Адаптированная программа по литературе.(9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Иванникова Елена Геннадьевна

Программа предназначена для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rp_po_literature.docx97.83 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень): 10 – 11 классы  / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 12-е изд. – 256 с.

Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г.

В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту, пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

Обзорное знакомство  с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы.

Структура документа

Рабочая  программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников.

Цели изучения учебного предмета

  • Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

                   Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32» отводит 102 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в IX классе ,из расчета 3 учебных часа в неделю, из них   на развитие речи  18 часов, на внеклассное чтение  10 часов, классных сочинений – 3, домашних сочинений – 4.

                             Результаты обучения

Личностные:
-
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам         других        народов; 
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять         сферу         своих         интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,   использовать         в самостоятельной         деятельности. 

Предметные:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
 к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и свое отношение к ней;  

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;  

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

      уметь

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Тематическое планирование по дисциплине «Литература»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, в часах

Из них

Развитие речи

Вн/чт

Сочинение

Тест

Проект

Наизусть

I.

Введение

1

II.

Литература Древней Руси

2

1

1

III.

Русская литература

 18 века

10

1

2

1

1

IV.

Литература

19 века

54

10

5

5

3

4

6

V.

Литература

20 века

27

6

2

1

6

VI.

Зарубежная литература

7

1

VII.

Резервные часы

1

Итого

102

18

10

3/4

4

4

12

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 ч)

Введение (1 час)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской  литературы (1+1 рр час)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из  литературы  XVIII   века (6+2 рр+2 вн/чт)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.(1час)

Михаил Васильевич Ломоносов(1 +  1РР )

 Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престоле  Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин(1 +1вн/чт) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев(1+ 1 вн/чт) Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин(2часа+1рр) Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из   русской  литературы  XIX  века ( 42+8 рр +4 вн.чт. час).

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1час)

Василий Андреевич Жуковский(1+ 1р/р) 

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов(4+3рр ) 

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин(7 +5рр+2 вн/чт )

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»  противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин»  роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна  нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика  В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика  А.А. Григорьев; «почвенники»  Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов (8 +3 рр).

 Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени»  первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин  «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (4 +2рр час). 

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»  история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков  «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора  от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский( 2часа). 

 Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя      положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви  воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский(3 + 1 вн/чт )

 Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя»  жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов(1+1рр+ 1 вн/чт )

 Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.(1час)

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 Литература ХХ века (18+2 вн/чт+ 6р/р).

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин (3 часа)

 Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Александрович Булгаков (3 часа)

 Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров 

Михаил Александрович Шолохов (2 час) 

 Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын (4час). 

 Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам.

Александр Александрович Блок (1час) 

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин(1+ 1р/р)

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России  главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский (1+ 1 р/р) 

Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева (1+ 1р/р)

Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью  потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий(1час).

 Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова(1+ 1р/р). 

 Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак (1час) 

 Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский (1+1р/р)

 Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX – XX веков(1+1вн.чт.час).

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Зарубежная  литература (5+1 вн/чт).

Античная лирика.(1час)

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах  знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери(1час).

 Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир(2часа).

 Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой  (4-й акт). «Гамлет»  «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете (2+ 1 вн/чт )

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст»  философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах»  ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии  «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид занятия

Вид контроля

Виды

самостоятельной

 работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

I.

Введение

1 ч.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

1

Лекция с элементами беседы, работа с учебником- хрестоматией

Беседа по статье учебника стр.3 Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» Ответ на основной

II.

Из древнерусской литературы

1+1Р/Р

II.1.

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове о полку Игореве»

1

Лекция о культуре и литературе Древней Руси, работа по составлению плана лекции. Начало комментированного чтения «Слова…»

Характеристика этапов развития древнерусской литературы.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

II.2.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок развития речи

Р/р Обучение выразительному чтению наизусть.

Наизусть

Р/Р Сочинение (домашнее)

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?  

III.

