Сценарий, посвященный Году литературы в России
методическая разработка по литературе (6, 7, 8 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году литературы в России, дает возможность детям ещё раз осмыслить мощь и силу русского слова, художественного произведения, понять, как оно влияет на любого человека: взрослого или ребенка. По своему усмотрению, учитель может менять музыкальные произведения, составить презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_k_godu_literatury.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника, посвященного Году литературы  в России

«Наша литература – наша гордость»

Цель:

-способствовать формированию нравственно-патриотических чувств через любовь к Родине;

-помочь ученикам осознавать важность духовного развития человека посредством литературного богатства, имеющегося в России;

-показать красоту звучащего поэтического слова;

-вызвать интерес к русской литературе, её жанровому богатству;

-развивать чувство  прекрасного.

Звучит музыка.

Ведущий1. Чему первым делом научится кошка?

Ведущий2.Хватать.

Ведущий1. Чему первым делом научится птица?

Ведущий2. Летать.

Ведущий1.Чему первым делом научится школьник?

Ведущий2. Читать.

Ведущий1. Можно ли представить современный мир  без книги, без литературы? Можно ли  хоть на минуту допустить мысль о том, что все книги взяли и исчезли? Что тогда станет с человеком – с миром, который будет его окружать?

Ведущий2. Нет, об этом даже думать нельзя. Кто будет помогать нам узнавать что-то новое? Кто будет знакомить нас с миром и его достижениями? Кто, в конце концов, будет помогать нам справляться со скукой?

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

Ведущий1. Именно потому, чтобы мы не забывали о книге, о её силе, обаянии и власти над человеком, мы сегодня и собрались здесь. Поводом для этого стал указ Президента России Путина В.В., объявившего 2015 год Годом литературы.

Зачитывается  указ.

Чтец 1.

Читаешь чужое, а видишь — своё! 
…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!

Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!

(Детсад-Школа )

Ведущий2. Как точно сказано: «Читаешь чужое – а видишь свое»! Максим Горький,  оценивая  литературу,  утверждал: « Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме, по сей день  ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты - умы и сердца истинных художников».

Ведущий1. Безусловно, особого почитания и уважения заслуживают люди, начавшие первыми создавать произведения, отражавшие прошлое нашей страны – монахи-переписчики.

Монолог Пимена. (Сцена  «Ночь.  Келья в Чудовом монастыре»)

Чтец 2. Пимен. (Пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет, -

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

        На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло безвозвратно…

Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье. (Пишет)

Ведущий2.Длинный и великий путь прошла русская литература, и рядом с ней всегда была её  старшая сестра -  история. Это хорошо понимал А.С.Пушкин.

Чтец 3.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его. (1830)

Ведущий 1. Трудно перечислять тех, кто прекрасно понимал ценность этой мысли: это цвет и гордость нашей нации. Это те, кто «глаголом жег сердца людей», призывая их к прекрасному. Михаил Васильевич Ломоносов и Гавриил Романович Державин. Николай Михайлович Карамзин. Денис Иванович Фонвизин и Николай Александрович Радищев.

Ведущий 2. Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов; Федор Михайлович Достоевский, Иван Сергеевич Тургенев; Лев Николаевич Толстой…

Чтец 4.

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!

Ведущий 1. Максим Горький был убежден: «… цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…»

Инсценирование фрагмента из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». (Действие 2 явление 6; действие 3 явление 7)

Ведущий 2. Мало кто знает, что  комедия  Д.И.Фонвизина «Недоросль» имела сильнейшее влияние на умы молодых людей того времени. Многие из молодых дворян, посмотрев комедию, узнали в Митрофанушке себя, и,  устыдившись такого отвратительного зрелища, взялись за книги.

Ведущий 1. Многие русские  писатели и поэты отмечают особую роль литературы в развитии фантазии, воображении, способности человека, благодаря книге, отправиться в дальние страны.

Чтец 5.

Путешественник
Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)
Чтец 6.

Я – это мир! 
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)

Ведущий 2. Николай Иванович Вавилов - российский ученый-генетик, ботаник отмечал: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Чтец 7.

Книги в красном переплете. М.И.Цветаева

   Из рая детского житья

   Вы мне привет прощальный шлете,

   Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

— «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!»...

Но к счастью мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы...

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона...

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

— О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Ведущий 1. Детский рай, радость и счастье, душевная гармония. Когда человек будет жить этим? Только тогда, когда его душа будет стремиться к этому, когда она захочет воспарить. Именно этому и помогает литература. Душа должна стремиться ввысь.

Алексей Жемчужников.

Когда душа, расправив крылья,
Дерзает выспренний полёт,
И я взнесусь не без усилья
Во область чистую высот, —
Как мяч, взлетевший ввысь невольно,
К земле я падаю, спеша;
И снова в узах жизни дольной
Задремлет грешная душа.

Танцевальная композиция «Душа».

Ведущий 2. У многих людей есть идеалы, на которые они хотели бы быть похожими. Это современные политики, певцы, актеры и просто чем-то прославившие себя люди. Они тоже читают. И по тому, что они читают и любят перечитывать, можно понять, какие же они люди: что их тревожит, о чем они думают.

Видеопрезентация. «Что читают известные люди?»

Ведущий 1. Буквы – слова – предложения - книга. Из неё вырастает  великая литература. Литература, воспитавшая наших предков; литература, воспитывающая  нас. Так откроем ей свои сердца, чтобы она помогала нам в трудные минуты, чтобы спасала от предательства и равнодушия, чтобы направляла, указывая верный путь – путь Любви  и Добра.

Звучит песня из кинофильма «Маленький Мук» «Дорогою добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"

Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...

Сценарий тематической линейки, посвященной Году литературы в России

Цель: знакомство учащихся с проведением в 2015 году Года литературы в РоссииЗадачи: 1. Познакомить учащихся с важным проектом РФ – проведением Года литературы в России.2. Рассказать о роли литературы ...

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...

Дидактические игры по информатике «Сказки А.С. Пушкина» посвященные году литературы в России

Дидактические игры по информатике «Сказки А.С. Пушкина» посвященные году литературы в России...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного году кино в России "Фильм, фильм, фильм..."

Цель: знакомство с историей возникновения советского кино, со спецификой и жанрами киноискусства; развитие зрительской активности, художественного вкуса; формирование навыков киновосприятия и стр...

Конкурс- викторина по литературному краеведению, посвященная Году литературы в России

Конкурс- викторинапо литературному краеведению, посвященная Году литературы в России...

Сценарий проведения вечера отдыха старшеклассников и родителей посвященного Году КИНО в России.

       2016 год в России объявлен годом КИНО. Поэтому наше совместное мероприятие с родителями мы решили посвятить этому замечательному событию. Ведь мы, жители 21 века, не ...