Урок – исследование Неизвестная Наталья Николаевна Пушкина (письма Н.Н. Пушкиной брату Д.Н. Гончарову)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Филь Валентина Николаевна

Высказывание Б.С. Мейлаха: «Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привычными представлениями о ней, как великосветской даме, думавшей только о балах и своих успехах. Новые материалы серьезно поколебали подобные представления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshiy_urok_pisma_goncharova.doc2_.doc89.5 КБ
Файл urok_pisma.pptx459.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                   Урок – исследование

Неизвестная

Наталья Николаевна Пушкина

(письма Н.Н. Пушкиной  брату Д.Н. Гончарову)

                               Учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ №14

п. Советского

Тимашевского района

Краснодарского края

Филь Валентина Николаевна

Цель урока:        

        - обобщить и углубить знания учащихся о личности Натальи Николаевны Гончаровой;

        - развивать навыки аналитического чтения частных неофициальных писем и написания их;

        - воспитывать у учащихся культуру письма.

Оборудование:

  1. Высказывание Б.С. Мейлаха: «Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привычными представлениями о ней, как великосветской даме, думавшей только о балах и своих успехах. Новые материалы серьезно поколебали подобные представления»
  2. Эпиграф:

… а душу твою люблю я еще более твоего лица.

                                                А.С. Пушкин

  1. Портреты А.С. Пушкина, Н.Н. Пушкиной, Д.Н. Гончарова.
  2. Тексты писем Н.Н. Пушкиной к брату Д.Н. Гончарову
  3. Мультимедийный проектор
  4. Музыкальное оформление:

 Вальсы Шопена.

  1. Опорные таблицы:

- Виды писем

- Особенности частных неофициальных писем

                                                        Ход урока

  1. Звучит музыка Ф. Шопена. На фоне ее импровизация

             «Светский салон 1 половины Х1Х века. Разговор двух дам»

 - Весь двор от жены Пушкина в восторге, императрица хочет, чтобы она к ней явилась и назначит день, когда надо будет придти.

 - Да, она мила, но  очень высокомерна. Она почти ни с кем не разговаривает. Это, думаю, следствие скудности духовной культуры и ума.

- А вот муж ее, напротив, говорит, что она умна.

   - Весь ее ум сводится лишь к любовному романтизму.

 ( Слайд № 1-2  Портрет Н.Н. Гончаровой К.П. Брюллова )

        ( К портрету К.П. Брюллова «Наталья Николаевна Пушкина» подходит ученик, играющий роль А.С. Пушкина, и читает стихотворение «Мадонна»).

         ( Слайды № 3-4  Портрет А.С.Пушкина  Тропинина )

        2.  Слово учителя.

        Любовь А.С. Пушкина и его жены – самый удивительный,  прекрасный и вместе с тем роковой роман, вызывающий интерес вот уже на протяжении почти двухсот лет. Она для него – «чистейшей прелести чистейший образец». И об этом свидетельствуют не только  поэтические откровения Александра Сергеевича, но в большей степени, конечно, его письма к Наталье Николаевне, потому что ничто, пожалуй , не может так правдиво судить о человеке, как частые неофициальные письма. И в этом непревзойденная ценность этих писем – зеркала нашего внутреннего «я».

3. На фоне музыки Г. Свиридова учащиеся читают отрывки из писем

А.С. Пушкина к жене:

        1. «Надеюсь увидеть тебя недели через две; тоска без тебя; к тому же с тех пор, как я тебя оставил, мне все что-то страшно за тебя».

        2. «Поздравляю тебя с днем твоего ангела, мой ангел, цалую тебя заочно в очи».

        3. «Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе все, что придет на сердце».

        4. «Благодарю тебя за милое и очень милое письмо. Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – а жить с тобой в разлуке также глупо, как и тяжело».

4. Слово учителя.

        Эти письма – океан любви, которую испытывал А.С. Пушкин к Наталье Николаевне. И она ему отвечала тем же, судя по последнему письму. Именно ее письма к Александру Сергеевичу смогли  бы нам рассказать о том, какова же на самом деле была его Мадонна. И они были. 40 писем жены Пушкина исчезли из Румянцевского музея в 20-е годы прошлого столетия. Но сохранились письма Натальи Николаевны к брату Дмитрию, о которых профессор Б.С. Мейлах сказал:

«Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привычными представлениями о ней, как великосветской даме, думавшей только о балах и своих успехах. Новые материалы серьезно поколебали подобные представления».

             ( Слайд № 5  Портрет Д.Н. Гончарова )

        

Обратимся к этим письмам, чтобы понять смысл пушкинского признания:

«… а душу твою люблю я еще более твоего лица». И научимся ценить письмо как один из способов постижения души человека.

5. Организация групповой исследовательской работы по письмам

      Н.Н. Пушкиной к  брату Д.Н. Гончарову.

        1 группа – Письмо 2-е. Пятница 1 сентября (1833г. Черная речка)

        2 группа - Письмо 4-е. 12 ноября 1834г. Петербург.

