Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
методическая разработка по литературе по теме

Высоких Алла Викторовна

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заставляет  словесника  преодолевать случайности в установлении  межпредметных связей, предпочитая систематическое обращение  к внешним и внутренним  источникам полезной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическая  разработка по теме :

« Межпредметные связи как средство

  формирования  культуроведческой

   компетенции учащихся  на уроках

     литературы, русского языка и

      во внеурочной деятельности.»

         учителя МБОУ « Средняя общеобразовательная

                 школа № 3»  г. Гусь – Хрустальный

                         Владимирской  области

                     Высоких Аллы Викторовны.

                                 

                                          2012 год.

Цель :  Создать условия для активизации учебно - позна-

           вательной  деятельности , развития творческих      

        способностей учащихся  и приобщения к искусству         слова ,к духовным богатствам  отечественной культуры.

Задачи :  1) Совершенствовать систему  освоения и углубле-

                ния знаний  по русскому языку  и литературе

                 в союзе  с другими предметами.

         

                2) Формировать  устойчивый интерес

                     к  национальной  культуре и истории .

  1. Воспитывать достойного гражданина, осознающего своеобразие русского искусства  

и  его важное место в мировом пространстве.

                        Оглавление.

                 

  1. Вступление . Обоснование выбора темы.

  1. Из опыта работы: а) Изучение «Повести временных лет

                                   б) Культурно - исторические связи ;

                                   в) Содружество языков ;

                                   г) Информационная поддержка уро-

                                      ков русского языка и литературы.

  1.  Заключение .

  1.  Список литературы.

  1.  Приложение.  

1.Обоснование выбора темы.

Как один из ведущих предметов в школе

литература связана с целым рядом других дисциплин.  Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека,  литература вступает во взаимодействие с историей , обществознанием, изобразительным искусством ,  музыкой…Наиболее естественно осуществляются связи  литературы и родного языка, т.к. объектом изучения обоих  предметов является словесность . Установление органических взаимосвязей филологии с другими науками  не  только обогащает и углубляет литературные знания , но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

               Стремление к эффективности учебного процесса заставляет словесника преодолевать случайность в установлении межпредметных связей, предпочитая систематическое обращение к внешним и внутренним  источникам  полезной информации. Это помогает добиваться планомерности и гибкости  в решении серьезных задач формирования гармоничной личности ,  активизации мышления, расширения общеэстетического  кругозора учащихся.

             Проблеме использования межпредметных связей в процессе обучения уделяется серьезное внимание. Она по- прежнему актуальна и важна при решении задачи подготовки школьника к жизни, воспитания  человека, осознающего своё место в культурно – исторической среде.

            В последнее десятилетие опытные учителя наблюда-   ют доминирование « дробного» подхода  в образовании ,     «расчленение» на отдельные предметы : математику, химию  физику и т.д..Ученики , перегруженные заданиями, особен-

но в профильных классах , выражают недовольство в знакомой фразе : «Каждый учитель  считает свой предмет самым главным!»  У подростков не остается сил и времени на постижение культуры, на строительство отношений с миром и людьми, на самопознание . Здесь и возникает дисгармония между обществом и человеком. Восстановить взаимосвязи , в какой –то мере , и помогают интегрированные курсы. А идея их реализуется , как правило,  в союзе смежных предметов , в форме бинарного  урока, во внеклассных мероприятиях.

        Интеграция предметов – это не просто соединение разных частей , а объединение  их в одно целое на основе общего подхода . Так , создание естественнонаучного цикла  может возникнуть на основе картин мира, а гуманитарного- на основе человековедения. Показательным является курс, объединяющий  языки , риторику , литературу.

    Осмысление мира  и себя в нем должно происходить на  культурологической основе . Литература и русский язык призваны играть роль магнита , центра притяжения , механизма , сцепляющего все звенья образовательного и воспитательного процессов, в котором обязательно должны быть задействованы история, краеведение, музыка, изобразительное искусство, театр, возможно, иностранные языки , география и даже информатика ( их взаимосвязи показаны в схеме).