Русская литература XVIII века

8+2рр

III.1.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

Лекция учителя с сообщениями учащихся.
Обучение конспектированию статьи учебника

Т/л Классицизм

Составление конспекта статей «Русская литература 18 века», «Классицизм». 

III.2.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения

1


Лекция. Беседа.

Работа по теории литературы

Т/л Ода

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

III.3.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения

1

Урок развития речи

Анализ оды «На день восшествия…» и др. произведений

Р/р Обучение выразительному чтению наизусть.

Наизусть

Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

III.4.

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

1

Лекция.

Беседа.

Вн/чт 

Г.Р.Державин

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям».

III.5.

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

1

Урок –путешествие 

по страницам книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).  

Фронтальный опрос.

Ответ на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?Сообщение учащихся, краткие пересказы содержания отдельных глав
книги,

особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.

III.7.

Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

Беседа.

Практикум

Пересказ и анализ главы «Любани»

III.8.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

1

Лекция. Беседа.

Работа по теории литературы

Т/л Сентиментализм

Анализ стихотворения «Осень».

Ответ  на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Беседа по содержанию

Запись

тезисов о сентиментализме; работа над повестью «Бедная Лиза»

III.9.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Самостоятельная работа

1

Беседа.

Практикум

Развёрнутый ответ на вопрос об особенностях сентиментализма, рассказ-характеристика главных

Рассказ-характеристика учениками главных героев, беседа о чертах новаторства в повести

III.10.

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений).

1

Урок развития речи

Р/р

Сочинение

Тест по

произведениям русской литературы XVIII века.

Оформление письменной работы 

IV.

Русская литература XIX века

41+13

IV.1.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

1

Лекция .

Беседа.

Работа по теории литературы

Т/л Романтизм.

Реализм

Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

IV.2.

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Урок развития речи

Р/р Обучение анализу лирического стихотворения

Практикум

Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или план. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое», ответ на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта,  «невыразимо» в стихах?

IV.3.

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

1

Лекция

Работа по теории литературы

Т/л Баллада

Чтение статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», ответ на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

IV.4.

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

Лекция  о жизни и творчестве А.С. Грибоедова

Р/р Речевая характеристика

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы.  «Портрет писателя».

IV.5.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Просмотр видеофильма

Видеоматериалпрезентация

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

IV.6

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

Просмотр и обсуждение видеофрагментов

Видеоматериал презентация

Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Ответы на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

IV.8.

Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума»

1

Семинар

Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

IV.9.

Общечеловеческое звучание образов комедии.

1

Семинар

Тест по комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума»

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

IV.10.

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

Урок развития речи

Р/р Обучение анализу эпизода

Практикум

Определение художественных особенностей комедии.

IV.11.

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

Урок развития речи

Р/р

Сочинение

Конспект

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений

IV.12.

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Лекция  о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

IV.13.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

1

Анализ стихотворений

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

IV.14.

Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» Адресаты любовной лирики поэта

1

Урок развития речи

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.

IV.15.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1

Урок развития речи

Практикум

Р/р Обучение анализу одного стихотворения.

наизусть Практикум

Выразительное чтение стихотворений

IV.16.

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1

Анализ романтических поэм

Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы»

Анализ романтических поэм А.С.Пушкина.

Характеристика героев, комментарий текста.

IV.17.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

1

Семинар

Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Анализ трагедий А.С.Пушкина. Определение мировосприятия персонажей

IV.18.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Лекция

Беседа

Работа по теории литературы

Т/л Роман в стихах

Выразительное чтение, определение композиции.

IV.19.

Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Беседа

Анализ

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

Анализ глав. Составление характеристик

Онегина и Ленского

IV.20.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Беседа

Анализ

Анализ глав. Сравнительная характеристика Татьяна и Ольга

IV.21.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Урок развития речи

Р/р Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Анализ писем Татьяны и Онегина

Подготовка к проекту «Пушкинский роман в зеркале критики»

IV.23.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

Семинар

Анализ  романа

IV.24.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Защита проекта

«Пушкинский роман в зеркале критики»

Р/р Сочинение

конспект

Оформление работы

конспект

IV.25.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок контроля ЗУН

Р/Р

Оформление работы

IV.26.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

1

Урок развития речи

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

IV.27

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Урок развития речи

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Выразительное чтение  стихотворений. Анализ любовной лирики.

