Сценарий литературного вечера " Мне жизнь всё как-то коротка" ( к 200-летию М.Ю.Лермонтова)
материал по литературе (10 класс) на тему

Высоких Алла Викторовна

  В чём загадка короткой жизни Лермонтова? Имел ли поэт дар предвидения? Почему его произведения актуальны и в наши дни?  На эти и другие вопросы мы пытались ответить в этом сценарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_lermontov.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                                 «Средняя  общеобразовательная школа №3» 

                                         г.Гусь -Хрустальный 

     

             Сценарий  литературного вечера ,посвящённого  

                   200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

                   «Мне жизнь всё как – то коротка…»

                                                                             Автор : учитель русского языка

                                                                                                и    литературы

                                                                                      Высоких Алла Викторовна

                                                 

                                                   2014

                                 Пояснительная   записка.

       2014 год  в России  объявлен  Годом  Культуры.  Именно сейчас  важно понять , в чём выражена сила русского слова , кто является носителем истин- ного смысла  русского духа. С этой целью мы обращаемся к  лучшим образ- цам  классической  литературы. Прекрасным совпадением наших интересов  явилось празднование 200- летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

       Яркой кометой пронеслась жизнь поэта , но оставила глубокий след  в  сознании  читателя. В чём загадка его судьбы? Как дар предвидения сказался на его творчестве? Какие тайны его гибели ещё предстоит нам открыть? Над этими вопросами и задумались ученики 6-11 классов, обращаясь к теме этого

литературного вечера.

Цель вечера:         попытаться   проанализировать  и понять особенности художественного мира М.Ю.Лермонтова ,    прикоснуться   к тайнам его судьбы  и осознать значение  его творчества для русской  культуры.

       Основным методом работы является принцип  объединения в группы по интересам ребят разных возрастов от 11 до 17 лет:

- Исследователи собирали материалы к сценарию;

- Чтецы учили наизусть стихотворения;

- Декораторы  занимались оформлением класса;

- Музыканты  работали с фонограммой;

- Особая группа составляла презентацию;

- Актёры репетировали сцены;

- Костюмеры  подбирали  наряды.

   Предполагаемые  результаты:

- побуждение к чтению, формирование   устойчивого интереса к изучению русской литературы; - развитие творческих способностей ;

-сплочение коллектива;- адаптация  учеников разных возрастных и психологических групп  в сообществе единомышленников.

                    Сценарий   литературного праздника.

                        «Мне жизнь всё как-то коротка…»

                  ( посвящённый  200-летию  М. Ю .Лермонтова)

Часть 1 .  / Восточная  мелодия /

Чтец1      Славное место – эта долина! Со всех сторон горы неприступные , красноватые скалы , обвешанные плющом и увенчанные  купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные  промоинами , а там высоко- высоко золотая бахрома снегов, а внизу – река , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся  из чёрного , полного мглой ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своей чешуёй…

В-1     Здесь , на Кавказе, 170 лет назад, 15 июля 1841 года , состоялась дуэль Лермонтова и Николая Мартынова .Местом дуэли было назначено подножие горы Машук недалеко от Пятигорска.

Чтец 1     День был знойный , удушливый , в воздухе чувствовалась гроза. На горизонте  белая тучка росла и темнела.    Подошва Машука устлана кустарниками и травой , вершина этой знаменитой горы высится над всей местностью. Далее поднимается пятиглавый Бештау, а налево от него величаво глядит седой Эльбрус , синея белизной  своей снеговой вершины  / музыка /

В-2  Дуэли не придавали серьёзного значения. Все были убеждены , что противники обме-

няются выстрелами  , подадут друг другу руки и всё закончится весёлой пирушкой.

В-1  Кроме 4-х секундантов , Л. и М. , было ещё несколько лиц в качестве зрителей , спря-  тавшихся за кустами. Доктора не было , потому что никто не хотел ехать , думая , что всё закончится миром . Экипажа  на случай перевозки раненого тоже не было…/музыка, сцена  дуэли : Л., М. , секунданты…/

В-2 Лермонтову было  около 27 лет.

