Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_lit._11_kl._2.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Донское Задонского муниципального района
Липецкой области
Рабочая программа
элективного курса по литературе
для 11 класса
«Техника написания сочинения по литературе».
Составила: учитель русского языка и литературы
Остапенко И. А.
2015 – 2016 уч.год.
элективного курса по литературе для 11 класса
«Техника написания сочинения по литературе»
2015- 2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Цель элективного курса:
подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6.Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015/2016 учебный год».
7.Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области, утвержденный приказом отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 24.12.2014г. № 499.
8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования МБОУ СОШ с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области, утвержденная приказом от 28.08.2015г. № 195 (10 – 11 классы)
9.Положение МБОУ СОШ с. Донское «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования, утвержденное приказом от 31.08.2012 г. № 218
Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю, что соответствует учебному плану ОУ на 2015-2016 учебный год.
Содержание рабочей программы.
Тема 1.
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Тема 2.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.
Тема 3.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Тема 4.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Тема 5.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Подбор материалов по следующим направлениям: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России».
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе». | 1 |
2 | Композиция и структура классического сочинения. | 3 |
3 | Жанровые разновидности сочинения. | 3 |
4 | Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. | 3 |
5 | Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | 1 |
6 | Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 |
7 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время». | 1 |
8 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дом». | 1 |
9 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Любовь». | 1 |
10 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь». | 1 |
11 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Год литературы в России» | 1 |
12 | Итого: | 17 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
-самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
-самостоятельно анализировать эпизод;
-самостоятельно анализировать литературное произведение;
-подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
-составить конспекты критической или литературоведческой работы;
-самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;
-понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного периода;
-знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
-уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
-хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
-воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
-при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;
-уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
-литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
-стихотворные размеры.
Литература и средства обучения.
Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 2004.
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.
Антонова Л .Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) / / Русский язык в школе. 2009.
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006.
Карнаух Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2003.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская словесность. 2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.
Котеленикова С. А. Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский язык в школе. 2008.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 2001.
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.
Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе.М., 2005.
Электронные ресурсы.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.
Календарно-тематический план элективного курса по литературе для 11 класса.
№ | Тема урока | Содержание учебного материала | Дата план | Дата факт | Примечание |
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе». | |||||
1. | Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к сочинению. | Понятие о сочинении, тексте. Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста. | |||
Композиция и структура классического сочинения. | |||||
2. | Разновидности вступления к сочинению. | Умение писать вступление к сочинению. Выбор темы сочинения, обоснование ее. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. План сочинения, подбор фактического материала. | |||
3. | Основная часть сочинения. | Анализ прозаические и лирические произведения. | |||
4. | Заключение. Порядок работы над композиционными частями сочинения. | Умение писать заключение к сочинению. Составление текста, соединение частей в единое целое, соответствие составленного текста тому или иному стилю. | |||
Жанровые разновидности сочинения. | |||||
5. | Литературно-критическая статья как жанр сочинения. | Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. | |||
6. | Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка. | Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. | |||
7. | Путешествие и дневник как жанры сочинения. Эпистолярный жанр. | Типы сочинений по видам анализа художественного произведения. | |||
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. | |||||
8. | Стилистическая цельность создаваемого текста. | Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений. | |||
9. | Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования и текста-описания. | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | |||
10. | Особенности написания сочинения с использованием Текста-рассуждения. | Работа над ошибками. | |||
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | |||||
11. | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2015-2016 учебный год. | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2015-2016 учебный год. Подбор материалов по направлениям. | |||
12. | Классификация ошибок. Критерии оценок. | Классификация ошибок. Критерии оценок. | |||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | |||||
13. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время». | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | |||
14. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дом». | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | |||
15. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Любовь». | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | |||
16. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь». | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. | |||
17. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Год литературы в России». | Подготовка к сочинению по тематическому направлению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс
Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
Элективный курс "Теория и практика написание сочинения ЕГЭ"
Цель курса: Поэтапное обучение структуре сочинения-рассуждения....
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...