        3 группа – Письмо 9-е. 18 августа 1835г. (Черная речка)

        4 группа – Письмо 11-е. 28 апреля 1836г. Петербург.

        5 группа – Письмо 12-е.. Июль 1836г. Каменный Остров.

                  План работы над письмами Н.Н.Гончаровой

                     Работа с таблицей «Виды писем»                        

1. Официально-деловые (письма и деловые документы, отражающие не личные, а официальные отношения).

2. Профессионально-ориентированные письма (в русле научного стиля, например переписка ученых)

3. Художественные письма  (в русле художественной литературы)

4. Частные неофициальные, не предназначенные для публикации

                        Особенности частных неофициальных писем:

              - Привязанность к конкретной обстановке.

             -  Автобиографизм.

             - Письма не рассчитаны на публикацию.

             -Эмоциональное воздействие на адресата, личный контакт, обмен     информацией.

                          ( Слайд № 6   Таблица « Виды писем»)

                             План исследовательской работы над письмами Н.Н.Гончаровой:

  • Самостоятельное аналитическое прочтение писем с целью подготовки выразительного чтения самых ярких «моментов» писем.
  • Определение вида писем Н.Н. Пушкиной.

  1. Итог групповой исследовательской работы

Аргументация тезиса: письма Натальи Николаевны – частные неофициальные письма.

  1. Привязанность к конкретной обстановке.

 Все письма написаны в ситуации, когда в семье Пушкиных были серьезные материальные проблемы. И Наталья Николаевна, как любящая жена, не могла допустить, чтобы все эти испытания легли на плечи любимого мужа :

«…Я тебе откровенно признаюсь, что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова у меня идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам…» (Письмо 12-е) и т.д.

  1. Автобиографизм: и адресант, и адресат представляют собой конкретные языковые личности, живущие в определенную эпоху).

  «…Ты меня спрашиваешь, дорогой Дмитрий, как идут твои дела. Я не знаю, право, что тебе сказать; мы ограничились с графиней Пален двумя визитами и с тех пор встречаемся только иногда в свете, но большой близости  между нами не установилось».  (Письмо 4-е)  и  т. д .

                                                                                                                                                               

  1. Письма не рассчитаны на публикацию

 «… Муж мой оставил мне достаточно денег, но я была вынуждена все их отдать хозяину квартиры, которую только что сняла; я не ожидала, что придется дать задаток 1600 рублей, вот почему я теперь без копейки в кармане». (Письмо 2-е)  и  т . д. .  

                                                                                                                                             

  1. Эмоциональное воздействие на адресата, личный контакт, обмен информацией.

«Прощай, дорогой и любящий брат, нежно целую тебя и горячо желаю успеха в твоих делах… Нежно поцелую маминьке  ручки, я рассчитываю написать ей завтра». (Письмо 9-е) и т . д .

5) . Особенности писем Натальи Николаевны.

        (Учащиеся отмечают следующие особенности манеры письма жены Пушкина: душевность, доверительный тон, простоту, лаконизм, искренность, культуру письма – и подкрепляют свои выводы цитатами из писем)

6). Особенности характера Натальи Николаевны, о которых свидетельствуют ее письма к брату Дмитрию:

        - доброта;

        - ум;

        - тактичность;

        - забота о близких, особенно о муже;

        - материнская любовь;

        - доброжелательность;

        - практичность;

        - рассудительность;

        - душевность;

        - самокритичность;

        - остроумие;

        - сердечность;

        - деликатность…

                                  ( Слайд № 7 )

(Выводы подкрепляются чтением писем.)

7). Вывод.

        Четырнадцать писем Натальи Николаевны Пушкиной написаны на протяжении четырех лет. Мы читаем эти письма и как будто впервые знакомимся с женой поэта, о которой знали так мало. Ее деликатность, доброта, душевность, глубокая материнская любовь к детям, сердечное отношение к Пушкину, деловитость и практичность во всех случаях, когда того требовала жизнь, - совершенно по-новому освещают облик Натальи Николаевны. Она становится ближе нам и понятнее, и по-иному звучат для нас проникновенные слова Александра Сергеевича: «… а душу твою люблю я еще более твоего лица».

 7. На фоне музыки Бетховена «Лунная соната» учащиеся читают воспоминания современников о последних днях Пушкина.

  • Княгиня была с женою, которой состояние было невыразимо; как привидение, иногда прокрадывалась она в ту горницу, где лежал ее умирающий муж. Он не мог ее видеть (он лежал на диване лицом от окон к двери);  но он боялся, чтобы она к нему  подходила, ибо не хотел, чтобы она могла приметить его страдания.

В.А. Жуковский

                                     ( Слайд № 8 )

  • … Первый час. Пушкин слабее и слабее… Надежды нет… Жена подле него… Жена – сила любви дает ей веру – когда уже нет надежды! Она повторяет ему: «Tu vivras» («Ты будешь жить!»)

А.И. Тургенев

                                     ( Слайд № 9 )

  • … Госпожа Пушкина возвратилась в кабинет в самую минуту его смерти… Увидя умирающего мужа, она бросилась к нему и упала перед ним на колени; густые темно-русые букли в беспорядке рассыпались у ней по плечам. С глубоким отчаянием она протянула руки к Пушкину, толкала его и, рыдая, вскрикивала:

- Пушкин, Пушкин, ты жив?!

 Картина была разрывающая душу…

                                                                        К.К. Данзас

                                ( Слайд № 10 )

  8 . Домашнее задание.

     Учитель:

        Письма Натальи Николаевны Пушкиной  «открыли» в личности ее те черты  характера, о которых не знали тогда, когда она была жива. К сожалению, и сегодня многие не знают такой жену Александра Сергеевича Пушкина. Дома вы попытаетесь написать работу – «Письмо другу», в котором поделитесь впечатлением от сегодняшнего урока. Помните, что вы  адресант  и ваше письмо будет носить интимно–дружеский  характер. Не забывайте о культуре письма.

 

.

                                                                                                                                       

                                         Список литературы:

  1. И. Ободовская «Вокруг Пушкина». Издательство «Советская Россия», 1975г.
  2. «Наталья Николаевна Пушкина». Издательство «Советская Россия», 1985г.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(письма Н.Н. Пушкиной брату Д.Н. Гончарову) Урок – исследование Неизвестная Наталья Николаевна Пушкина

Слайд 2

Б.С. Мейлах о письмах жены Пушкина « Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привычными представлениями о ней, как великосветской даме, думавшей только о балах и своих успехах. Новые материалы серьезно поколебали подобные представления»

Слайд 3

… а душу твою люблю я еще более твоего лица. А.С. Пушкин

Слайд 4

« Чистейшей прелести чистейший образец»

Слайд 5

Письмо 7 – е (Начало лета 1835 года г. Петербург) «Мой муж поручает мне, дорогой Дмитрий, просить тебя сделать ему одолжение и изготовить для него в этом письме 85 стоп бумаги, которые я тебе посылаю в этом письме…»

Слайд 6

Виды писем 1 . Официально-деловые (письма и деловые документы, отражающие не личные, а официальные отношения). 2. Профессионально-ориентированные письма (в русле научного стиля, например переписка ученых) 3. Художественные письма (в русле художественной литературы) 4. Частные неофициальные, не предназначенные для публикации Особенности частных неофициальных писем: - Привязанность к конкретной обстановке. - Автобиографизм . - Письма не рассчитаны на публикацию. -Эмоциональное воздействие на адресата, личный контакт , обмен информацией .

Слайд 7

Особенности характера Натальи Николаевны, о которых свидетельствуют ее письма к брату Дмитрию: - доброта; - ум; - тактичность; - забота о близких, особенно о муже; - материнская любовь; - доброжелательность; - практичность; - рассудительность; - душевность; - самокритичность; - остроумие; - сердечность; - деликатность…

Слайд 8

Она хотела разделить его страдания Княгиня была с женою, которой состояние было невыразимо; как привидение, иногда прокрадывалась она в ту горницу, где лежал ее умирающий муж. Он не мог ее видеть (он лежал на диване лицом от окон к двери); но он боялся, чтобы она к нему подходила, ибо не хотел, чтобы она могла приметить его страдания. В.А. Жуковский

Слайд 9

«Ты будешь жить!» … Первый час. Пушкин слабее и слабее… Надежды нет… Жена подле него… Жена – сила любви дает ей веру – когда уже нет надежды! Она повторяет ему: « Tu vivras » («Ты будешь жить!») А.И. Тургенев

Слайд 10

«Пушкин, Пушкин, ты жив?!» … Госпожа Пушкина возвратилась в кабинет в самую минуту его смерти… Увидя умирающего мужа, она бросилась к нему и упала перед ним на колени; густые темно-русые букли в беспорядке рассыпались у ней по плечам. С глубоким отчаянием она протянула руки к Пушкину, толкала его и, рыдая, вскрикивала: - Пушкин, Пушкин, ты жив?! Картина была разрывающая душу… К.К. Данзас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Яковлевой Саргыланы Николаевны

Открытый урок Яковлевой Саргыланы Николаевны учителя английского языка МОБУ СОШ №24, учитель высшей категории....

Урок литературы в 10 классе "Система образов в романе И.А.Гончарова "Обломов".

Система образов в романе И.А.Гончарова Обломов.Обломов и Штольц.Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына....

Урок-исследование по роману И.А.Гончарова "Сердце жаждало жизни" анализ главы 5 романа "Обломов"

Урок-исследование  по роману И.А.Гончарова  10 класс по теме "Сердце жаждало жизни"  Проведя стилистический анализ текста,  попыталась показать значимость этого эпизода как для все...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Статья об уроке литературы в 10 классе "Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»".

   Совершенно очевидно, что литература в школе должна занимать особое место:  это не просто учебный предмет в ряду других – это искусство слова, и приобщение к нему «...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...