/музыка , сцена «Ангел»/     Романс « Выхожу один я на дорогу»  / или чтец 2/

Часть 2  Чтец 2        Он был дитя, когда в тесовый гроб

                                  Её , родную , с пеньем положили…

В-2  Память о матери глубоко запала в чуткую душу  3- летнего мальчика: как сквозь сон , слышался милый её голос , звуки её песни доводили его до слёз .Рядом с ним были всегда её альбом, куда он вносил свои рисунки , и её дневник.

Чтец 3   стихотв. О матери  

В-1        Убитая горем Елизавета Алексеевна , бабушка Миши, приказала снести большой барский дом  в Тарханах , свидетеля смерти мужа и дочери, воздвигнув на этом месте цер- ковь  во имя Марии Египетской.  Рядом построили  небольшой дом с мезонином, где и поселились бабушка с внуком . С нежнейшего возраста он рос в атмосфере её бесконеч-  ной любви .Она следила за его играми, её поражала ранняя тяга мальчика к созвучиям ре- чи. / Сцена « Первые рифмы»   М : Баба , слушай : пол- стол, кошка – окошко,   Солнце – оконце;

                                                      Б.  : Молодец , Мишель./ мальчик рисует, пишет/

В-2    Рано уже любил мальчик часами глядеть на луну , следить за облаками, воображать в них рыцарей, волшебниц, замки, великанов, драконов.   Впечатлительный , ранимы , бо-  лезненный ребёнок обладал неимоверной тягой к природе и всему живописному,образном

                                     / раннее стихотворение/ М. будто отрывается от рисунка… на фоне

                                        Музыки….М и Б. уходят                                                      

В-1    Только тонкий , чувствительный , музыкально одарённый человек мог создать  такие   замечательные стихотворения / композиция : музыка : «Горные вершины»/

В-1   Ст. «Г.В» - перевод « Ночной песни странника»немецкого поэта Гёте.   « Какое ти- хое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом»-, писал Белинский.

В-2  Простые и выразительные строки тонко и поэтично рисуют пейзаж , передают настро  ение тихой просветлённой печали  и философии жизни.----«На  севере диком» , « Утёс»

В-1  Лёгкое, воздушное настроение легкомысленной тучки становится раздумьем поэта –изгнанника . о своей судьбе- « Тучи»  - музыка/

В-2  Л. – один из самых музыкально одарённых поэтов. Песни матери ,обучение игре на скрипке , занятия музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской  школе гвардейских подпрапорщиков повлияли на создание таких произведений , как « Песня про купца Калашникова» и « Казачья колыбельная песня».

В-1   « Читая всякую строку , вышедшую из-под пера Л., будто слушаешь музыкальные ак  корды и в то же время следишь взором за потрясёнными струнами ,с которых сорваны они  рукой невидимой,»- писал Белинский. / фрагмент из « Казачьей…»/

В-2  Многие композиторы обращались к  поэзии Л., находили в его стихах  близкие, волну  ющие их мотивы. Мятежный, романтический дух , стремительность, взволнованность сти-   хотворения « Парус» сумел прекрасно передать композитор Варламов. /романс/

Часть3. Кавказ.

В-1  В голове мальчика , юноши  бродило уже многое. Он многое хотел поймать, испытать  схватить ,будто торопился жить .Чуткий ко всем явлениям жизни, он черпал в них вдохновение . Таким порывом впечатлений стал для Л. Кавказ. Бабушка , желая поправить здоровье внука, несколько раз возила его на Воды.

В-2  Кавказ открыл ему свои объятья , которые заменили ему и ласки рано умершей матери, и дружбу близких, и даже далёкую родину. И первая любовь посетила его на кавк. в 10-летнем возрасте. Ребёнок-девушка с белокурыми волосами и  голубыми глазами лет  девяти , и синее южное небо , и хребты гор , одетые причудливыми облаками , шум воды, и пышная зелень  в блеске теплых лучей, и румяный закат  долго потом вспоминал мальчик- поэт .Не в силах найти подходящую рифму, пишет он дифирамб стихотворной прозой.  -    / Чтец 1 : Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, вы    носили меня на своих одичалых хребтах  : облаками меня одевали   вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе...

