Презентация к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Огулькова Светлана Ивановна

Данная презентация может использоваться на уроках, посвящённых жизненным исканиям главных героев романа: князя Андрея и Пьера Безухова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_voyna_i_mir.zip1.37 МБ

Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская сош №1» Огулькова С.И.
«Толстой – это целый мир.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.» М.Горький
«Это для нас, молодых,откровение, целый новый мир.» Ги де Мопассан
Совесть русской литературы.
1828 – 1910 г.г.
Если бы понадобилось назватьроман, соответствующийопределению, столь дорогомусердцу составителей литературных анкет:«величайший роман в мире»,-я выбрал бы «Войну и мир». Джон Голсуорси
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбес бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Л.Н.Толстой
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
Проблемы начала века:
«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.4. Истинный и ложный патриотизм.5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.
Проблемы середины века:
Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права – реформы 60-х годов.2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации.
В романе IV тома и эпилог:
I том – 1805 год.II том – 1806- 1811 годы.III том – 1812 год.IV том – 1812- 1813 годы.Эпилог – 1820 год.
Специфика жанра роман-эпопея:
Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная формаэпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов. («Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)
1. Что такое роман-эпопея?
2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).Показ различных слоёв населения (поместное, московское, Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)Огромное количество человеческих характеров.-Большая протяжённость во времени (15 лет).Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
«Чтобы жить честно…»
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно боротьсяи лишаться. А спокойствие – душевнаяподлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года)
Жизненный путь Андрея Болконского
«Дорога чести»
Вечер в салоне А.П.Шерер.
Почему он здесь «чужой»?
«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество… Эта жизнь, которую я веду здесь,эта жизнь – не по мне».
Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея. Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту. Участие в Шенграбенском сражении.
Аустерлицкая битва. Бой на Праценской высоте.Вечное небо Аустерлица и слова «Le petit caporal».«Вот прекрасная смерть!»Катастрофа Аустерлица,осознание Андреемпротиворечия между разумом и «откровениями»сердца.
- Переоценка жизненных ценностей и глубокий душевный кризис.Семейная драма князя Андрея.Реформаторская деятельностьв комиссии М.М.Сперанского.хозяйственные заботы в Богучарове. Закон о вольных хлебопашцах. Мысли Андрея орастлевающем влиянии крепостногоправа на владельцев «крещеной собственности».
- Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.
Причины разрыва с Наташей.
Отечественная война 1812 года в судьбе князя. Бородинское сражение
Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.
« Что-то было в этой жизни, что я не понимал и не понимаю».
Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.
«… видите, какой я добрый и славный малый».
Жизненный путь Пьера Безухова
«Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной А.П.ШерерУвлечение бретерством, внешним блеском и развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
- Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.
Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
Встреча с Долоховым. Дуэль.
Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»
Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости, строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение остаться в Москве.- Ожидание смерти.
Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?Меня – мою бессмертную душу». Обретение внутренней свободы.
Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе. Программная речь Пьера, активное участие в политической оппозиции.
…что есть красота,и почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде. Н.Заболоцкий
Женские образы в романе «Война и мир».
Элен Курагина.
«… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошлаМежду расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, новсем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоватьсякрасотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашнеймоде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»
«- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»
« что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»
«… la femme la seduisante dePetersbourg, молодая, маленькаякнягиня Болконская…»«… хорошенькая, румяная, …маленькая княгиня Болконская…»
Лиза Болконская
« Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный, теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз …»
« Из больших глаз её светились лучи доброго и робкогосвета. Глаза эти освещали всё болезненное, худоелицо и делали его прекрасным.»
Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировойхудожественной литературе. Она - сама естественность. Она ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризнаи полна неиссякаемого очарования.
- «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнокещё не девушка…»- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозьслёзы смеха…»
« Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которымона дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы <…> Но дух и приёмы эти были те самые, неизучаемые, русские…»
Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни,
… через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…
, … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,
… через духовный кризис и разочарование в себе,
… через возрождение под влиянием необходимости помощи близким, через высокую любовь к раненому князю Андрею …
- к постижению смысла жизни в роли жены и матери.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к роману Е.Замятина "Мы"

презентация поможет обобщить пройденный материал, а также построить игру в соревновательном режиме, что повысит интерес у учащихся к произведению....

Презентация к роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Презентация к роману А.С.Пушкина "Дубровский" "Нравственные ценности романа. Владимир Дубровский в родительском доме"...

Презентация к роману "Евгений Онегин"

Данная презентация поддерживает первый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В ней рассматривается история создания романа, проблема, сюжетные линии и действующие герои....

Презентация к роману "Дубровский"

Проектная (коллективная) работа учащихся 6 класса....

Урок-презентация по роману М.Булгакова Мастер и Маргарита

•Цель урока: рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции романа.• Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока.1.Организационный момент.2...

Презентация по роману И. Тургенева "Отцы и дети"

16 слайдов рассказывают о нигилизме и страстной любви Евгения Базарова....

Урок-презентация по роману А. Толстого "Князь Серебряный"

Проверка знаний учащихся по роману "Князь Серебряный"...