Вечер в библиотеке.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Теплова Галина Валерьевна

Вечер "Люблю Россию я..." посвящён Году литературы в России. Сценарий вечера предназначен для обучающихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_v_bilioteke.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер в библиотеке

Задачами мероприятия являются:

актуализация имеющихся литературных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие интереса и уважения к русской литературе;
воспитание патриотизма и поддержание стремления сохранить и преумножить культурное наследие своей страны и всего человечества в Год литературы.

Цель мероприятия:

Поддержать интерес у учащихся к чтению и приобщению к духовным ценностям России.
В наглядной и занимательной форме показать, какой видели Россию русские поэты второй половины 19 века.
Развивать творческие способности детей..


Продолжительность: 45 минут.

Оформление  зала:

На боковых кулисах: нарисованный плакат с изображением берёзы, плакаты с текстом: "Без России я ничто" (В. Высоцкий), "Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!" (С. Есенин).

На задней кулисе: "Это Родина моя!".

На сцене: 2 журнальных столика для ведущих, экран для проецирования слайдов.

У сцены: композиция из цветов.



Вступительное слово учителя.  Мы в очередной раз в этом году встречаемся на литературном вечере. Сегодня местом проведения выбрана сельская библиотека. Это не случайно. В Год литературы в России с новой силой зазвучали классические произведения, строки поэтов 19 и 20 веков. Мы гордимся своим духовным наследием и великой Родиной."Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился, исторически закреплённая за данным народом территория, с её природой, народонаселением, особенностями исторического развития, языка, обычаями и нравами", - такое определение слову "Родина" даёт энциклопедический словарь. Сухо и скупо, не правда ли?

Родина... Иной человек, купаясь в довольстве и счастье, как птица в небе, далеко отлетит от своего гнезда. И может показаться ему даже, что весь мир - его родина. Другой, озлобленный бедами и нищетой, скажет: "Что вы твердите мне: Родина! Что видел я от неё хорошего? Что она дала мне?" А третий... третий, не задумываясь, отдаст за неё жизнь.

Так что же такое родина? Почему великий русский поэт Сергей Есенин, этот "московский озорной гуляка", снискавший себе славу "похабника и скандалиста", устами своего героя-хулигана с тоскою в сердце признаётся: "Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!"? Эта любовь будет стоить ему жизни. А через 50 лет другой великий русский поэт, Владимир Высоцкий, человек, который на вопрос анкеты: "Хочешь ли быть великим?" - ответил: "Хочу и буду!", человек с такой самооценкой, заявляет: "Без России я ничто!" И, видевший красоты полумира, имеющий реальную возможность жить в Париже, он неизменно возвращается на родину и на многочисленных концертах в ответ на язвительные замечания публично заявляет: "Не волнуйтесь, я не уехал, и не надейтесь, я - не уеду!" Чем же была Родина для них? Неужели только "исторически закрепленной за данным народом территорией"? Как-то не очень верится.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, какой виделась Родина русским поэтом второй половины XX века, чем была она для них. И мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас задумался над тем, какую роль играет Родина в вашей жизни, чем она является для вас.

На экране проецируются слайды с видами природы, звучит мелодия народной песни "Ой ты, степь широкая".

Чтец. (начало)___________________

"О, светло светлая и украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси, озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы велкими, селы дивными... Всего еси исполнена земля Русская..."

Ведущий. Это строки древнего летописца. "За светло светлую и украсноукрашену" Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово "Родина" стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев.
Но, наверное, если бы мы стали подбирать эпиграф к сборнику классиков о России, мы выбрали бы лермонтовскую "Родину"!
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Чувство любви-ненависти, отрады и горечи, которым пронизано стихотворение, принадлежит не одному Лермонтову и даже не только его поколению, но всему веку.
Но сегодня мы будем говорить о России XX века, о советской поэзии. Попробуем определить, какой видится нам Родина в стихах советских поэтов, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

1-й чтец.(_____________________) A. JL Прокофьев.Отрывок из поэмы "Россия"


Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз,
Соловьиное горло - Россия,
Белоногие пущи берез.
Да широкая русская песня,
Вдруг с каких-то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
По-родному, по-русски - взахлеб;
Да какой-нибудь старый шалашик,
Да задумчивой ивы печаль.
Да родимые матери наши,
С-под ладони глядевшие вдаль;
Да простор вековечный, огромный,
Да гармоник размах шире плеч,
Да вагранки, да краны, да домны,
Да певучая русская речь!
Каждый день был по-своему громок,
Нам войти в эти дни довелось.
Сколько ливенок, дудочек, хромок
Над твоими лугами лилось!
Ты вовек не замолкнешь, родная,
Не померкнут веснянки твои,
Коль сейчас по переднему краю
Неумолчно свистят соловьи!
Все равно на тропинках знакомых
И сейчас у любого крыльца
Бело-белая пена черемух
Льется, льется - и нет ей конца!
 
Ведущий. Россия... В этом коротком слове - необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, приметы сегодняшнего индустриального дня... И поэт вплетает в строки стихотворения мотив весны, светлой праздничности. Омытая ливнями, в россыпях звезд и белой пене черемух предстает перед нами Россия в стихотворении А. А. Прокофьева.
Родина... Вслушаемся в это слово. Д. С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов "родник", "родня", "родной", "народ", "природа". И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал советский поэт К. М. Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение "Родина".