Презентация.

IV.28

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Семинар

Практикум

Выразительное чтение и анализ стихотворений

о  Родине

IV.29

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

1

Лекция

Беседа

Работа по теории литературы

Фронтальный опрос

Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

IV.30

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

2

Беседа

Анализ глав

Фронтальный опрос

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

IV.31

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Беседа

Анализ глав

Т/л Психологический роман

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

IV.32

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери»

1

Семинар

сообщения

Анализ главы, ответы на проблемные вопросы

IV.33

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Семинар

сообщения

Анализ содержания

Подготовка проекта

«Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

IV.34.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Семинар

сообщения

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

IV.35.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению

1

Урок развития речи

Защита проекта

конспект

Оформление работы

IV.36.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова Подготовка к сочинению

1

Урок контроля ЗУН

Оформление работы

IV.37.

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Р/р Сочинение

IV.38.

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород

1

Лекция  о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация..

IV.39.

». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

Беседа

Анализ глав

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

IV.40.

Система образов поэмы «Мертвые души». Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Беседа

Характеристика персонажей

Презентация.

IV.41

Обучение анализу эпизода.

1

Урок развития речи

Р/р Обучение анализу эпизода. Практикум

Анализ эпизода

Презентация.

IV.42

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начала в поэме «Мертвые души»

1

Семинар

Тест по творчеству Н.В. Гоголя.

Подготовка  проекта

«Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души»

IV.43

Поэма в оценках В.Г.Белинского.

Подготовка к сочинению

1

Защита проекта

«Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души»

Р/р Сочинение

Подготовка к сочинению

IV.45.

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

Лекция  о жизни и творчестве

А.Н.Островского

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

IV.46.

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

Лекция

Беседа

Работа по теории литературы

Т/л

Комедия

Ответы на проблемные вопросы

IV.47.

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Обзор содержания повести «Белые ночи»

1

Лекция  о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского

Рассказ о писателе на основе прочитанного.

IV.48.

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

Беседа

Характеристика внутреннего мира героя.

IV.49.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

Беседа

Определение  элементов сентиментализма в повести, анализ произведение, определение проблемы.

IV.50.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1

Лекция  о жизни и творчестве

Л.Н.Толстого

Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии)

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

IV.51.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Лекция  о жизни и творчестве

А.П.Чехова

Анализ рассказов: монологические ответы.

IV.52.

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Тест по творчеству  А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,  А.П.Чехова

1

Семинар

Вн/чт

А.П. Чехов Рассказы

Тест

Определение жанровых особенностей рассказа.

Подготовка проекта

«Эмоциональное богатство русской поэзии.»

IV.53.

Подготовка к сочинению. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова). (По выбору учащихся)

1

Урок развития речи

Р/р

Сочинение

Подготовка к сочинению

IV.54.

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений.

2

Защита проекта

Вн/чт

Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Тест

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

V.

Русская литература XX века

21+6

V.1.

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений

1

Лекция

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления..

V.2.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

2

Лекция  о жизни и творчестве

И.А.Бунина

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

V.3.

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи»

1

Беседа

Художественные особенности рассказа

V.4.

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров

2

Лекция  о жизни и творчестве

М.А.Булгакова

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

V.5.

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их роль в повести

1

Беседа

Фронтальный опрос

Раскрыть позицию автора, определить художественное своеобразие произведения

V.6.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

2

Лекция  о жизни и творчестве

М.А.Шолохова

Анализ рассказа: монологические ответы.

V.7.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа

1

Беседа

Анализ

Раскрыть позицию автора, ответы на проблемные вопросы

V.8.

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

2

Лекция  о жизни и творчестве

А.И.Солженицына

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

V.9.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Беседа

Анализ

Объяснение смысла «праведничества»  в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения?

V.10.

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование).

1

Урок контроля ЗУН

Тест

Оформление работы

V.11.