В-1 В 1830 г. он признался  : «Люблю я Кавказ»

Чтец 2 «Люблю я Кавказ» / фон- акварели/

В-1   К . стал для Л. второй родиной .

Часть 4 « Русская душа».

В-1  Но первая родина-Россия, она  звала , требовала внимания, любви. Удивительным было                                                    

время  учёбы в Благородном пансионе при МУ и в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге . Патриотический подъём , желание выполнить серьёзное дело охватывали студентов, среди которых известные всем И.А.Гончаров, А.И Герцен и др.

           Сомнения, наполнившие душу поэта ,поставили его перед выбором : избрать военную карьеру или писать стихи , от которых он не мог отказаться. Писать и прятать ?

Может быть, попытаться совместить эти два важных для него дела?

В-2   Под влиянием романтизма, свойственного эпохе, молодой поэт обращается к твор-  честву  Ламартина , Пушкина, Шиллера, Байрона. В первую очередь, мрачная и призывная муза Байрона  нашла отголосок в его  поэзии. Но, подражая английскому поэту , он оста-  вался самим собой , выбрав свой великий самобытный путь ./ Чтец : « Нет, я не Байрон..»/

В-1   « Русская душа» Л. была привязана к Москве, к МУ

                    / тот же чтец : Москва, Москва, люблю тебя, как сын…/

Здесь он впервые осознал значение победы в 1812 году, проникся духом патриотизма.      А стихотв. «Бородино» стало учебным пособием по истории для многих поколений русских людей. / композиция – фрагменты из ст .- 5 класс/.

В -2 Занятия Л. историей и стариной России внушили ему потребность написать поэму о русской жизни. В  1835 г. он создаёт поэму «Боярин Орша», переделывает её несколько раз. Центральным персонажем её является боярин времён Иоанна Грозного .В ней отразились жестокие нравы времени, когда запирали в комнате до конца жизни, предавая голодной смерти, закапывали заживо в землю, по-зверски пытали, убивали невинных.  

В-1    Ещё 15- летним юношей Л. зачитывался русскими былинами , интересовался народными поверьями и сказаниями из сборника Кирши Данилова, впитывал дух и лад народной речи.

В-2  В творческом  порыве  работы над « Песней про купца К.» зимой 1836 г. он устраивает  в Тарханах кулачные бои  между крестьянами. Кул. бои  были национальной потехой, проявлением удали молодецкой и ,часто, способом  разрешения спора. Довольный виденным, поэт подарил крестьянам несколько участков леса , а сам написал удивительную   поэму. В «Песни про купца К.»  картина кулачного боя между Кирибеевичем  и к.К за честь Алёны Дмитр. является ключевым эпизодом./ сценка, музыка/

В-1   Бой, поединок, дуэль странным роком преследовали Л. В 1837 г. роковая весть о дуэли Пушк. потрясли  М.Ю. Он разразился тревожным стихотворением « На смерть поэта».  Как известно, сначала Л. написал его без 16 заключит. строк, и оно было воспринято  благожелательно .Сам Л. нервно больной, расстроенный,  лежал дома, переживал эпопею 2,5 суток – с 27 по 29 янв. , и будто в горячке крикнул : « Если над ними нет закона и суда земного , если они палачи гения , так есть и божий суд.» Эта мысль почти дословно вошла в последний фрагмент стихотворения . / Чтец – последние 16 строк/

 В-2 Ни одной строки этого стихотворения николаевский двор не простил Лермонтову. На экземпляре произведения , переданном царю, услужливой рукой было написано: « Воззвание к революции!»

