Проект "А он, мятежный, просит бури..." (по творчеству М.Ю.Лермонтова)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Кудрина Елена Николаевна

Проект  "А он, мятежный, просит бури..." (по творчеству М.Ю.Лермонтова) предназначен для учеников 9 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся

Поиск информации:

1. Прежде чем  начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет «не сбиться с курса».

2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удерживаться в рамках определенного времени. В этом поможет будильник или таймер.

3. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:

- подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме,

- составить список используемых поисковых систем и каталогов,

- составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме,

- подобрать информацию по данной теме,

- предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме.

4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их.

5. Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети.



Предварительный просмотр:

План анализа лирического стихотворения

  1. Чтение и первичное восприятие текста.

Прочитайте стихотворение. Попробуйте разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркните заинтересовавшие вас слова.

  1. Обзор материала для анализа.
  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» - особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)
  2. Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада – реальные и фантастические черты; философское стихотворение – какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение – особая выразительность чувств лирического героя; послание – кому адресовано и т. д.)
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.)
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры (эпитет, гипербола, литота, метафора, сравнение, аллегория, символ, ирония или самоирония, сарказм и др.)
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • особенности синтаксиса (инверсия, повтор, параллелизм, риторический вопрос, восклицание и др.)
  1. основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб – разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль – строгость, торжественность; трёхсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием – особая напевность, сближающая с интонацией былины. народной песни и др.);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрёстная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи

  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения.
  1. Написание анализа стихотворения на основе собранного материала.


Предварительный просмотр:

Критерии оценки работ учеников

 

Все виды работ  оцениваются по пятибалльной системе в каждом критерии. По каждой работе выставляется  усредненная по критериям оценка.

 

 

Критерии

Презентация

Публикация

Буклет

Аудио,-видеоряд

Содержание работы

Структурированность информации

 

 

 

 

Логика изложения

 

 

 

 

Соответствие цели задания

 

 

 

 

Полнота, точность, актуальность информации

 

 

 

 

Оригинальность подачи материала

 

 

 

 

Библиография с перечислением всех использованных ресурсов, цитирование источников

 

 

 

 

Внешний вид

Соответствие дизайна содержанию работы

 

 

 

 

Единство стиля в оформлении разных частей работы

 

 

 

 

Соответствие иллюстраций содержанию

 

 

 

 

Читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов, сочетание фона с графическими элементами.

 

 

 

 

Умения и навыки использования компьютерных инструментов

 Правильность сохранения, открытия работ, корректность в отношении

работ других учащихся

 

 

 

 

Использование спецэффектов (графики, звуки, рисунки, эффекты смены слайдов, эффекты  анимации),  разных шрифтов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания мультимедийной презентации

Группа учащихся _____________________________________________________________________ Класс ___________  Дата______

 

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

         Титульный слайд с заголовком

5

 

 

         Минимальное количество – 8 слайдов

10

 

 

         Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

 

 

         Использование эффектов анимации

15

 

 

         Библиография

5

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

         Структура исследования (цель, задачи, этапы, выводы)

5

 

 

         Вставка графиков и таблиц, схем, диаграмм, звуков

10

 

 

         Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

 

 

         Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

         Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

 

 

         Слайды представлены в логической последовательности

5

 

 

         Красивое оформление презентации

10

 

 

         Слайды распечатаны в формате заметок.

5

 

 

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

100

 

 

 

Рассмотрено: ________________________________________

 

 


Критерии оценивания буклета                                            

 

 

Фамилия ученика (ов): _______________________                                                                                          _____________________________________________________________________________

 

Выбранная тематика:                                                                                  _______________________

 

Основной дизайн (максимум – 15 баллов)

Легко ли читать вашу публикацию?

 

Насколько эффективно используется пространство в вашей публикации?

 

Эффективно ли вы использовали возможности иллюстративного материала?

 

Общая оценка

 

 

           

Содержание (максимум 20 баллов)

Насколько эффективно обобщается информация?

 

Грамматика и синтаксис? 

 

Есть ли ссылки на информационные источники?

 

Общая оценка

 

 

 

                     Суммарная оценка

                            (35 баллов)                                                                                                                                    

  

Оценка отдельных параметров:

5 = отлично

4 = хорошо

3 = средне

2 = требуется доработка

1 = плохо

0 = отсутствует

 

Комментарий: ____________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

 

 

 

 

 

Критерии оценивания аудио-видеоряда

Группа учащихся _____________________________________________________________________ Класс ___________  Дата______

 

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

         Титульный кадр с заголовком

5

 

 

         Минимальное количество – 20 слайдов

20

 

 

         Использование дополнительных эффектов (смена слайдов, звук, графики, переходы)

20

 

 

         Титры в конце фильма

5

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

         Соответствие звука  и иллюстративного материала

10

 

 

         Вставка  звуков

10

 

 

         Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

         Текст хорошо написан (уместен, виден, понятен)

10

 

 

         Кадры представлены в логической последовательности

5

 

 

         Красочное  оформление работы

10

 

 

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

100

 

 

 

Рассмотрено: ________________________________________

___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный проект "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова"

Данный проект способствует формированию целостного представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, для этого учащиеся изучают историю Кавказской войны, анализируют произведения поэта, посвящ...

"Любовь пусть сердце не покинет" (по творчеству М.Ю.Лермонтова) сценарий интегрированного театрализованного проекта

Цель мероприятия: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова; сформировать представление о личности поэта, о его взаимоотношениях с женщинами. Особая атмосфера л...

"А он, мятежный, просит бури..." ( Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова)

Предложенную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 и в 10 классе. Она содержит информацию о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Каждый слайд именован цитатами из его стихотворений. Пр...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

А он мятежный, просит бури...

Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе образного изучения личности Петра I и его роли в развитии России....