Чем интересен писатель Гончаров?
статья по литературе (10 класс) на тему

Есина Ирина Юрьевна

В статье автор размышляет  о личности и судьбе писателя, а также касается вопроса стиля его произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Чем интересен писатель Гончаров?

6 июня 1812 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск) родился русский писатель, член-корреспондент Императорской академии наук по разряду русского языка и словесности Иван Александрович Гончаров.

Век живи – век ленись

          «В перечень мук, которые претерпел наш народ, следовало бы включить обязательное школьное чтение», - написал Станислав Ежи Лец. На своем учительском опыте могу подтвердить справедливость этих слов. Для многих учеников чтение «Онегина», «Мертвых душ», «Преступления и наказания», «Войны и мира»  превращается в пытку, наказание, в лучшем случае – в испытание. В особом ряду стоит роман «выдающегося русского писателя» (так представляет автора учебник литературы, и взгляд ученика сразу спотыкается) И.А.Гончарова «Обломов». Многие, обреченно вздыхая, с трудом дочитывают первую часть романа, продираясь сквозь подробнейшее описание дня Ильи Ильича, хрестоматийного эпизода сна героя, где, размахнувшись сильным, могучим пером, автор глубоко вспахивает русскую провинциальную жизнь, правда, лишая читателя удовольствия посмотреть на нее по-гоголевски («Горьким смехом моим посмеюся»). Однако к нему возвращаются после окончания школы довольно часто. Об этом я узнаю, когда начинаю разговор со своими бывшими учениками о том, что они читают и перечитывают.  В этом заключается феномен романа и феномен самого автора.

Три знаменитых романа написал Гончаров: «Обыкновенная история», «Обломов». «Обрыв». Все три начинаются с «О», две «о» в фамилии автора.  «О» - это и круг, и возглас удивления (восклицательное междометие), и обозначение цифры 0 в математике. Одно из старых значений слова «обло» - круглый. И в самом авторе, и в его любимом герое Обломове все округлое, основательное, покойное, цельное. И бесстрастное, и уравновешенное. Когда критик Белинский, человек по натуре страстный и стремительный, прочитал «Обыкновенную историю», он написал об авторе: «У него нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, ни сердят, он не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателю, он как будто думает: кто в беде, тот и в ответе, а мое дело сторона». Прав ли был Белинский?

Лучшим источником для изучения темперамента Гончарова может служить «Фрегат Паллада» - книга, являющаяся дневником духовной жизни писателя за целых два года, проведенных им не в будничной обстановке. В ней описано кругосветное путешествие . Неторопливым, оценивающим, восхищенным взглядом Гончаров рисует картины тропической природы, ее торжественно-величавых состояний, например, заката солнца над экватором. В этих картинах он не выходит за границы ровного, безмятежного, беспечального созерцания. Красота же бури, страсти совсем чужда кисти писателя. Когда «Паллада» шла Индийским океаном, над нею разразился ураган. Спутники, полагавшие, что Гончаров захочет описать такое грозное и величественное явление природы, звали его на палубу. Но, усевшись на одно из немногих покойных мест в каюте, он не хотел даже смотреть на бурю и почти насильно был вытащен наверх. «Какова картина?» - спросил его капитан, ожидая восторгов. «Безобразие, беспорядок!» - отвечал Гончаров, озабоченный тем, чтобы как можно скорее прийти в каюту и сменить мокрую обувь и платье.

Куда бы автор ни приехал – в Сингапур, на Яву, в Японию, – его занимают только мелочи повседневной жизни. Попав в Лондон в день похорон герцога Веллингтона, взволновавших всю Англию, он «неторопливо ждал другого дня, когда Лондон выйдет из ненормального положения и заживет своей обычною жизнью». «Многие обрадовались бы видеть такой необыкновенный случай, - замечает при этом Гончаров,- но мне улыбался завтрашний будничный день… С неиспытанным наслаждением я вглядывался во все, заходил в магазины, заглядывал в дома, заходил в предместья, на рынки, вглядывался во всю толпу и в каждого отдельно. Чем смотреть сфинксы и обелиски, мне лучше нравится простоять целый час на перекрестке и смотреть, как встретятся два англичанина, сначала пробуют оторвать друг у друга руку, потом осведомятся взаимно о здоровье и пожелают друг другу всякого благополучия…».

Каков писатель, таков и его слог: плавен и ровен, сохраняет всегда один и тот же темп, в нем нет колоритных словечек и нервного нагромождения выражений Достоевского, неправильности слога Толстого,  его периоды округлены, построены по всем правилам синтаксиса. Огромный запас художественной безмятежности, нелюбви к беспорядку, предпочтения обыденного экстравагантному приведут к созданию особого типа героев, не похожих ни на каких других.

        Современники называли Гончарова маркиз де Лень, на французский манер.  Конечно, автор не может не быть «альтер эго» своего героя! Обломов – олицетворение всей российской лени, значит, и Гончаров… лентяй, и правы те, кто наградил его таким прозвищем? Но вот как он работает над «Обломовым»: ежедневно 14-16 страниц. Из письма: «Я писал как будто по диктовке. И, право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимый сидел и говорил мне, что писать… Как же это случилось, что я, человек мертвый, утомленный, равнодушный ко всему, даже к собственному успеху, вдруг принялся за труд, в котором было отчаялся. И как принялся, если бы вы видели! Я едва сдерживал волнение, мне ударяло в голову…». Разве может быть ленивым человек, который ТАК пишет? Какой же это де Лень, если тихий штатский чиновник вдруг срывается с места и совершает кругосветное путешествие на военном корабле, оставляя исключительный литературный отчет о путешествии?

        У Пушкина есть выражение «влачить задумчивую лень». Я его часто вспоминаю. Потому что это про меня, и про моих близких друзей, и про моих детей, и про моих учеников, которые читают «Обломова» лет через пять, а то и десять после окончания школы. Для нас «Обломов» - нулевой меридиан, анатомия русской лени, имеющей неподражаемый характер, ни на что не похожей, восходящей этимологически к спокойствию, кроткости, нежности, медлительности и неторопливости. А иначе не понять, не узнать жизни и не насладиться ей.

                                                                                                                           Ирина Есина, школа №1280

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.

Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...

Методическая разработка урока по теме: "Чем интересен город Обан?"

Данный урок разработан к учебнику В.П.Кузовлева "Английский язык" 5 класс. Учащиеся знакомятся с культурой города Обан, расположенного в Шотландии. Использование на уроке групповой формы раб...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

ЦВЕТ интересен в нашей жизни.

Дорогие родители! Воспитание детей началось еще с давних времен. Без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. Понятно, что вообще невоспитанность – это свобода хамству, пьянству, разбо...

Открытый урок в 11 классе по литературе на тему: «Я поэт. Этим и интересен. В.В.Маяковский».

Открытый урок в 11 классе по литературе на тему: «Я поэт. Этим ...

Занятие комбинированного типа "Интересен ли я сам себе?"

Занятие комбинированного типа для учащихся 7-9 классов направлено на познание своего "Я"....

Урок по творчеству В.В. Маяковского "Я - поэт. Этим и интересен"

Урок по творчеству В.В. Маяковского.«Я – поэт. Этим и интересен». В. Маяковский Цели урока:1.      Продолжить знакомство  учащихся с творчеством В.В.Маяков...