В-2 Известность ст. Л «На смерть поэта» быстро разнеслась .Ни в одном из посвящений не звучало такой силы , и таланта, и любви , и негодований , ни одно из стихотворений так полно не выражало  чувств всей России . В строках этого гневного вызова власти  звучали  и пророческие нотки собственной судьбы Л.  Поэт в России был обречён на борьбу, свободу и раннюю смерть.  /   музыка/

В-1  Пылкость 22-летнего поэта была наказана.Он был арестован , 27 февраля 1937 г. последовало высочайшее «повеление , по коему лейб-гвардии Гусарского полка корнет Л.

переводится   тем же чином  в Нижегородский драгунский полк  на Кавказ.»

Часть 5

В-2   Опять Кавказ!  Тамань. Чёрное море. Действующая армия. Горцы. Опасность. Всё это привлекало внимание поэта-офицера , обостряло чувства, воспоминания о бабушке, любимых девушках. В его воображении возникали чуть размытые  лица 9-летней  белокурой девочки. Двоюродной сестры Анны Столыпиной , Софьи Бахметьевой , Кати Сушко- вой , Вареньки Лопухиной. Их черты угадываются в образах героинь его произведений: кн. Лиговской, Бэлы, кн.Мери, Веры, Нины .

В-1    Друзья,  сражения, странствия, поездки, возвращение в Петербург, потом – опять Кавказ.  Юношеская весёлость всё чаще уступала припадкам меланхолии. В голове- множество замыслов : драма «Маскарад», р-н « Герой нашего времени», кавказские поэмы, стихи – и один и тот же сон : его труп в жаркой долине Кавказа , среди жёлтых вершин  скал, труп с дымящейся в груди раной , труп одинокого , непонятого странника…

В-2 Ещё в 17 лет Л. написал: Мне жизнь всё как-то коротка,

                                                  И всё боюсь, что не успею я

                                                   Свершить чего-то…

  Он спешил жить .За 4 года известности поэт стал и кумиром поколения , и предметом зависти  , даже ненависти.

В-1    Людей, недостаточно знавших его, он скорее отталкивал, давая волю  остроумию.

В то же время , он мог быть кроток и нежен, как ребёнок, в характере его преобладало задумчивое , грустное настроение.

       Его ненавидели за резкость и остроту языка . « Тут высказалась , - говорили они ,- вся его армейская натура, показалось ослиное ушко из-за накинутой львиной шкуры.»

      Предметом насмешек Л. становились многие , но в имени Николая Соломоновича Ма-  ртынова мир узнал причину гибели поэта.

В-2  М. был красивый мол. офицер, блондин высокого роста. Он был всегда любезен, весел , пел под фортепьяно романсы, полон надежд на свою будущность, мечтал дослужиться до генеральского чина . Но в отставку ушёл всего лишь майором, без орденов .Из изящного молодого человека сделался каким-то дикарём с огромными бакенбардами , с огромным кинжалом . Этот кинжал на поясе Мартынова , Мартышки, как  его назвал поэт , и послужил предметом насмешек , скорее шалостей Лермонтова.

Часть 6 Заключение.

В-1 / музыка/ Выстрел раздался , и Л. упал, как подкошенный, не успев схватиться за больное место. Секунданты подбежали… В правом боку дымилась рана , в левом- сочилась кровь…Неразряженный пистолет оставался в руке.

Чтец 1 Чёрная туча , медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели Вечную память новопреставленному рабу Михаилу.

В-2 Тело Л. лежало под проливным дождём. Так умирал истекающий кровью юноша-поэт.

Ему было около  27 лет.

Чтец-1 Гроза прошла .Стало совсем тихо. Полный месяц ярким сиянием осветил окрестность  и вершины гор , спавших во тьме ночной . Небо и  звёзды /чтец 2/Романс «Выхожу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Сценарий литературного вечера-спектакля "Я жизнь посвятил России", посвящённого 200-летию И.С.Тургенева

Спектакль способствует приобщению учащихся к литературному наследию И.С.Тургенева, формированию интереса к жизненному и творческому пути писателя, создаёт условия для творческой самореализации школьни...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Сценарий литературного вечера " Я жизнь посвятил России"

Данный сценарий посвящён жизни и творчеству И.С. Тургенева....