    Литература поможет понять «историю души человечес-       кой», театр – « прожить»судьбу, « погибнуть всерьез» , а не поиграть в ролевые игры , музыка – услышать биение сердца , живопись – увидеть жизнь глазами человека иного времени , иной страны , география и иностранные языки – ощутить себя  «гражданином мира» , а , может быть, частичкой Вселенной, информатика – увидеть рациональ-

ные зерна в отвлеченных материях.

2.Культурно – исторические связи.

              Национальный язык – социально – историческое явление, непосредственно отражающее изменения в обществе на различных этапах его развития. Взаимосвязь  литературы, истории, лингвистики можно назвать   генетической, основной, взаимопроникновение – глубо-    ким, т.к. их задачи очень схожи – воспитание памятью, развитие патриотических чувств. Цель историка та же , что и у писателя : обнаружить закономерности жизни человеческой и жизни народной .

             К основным приемам , осуществляющим эти взаимосвязи , относятся:

           1. Составление «Словаря эпохи»;

           2. Изучение хронологии событий , дат, анализ эпизодов художественных произведений на историчес-

кую тему ( например, восстание  под  предводительством Пугачева в контексте пов. Пушкина « Капитанская дочка.») ;

            3.  Исследование документального материала;

           4.   Подготовка исторического комментария к художественному произведению;

            5.   Воссоздание картин эпохи путем словесного   рисования, инсценировки ;

            6.   Просмотр кинофильмов , созданных на основе исторических событий или художественных произведе-  

ний  о них;

            7.  Составление «Энциклопедии времени»;

            8. Написание сочинений в жанрах древнерусской литературы ( летописи, поучения, жития и т.д.)

             9. Сопоставление современной грамматики и лексики с языковыми явлениями прошлого.

                   Из  опыта  работы.

1.Изучение «Повести временных лет.»

   

     Благодатным материалом для изучения литературного произведения в контексте исторической эпохи являются   летописи. Знакомство учеников 6 класса с ними позволя-   ет  ощутить не  только ход событий, но особенности характеров героев, повороты их судеб, психологизм в их поступках. Образы князей Олега , Владимира, Игоря,   княгини Ольги , самого Нестора – летописца стали откры-    тием  для многих ребят, ведь в них они увидели живых людей, способных и на подвиг , и на месть , убийство.

            Наиболее глубоко и детально удается изучить эпизоды правления княгини  Ольги. Помимо материала учебника литературы ( авторы – составители: О.М.Хренова, М.А. Снежневская),  необходимо использовать  раздел «Порочный круг»  в УМК  «Вокруг тебя – мир».

            Подготовка к данным урокам состояла из нескольких этапов : 1. Распределение класса по группам;

              2. Выполнение индивидуальных и групповых

                  заданий: а)историки: составить рассказ о времени

                  княгини Ольги , о её деятельности на основе

                  исторических документов;

                                 б) актеры : используя литерат. материал,

                 написать диалог кн.Ольги и послов от древлян и

                 разыграть его;

                                   в) художники: нарисовать иллюстрации

                 к эпизодам мести кн.Ольги, придумать детали

                  костюмов, найти их;

                                   г) критики : сформулировать оценку                                           .                поступков кн.Ольги  с современной и истории-

                 ческой точки зрения.

       3) Помощь учителя, корректировка выполнения заданий

       4)Проведение урока.

    Так удалось заинтересовать ребят историей, литературой, привлечь резервы музыки, живописи, театра. Кропотливая работа учителя и учеников увенчалась успехом. Сама обста-

новка   была необычной : часть кабинета оформили в древнерусском стиле , соорудили трон, «посадили» на него  кн.Ольгу , на красном бархате прикрепили иллюстрации к эпизодам летописи. Были подобраны музыкальные фраг-

менты, передающие психологизм  событий. Портрет герои-

ни ( репродукция картины В.Васнецова)  подсказал , почему  её боялись , уважали, почитали на Руси.

