Урок по творчеству Н.А. Некрасова 6 класс. Стихотворение " Железная дорога."
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

 

Урок литературы в 6 классе. (Программа В.Я.Коровиной). 

Тема: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». Н.А.Некрасов – поэт-гражданин. (По произведению Н.А.Некрасова «Железная дорога»). (2 часа).
 

Концепция: показать, что Н.А.Некрасов является поэтом-гражданином, человеком неравнодушным к судьбе своего народа, сумевшем правдиво рассказать о его жизни; показать, в чём назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создаётся всё ценное, что такое труд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_zhd_nekrasova_6_kl.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе. (Программа В.Я.Коровиной). Подготовила учитель МОУ СОШ №35 Фирсова Е.В.

Тема: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». Н.А.Некрасов – поэт-гражданин. (По произведению Н.А.Некрасова «Железная дорога»). (2 часа).

                                                           

                                                                        Не может сын глядеть спокойно

                                                                        На горе матери родной,

                                                                        Не будет гражданин достойный

                                                                        К отчизне холоден душой.

                                                                           (Стихотворение «Поэт и гражданин»          

                                                                            Н.А.Некрасова).

Концепция: показать, что Н.А.Некрасов является поэтом-гражданином, человеком неравнодушным к судьбе своего народа, сумевшем правдиво рассказать о его жизни; показать, в чём назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создаётся всё ценное, что такое труд.

Цели урока.

Обучающие:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
  2. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста.
  3. Сформировать мнение о Н.А.Некрасове как о поэте и человеке.
  4. Научить сопоставлять текст с произведениями живописи.
  5. Научить оперировать понятиями: риторический вопрос, антитеза, ирония, патетика, сравнение, эпитет, олицетворение.

Развивающие;

  1. Развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.
  2. Развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитать гражданственность, патриотизм.
  2. Воспитать активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
  3. Воспитать уважение к людям труда.

Оборудование и наглядность:

  1. Презентация по биографии Н.А.Некрасова.
  2. Репродукция картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и другие иллюстрации к стихотворению.
  3. Портреты Н.А.Некрасова, П.А.Клейнмихеля.
  4. Тест для проверки знаний, полученных на уроке (презентация и в печатном варианте).

Предварительное задание к уроку:

  1. Прочитать биографию Н.А.Некрасова на стр. 226-228 учебника.
  2. Чтение стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова и составление простого или сложного плана.
  3. Повторить термины: сравнение, эпитет, олицетворение, риторический вопрос, антитеза.
  4. Индивидуальные задания:

  • Подготовить рассказ  об истории создания стихотворения, истории строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.
  • Словарная работа со словами из текста.
  • Рассказ о страницах биографии поэта.

Ход 1 урока.

1.Вступительное слово учителя.

Н.А.Некрасов – достойный сын своего народа, достойный гражданин своего отечества. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу народа и остался верен этой теме навсегда. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, русского мужика, труженика. Этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

2.Сообщение учащегося о страницах жизни и творчества поэта.

3.Эпиграф к главе учебника-хрестоматии:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят. (Н.А.Некрасов).

  • О чём  хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?

(Сильная воля и неутомимый труд сделали Некрасова, который даже не окончил и курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов).

Мы будем знакомиться на уроке с новым произведением, главное в котором – созидание с помощью воли и труда. Это стихотворение «Железная дорога».

4.Сообщение о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, об истории создания стихотворения. (Слово «историку»).

     (Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? И Некрасов с горечью вынужден был признать, что свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь:

Хочешь – останешься век мужиком,

Сможешь – под небо взовьёшься орлом.

(«Свобода»)

     Однако Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог и т.п.

     Всего этого не мог не видеть Некрасов. В 1864 году он написал стихотворение «Железная дорога». В его основу поэт положил факты, связанные со строительством Николаевской  железной дороги, соединившей Москву и Петербург, в 1842 – 1851 годах, то есть ещё во время существования крепостного права. Почему же Некрасов обратился к уже прошедшим временам? Вероятнее всего, он хотел подчеркнуть, что и после освобождения народа мало что изменилось: тот же нечеловеческий труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.

