п.), попробуйте выбрать тему на основе изложенных выше критериев и обоснуйте свой выбор.

1. Государство и личность в творчестве А. С. Пушкина.

2. Тема духовного богатства человека в русской литературе 80-90-х годов XX в. 1. Поэт и гражданин в русской поэзии XIX в. 

3. "Время эти понятья не стерло..." (по произведениям русской литературы 80-90-х годов XX в.).

 Разработка темы

Разработка темы - следующий этап работы над сочинением.
Обдумывание формулировки
 темы даст вам четкое представление о том направлении, в котором следует работать над сочинением. Тщательное осмысление темы поможет избежать одной из наиболее распространенных ошибок экзаменующегося - неполного раскрытия темы или отклонения от нее, так как обдумать тему - значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке, вычленить из нее ключевое слово (слова), которое указывает на самое главное понятие, подсказывает основную мысль (идею) сочинения.

Рекомендуем вам записать формулировку выбранной темы на черновике (буквально скопировать ее со всеми скобками, кавычками и прочим), после чего обязательно подчеркнуть ключевые слова (слово). Особенно важны слова, обозначающие понятия: образ, сюжет и композиция, роль, своеобразие, мотив, название конфликт и т. д.

Например, в формулировке темы "Смысл названия комедии А. Грибоедова "Горе от ума"" ключевым является слово название, оно определяет основное направление в раскрытии данной темы, указывает на идею, которая определит структуру всего сочинения.

Исходной точкой в развитии идеи сочинения может стать рассуждение о том, что название художественного произведения имеет особую эстетическую функцию: оно не просто "вводит" читателя в произведение, не только отражает особенности сюжетного и композиционного построения, но и заключает в себе идею произведения, подсказывает тот ракурс, который избран художником для представления своего текста читателю. Об этом можно написать во вступлении. Далее, раскрывая тему, уже в основной части работы можно вспомнить, что первоначально пьеса называлась "Горе уму". Что изменилось с появлением нового заголовка? Как ситуация "горя от ума" проигрывается" в судьбах различных персонажей пьесы: Чацкого, Софии, Фамусова, Молчалина? Какой смысл в каждом отдельном случае приобретает слово "ум"? Кто умен с точки зрения самих героев, автора, критиков, вашей? И, наконец, обобщение (заключение): смысл названия пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Возможны и иные пути разработки данной темы.

Задание. Обдумайте предложенные темы и выделите в каждой из них ключевое слово (слова). Определите главное направление, в котором может быть раскрыта каждая из предложенных тем.

1. "В мой жестокий век восславил я свободу..." (по лирике А. Пушкина).

2. Тема фатализма в творчестве М. Лермонтова.

3. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова "Вишневый сад".

4. Что лучше - истина или сострадание? (По пьесе М. Горького "На дне".)

5. Образ лирического героя цикла стихотворений из романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

6. Социальный конфликт (по произведениям русской литературы 70 - 90х годов XX в.).

Определение идеи сочинения

Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.

Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Выбор направления помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.

Так, например, при раскрытии темы "Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему.

1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной истории;

2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока. Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города;

3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.

Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.

Задание. Определите идеи сочинений на следующие темы:

1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.

2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души".

3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике
Ф. Тютчева и А. Фета).

4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без помощи Салтыкова-Щедрина" (Л. Толстой).

5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина.

6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского.

7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова.

8. Мой современник на страницах русской литературы.

9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).

10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов XX в.

Подбор материала

Избрав и обдумав тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений, имеющих прямое отношение к данному сочинению.

 Естественно, что при отборе материала основная роль отводится идее сочинения, а не теме.

И еще одна рекомендация перед составлением плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами, приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.

Задание. Подберите материал, определите круг произведений, которые следует проанализировать, работая над темой:

1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы XIX в.).

2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в.

3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).

4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова.

5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.

6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького "На дне".

7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.

8. Образ родины в поэзии А. Блока.

9. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов" (по произведениям русской литературы (70 -90-х годов XX в.).

Работа над содержанием сочинения. Вступление. Основная часть. Заключение

Введение (вступление)

Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками и абитуриентами фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя.

Вариантами начала вступления могут быть:

 - цитата из анализируемого текста;

 - высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или     опровергнуть;

 - вопрос, требующий разрешения;

 - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

 - наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Так, например, во введении к сочинению "Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" " "вводные" рассуждения могут быть связаны с осмыслением понятия "главный герой", "образ главного героя" в литературном произведении, с определением художественно эстетической функции ведущего персонажа, осознанием его роли и места в литературном произведении, о его значении для воплощения авторского замысла и реализации основной идеи произведения.

Приведем пример  вступления к сочинению «Судьба русского интеллигента в литературе 60-90-х годов».

"Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом, и обладающий умственной порядочностью", - писал Д.С. Лихачев, отмечая, что "основной принцип интеллигенции - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Изображение в русской литературе "особой прослойки" общества имеет весьма давние традиции. Ее представителям присуще чувство ответственности за то, что происходит вокруг. Достаточно вспомнить Пьера Безухова, Андрея Болконского, Федора Лаврецкого… В литературе ХХ века воплощением образа истинного интеллигента для меня стал доктор Живаго, герой одноименного романа Б. Пастернака".

Основная часть

Сочинение должно быть  логично, аргументированно и динамично.

Каждый из аргументов - составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной. Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли "по нарастающей".

Например, основная часть плана к теме ""Оружия любимейшего род" (сатира В. Маяковского)" может выглядеть следующим образом: Сатира В.Маяковского в борьбе:

- против мещанства ("О дряни", "Маруся отравилась");

- против бюрократизма ("Прозаседавшиеся", "Бумажные ужасы");

- против подхалимажа и сплетен ("Общее руководство для начинающих подхалимов", "Подлиза", "Сплетник").

Заключение

        Функция заключения - в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

        Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие. Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения "В мой жестокий век восславил я свободу" (А. С. Пушкин)" и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.


Рекомендации для учащихся по написанию итогового сочинения

Всё наше достоинство заключено в мысли.

Будем же учиться хорошо мыслить.

Б. Паскаль

        Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой  цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения.

        Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход из темы").

Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст.

Учтите некоторые рекомендации!

        Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

        Начало сочинения (вступление)  – это  визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст.

        Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

        Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция",  "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Заключение должно быть коротким и ёмким. Как и вступление, оно должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

!!! Еще раз напомним, что при написании любого сочинения обучающийся должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни).

Памятка выпускнику. Требования к итоговому сочинению

1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения.

Во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов).

Аргументы из российской или зарубежной литературы должны быть развернуты и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 240).

P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении. Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

Вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

8. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста. Использовать разнообразную лексику и грамматические конструкции, исключать из текста сочинения речевые штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…

9. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

10. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

P.S. Имейте в виду, что выпускник, допустивший пять ошибок на 100 слов, получает оценку "незачет" по критерию “Грамотность”.

11. Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

12. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения в 9 классе в рамках ГИА.

Данный материал  поможет обучающимся 9 класса в написании сочинения по выбору (С 2.2 и С 2.1) в рамках ГИА. Содержание: структура работы, способы аргументации, цитирование, языковые явления, расс...

Методические рекомендации к написанию итогового сочинения

Методические рекомендации к написанию итогового сочинения по литературе в 2014 году...

Методические рекомендации по написанию зимнего сочинения

Данный материал поможет при подготовке к итоговому сочинению...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Рекомендации для написания итогового сочинения по литературе

В данной статье даны рекомендации для написания итогового сочинения по литературе по  пяти направлениям 2017-2018 уч. год...