Филологический анализ эпического текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Журавлева Алена Владимировна

Филологический  анализ эпического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskiy_analiz_epicheskogo_proizvedeniya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Филологический анализ эпического произведения

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Учитель А.В,Журавлёва

 

1.Сведения об авторе, эпохе, исторических особенностях, нашедших отражение в тексте.

 

3.  Определить стиль речи текста? (Художественный,
публицистический, научный, научно-популярный и т.д.).

4.  Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение).

5.     Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк,
воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение
преобладает в тексте?

6.  Определите тему текста.

7.  Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте
над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8.  Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9.  Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические
средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое
изменение синтаксических конструкций и интонаций).

10.  Как соотносится начало и конец текста?

11.          На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление,
противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли;
быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12.Понаблюдайте над лексикой текста:

-  найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;

-  найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

-   обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление

архаизмов.    историзмов.    неологизмов;    на эмоционально-оценочные   слова,    на

просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

-выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

-   обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

13.          Проанализируйте фонетические средства, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков - аллитерация, ассонанс, использование деепричастий для передачи действий или динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц - ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.).

14.          Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безличных, определенно-личных, употребление инверсии, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т.д.).

 

15.   Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-либо чувства, настроения, состояния.

16.   Каково ваше впечатление от текста? Над какой проблемой заставил поразмышлять автор, его позиция (ясно ли она прочитывается или через подтекст), ваше отношение к данной проблеме.

17.   Для лучшего понимания текста сравните его с другим произведением автора (или с другими текстами русской или мировой литературы).

Анализ прозаического текста
Схема комплексного филологического анализа текста (прозаического прежде всего) включает следующие этапы: обобщающую характеристику идейно-эстетического содержания, определение жанра произведения, характеристику архитектоники текста, рассмотрение структуры повествования, анализ пространственно-временной организации произведения, системы образов и поэтического языка, выявление элементов интертекста.

Схема разбора

Введение. Творческая история (текстология), история критических оценок, место произведения (рассказа, очерка, повести, новеллы) в творческой эволюции или художественной системе писателя, в истории литературного процесса.
Проблемно-тематический аспект.
Анализ текста.
Семантика (символика) названия. Широта семантического ареала сквозь призму заглавия.
Архитектоника.
Пространственно-временная организация художественного мира: образ времени и пространства («хронотоп», пространственно-временной континиум, отношения между персонажем и местом действия). Пространственные и временные оппозиции (верх / низ, далеко / близко, день / ночь и т.п.).
Композиция. Композиционные приемы (повтор, монтаж и др.). Опорные «точки» композиции.
Сюжет. Метаописательные фрагменты.
Ритм, темп, тон, интонация повествования.
Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
Система образов. Речь героев.
Портрет.
Художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ). Функциональная деталь. Подробность.
Пейзаж. Интерьер. Мир вещей. Зоологизмы.
Роль подтекста и интертекстуальные связи.

Рекомендуемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филологический анализ текста.

Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Филологический анализ эпического текста

Филологический  анализ эпического текста...

План анализа эпического текста

1. История создания произведения: факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения; связь произведения с исторической эпохой его создания; место произведения в творчестве автора...

Комплекс учебных материалов по филологическому анализу текста регионального текста

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА...

Филологический анализ регионального текста как средство формирования навыков исследовательской работы по русскому языку в 8-9 классах

ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС возникает необходимость усиления метапредметной образовательной функции русского языка, помогающей постигать любой предмет, а также о...

Комплексный филологический анализ художественного текста.

Комплексный филологический анализ художественного текста. А.П.Чехов «Дама с собачкой»....