        Форма проведения урока тоже отличалась от тради-

 ционной . Участники попытались воспроизвести  судебный процесс. В ролевой игре были задействованы судья, обвини-

тель( прокурор), защитник(адвокат), обвиняемая (кн.Ольга), потерпевшие ( родственники послов от древлян).

        В ходе « заседания» развернулась дискуссия об оправданных поступках героини и ее преступлениях. Соз-

дать  ситуацию спора помогли высказывания историка С.Соловьева о том, что « месть за убийство близкого челове

кА была священной обязанностью во времена Древней Руси когда обычай мести заменял правосудие…», а также вопросы в разделе «Аналитическая работа по тексту» в методических рекомендациях к книге «Вокруг тебя- мир…»

       Итогом урока стало сочинение , в котором ученики давали собственные оценки исторической ситуации и размышляли о том , как бы в наше время отнеслись к жестокой мести. Прочтение лучших сочинений явилось переходом к изучению других произведений темы «Пороч-

ный  круг» : повести В.Закруткина «Матерь человеческая» и    

рассказа В.Солоухина « Мститель». Они были проанализи-

рованы на факультативном занятии.

 

   Таким образом, в подобном уроке как нельзя лучше можно увидеть не только межпредметные связи, но и   точки соприкосновения с внеклассной деятельностью.

    Логичным продолжением такой методики является   проведение  факультативов, заседаний  литературного клуба ( в нашей школе он называется «Свет») , вечеров поэзии. Одним из самых запоминающихся мероприятий стал литературный вечер «Пушкин и декабристы», посвященный 180 годовщине восстания 1825 года(2005г.)

   Обращаясь к этой неоднозначной, спорной теме, коллектив  ставил задачу понять суть политической обстановки  начала 19 века, объяснить условия возникно-  вения идеологии «тайных обществ», увидеть круг сторон-  ников и противников движения , обосновать влияние  де-   кабризма  на формирование и развитие русской культуры.

      Положительным фактором увлеченности подготовкой вечера  стало массовое чтение книг по истории и литера-  туре, анализ произведений Пушкина, Грибоедова, Некра-   сова, Толстого, поэтов – декабристов, критических статей

     Этот вечер  многие старшеклассники называли празд-ником , на котором даже незаметные « троечники» смог-   ли раскрыть свои  таланты актеров, чтецов, певцов , танцоров , художников( сценарий вечера – в приложении.  

      Конечно, на внеклассных занятиях межпредметные связи представлены гораздо шире , масштабнее , чем на обычном   рабочем уроке. Но и здесь нужно создавать условия для комплексной реализации различных видов форм , методов  более точного , полного усвоения базового программного  материала по основным  предме-  там.

3. Содружество языков.

      Современный русский язык занимает очень важное место в системе международных языков. Взаимодействие    культурологии и лингвистики является мощным средст-вом  формирования гражданственности, патриотизма,

 толерантности. В постепенном  освоении знаний в облас-ти этимологии, грамматики, лексикологии  ученик прохо-   дит долгий  путь осознания своей принадлежности  к са- мобытному миру  русского слова.

      Наиболее активно школьники  включаются в процесс освоения  лингвистических связей  на занятиях по теме:

«Группы слов по происхождению.» В качестве примера можно привести систему уроков по теме: «Заимствован-   ные слова.» Уже  в 5 классе ученики получают  первое представление о словах , пришедших из других  языков, выявляют причины заимствования, определяют по толко- вому словарю их значения, по звуко-буквенному составу  и строению предполагают , из какого языка пришло то или иное слово.

       К этой теме обращаются и при изучении профессио-

нальных  слов , неологизмов ,т.к. они составляют большую часть заимствований . Здесь решаются и орфографические , и орфоэпические  проблемы. Ведь почти все иноязычные слова являются  словарными.

Следовательно, факт возникновения лексической едини-  цы  необходимо изучить в разных аспектах, используя  связи  с иностранными языками, географией , историей.