Русская поэзия Серебряного века

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить…» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1

Лекция  о жизни и творчестве

А.А.Блока

Р/р Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

V.12.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Лекция  о жизни и творчестве

С.А.Есенина

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.13.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина

1

Урок развития речи

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.14.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» «А вы могли бы?» «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

1

Лекция  о жизни и творчестве

В.В.Маяковского

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

V.15.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

1

Семинар

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.16.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежности?» Особенности поэтики Цветаевой

1

Лекция  о жизни и творчестве

М.И.Цветаевой

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

V.17.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

1

Анализ стихотворений

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.18.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Лекция  о жизни и творчестве

Н,А.Заболоцкого

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.19.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

Лекция  о жизни и творчестве

А.А.Ахматовой

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.20.

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

Урок развития речи

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.21.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

1

Лекция  о жизни и творчестве

Б.Л.Пастернака

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.22.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»

1

Лекция  о жизни и творчестве

А.Т.Твардовского

Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.23.

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом…» Проблемы и интонации стихов о войне

1

Урок развития речи

Р/р

Обучение выразительному чтению

 Наизусть

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.24.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

1

Урок-концерт

Вн/чт

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.25.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

1

Урок-концерт

Практикум

Вн/чт

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

V.26.

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

Урок контроля ЗУН

Оформление работы

VI.

Зарубежная литература

6+1

VI.1.

Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» «Нет, ни надейся приязнь заслужить…» Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1

Лекция  о жизни и творчестве

Катулла

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

VI.2.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

1

Лекция  о жизни и творчестве

Данте Алигьери

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение и поэмы, комментарий

VI.3.

У.Шекспир. Слов о поэте. «Гамлет». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

1

Лекция  о жизни и творчестве

У.Шекспира

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение трагедии,  комментарий

VI.4.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Семинар

сообщения

Выразительное чтение, комментарий

VI.5.

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

2

Лекция  о жизни и творчестве

И.-В. Гете.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение

трагедии,  комментарий

VI.6.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Семинар

Практикум

Вн/чт

Раскрыть идейный смысл трагедии, ответы на проблемные вопросы

VII.7.

Резерв.

1

Список литературы для летнего чтения

Итого:

Всего – 102 часов

Р/Р – 25

Сочинений -3/4

Вн/чт – 10

Наизусть – 12

Тест- 4

Проект – 4

К/р - 3


Тематика контрольных и самостоятельных работ

Наименование разделов

 Тематика контрольных работ

Введение

Литература Древней Руси

Р/Р Сочинение (домашнее) «Слово о полку Игореве»

Русская литература

 18 века

Р/р. Сочинение«Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений).

Тест по произведениям русской литературы XVIII века.

Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).  

Вн/чт  Г.Р.Державин

Литература 19 века

Тест по комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума»

Р/р Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова

Защита проекта по  творчеству А.С.Грибоедова

Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

Тест по творчеству А.С.Пушкина

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы»

Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Защита проекта творчеству М.Ю.Лермонтова

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

Тест по творчеству Н.В. Гоголя.

 Р/р Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

Защита проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души»

Р/р Сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? 

Защита проекта «Эмоциональное богатство русской поэзии»

Вн/чт  на стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Вн/чт А.П. Чехов .Рассказы.

Тест по творчеству А.П.Чехова

Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии)

Литература 20 века

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование).

Вн/чт  Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

Вн/чт  Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

Зарубежная литература

Вн/чт  И.В. Гете. «Фауст»

Резервные часы

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                      Основная учебно-методическая литература

1. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2007-2008.,ФП№1476

           

 Дополнительная учебно-методическая литература

  1. Стандарт основного общего образования по литературе.

URL:  http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc  (дата обращения: 06.08.11).

  1. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения.

URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.11).

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
  3. Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.
  5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2005.
  7. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010.
  8. Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.  
  9. Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители  Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  10. Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель  Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  11. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006.
  12. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  13. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

Основные Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)

Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ

    Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с диагнозом ОВЗ

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с диагнозом ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс

Адаптированная программа по литературе 8 класс....

Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс

Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс...