Методы повышения мотивации к обучению на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Болтыхова Наталия Александровна

Мысли о том, как пробудить интерес школьников к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2015.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла.

Выполнил: Болтыхова Н.А., учитель русского языка и литературы.

Методы повышения мотивации к обучению на уроках литературы.

Современная система образования ориентирована на подготовку молодежи к самостоятельному активному освоению мира, его творческому преобразованию, поэтому, сегодня одной из важнейших задач педагогики является формирование личности школьника, способной творчески освоить сложности бытия на основе овладения ценностями культуры и искусства. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности.

Но литература может повлиять на формирование ребенка только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура, что рано или поздно скажется не только на отдельном ученике, но и на обществе в целом. Дать знания, развить навыки и умения –  не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию, побудить ребят читать книги. Делать это можно по-разному.

Не секрет, что в школе мы ежедневно сталкиваемся с демотивированностью основной массы обучающихся, падением интереса к изучению русского языка и литературы. Так, к концу 7-го класса категория детей, успешно обучающихся, сокращается повсеместно в 3-4 раза, по сравнению с годами начала обучения в школе. Существует много различных причин снижения мотивации учения. Психологи выделяют, прежде всего:

- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку учащихся;

- невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом;

- низкий уровень знаний учащихся;

- несформированность у обучающихся учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

- отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем;

- «отход от школы», «мотивационный вакуум» (наблюдаемый чаще всего в 7 классе, когда в целом падают интерес к учёбе, успеваемость).

Поэтому среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у обучающихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Использование ИКТ как средства повышения учебной мотивации.  

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новые стандарты образования ставят перед школой задачи подготовки выпускника, способного ориентироваться в динамично меняющемся мире, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. В связи с этим происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет. Уходят в прошлое традиционные формы передачи информации (устная и письменная речь), уступая место современным активным технологиям, технологиям деятельностного подхода, компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс говорил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Поэтому надо опираться на интерес современных детей, а сегодня для них наиболее привлекательны достижения технического прогресса. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально “ заглатывают “ все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, смартфонами, плейерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. 
Отсюда вытекает педагогическая идея использовать информационно-коммуникационные технологии как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных учеников пытливый огонёк жажды знаний.

Остановимся на уроках изучения биографии писателя с использованием ИКТ. 
Уроки изучения биографии писателя – самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал(фотографии , репродукции , иллюстрации), который можно найти в сети Internet , на диске «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» , помещать тексты цитат писателей , высказывание современников. 
Цель урока – презентации по биографии писателя –  способствовать созданию живого , яркого , порой противоречивого образа писателя. 
Формы проведения – лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы. 
Отбор материала , изучаемого на уроке , и формирование слайдов могут происходить по тематическому принципу и по жизненным этапам. Например, презентация к уроку «Жизнь творчество Л.Н.Толстого» составлена по хронологическому принципу : 
 детство, отрочество, юность;
 военная служба на Кавказе. Крымская кампания;
 Петербург, заграничные путешествия,педагогика; 
 женитьба. Перелом;
 уход;
 музей в Ясной Поляне, карта Ясной Поляны.

При создании презентации данного вида уроков необходимо избегать перенасыщенности слайдов текстом , так как это затруднит восприятие материала. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя или ученика. 
Раздаточным материалом могут быть тексты произведений , высказывания современников о личности писателя. 
Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. 

Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. В заключение хочется отметить, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Уроки литературы – это уроки творчества, вдохновения, погружения в мир автора, это праздник души. Потому использование ИКТ не должно стать самоцелью. ИКТ должны стать, прежде всего, помощниками, и использование их на уроках должно быть целесообразным, правильным и, может быть, даже, осторожным.

Литература


1. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. 

2. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 1999. 
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005. 
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод повышения мотивации к обучению.

Данная работа содержит теоретический материал, полезный для тех, кто начинает знакомство с методом проектной деятельности на уроках, примеры творческих работ учащихся....

Повышение мотивации к обучению на уроках русского языка посредством нетрадиционных методов работы

В статье представлены нетрадиционные методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы , которые, по мнению автора, повышают мотивацию к обучению школьников по указанной дисциплине...

Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.

В данной статье представлен обзорный материал  по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе....

"Самообразование и самореализация учащихся - залог повышения мотивации в обучении на уроках физической культуры"

Презентация, в которой рассказазывется о повышении мотивации учащихся на уроках физической культуры с помощью самообразования и самореализации....

Повышение мотивации к обучению на уроках математики

Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Значимость мотивов неодинаковая, одни мотивы побуждают деятельность, вместе с тем придают ей лично...

Статья на тему «Способы и методы повышения мотивации у учащихся на уроках английского языка»

В наши дни не для кого не секрет, что использование комплексного психолого-методического подхода, современных методик и информационных технологий положительно влияют на отношение ребят к образовательн...

Приёмы и методы повышения мотивации к обучению

Обобщение опыта работы учителя...