В 5 классе  можно предложить составить словарик заим- ствованных слов  по формуле: «Слово – из какого языка-   значение». Для этого учащиеся должны использовать сло- варь  иностранных слов, дополнительную литературу.

       Некоторым ребятам удаётся самостоятельно опреде- лить происхождение слова ,например, по фонетическим приметам (соотношение гласных – согласных, сочетание   ге, хе, ке,бю; начальные  А,Э ; наличие буквы Ф), по мес-  ту ударения в слове ( во французском языке – на послед- ний слог: жалюзи ).В этом и поможет хорошее знание ино   странных  языков , которые  изучаются  с начальной шко- лы или с детского сада.

       Учащиеся  7 – 8 классов  решают задачи исследова-   тельского характера , например, изучают пути  проникно-  вения  слов  в русский язык  через  языки – посредники, создают подобные схемы : Проект =  нем. – латинск.;

                                              Конверт = фр. – латинск. ;

                                              Брезент = гол. – фр.- латинск.;

Ученики , обладающие творческими  способностями,  ри-  суют карты   взаимовлияния языков мира.         Старшеклассники, изучающие несколько языков, а, воз-  можно , и путешествующие по странам , имеют навык сопоставления произношения, написания, значения слов,  особенно в родственных группах , например, в славянс- кой ( между болгарским, польским, чешским языками).

Здесь требуется тонкое лингвистическое чутьё , знание  зарубежной литературы , умение объяснять смысл нацио-  нальных афоризмов , пословиц, поговорок.

       Традиционные  темы, сквозные образы, схожие сюже

ты в русской и зарубежной литературе -одно из самых ин- тересных  направлений сопоставительного анализа.

К сожалению, западная  классика скудно представлена в   основной программе. Открылось бы огромное поле дея-  тельности . Например, при изучении «Слова о полку Иго-реве» можно было бы проанализировать  знаменитую  французскую средневековую поэму  «Песнь о Роланде».

В этих произведениях много общего : в основе – истори-    

 ческий   факт , автор неизвестен, оба героя сочетают в себе  и отвагу, и патриотизм , и тщеславие.

      Другая важная тема – эпоха Возрождения. Именно   в ней – истоки гуманизма , который станет «душой» рус-     ской литературы. «Божественная комедия» Данте Алигье-  ри  даёт возможность увидеть широкий охват жизни, чело

века, ищущего истину , монументальные образы, мастерски выверенные повороты композиции, выразитель ный стих.

    В системе уроков сопоставительного анализа необходи

мо  уделять внимание этапам становления методов, нап-    равлений, жанров литературы. При исследовании , напри-

мер , романтизма нужно изучить эстетическую программ-  му Байрона , Гюго . Произведения критического реализма

 в  которых отражены социальные противоречия , взлеты и падения личности, формирование типических характе-  ров ,позволяют сравнить русского Раскольникова с Эже-   ном  Растиньяком   и  Шарлем Гранде, персонажами ро-  манов О.Бальзака.

   При чтении книг Рабле, Свифта, Диккенса, Теккерея     ученики поймут, как писатели – сатирики  используют гротеск, иронию, сарказм, юмор, разоблачая социальные  пороки.  Это облегчит восприятие творчества  Некрасова, Салтыкова- Щедрина, Маяковского.

   

    Серьезным подспорьем могут служить видеофильмы,   аудиозаписи, музыкальные произведения, созданные по мотивам зарубежной классики , и другие пособия из фон-  дов  курса МХК. Бесспорно, факультативы, тематические вечера, спецкурсы дают более совершенную подготовку ученикам и духовно обогащают учителей расширяют кругозор и доставляют высокое  эстетическое удовольст-

вие. Это хлеб для коллектива гуманитарного профильно- го класса.  В общеобразовательном , в математическом, в информационно – технологическом  же классах   приходится использовать только отдельные элементы этой  программы , а также искать точки соприкосновения с  основным предметом, придумывать креативные  приемы.