     Строительством Николаевской железной дороги руководил известный своей жестокостью граф Клейнмихель. Стремясь как можно скорее закончить строительство и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. Вот что рассказывал близкий знакомы Некрасова инженер В.Панаев, который сам работал на этой стройке:

     «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения».

     Факты, приведённые в рассказе инженера Панаевым и  отражённые в «Железной дороге», не были единичными. Вот, например, что писал в 1860 году Н.Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи» об условиях, в которых велось строительство Волго-Донской железной дороги:

     «Рабочие живут в выкопанных в земле ямах: в этих ямах устроены по обеим сторонам нары, и на них нет соломы, ни рогожек: под боком доска, в голове – кулак. Шалаши сделаны с такой небрежностью, низки, тесны и без отверстий для воздуха. Шалашей сделано мало: по 20 человек лежат в каждом из них, а когда число заболевших возрастает и привозят новых людей, им приходится лежать на земле и ждать, пока не состроят новые помещения… Распорядители нашли нужным расставить военных казаков по всем пунктам пребывания рабочих, и даже около лазарета стоят два казака с саблями и нагайками…Больных возят на одной телеге четверых по пыльной, знойной степи, за 25 вёрст. Лазарет – просто собачьи конуры».

Таким образом становится понятно, что в основе произведения Некрасова лежат реальные факты.

5.Рассказ учителя о поэтических произведениях других поэтов, посвящённых строительству железных дорог в России, этому чуду цивилизации.

     Стоит только сравнить стихотворение о железной дороге со стихами, написанными в эпоху Некрасова другими поэтами, мы сразу же в силу контраста, почувствуем, как должно было поразить современников стихотворение «Железная дорога» своей необычностью и смелой новизной.

     Припомним наиболее заметные из тогдашних стихов, связанных железнодорожной тематикой.

     Самое раннее появилось через месяц, после того как в феврале 1842 года был подписан указ о строительстве первой крупной магистрали Санкт-Петербург - Москва.

     Автор оды профессор Степан Шевырёв доказал в напыщенных стихах, что железная дорога у нас на Руси – святое, богоугодное дело, осуществляющее волю царя земного и небесного.

Думой сильного владыки,

Волей бога самого,

Совершайся труд великий,

Света знаний торжество!

Лягте, горы! Встаньте, бездны!

Покоряйся нам, земля!

И катися, путь железный,

От Невы и до Кремля!

     Для автора «путь железный» привлекателен тем, что петербургские жители получат возможность ездить в поездах на богомолье к чудотворным московским святыням.

     Дорога была закончена в 1851 году. Понемногу о железной дороге стали говорить по-домашнему, интимно, лирично, без патетики. Именно такие стихи посвятил железной дороге Яков Полонский:

Мчится, мчится, железный конёк!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несётся дымок;

Мчится, мчится железный конёк, -

Подхватил, посадил да и мчит…

……………………………………

Вон навстречу несётся лесок,

Через балки грохочут мосты,

И цепляется пар за кусты;

Мчится, мчится железный конёк,

И мелькают, мелькают шесты.

     У другого замечательного лирика А.А.Фета тоже есть стихотворение «Железная дорога». Железная дорога доставляет ему одни радости. Ему милы и паровозные искры, и снежные дали, и озарённые луною деревья, но милее всего встреча в вагоне с милой, привлекательной женщиной:

Мороз и ночь над далью снежной,

А здесь уютно и тепло,

И предо мной твой облик нежный

И детски чистое чело.

Полны смущенья и отваги,

С тобою, кроткий серафим,

Мы через дебри и овраги

На змее огненном летим.

…………………………………….

И серебром облиты лунным,

Деревья мимо нас летят,

Под нами с грохотом чугунным

Мосты мгновенные гремят.

     В стихотворении Некрасова тоже есть пейзаж. Но за всеми этими пейзажами Некрасов видит такое, чего не видели и не могли увидеть ни Шевырёв, ни Полонский, ни Фет.

  • Так в чём же необычность и смелая новизна некрасовского стихотворения о железной дороге?

     Давайте внимательно вчитаемся в строки стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова.

6.Проверка домашнего задания  - составление планов стихотворения.

Возможные варианты плана:

 

План (сложный).

1. «Славная осень!»

2. «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать!»:

а) «голод согнал сюда массы народные»;

б) нечеловеческий труд строителей  железной дороги;

в) «научись мужика уважать»;

г) вера поэта в будущее России.

4. Презрение генерала к простому народу.

5. Эпилог.

План (простой).

1. «Славная осень!». Осенний пейзаж.

2. «Божии ратники, // Мирные дети труда!». Сон Вани.

3. «Захохотал генерал!». Диалог-спор автора с генералом.

4. «Отрадная картина». Описание праздника.

  • Из скольких частей состоит стихотворение?  (Из 4-х).

7.Словарная работа. Слово «лингвисту» (учащийся).

Ядрёный – свежий, здоровый.

Кочи – кочки.

Обаяние – незнание правды, неведение.

Колтун – волосы, сбившиеся в плотный ком.

Заступ – лопата.

Десятник – старший над группой рабочих.

Лабаз – помещение для хранения муки и зерна.

Лабазник – торговец, владелец лабаза.

Подрядчик – лицо, нанявшее рабочих.

Присадистый – приземистый, плотный.

Недоимка – долги, то, что рабочие по подсчётам остались должны.

Ватикан – дворец Папы Римского.

Колизей – цирк в Риме, построенный в античные времена.

Святой Стефан – собор в столице Австрии Вене.

Аполлон Бельведерский – скульптура, изображающая античного бога Аполлона.

Термы – бани в древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

8. Работа с эпиграфом к стихотворению.

- Что же предваряет текст стихотворения?  (Эпиграф).

- В чём особенность эпиграфа?  (Написан в форме диалога).

- Кто участвует в диалоге?  (Отец и сын).

-  На что настраивает нас эпиграф? О чём пойдёт речь в стихотворении, исходя из эпиграфа?  (Какой замечательный человек этот Пётр Андреич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу).

- Действительно ли об этом рассказано в стихотворении?  (Нет. В стихотворении говорится, что строителем дороги является народ, а граф лишь руководил работой).

Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда, народного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести?  (Истинным строителем железной дороги является многострадальный народ).

9.Выразительное чтение  1 главы стихотворения (учащийся или использование фонохрестоматии).

10.Анализ 1 главы.

  • Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?  (Осенний пейзаж).
  • Каким настроением проникнута? (Бодрости, ясности, покоя).
  • Какое восклицание появляется дважды?  («Славная осень!»).
  • Какая строка передаёт состояние умиротворения?  («Всё хорошо под сиянием лунным»).
  • Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?  (Это образ родной природы, поэт любит свою Родину, восхищается всем увиденным, любит не за дивные красоты, а потому, что это его Родина. Как любят мать. Называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь).
  • Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт?  (Эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «лёд неокрепший», «речка студёная», «морозные ночи». Сравнения: «лёд словно тающийсахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».  Радостное, бодрое настроение. Ощущение даже вкуса свежего морозного воздуха).
  • Какое слово выбивается из этого ряда?  («Безобразие»).

«Нет безобразья в природе», значит где-то оно есть? Это слово-сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Выяснить это поможет 2 глава.

Ход 2 урока.

11. Работа над 2 главой стихотворения.

- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, по содержанию?

