Исследовательская работа
презентация к уроку по литературе на тему

Иванникова Елена Геннадьевна

Образец исследовательской работы по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issled._r-ta_1.ppt569.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Слайд 2

ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов . Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;

Слайд 3

ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;

Слайд 4

ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;

Слайд 5

ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). На основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создается нравственно-психологический портрет писателя, отражается собственное восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Слайд 6

Алгоритм стратегии научного поиска

Слайд 7

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Содержательная сторона исследовательской работы Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подго­товленность к опубликованию. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библио­графии, цитируемость. 5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям. Представление, защита работы Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность. 2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи. 3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, добро­желательность, контактность.

Слайд 8

Темы учебно-исследовательских работ для учащихся по литературе (9-11 классы) 1.Ростовщик и ростовщичество в русской и зарубежной литературе 2.Образ русской женщины в творчестве Н.А.Некрасова и А.Г.Венецианова 3.Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы) 4. S ms как современный эпистолярный жанр 5.Дуэль в жизни и творчестве Пушкина 6.Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина 7.Вечная шинель. Маленький человек давно и сегодня. 8.А.Д.Меньшиков в истории и литературе (Роман А.Н.Толстого «Петр Первый»)

Слайд 9

Темы учебно-исследовательских работ для учащихся по литературе (9-11 классы) 9. «В крови, в страданиях, смерти…» : В.П.Астафьев о войне 10.Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 11.Герои века в романах М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.Мюссе «Исповедь сына века» 12.Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы? 13.Язык жестов героев… 14Рок—революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории. 15.Русский рок: идея протеста и ее образное воплощение.

Слайд 10

Темы учебно-исследовательских работ для учащихся по литературе (9-11 классы) «Литературные салоны пушкинской поры» «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»)»

Слайд 11

Темы учебно-исследовательских работ для учащихся по литературе (9-11 классы) «Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С.Тургенева» «Бажовских сказов дивные слова»

Слайд 12

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ титульный лист с обозначением школы, класса, автора, темы, научного руководителя, места и года написания на первой странице план работы в тексте главы и разделы, приложения, выводы и используемая литература

Слайд 13

Оформление работы Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны.

Слайд 14

Оформление работы Работа начинается с постановки проблемы , которая определяет направление в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы, важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Слайд 15

Оформление работы Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Слайд 16

Оформление работы После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. « Объект - что рассматривается в исследовании, предмет - как рассматривается объект, какая его сторона, его отношения или его функции»

Слайд 17

Оформление работы Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты , которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Слайд 18

Оформление работы Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы и сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

Слайд 19

Оформление работы В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты: - определить, уточнить используемые в работе термины и понятия; - изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно; - обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления; - перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления. В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Слайд 20

Оформление работы Изложение содержания работы заканчивается заключением , которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования .

Слайд 21

Оформление работы После заключения, принято помещать список литературы , куда заносятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. В приложении даются материалы большого объема. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, практические результаты экспериментальной деятельности и др.

Слайд 22

Оформление работы Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. при цитировании следует выполнять следующие требования: - при дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы

Слайд 23

Оформление работы при недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23];


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...