4. Информационная поддержка уроков

    русского    языка    и   литературы.

      Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь,  оправдывая значение известной фразы: « Кто владеет информацией , тот владеет миром.» Сегодня трудно пред- ставить ученика , не разбирающегося в основах ИКТ.Сов- ременному учителю всё чаще приходится привлекать ресурсы «сети», «паутины», чтобы заинтересовать своим предметом. Педагог использует не только тесты, схемы,  алгоритмы, таблицы, разработанные  профессорами и сту  дентами  вузов ,но и создает свои собственные, рассчитан ные на конкретных учеников , соответствующие их  поз -навательным способностям.

     В первую очередь, это относится к русскому языку, ведь сжатая  информативная знаковая система лежит в    основе компьютерного тестирования и ЕГЭ. И в эту систему нужно ввести основные лингвистические правила и понятия, а также научить ребят их расшифро-  вывать. С этой целью используются тематические прог-  раммы по  орфографии, пунктуации, морфологии и др.    

Их огромное множество : с выделением ошибок , сопро- вождающимся звуковым сигналом, с системой баллов и   оценок работы учащихся. Хорошим подспорьем в подго-

товке к ЕГЭ является приложение  к пособию с контроль-но – измерительными материалами, в котором соблюдена  структура экзамена. На отдельных уроках можно исполь-  зовать программы серии «Репетитор». Регулярная работа в школе и дома позволяет  не только хорошо повторить материал, но и психологически настроиться на испытание

        Как это отнести к межпредметным связям ? Наверное, провести интегрированный урок ( русский язык и информатика), на котором выработать определен- ные навыки  тестирования, редактирования, анализа текста. Возможности этого направления безграничны, но и опасны: каждый литератор будет просить отдельный     (собственный) компьютерный класс! А пока пытаться проводить бинарный  урок 1-2 раза в году.

      Как возникает связь между информатикой и литерату- рой ? Трудно представить. Литература в меньшей степени  тяготеет к точности и зашифрованности. Информатика имеет огромные ресурсы, в которых есть место и для  ли-  тературоведческих терминов, и для общих сведений о писателях, их творчестве, и для критических статей. Но в первую очередь, это серьезный  помощник в написании  сочинений и рефератов.

     Учащиеся информационно-технологического класса осваивают основы  программирования. Литература и русский язык входят в число интересующих их предметов

Ребята составляют тематические тесты, участвуют в проектах , например, «Почему мы так говорим?»

                           Заключение.      

    Призванный отразить мир во всем богатстве , художник    

в любой сфере    искусства  ищет наиболее точные  и зри- мые  соединения красок и звуков , цвета и света , из россы- пи живой народной речи и многоголосия  природы извлека- ет  зрительно – слуховые образы, чтобы   углубить  наши представления о том , чем богата земля, и воспитать в юно- ше разумного хозяина Земли , ответственного и  за гармо-  нию человеческих отношений.

     Надо  научиться  « возделывать» землю и общество, т. к.

слово « культура»  в переводе с латинского языка и обозна- чает «возделывание», « обрабатывание».  Переосмыслим: хранить – значит  беречь традиции и заветы , духовный по- тенциал  нации.

     Так и педагог , сохраняя  традиционные методики и раз-  вивая  креативные технологии , должен «возделывать», то есть  воспитывать  человека,  чтобы  он  был  носителем великих достижений культуры.

   В основе современной  и плодотворной  идеи  интеграции    образовательных курсов и предметов должны лежать задачи  формирования культурологической компетенции школьни-  ка.  Культура  объединяет  все слагаемые эпохи, ставя  в её  центр человека.  Диалог культур и мировоззрений  является важной составляющей и  насущной необходимостью филологического образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"

Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.

В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М",  с использован...

Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию....

Межпредметные связи, как средство формирования положительной мотивации у учащихся с ОВЗ

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы  один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом.Цель  межпредметных  связей  состоит...