(В 1 части мы восхищаемся осенним пейзажем, во 2 – ужасаемся картинам подневольного труда. Они как бы противопоставляются друг другу – приём антитезы ( контраста). 2-я часть начинается с обращения «Добрый папаша!», происходит резкий переход от изображения картин осени в приподнятом духе к разговорной интонации, к обращению к генералу)

     По словам современников Некрасова, в основу стихотворения был положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца с сыном о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов решил вмешаться в разговор и устами лирического героя открыть правду («при лунном сиянии правду ему показать») мальчику-попутчику Ване, кто же на самом деле является создателем железной дороги. Эту правду о реальной жизни, по мнению автора, имеет право знать и Ваня, и дети вообще.

- Какая строка начала 2 части отсылает нас к эпиграфу и опровергает слова папаши?  

(«Труд этот, Ваня, был страшно громаден - // Не по плечу одному!»)

- Как автор показывает  правду? К каким приёмам прибегает?

(Сон Вани, фантастический образ царя Голода, толпы мертвецов в лунную ночь, их пение, образ белоруса).

- Почему автор называет голод царём? Какой это художественный приём? (Метафора).

В чём проявляется власть этого царя?

Водит он армии, в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей. (Олицетворение).

 (Голод заставляет людей выполнять часто тяжёлую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей.

С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, так как заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое).

- Какова цена строительства железной дороги?

…………………………………………….

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

(Антитеза: жизнь противопоставлена гробу, т.е. смерти. Здесь выражена мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, чтобы вдохнуть жизнь в «эти дебри бесплодные», что такое труд, какой ценой создаётся всё ценное.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Сочувствие автора народному страданию и труду.)

- С чем обращается толпа мертвецов к живущим? Сон Вани.

(Во сне Ваня видит фантастическую картину – толпу мертвецов, бегущих по сторонам дороги при свете луны, в которой обозначается  вполне реалистичная картина угнетения народа.

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Песня мертвецов звучит как исповедь, как наказ потомкам, а так же как упрёк тем, кто забыл истинных строителей дороги. Из песни мы узнаём о тяжёлых условиях, в которых работали строители железной дороги, о жестокостях начальства, о том, как много людей погибло на этом строительстве, чтобы другие могли ездить на поездах, т.е. «плоды пожинать».)

- Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда?

(Согнал, надрывались, мёрзли и мокли, болели цингой, секли, грабили.)

Словесное рисование. Образ белоруса.

- Какой образ выделяется в толпе мертвецов?  (Образ белоруса венчает картину подневольного труда.)

- Найдите его описание. Какие эпитеты здесь используются? Каким вы его представляете?

(Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, руки тощие, больной.)

-Какие чувства, мысли вызывает эта картина?

(«Трудно свой хлеб добывал человек!» - с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус не позабыл свою «привычку к труду благородную» - работает «механически». И поэт советует перенять эту привычку, ведь такой героический труд возвышает и облагораживает человека, плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя веках. Здесь и восхищение героическим трудом народа, и возмущение несправедливостью начальства.)

Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- За что же нужно, по мнению Некрасова, уважать мужика?

(За привычку к труду благородную, за народное терпение и выносливость, за героический труд.)

- Что позволяет поэту верить в лучшее будущее народа, страны?

(Именно эти качества национального характера позволяют Некрасову верить в лучшее будущее народа. Он верит в скрытые силы народа. Но сожалеет, что «жить в эту пору прекрасную // Уж не придётся ни мне, ни тебе».)

Итог 2 главы.

     Во 2 главе раскрывается образ народа, создателя всех земных благ, неутомимого труженика, творца всего прекрасного, что создано человечеством. Некрасов говорит нам:

да, труд не удовольствие, он тяжёл, он порой уродует человека, но такой труд достоин уважения, потому что он необходим.

     Мало того,  такой ценой достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в «бесплодных дебрях».

     В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя себе представить путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырём, без напряжения идущим вперёд.

     Образ дороги является сквозным в стихотворении. (Николаевская железная дорога, исторический путь народа). Образ дороги приобретает символический смысл, показывает движение поэтической мысли.

