Олимпиадные задания по литературе для учеников 10 класса
олимпиадные задания по литературе (10 класс) по теме

Сорокина Евгения Петровна

Первый блок заданий – теоретико-литературный; ученик показывает владение понятийным и терминологическим аппаратом современного литературоведения.

Второй блок - выявление читательской эрудиции, знаний текста художественной литературы.

Третий блок заданий основывается на заданиях, позволяющих определить уровень знаний основных фактов литературного процесса, истории русской литературы.

Четвертый блок включает задания, проверяющие знания из разных областей искусства, связанных с литературой. Историко-культурные и теоретико-литературные знания являются важным компонентом литературного образования, в школьном курсе они способствуют становлению грамотного читателя, формируют устную и письменную речь учащихся. В связи с этим вопросы первых четырех разделов ориентированы на знание конкретного материала. Таким образом, они позволяют дать однозначно оцениваемый ответ, что является важным условием подведения итогов олимпиады по литературе.

Пятый блок –  комплексный анализ художественного текста, рассчитан на проявление творческих способностей учащихся и связан с восприятием, толкованием произведений художественной литературы, умением создавать свой текст определенного жанра.

Пакет данных материалов предназначен для проведения первого (школьного) тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_literatura_11_kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Школьная олимпиада – это образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.

      Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам, помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считаются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.

      Цель олимпиады – выявление широты литературного кругозора наиболее одаренных учащихся и глубины их литературоведческих знаний, навыков филологического анализа и индивидуальной интерпретации художественного текста, творческих способностей старшеклассников.

Первый блок заданий – теоретико-литературный; ученик показывает владение понятийным и терминологическим аппаратом современного литературоведения.

Второй блок - выявление читательской эрудиции, знаний текста художественной литературы.

Третий блок заданий основывается на заданиях, позволяющих определить уровень знаний основных фактов литературного процесса, истории русской литературы.

Четвертый блок включает задания, проверяющие знания из разных областей искусства, связанных с литературой. Историко-культурные и теоретико-литературные знания являются важным компонентом литературного образования, в школьном курсе они способствуют становлению грамотного читателя, формируют устную и письменную речь учащихся. В связи с этим вопросы первых четырех разделов ориентированы на знание конкретного материала. Таким образом, они позволяют дать однозначно оцениваемый ответ, что является важным условием подведения итогов олимпиады по литературе.

      Пятый блок –  комплексный анализ художественного текста, рассчитан на проявление творческих способностей учащихся и связан с восприятием, толкованием произведений художественной литературы, умением создавать свой текст определенного жанра.

      Пакет данных материалов предназначен для проведения первого (школьного) тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

      Рядом с каждым заданием указано максимальное количество баллов, всего ученик может набрать 50 баллов. Участники выполняют олимпиадные задания в течение 2 астрономических часов.

Максимальное количество баллов за олимпиаду – 50

42 – 50 баллов – I место

33 – 41 баллов – II место

24 – 32 баллов – III место

Олимпиада по литературе

(школьный этап)

10 класс

Уважаемые участники Олимпиады!

        Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственного литературного кругозора. Задания рассчитаны на знание теории и истории литературы, текстов художественных произведений, умение анализировать поэтический текст.

      На выполнение всех заданий вам отводится 2 астрономических часа. Внимательно читайте формулировку заданий. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. На чистовике задания выполняются по порядку. Максимальное количество баллов, которые вы можете набрать - 50.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успешной работы!

Теория литературы

1. Перед вами рондо двух поэтов. Напишите литературоведческую статью об этой форме поэзии для справочного интернет - ресурса (например, Википедии). (4 балла)

А.П.Сумароков

Рондо

Не думай ты, чтоб я других ловила

И чью бы грудь я взором уязвила.

Напрасно мне пеняешь ты, грубя.

Я та же всё. Не возмущай себя,

Хотя твое я сердце растравила.

Любовь меня еще не изрезвила,

Неверности мне в сердце не вдавила.

И что горю другим я кем, любя,

Не думай ты.

Изменою я мыслей не кривила,

Другим любви я сроду не явила,

Свободу кем и сердце погубя,

Твой страхом дух я тщетно удивила,

Но, чтоб любить я стала и тебя,

Не думай ты.

М. Кузьмин

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но, расточительная, все пышней

Она цветет, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далеко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что не даром плакал соловей

В начале лета.

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета.

Знание текстов художественных произведений

2. Установите соответствие между автором – произведением – персонажем. (6 баллов)

  1. Ф.М.Достоевский
  1. «Гроза»
  1. Матрёна Корчагина
  1. А.С.Грибоедов
  1. «Борис Годунов»
  1. Макар Девушкин
  1. А.С.Пушкин
  1. «Бедные люди»
  1. Кулигин
  1. Н.В.Гоголь
  1. «Кому на Руси жить хорошо»
  1. Софья Павловна
  1. Н.А.Некрасов
  1. «Мертвые души»
  1. Приятная во всех отношениях дама
  1. А.Н.Островский
  1. «Горе от ума»
  1. отец Пимен

История литературы

3. Петербургский альманах ??? – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Составители сумели в одной небольшой книжке карманного формата отразить современное состояние русской литературы. Практически все лучшие русские писатели приняли в нём участие. Впервые авторам  именно этого издания был заплачен гонорар. Как назывался этот альманах?

