Статья «Творческие работы учеников на уроках русского языка и литературы»
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Воробьёва Татьяна Владимировна

Статья о роли творческих работах на уроках русского языка и литературы (из собственного педагогического опыта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья
«Творческие работы учеников на уроках русского языка и литературы»

I Цели и задачи творческих работ.

Творческие работы на уроках русского языка и литературы имеют большое значение для умственного развития обучающихся, для воспитания логического мышления и закрепления навыков грамотной письменной речи. Это увлекательный и эффективный приём работы.

Творческие работы помогают ребятам полнее раскрывать свои способности, активизировать мышление, творческий потенциал, проявить природную одаренность каждому ученику, а также расширить его кругозор (в ходе подготовки к написанию работы), пополнить свой лексический запас.

Эти работы, проводимые, как правило, после изучения темы или в конце её, позволяют обучающимся продемонстрировать не только определённые знания и навыки, но и умение самостоятельно выразить свои взгляды, отношение к описываемому событию, образу, явлению.

Кроме того, данные работы помогают воспитывать у обучающихся активный интерес к предмету. А также весьма разнообразят учебный процесс. Они вносят элемент новизны и, что очень важно, дают возможность выбора при выполнении домашнего задания.

II Виды творческих работ.

Общеизвестны наиболее приемлемые формы для проявления творчества школьников:
1) сочинения на свободные темы,
2) сочинения-миниатюры (в том числе по опорным словам и словосочетаниям),
3) стилизации (например поучений),
4) письма литературным персонажам,
5) сочинение своих сказок («винегрет из сказок», «старая сказка на новый лад»), стихотворений, рассказов, басен,
6) письменные ответы на вопросы до или после изучения литературного произведения или     грамматической темы,
6) рефераты по творчеству того или иного художника слова,
7) составление сборников (сказок, стихов, песен, басен), словарей, кроссвордов, викторин,
8) составление и перевод грамматических сказок на язык науки,
9) рисунки (к произведению, портрет писателя, «портреты» частей речи) и цветовые палитры к произведениям,

10) инсценировки (с элементами театрализации – костюмами, декорациями, реквизитом);

11) рассказ по пословице;

12) создание презентации или видеоролика.

Невозможно себе представить творчество на уроках русского языка и литературы без связи с живописью, музыкой. Часто ученики иллюстрируют свои творческие работы или создают иллюстрации к литературным произведениям.

III Особенности выполнения и оценивания.

Успешное выполнение работы зависит от способностей и желания учеников; моего умения их заинтересовать их; помощи со стороны родителей и вообще старших. На последнем факте можно остановиться особо: я это поощряю, особенно в 5-7 классах. Таким образом, достигается ещё одна важная цель – сближение ребёнка с родителями.

Есть проблема оценки за работу, в которой нет гармонии между формой и содержанием. Подхожу очень индивидуально: кто сделал? Как? Часто ставлю две оценки. Всё корректно оговариваю. Беседую: сколько времени потратил? Как сам бы оценил? Как оценивает класс? Почему? (очень важный воспитательный момент).

Одна из самых больших проблем – угасание творческих способностей с возрастом, переключение подростков на времяпровождение у телевизора и компьютера. Объективных причин много (психо-физические особенности, усложнение программы и др.), но от этого не легче. Выход из ситуации вижу только один: не опускать руки и творить, выдумывать, пробовать вместе с учениками!

IV Заключение.  

При помощи творческих работ довольно успешно решается одна из главных проблем обучения – развитие речи обучающихся, помимо этого они способствуют обострению художественного восприятия и развитию творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...

Статья на тему: Педагогические основы контроля и оценки деятельности учеников на уроках русского языка и литературы.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса являетсясистематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно –познавательной деятельности уч...

Развитие логического мышления ученика на уроках русского языка и литературы.

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и ли...

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Виды заданий, в том числе игровые технологии, на уроках с учетом успеваемости ученика...