А.С. Пушкин "Няня"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

Предмет: литература 5 класс  (26.10.15г)

Тема урока : .С. Пуш­кин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Ня­не».

Цель: знакомство с  некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой. Няни А.С. Пушкина, определение её роли в духовном становлении поэта. Формировать навыки выразительного чтения наизусть, умение выделять главное в прослушанном сообщениибиографией и творчеством С.В. Михалкова, выявление морали басен «Грибы» и  «Зеркало»

Оборудование:  учебник, тетрадь, портрет Пушкина

Тип урока: открытия новых знаний

Форма урока: парная работа; самостоятельная работа, фронтальная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Настрой учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Подготовка к уроку

Чтение наизусть стихов А.С. Пушкина

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?- Скажите,  кто был источником вдохновения для   Пушкина? Конечно, это его няня -Арина Родионовна.

Какая тема урока? Какие цели урока?

Му будем изучать произведения Пушкина, а именно Няня и другие  его стихотворения? Анализировать стихи, беседовать об Арине Родионовне

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

 Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести. Часто подобные стихи запрещались цензурой.)  поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Когда родилась Арина Родионовна?

Ког  ещё она воспитывала?

Почему Пушкин начал писать, кто поспособствовал этому?

 

Какие сказки он написал?

В каком году он получил письма

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

Беседа о сестре А.С. Пушкина .Пушкин больше всего любил Ольгу.Когда она болела он бежал её проведовать .даже в изгнании она была рядом с ним, пряла, а Александр писал стихи.Он даже называл её мама

Чтение стихов Пушкина «Зимний вечер»

Чтение «Зимний вечер», от слов Наша ветхая лачужка и до слов своего веретена.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 Сообщение учеником «Арина Родионовна». В долгие зимние вечера она рассказывала  сказки, пела песни.Знала она их великое множество.Рассказывала прекрасно.Присказок знала много и сказки начинала с присказок.её любимая присказка: У моря стоит дуб. А на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот вверх идёт- сказки сказывает, вниз идёт-песенки поёт».В долгие вечера Пушкин не только слушал Арину Родионовну, но и сам чиатл её многое из того,что сочинял.После отъезда Пушкина няня к нему ездила В Петербург, привозила деревенские дары.

 

рассказывает ученик о няне Пушкина

 

 

выразительное чтение стиха «Няня»

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентации «Няня»

 Когда родилась няня?

Кто она?

 Кем приходилась для семьи Пушкина?

Анализ стихотворения   «Няня»

Какие чувства лирического героя отражены в стихотворении «Няня»

Выпишите слова. Передающие чувства сыновней любви поэта к няне

В каком слове звучит благодарность поэта за то, что няня разделила с ним тяжёлое время Михаловской ссылки?

Какие оттенки чувства передают слова «голубка дряхлая моя»?

 Смотрят и беседуют по презентации(фронтальная работа)

. крепостаня прадедушки  Пушкина

няня  Льва, Ольги

Пушкину тоскливо и тяжело, но няня помогает ему в этом одиночестве. Он благодарен своей няня, в том , что он не один.

 

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

9.Самостоятельная работа

 

 

 

 

10. .Включение в систему знаний и повторение

Метафора- слова выражены в переносном значении

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

 

 

Написать небольшое сочине­ние, желательно в форме рас­сказа, о своей бабушке, няне или о другом родном челове­ке. Взять за основу какой-либо особенно запомнивший­ся случай.; выразительное чтение «Няня»

Индивидуальное задание: лексическое значение слов: придание, терем, подворье

Работа по таблице тетради  (работа в паре)

 

 

 

 

 

 

запись дом.задания

 

 

 

·          

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

10.Рефлексия

 

 

Я узнал..Мне стало известно…Больше всего мне итересно…

ответы по вопросам

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература 5 класс  (26.10.15г)

Тема урока : .С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».

Цель: знакомство с  некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой. Няни А.С. Пушкина, определение её роли в духовном становлении поэта. Формировать навыки выразительного чтения наизусть, умение выделять главное в прослушанном сообщениибиографией и творчеством С.В. Михалкова, выявление морали басен «Грибы» и  «Зеркало»

Оборудование:  учебник, тетрадь, портрет Пушкина

Тип урока: открытия новых знаний

Форма урока: парная работа; самостоятельная работа, фронтальная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Настрой учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Подготовка к уроку

Чтение наизусть стихов А.С. Пушкина

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?- Скажите,  кто был источником вдохновения для   Пушкина? Конечно, это его няня -Арина Родионовна.

Какая тема урока? Какие цели урока?

Му будем изучать произведения Пушкина, а именно Няня и другие  его стихотворения? Анализировать стихи, беседовать об Арине Родионовне

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

 Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести. Часто подобные стихи запрещались цензурой.)  поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Когда родилась Арина Родионовна?

Ког  ещё она воспитывала?

Почему Пушкин начал писать, кто поспособствовал этому?

Какие сказки он написал?

В каком году он получил письма

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

Беседа о сестре А.С. Пушкина .Пушкин больше всего любил Ольгу.Когда она болела он бежал её проведовать .даже в изгнании она была рядом с ним, пряла, а Александр писал стихи.Он даже называл её мама

Чтение стихов Пушкина «Зимний вечер»

Чтение «Зимний вечер», от слов Наша ветхая лачужка и до слов своего веретена.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

 Сообщение учеником «Арина Родионовна». В долгие зимние вечера она рассказывала  сказки, пела песни.Знала она их великое множество.Рассказывала прекрасно.Присказок знала много и сказки начинала с присказок.её любимая присказка: У моря стоит дуб. А на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот вверх идёт- сказки сказывает, вниз идёт-песенки поёт».В долгие вечера Пушкин не только слушал Арину Родионовну, но и сам чиатл её многое из того,что сочинял.После отъезда Пушкина няня к нему ездила В Петербург, привозила деревенские дары.

 

рассказывает ученик о няне Пушкина

выразительное чтение стиха «Няня»

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Первичное закрепление

Просмотр презентации «Няня»

 Когда родилась няня?

Кто она?

 Кем приходилась для семьи Пушкина?

Анализ стихотворения   «Няня»

Какие чувства лирического героя отражены в стихотворении «Няня»

Выпишите слова. Передающие чувства сыновней любви поэта к няне

В каком слове звучит благодарность поэта за то, что няня разделила с ним тяжёлое время Михаловской ссылки?

Какие оттенки чувства передают слова «голубка дряхлая моя»?

 Смотрят и беседуют по презентации(фронтальная работа)

. крепостаня прадедушки  Пушкина

няня  Льва, Ольги

Пушкину тоскливо и тяжело, но няня помогает ему в этом одиночестве. Он благодарен своей няня, в том , что он не один.

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

9.Самостоятельная работа

10. .Включение в систему знаний и повторение

Метафора- слова выражены в переносном значении 

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Написать небольшое сочинение, желательно в форме рассказа, о своей бабушке, няне или о другом родном человеке. Взять за основу какой-либо особенно запомнившийся случай.; выразительное чтение «Няня»

Индивидуальное задание: лексическое значение слов: придание, терем, подворье

Работа по таблице тетради  (работа в паре)

запись дом.задания

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

10.Рефлексия

Я узнал..Мне стало известно…Больше всего мне итересно…

ответы по вопросам

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;.