«дороженька» (= труд)   –   «дорога железная» (т.е. тяжкая, каторжная, убивающая работа, «вынес и эту дорогу железную»)   -   «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе» (дорога в светлое будущее, в человеческую жизнь, путь народа к счастью).  

 

Вера в то, что жизнь и труд народа не напрасны.

12. Сопоставление стихотворения с картиной К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

- Рассмотрите репродукцию.

(На фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие надрываются, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, готовый в любую минуту резко прикрикнуть на решившего передохнуть работника.)

- Чем картина близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

(Картина художника К.А.Савицкого показывает тяжёлый физический труд мужиков. Но в стихотворении есть надежда, вера в лучшее будущее народа. Глядя на картину,, мы такой надежды не ощущаем.)

-Какое из произведений создаёт более тягостное, удручающее впечатление? Почему?

13. Анализ 3 части стихотворения.

- А что мы видим в 3 части?

(Диалог-спор поэта и генерала, столкновение двух взглядов, двух мировоззрений о роли народа в истории.)

Видения исчезли от свистка паровоза. Что видел Ваня? Сон? Или что-то другое? Когда сосед по вагону, рассказчик, обращается к Ване со словами об истинных строителях дороги, - захохотал генерал.

- Появляется новый персонаж – генерал. Какой он?

(Здесь раскрывается характер внешне образованного, культурного человека (он говорит о своей поездке в Рим, Вену, упоминает произведения искусства, виденные им: Ватикан, Колизей, Святой Стефан, Аполлон Бельведерский), а внутренне пустого и жестокого человека.

Псевдообразованность генерала:

Вот ваш народ – эти термы и бани,

Чудо искусства – он всё растаскал.

(Термы – бани в Риме.)

- Что думает о народе генерал?

(«варвары», «дикое скопище пьяниц», «не создавать – разрушать мастера». Презрительное отношение к грубому, жалкому, нищему, бесправному народу. Презрение не только к русскому народу, но и любому другому.

Генерал сам разоблачает себя. Из уст генерала звучит злобная брань.

Он считает, что произведения искусства создаются не народом, а личностями.)

- А вы согласны с этим мнением?

(Автор хочет донести до Вани, что именно народ создаёт богатства, которыми гордятся страны.)

- А каков взгляд генерала на воспитание детей? Согласны ли вы с ним?

(«Знаете, зрелищем смерти, печали // Детское сердце грешно возмущать», по мнению генерала. Дети должны видеть только прекрасное , а страшными картинами нельзя ранить их душу.

Автор не согласен, он считает, что ребёнку надо знать и светлую, и темную стороны жизни.)

Генерал предлагает показать светлую сторону.

14. Анализ 4 части.

- Что мы видим в 4 части?

(Картина завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)

- Увидели ли мы светлую сторону жизни народа? Почему?

(Судя по рассказу автора, она совсем не светлая. Итоги строительства дороги:

Мёртвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Абсурдность ситуации. «Отрадная» картина – картина унижения народа. Рабочие не могли проверить правильность записей десятников, «махнули рукой», понимая, что их обманули, обсчитали, но они отчаялись найти правду.)

Словесное рисование. Образ купчины-подрядчика.

- Найдите образ «почтенного лабазника» (купчины-подрядчика). Сопоставьте с образом больного белоруса.

(Внешность его нарисована сатирическими красками: «толстый, присадистый, красный, как медь».

Самодовольство его: «и говорит, подбоченясь картинно».

Безграмотность его речи: «нешто…молодца!..молодца!..», «проздравляю».

Его грубость по отношению к зависимым от него людям: «Шапки долой – коли я говорю!»

-Какой пот вытирает с лица купчина?

(Это не трудовой пот. Купчина-подрядчик – это один из тех «сытых» (К.Чуковский), которые нажились на народном труде, бесстыдно обманывая, обирая неграмотных и тёмных крестьян. Образ лабазника близок образу генерала.)

-Как поступает с рабочими купчина?

(«Бочку рабочим вина выставляю и недоимку дарю»)

- Какой оттенок звучит в словах подрядчика? (Издевательский.)