Чтец2 __________________________

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,-
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком...
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в холод, в зной, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий: Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трёх великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился, где прошло твоё детство. Разная интонация: торжественно-патетическая вначале и лирически задушевная затем; разная лексика: высокие слова "непобедима, широка, горда" сменяются скромными, но до боли дорогими "клочок земли, "лесок", "речонка". Но в финале стихотворения две интонации, два образа сливаются: в горсти родной земли видятся приметы всей страны, а три берёзы становятся символами Родины.

(На экране проецируется фотография "Русская берёза", звучит фрагмент 4-й симфонии П.И. Чайковского.)

Вы никогда не задумывались, почему именно берёза стала поэтическим символом России?

Наверное, сказители и поэты видели в берёзе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени "Россия".

"Чета белеющих берез" - это часть лермонтовской Родины, "страной березового ситца" предстала она перед Есениным.

И в стихах советских поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О.Н Шестинский.

Чтец 3____________________________

Без березы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах

Ведущий. Каждый человек - своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово - Родина.

Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая Родина, та, с которой начинается любовь.

(Звучит мелодия песни В. Баснера "С чего начинается Родина".)

Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. У советского поэта Н. М. Рубцова есть стихотворение "Тихая моя родина":

Тихая моя родина!
Ивы реки соловьи...

И заканчивается стихотворение пронзительно-искренними строками:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Чтец 4_____________________Н.М. Рубцов. "Звезда полей":

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей в минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей...

Ведущий. Родина - родимый край, родина - родная природа - это мы ощущаем с детства. Мы взрослеем, растём, вместе с нами растёт, ширится понятие "Родина". Мы начинаем понимать общность слов "народ" и "родина", ощущать себя частицей своего народа.

Чтец 5)Р.И. Рождественский. "Что же такое мы?":

Что же такое "мы"?
Мы - из лесов безбрежных.
Мы - из блокадной тьмы.
Мы - из стихов сгоревших.

Из невысоких изб.
Песенного всесилья.
Мы - из бессмертья.
Из плоти твоей, Россия!
Мы от свинцовыхрозг
падали в снег с разбега.
Но - поднимались в рост,
Звонкие, как победа!
Как продолженье дня,
Шли тяжело и мощно...
Можно убить меня.
Нас убить невозможно!..
Что же такое "мы"?
Веруя в пробужденье,
взяв у земли взаймы
силу в момент рожденья,
мы ей вернём сполна всё,
что она давала,
Только б была она!
Лишь бы существовала!
Мы проросли из неё,
Будто трава степная...
Гибнет в печи смольё,
Солнце напоминая...
Глядя в лицо огня,
Я говорю тревожно:
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!


Библиотекарь.

Родина-это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний, впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую, и стон задавленного нуждой народа.

Он омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники слова, классики великой литературы.

Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев, Мериме, Маркс... Сила и красота русского языка заставляли верить в лучшее будущее народа: "...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Чтец  (&&&__________________________Я.В. Смеляков. "Русский язык"

У бедной твоей колыбели,
еще еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.
Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.
Ты шел на разбитых копытах,
в кострах староверов горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
мукою запудривши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась
ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и черной лучиной,
и белым лебяжьим пером.
Ты - выше цены и расценки –
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой извёстке гвоздём.
Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.

Ведущий: Но главное богатство любой страны - человек. У каждого народа - свой характер, он и определяет лицо страны.
Русский характер, это удаль, весёлая сила, выплёскивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это широта души, вобравшей в себя русский простор, это мастеровитость и природная одарённость.
А ещё? А ещё доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая как добрый огонёк согревает душу.

Библиотекарь.

Вот еще одна черта нашего народа: тревожная совесть, неуспокоенность, ответственность за все, что делается вокруг и в мире. О чем думает старая женщина, героиня стихотворения, в, может, последние дни ее жизни? Думает она о нас, о нашем будущем, о том, что сейчас больше всего волнует каждого:

Скажи, родимый,
Будет ли война?

Какая высокая мера душевной тревоги, душевной щедрости!
Нам завещан добрый русский огонек. Нам передана заповедь нашего народа.
Ведущий. Каждый поэт обязательно рано или поздно обращается к теме Родины! Сегодня мы вспомнили стихи А.А. Прокофьева, К.М.Симонова, Н.М. Рубцова, О.Н. Шестинского, Я.В. Смелякова, Р.И. Рождественского.

У каждого из них - свое, глубоко личное отношение к Родине, свое представление о ней. Но что главное, Родина для них - не абстрактное понятие, не отвлеченная идея, она воплощается в родной природе, истории, языке, характере народа.

Теплова Г.В.

Поэты - счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и нам показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они обостряют, помогают постичь это великое чувство Родины, которое живёт в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже, трепетнее будет для нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас - во имя родины, во имя Человека.

Чтец  7_______________________________
Но говорить о чувстве Родины бесчувственно –

Нам права Родина такого не дала.

У нас такие за спиной встают пожарища,

Такие страшные могилы за спиной,

Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,

Как будто Родина нам стала неродной.

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу наречённую,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчётливо.

Любите Родину, и только навсегда!

Сельский библиотекарь:

В Год литературы звучат нетленные русской классики, стихов Российских поэтов. Молодое поколение должно знать свой язык, любить и гордиться творчеством поэтов и писателей. Страна будет крепка, если народ владеет духовными богатствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрый вечер выпуск. Сценарий выпускного вечера в 11 классе.

***сценарий выпускного вечера . Торжественная часть  с чествованием первого учителя, родителей, учителей предметников, а также классного руководителя....

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Библиотечный урок «Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация»

Библиотечный урок на тему «Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация»...

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

Классный час " Слово. Библиотека. Интернет» Путешествие в виртуальную библиотеку

Цели: Совершить виртуальное путешествие; расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чт...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...

Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...