Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Краснова Ирина Николаевна

Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_literature_v_11_klasse_po_teme.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме

«Поэт в художественном мире символизма.

Творчество К.Д. Бальмонта»

Цели:

- образовательная: познакомить с творчеством поэта-символиста К.Бальмонта, формировать понятие о художественном  методе поэта, его импрессионистическом видении мира. Обобщить материал предыдущего урока.

- развивающая: совершенствовать умения анализировать стихотворный текст, развить умение видеть лексическую наполненность слов, формировать навык работы с различными источниками знаний,  развивать творческие способности учащихся, сделать записи опорных положений в таблицу, написать синквейн.

- воспитательная: воспитывать общую культуру, учить «чувству поэзии», восприятию и постижению прекрасного.

Оборудование: портреты К.Бальмонта, тесты стихотворений поэта, статья К.Бальмонта  «Элементарные слова о символической поэзии», репродукции картин художников-импрессионистов К.Монэ, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуара, И.Левитана, Коровина, запись музыкальных  произведения К.Дебюсси.

Тип урока: комбинированный, исследовательский.

Методы обучения: поисковая беседа, исследовательский, метод проблемного изложения.

           Эпиграф к уроку:

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

***

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

1902 год.

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока. Чтение эпиграфа. Повторение пройденного.

Учитель обращается к чтению отрывка из книги Н.Бердяева «Самопознание. Опыт философской автобиографии»:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни».

- В сравнении с какой эпохой развития русской литературы эпоха конца девятнадцатого века и начала двадцатого века получила название «серебряного века»?

(в сравнении с «золотым веком»)

- Что эти эпохи сближает и отличает друг от друга?

(стремление к преображению – один из ключевых импульсов людей искусства «серебряного века», вылившийся в процессе жизнетворчества.)

Меняется тематический строй русской лирики:

Золотой век

Серебряный век

Традиционная тема природы

Социальные мотивы

Историческая конкретика

Повседневная реальность

Гражданские и гуманистические принципы

Тема современного города

Мотив творческого самоутверждения

Темы жизни и смерти, любви и красоты

Яркая экзотика, мифологических преданий, открытия географических и этнографических

- В чем причины возникновения литературных направлений, открывших эпоху «серебряного века»? Назовите эти направления.

(сама эпоха меняла стиль мышления, отвергая рациональное, оперируя символами в искусстве, философии, жизни. Стремление преобразить жизнь внесоциальным путем объединило в творческие группы, которые опирались на общие основы- осмысление человеческих отношений и жизни. Поэтому «серебряный век» - не только время, но и отношение художника к этому времени. Поэты создали свою концепцию мира и человека в этом мире. Появились декадентские течения (символизм, акмеизм, футуризм).)

- Что вы можете сказать о символизме?

(Первыми ласточками символистского движения в России был трактат Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) и сборник его стихов «Символ». С эти событием стали связывать начало истории символизма в России, более того, всей культурной эпохи «серебряного века». Символизм – выражение идей посредством символов, в поэзии – метафоричность, иносказательность.)

II. Основная тема урока.

Наша задача на уроке – увидеть черты символизма в творчестве К.Бальмонта. Современный читатель мало знает этого удивительного поэта. Но без его произведений картина литературной и общественной жизни была бы далеко не полной.

Поговорим о поэтической индивидуальности этого поэта –символиста. Послушаем высказывания о Бальмонте:

По словам Валерия Брюсова, лидера московских символистов: «…в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большим усилием, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния».

Б.Зайцев: «…это великий шантеклер,  приветствующий день, свет, жизнь».

М.Волошин: «Бальмонта вообще нельзя сравнивать, он весь – исключение, его можно любить только лично».

М.Цветаева: «В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя как в присутствии всевышнего. Бальмонт – олицетворение самой поэзии, на каждом бальмонтовском жесте, слово-клеймо-печать-звезда-поэта».

Вывод: все отмечают величественность поэта, незаурядность таланта. Этот удивительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.

Создание проблемной ситуации:

- Кто же Бальмонт как поэт – символист: самовлюбленный, напыщенный, манерный или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? В чем выражается его символическое начало?

(по ходу работы учащиеся заполняют таблицу – солнце)

Чтение и анализ стихов поэта:

А)  «Я – изысканность русской медлительной речи….»

- Каково ваше отношение к многочисленным «Я» поэта?

(лирическое «Я» поэта многообразно, изменчиво. Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. «Я» стало в центре. У Бальмонта это принимало крайние формы. Эгоцентризм, восторженное отношение к самому себе, уверенность в своей неповторимости – это был своеобразный вызов обществу.)

Я хочу быть первым в мире на земле и на воде,

Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.

- Какое значение имеет звукопись в этом стихотворении?

(Бальмонт видел в каждом звуке русского языка свой смысл, свой символ. Бальмонт считал, что в звуке и слове заключена заклинательно-магическая сила и даже физическое могущество.)

Существует теория Бальмонта о символах в буквах русского алфавита (обращаемся к плакату).

- Если знать теорию звуков Бальмонта, можно проанализировать стихотворение «Камыши» с этой точки зрения?

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Вывод: образ рождается из звука.

Б) «Я не знаю мудрости, годной для других…»

- Какое главное определение дает Бальмонт своей поэзии?

(поэзия мимолетности)

С легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали определять как поэзию «запечатленных мгновений».

Чтение отрывка размышлений Бальмонта «Из записной книжки»:

«В свете мгновений я создавал эти слова. Мгновения всегда единственны. Они слагались в свою музыку, и я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли в свою собственную тайну…»

Миг-символ, знак, намек на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть его в слове. Стремление постичь миг и выхватить его из вечности сочеталось у Бальмонта с постоянной устремленностью за пределы предельного.

В) «Я мечтою ловил уходящие тени…»

- Назовите центральную тему стихотворения.

(тема постоянного движения-преодоления- о безмерности. Прием повтора выделяет и укрепляет в сознании писателя эту тему.)

- Глаголы какого вида употребляет поэт?

(глаголы несовершенного вида, что обеспечивает процесс движения к свету)

- Как стихотворение связано с индивидуальным мировосприятием Бальмонта?

(Вместить в каждый миг всю полноту бытия – вот цель поэта)

- Назовите ключевые слова стихотворения.

(мечта, тени, ловля теней. Мечта, мечтания – состояние человеческой души, которое открывает возможность постичь непостижимое. )

 Определяя символическую поэзию, Бальмонт писал: «Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…»

- Найдите эти этом  стихотворении два содержания.

(конкретное содержание – восхождение на башню во время захода солнца, чтобы «задержать» исчезающий солнечный свет. Скрытое – символическое содержание – гимн восхождению, устремление человека  от тьмы к свету.)

Чтение отрывка из статьи Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии»:

«Символическая поэзия говорит особым языком, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти открытый путь творчества: от картины к душе ее, от непосредственных образов к скрытой в них духовной идеальности…»

Вывод: Игра воображения, меняющийся поток образов, световые и звуковые ощущения – все это характерно для поэзии Бальмонта.

У Бальмонта есть любимый прием – перенос ощущений. Поэт способен выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления.

- С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта эта способность выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления?

Ученик подготовил сообщение о творчестве импрессионистов. Обращаемся к репродукциям картин импрессионистов.

Работая на открытом воздухе (пленэре), художники-импрессионисты передавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. У художников был обостренный интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира.

Любой миг, любые впечатления повседневности  стали темами живописи импрессионистов. Импрессионизм – светлая сказка. Социальные проблемы остались в стороне.

Ренуар: «В мире и так много зла, не стоит его умножать при помощи полотен.»

Коровин: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста. Это Я, это мое пение за жизнь, за радость.»

- В чем импрессионизм творчества Бальмонта?

(философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащего в основе импрессионизма, сформировала творческую манеру Бальмонта. Важен не предмет изображения, а ощущения. В живописи предмет  часто растворяется в свето-воздушной среде. В поэзии видимый мир тонет в дымке нежно-золотой. Бальмонт в символической поэзии видел прежде всего поиски «новых сочетаний мыслей, красок, звуков».)

Еще одна сторона его поэзии: Бальмонт видел в символической поэзии «оглашение» говора стихий Вселенной, которая представляет собой гармонию четырех стихий: Огонь, Вода, Земля и воздух – «…четыре царственных стихии, с которыми неизменно живет душа моя». У этого признания есть поэтическое воплощение. Сборник «Будем как Солнце» (подзаголовок «Книга символов»).

- Послушайте и поразмышляйте, что значит они для поэта в стихотворении «Завет Бытия»?

- Назовите образы этих стихий. Что значат они для поэта?

Образ ветра (стихия воздуха)  - символ вечного движения

Образ моря ( стихия Воды) – символ никем не скованной цельности, свободы

Образ солнца (стихия огня) – символ творчества

Гимн солнцу

Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое солнце,

Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою,

И хоть струны поэта звончей золотого червонца,

Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою….

Почему в своем духовном поиске поэт обращается к образу солнца? Что оно символизирует?

Символ рождения новой жизни

Жизнь = творчество + красота

Солнце

Символ гармонии в мире

Символ источника красоты, первооснова жизни

III.Обобщение

Работа по заполненной по ходу урока таблице. Составление синквейна  (на выбор).

В чем своеобразие лирики поэта-символиста Бальмонта:

1) его поэзия говорит своим особым языком;

2) язык богат интонациями;

3) подобно музыке и живописи возбуждает в душе сложное настроение;

4) трогает наши слуховые и зрительные впечатления.

Таблица. Признаки символической поэзии Бальмонта.

Записи прочитываются, дополняются.

Подводится  итог урока.

Синквейн:

Я Бальмонт

Символист

Изысканный магический

Непостижимый, скрытый,

Рождаться выхватить заключать

Мечтать, постичь, передать

Поэзия замечательных мгновений

Поток образов меняется

Звук-образ

Миг-символ

Слово-образ

бесконечный, мимолетный

устремляется, возвышается, воспринимает

устремленность ввысь к солнцу

многозначность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7-м классе по теме: "Поющие поэты"

Данная методическая разработка  является одним из трёх уроков  по теме «Поющие поэты» и является вводным уроком, знакомящим школьников с истоками авторской песни и основоположниками бардовск...

Разработка урока по географии 9 класс по теме "Место России в мире"

Урок разработан в технологии деятельностного метода и по программе под редакцией В. П. Максакова, В. Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной "География 6-9 классы", МОсква , "Просвещение", 2005 год. НА ур...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).

На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

разработка урока обществознания в 7 классе по теме "Реклама в современном мире"

Урок открытия нового знания  в технологии деятельностного метода  по системе "Школа 2000..." Апробация урока прошла в феврале 2015 года....

Методическая разработка урок-виторина для 8 класса по теме "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Урок рассчитан на сильный подготовленый класс. Проведение занятия планируется на этапе повторения и обобщения пройденного материала. Вопросы викторины относятся как к программе средней школы, так и к ...