- Чем завершается праздник? Каково авторское отношение к изображаемому?

(Автор испытывает горечь, боль, грусть, оттого что рабочие кричат «Ура!» и впрягаются в повозку купчины. (Унижение вместо уважения.) Его мучает мысль, почему народ терпит унижение и покоряется угнетателям.)

- Какой художественный приём использует автор в последней строфе стихотворения?

(Ирония.)

Ирония – выражение насмешки.

(Но к иронии Некрасова примешивается чувство горечи и грусти, Это горькая ирония.)

15. Обобщение.

«Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?» - таким риторическим вопросом и многоточием заканчивается повествование. Остаётся тягостное, удручающее впечатление. Этот вопрос – крик души поэта, который любит свой народ, который осознаёт свою ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос гражданина, для которого судьба страны – дело глубоко личное, человека который «как свои, на теле носит язвы Родины своей».

- Какими чертами обладает автор стихотворения?

- Можно ли его назвать подлинным гражданином? Почему?

- Кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать?

Продолжите строчки:

-  любит

-  проявляет

-  осознаёт

-  интересуется

-  гордится

-  протестует

Вывод:

Гражданин – это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего отечества, своего народа. Таким человеком и был Н.А.Некрасов.

- Почему стихотворение посвящается детям?

(Именно дети, когда вырастут, смогут исправить что-то неверное и несправедливое в мире.)

- В стихотворении дана картина далёкого прошлого. Что она открывает нам, живущим сегодня?

(Оно помогает разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам действительность и постараться её исправить.

Стихотворение «Железная дорога» - произведение в целом оптимистическое, жизнеутверждающее, так как оно зовёт к преобразованию мира. Именно поэтому оно остаётся и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Н.А.Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.)

16. Тест по проверке знаний, полученных на уроке.

17. Итоги урока. Выставление оценок.

!8.Инструктаж по домашнему заданию:

- наизусть 3 строфы (на выбор) или мини-сочинение «Я гражданин своей страны»

- повторить определение терминов

     

Тест по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1. Жанр этого произведения:

а) поэма

б) стихотворение

в) баллада

      2. Тема стихотворения:

      а) любовь к Родине

      б) быт и нравы крестьян при крепостном праве

      в) тяжёлый труд крепостных

3. Стихотворение посвящается детям, потому что:

      а) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду

      б) они должны знать, как жили при крепостном праве

      в) в стихотворении упоминается мальчик по имени Ваня

4. В строках

     Водит он армии; в море судами

     Правит; в артели сгоняет людей,

     Ходит за плугом, стоит за плечами

     Каменотёсцев, ткачей, - речь идёт о:

     

      а) царе

      б) нужде

      в) голоде

      5. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные»:

      а) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах

      б) на бесплодной земле ничего нельзя сделать

      в) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие, непроходимые леса

      6. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:

      а) «нам не ездить по этой дороге»

      б) «вы наши плоды пожинаете»

      в) «мы не знали счастья в жизни»

7. Автор предлагает Ване:

      а) перенять благородную привычку к труду

      б) подвергнуть сомнению сказанное генералом

      в) изучать историю своей Родины

      8. Качество русского народа, которым восхищается автор:

      а) долготерпение

      б) немногословность

      в) выносливость

      9. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:

      а) повествование

      б) описание

      в) рассуждение

10. Описывая картины природы и сон мальчика, автор использует:

а) сравнение

б) антитезу

в) аллегорию

11. В словах генерала:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера, - наблюдается явление:

а) антонимии

б) синонимии

в) омонимии

12. Размер, которым написано стихотворение:

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

13. Дорога в стихотворении является символом:

а) прошлого

б) настоящего

в) будущего

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Время создания произведения. Загадка эпиграфа. Анализ 1 главы стихотворения.

1. Познакомить с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его позиции; показать место стихотворения  «Железная дорога»    в творчестве поэта. Раскр...