(4 балла)

4. Какое литературное направление возникло в Европе во второй половине 18 века, а в русской литературе не нашло широкого применения. Отстаивая идеи этого направления, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян, полную довольства, веселья, радости, а Карамзин утверждал в своём произведении "...И крестьянки любить умеют". (3 балла)

5. В 1993 году Юрий Лотман, советский литературовед, культуролог и семиотик,  стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина за комментарий одного из самых известных романов русской классической литературы. Укажите произведение, о котором идёт речь, и его автора. (2 балла)

Литература и другие виды искусства

6.   МЕТЕЛЬ в художественном произведении символизирует и природное явление, и вторжение "потусторонних" недобрых сил в жизнь человека, и смятение души, сумятицу чувств, мятущихся эмоций, морочащих человека, заметающих разум мерцающей пеленой, затмевающих и заглушающих голос рассудка и то главное, что должно вести личность по прямой дороге добра и человечности. Мы встречаем этот символ в повести А.С.Пушкина «Метель».

А) Какой композитор написал музыкальные иллюстрации к этой повести? (4 балла)

Б)  Какие произведения русских классиков, в которых встречается образ метели, вы знаете (укажите автора и произведение)? (Максимально - 5 баллов)

7.   В своих многочисленных произведениях он воспел красоту Кавказа как поэт и как художник. Рисунки, картины, наброски — все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза. Назовите имя этого известного русского писателя XIX века. (2 балла)

Анализ художественного текста

8. Напишите полный анализ стихотворения А.А.Фета «На заре ты её не буди…», отражая идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и технику произведения. (Максимально - 20 баллов)

А.А.Фет

На заре ты ее не буди...

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет  на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

 1842 г.

КЛЮЧ

Олимпиада по литературе

(школьный этап)

10 класс

1. Рондо — твёрдая форма в поэзии, так или иначе опирающаяся на средневековые образцы. Согласно М. Л. Гаспарову, рондо в русской поэзии Серебряного века — это стихотворение из 15 строк со сквозной рифмовкой, причём 9-я и 15-я представляют собой усечённый первый стих, его первое полустишие.

Максимально 4 балла, ученик должен отметить следующее:

  • стихотворение,
  • 15 строк,
  • сквозную рифмовку,
  • 9-я и 15-я строки представляют собой первое полустишие.

2.

  1. 1-С-б,
  2. 2-F-г,
  3. 3-В-е,
  4. 4-Е-д,
  5. 5-D-а,
  6. 6-А-в

(Максимально – 6 баллов, по одному баллу за каждое правильное совпадение: автор – произведение - персонаж).

3. Альманах «Полярная Звезда» (4 балла)

4. Сентиментализм (3 балла)

5. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (1 балл за автора и 1 за произведение, максимально – 2 балла)

6.  А)     Г.В. Свиридов (4 балла)

     Б)    А.С.Пушкин – стихотворение «Бесы», повесть «Капитанская дочка»,

       М.А.Булгаков – «Белая гвардия»,

       А.А.Блок – «Двенадцать»,

       Н.В.Гоголь – «Ночь перед Рождеством»,

       Л.Н.Толстой – «Метель» и другие.

Максимально – 5 баллов, по одному баллу за произведение с указанием автора.

7.  М.Ю.Лермонтов (2 балла)

8.  Анализ поэтического текста.  Максимальное количество баллов – 20

  1. Поэтическая тема, идея – 2 балла
  2. Композиция – 1 балла
  3. Лирический герой – 2 балла
  4. Лексический уровень – 2 балла
  5. Рифма – 1 балл
  1. Тропы – 3 балла
  2. Синтаксические фигуры – 2 балла
  3. Ритм, звукопись – 2 балла
  4. Восприятие – 2 балла
  5.  Речь (целостность, законченность высказываний) – 3 балла

Должен быть реализован последовательный анализ текста: идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и техника стиха. Дополнительно оценивается анализ образной системы, лексического, звукового, ритмического и синтаксического уровней.

Максимальное количество за олимпиаду – 50 баллов

42 – 50 баллов – I место

33 – 41 баллов – II место

24 – 32 баллов – III место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Задания преднахначены для школьной олимпиады....

Олимпиадные задания по литературе для 6 класса.

Задания , составленные для подготовки  к олимпиаде, содержат  теоретическую  и  практическую  направленность....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Данный материал подобран для подготовки учащихся 5-11 классов к  олимпиаде по литературе. Задания взяты из методического пособия  "...

Олимпиадные задания по литературе для 9 класса(вариант)

Примерные  задания  для  олимпиады  по  литературе   для  9класса...

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса

Вариант олимпиадного  задания  по  литературе...