Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Остапенко Ирина Александровна

Цель элективного курса: подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_lit._11_kl._2.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Донское Задонского муниципального района

Липецкой области

Рабочая программа

 элективного курса по литературе              

 для 11 класса

«Техника написания сочинения по литературе».

Составила: учитель русского языка и литературы  

Остапенко И. А.

2015 – 2016 уч.год.

Рабочая программа

элективного курса по литературе для 11 класса

«Техника написания сочинения по литературе»

2015- 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Цель элективного курса: 

подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи элективного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года № 273- ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» 

2.ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 05.03.2004  №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О     внесении   изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 

6.Приказ Управления образования и науки Липецкой области   от 29.04.2015 №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на  2015/2016 учебный год».  

7.Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области, утвержденный приказом отдела образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 24.12.2014г. № 499. 

8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  среднего  общего образования МБОУ СОШ с. Донское  Задонского муниципального района Липецкой области, утвержденная  приказом   от 28.08.2015г. № 195 (10 – 11 классы)

9.Положение  МБОУ СОШ с. Донское  «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования, утвержденное приказом   от 31.08.2012 г. № 218

Информация о количестве учебных часов.

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю, что соответствует  учебному плану ОУ на 2015-2016 учебный год.

Содержание рабочей программы.

Тема 1.

Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

Тема 2.

Композиция и структура классического сочинения.

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Тема 3.

Жанровые разновидности сочинения.

Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.

Тема 4.

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.

Тема 5.

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по следующим направлениям: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России».

Учебно-тематический план.

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».

1

2

Композиция и структура классического сочинения.

3

3

Жанровые разновидности сочинения.

3

4

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

3

5

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

1

6

Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

7

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время».

1

8

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дом».

1

9

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Любовь».

1

10

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь».

1

11

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Год литературы в России»

1

12

Итого:

17

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать и уметь:

-самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

-самостоятельно анализировать эпизод;

-самостоятельно анализировать литературное произведение;

-подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

-составить конспекты критической или литературоведческой работы;

-самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;

-понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-   литературного процесса того или иного периода;

-знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

-уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

-хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

-воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:

-при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;

-уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);

-литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);

-стихотворные размеры.

Литература и средства обучения.

Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 2004.

Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.

Антонова Л .Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) / / Русский язык в школе. 2009.

Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006.

Карнаух Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2003.  

Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская словесность. 2002.

Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.

Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.

Котеленикова С. А. Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский язык в школе. 2008.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 2001.

Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.

Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе.М., 2005.

Электронные ресурсы.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.

ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.

Календарно-тематический план элективного курса по литературе для 11 класса.

Тема урока

Содержание учебного материала

Дата план

Дата факт

Примечание

Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».

1.

Введение. Концептуальные основы сочинения.

Общие требования к сочинению.

Понятие о сочинении, тексте.  Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста.

Композиция и структура классического сочинения.

2.

Разновидности вступления к сочинению.

Умение писать вступление к сочинению. Выбор темы сочинения,  обоснование ее. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. План сочинения, подбор фактического материала.

3.

Основная часть сочинения.

Анализ прозаические и лирические произведения.

4.

Заключение. Порядок работы над композиционными

частями сочинения.

Умение писать заключение к сочинению. Составление текста, соединение частей в единое  целое,  соответствие составленного текста   тому или иному стилю.

Жанровые разновидности сочинения.

5.

Литературно-критическая статья как жанр сочинения.

Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

6.

Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка.

Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

7.

Путешествие и дневник как жанры сочинения.

Эпистолярный жанр.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения.

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

8.

Стилистическая цельность создаваемого текста.

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений.

9.

Особенности написания сочинения с использованием

текста-повествования и текста-описания.

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

10.

Особенности написания сочинения с использованием

Текста-рассуждения.

Работа над ошибками.

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

11.

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2015-2016 учебный год.

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2015-2016 учебный год. