Разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Мирошниченко Ольга Николаевна

Занятие литературного кружка "Горизонты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_v_kruzhke_gorizonty.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

                                                                                 Ты раскрой мне, природа, объятья,

                                                                                 Чтоб я слился с красою твоей!

                                                                                                        И.А. Бунин

Вступительное слово учителя.

Родная природа - неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии, но после Лермонтова и Пушкина поэзия словно замерла. Нельзя сказать, что в ней не проявлялись оригинальные дарования, но всё же она переживала кризис. Всем казалось, что поле поэзии опустело. Журналы перестали печатать стихи Возрождение поэзии, чему способствовали русские писатели И. С Тургенев, Н. А. Некрасов, стало историческим фактом к 1850 году. Вспомнилось имя Ф. И. Тютчева, засверкали имена А. Фета, А. Григорьева, Я. Полонского. Постепенно выходя из кризиса поэзия осваивала современную ей жизнь, обращаясь прежде всего к внутреннему миру человека.

Цель занятия – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века, увидеть и понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов.

Учитель.

Яков Петрович Полонский. Его писательская деятельность – шесть десятилетий. Выступил в печати при жизни М. Ю. Лермонтова, а кончил свой путь, когда начал печатать стихи А. Блок. Родился поэт в Рязани, в небогатой дворянской семье. В 20 лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой  телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает на юридический факультет Московского университета, но в душе он поэт. И уже через год он печатается в журнале, издаёт сборник стихов «Гаммы», которые имели большой успех. Стихи Полонского мелодичны, певучи, многие из них положены на музыку. Его стихи ценили Тургенев, Некрасов, Достоевский, Тютчев, у него учились Бунин и Блок, но тем не менее большого успеха он не знал, с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронёс Я.П. Полонский веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта

- Выразительное чтение стихотворения «Посмотри – какая мгла…» (учащийся)

Анализ стихотворения.

-Какую картину рисует поэт? (ночной пейзаж)

-Как он это делает? Обратим внимание на ключевые слова. (В словах  «мгла», «глубина», «сумрак»

 ощущается густая темнота. Она оттеняется тусклым блеском озера. «Прозрачная дымка», её ночь опустила на дно долины. Чувствуется поэтичность и волшебство картины).

-Какова композиция стихотворения? Две части: 1)общий план, картина спящей природы; 2) внимание сконцентрировано на герое стихотворения «бледный месяц»

  • Какой приём создаёт настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который « без приюта в небе ходит». Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись – аллитерация на глухие согласные: с, т, ч, х, ф.
  • Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: прозрачный. сонный, бледный, сизый, фосфорический. Эпитеты  тускло и тесный созвучны слову тоскливый, определяющему настроение стихотворения.)
  • Выразительное чтение стихотворения «По горам две хмурых тучи…»
  • Беседа по вопросам:
  • - Что общего у этих стихотворений? (Оба стихотворения рисуют пейзаж, действие в обоих происходит вечером, ночью; есть общие образы – тучи, есть антитеза – противопоставление: тьма – свет.)
  • Чем отличаются стихотворения? (второе стихотворение более громкое, звукопись создают аллитерации – раскатистые твёрдые и мягкие р  А в первом стихотворении тишину ночи подчёркивают глухие согласные).

- Что изображается в стихотворении «По горам две хмурых тучи…»? (Летний горный пейзаж

Учитель. Он динамичен, это впечатление создают глаголы движения, действия. В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический; второе мгновенно освещается «яркой молнии ударом», разрывающим ночную тьму. Пейзаж контрастен, резок. Резким, громким звукам противопоставлен тягучий, приглушённый ответ: « А скала таким протяжным стоном  жалобно сказалась, так вздохнула…».

Учитель:

-А тетерь посмотрим, как о таком же явлении-грозе пишет Ф. И. Тютчев. Тютчева принято называть «певцом природы». Вспомним с детства знакомые строки из стихотворений Тютчева «Еще в полях белеет снег…», «Люблю грозу в начале мая…».Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Для Тютчева природа то же разумное существо, что и человек:

       В ней есть душа, в ней есть свобода,

       В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев превосходно умел передать в своих стихах жизнь природы в её вечной смене явлений.

-Выразительное чтение стихотворения «Неохотно и несмело…»

-Анализ стихотворения.

-Чем отличается изображение грозы у Тютчева? (Замедленный темп стихотворения задаётся с первой строки. Тютчев изображает постепенное приближение грозы, приготовления к ней природы. Безглагольность  второй строфы и многоточие создают ощущение напряжённого ожидания.)

  • Как построено стихотворение Тютчева? Две первых строфы рисуют ожидание грозы, две вторые саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы).
  • -Какую роль играют эпитеты и сравнения в описании грозы?  (Эпитеты создают цветовые образы :зеленеющие нивы / зеленее под грозой, синей молнии струя, пламень белый и летучий, определяют настроение: «раскаты громовые/всё сердитей и смелей. Сравнение «Вихрем пыль летит с полей»  придает динамизм, стремительность действию).
  • -Как передаются в стихотворении ощущения, настроения? (Смена настроения человека передана сменой картины природы: от неуверенности к ожиданию, затем смятению до радости обновления, которая и становится определяющим настроением стихотворения).
  • Учитель.
  • Весна в живописи.
  • Саврасов « Грачи прилетели». (описание картины учащимся)
  • Описание картины Левитана «Март» (учащийся)
  • Как весна показана в лирике.
  • -Стихотворение Фета .Образец анализа  (учащийся)
  • Баратынский  
  • -Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!»
  • Анализ стихотворения.
  • Какова интонация стихотворения? (стихотворение отличает восклицательная интонация, его пронизывает чувство восхищения. Единения с обновляющейся природой. Ослепительна лазурь неба. Картина весны необыкновенно яркая, радостная, какая-то просторная, полна света и воздуха)
  • Найдите ключевые слова  («как воздух чист», «как ясен небосклон», «как высоко…летают облака», «под самое солнце взвился / И в яркой вышине/ Незримый жаворонок поёт…»

-Обратимся к звукописи. Ласковые звуки плавных «л» (небосклон, слепит, на крыльях, ласкаясь к солнечным лучам/ летают облака) сменяются гремящими, рокочущими «р» (ручьи, взревев, река, на торжествующем хребте), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде шумен и душист)

  • Обратим внимание на лексику стихотворения (лексика приподнятая, радостная: лазурь живая, солнечные лучи, торжествующий, яркая вышина, заздравный гимн, душа)
  • -Найти примеры изобразительно – выразительной лексики. (Картину обогащают метафоры и олицетворения: на крыльях ветерка, взревев, река несёт/На торжествующем хребте / Поднятый ею лёд, древа обнажены)
  • Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:
  • Что с нею, что с моей душой?
  • С ручьём она ручей
  • И с птичкой птичка! С ним журчит,
  • Летает в небе с ней!…
  • Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
  • Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир  души человека и мир природы  взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

Русская природа в пейзажной лирике поэтов 19 века

Урок проведён в форме творческого отчёта по результатам проектной  деятельностиПроектная деятельность позволяет учащимся- включиться в активный познавательный процесс,- самостоятельно формулирова...


 

Комментарии

Интересный и содержательный материал.Есть метапредметные связи. Спасибо.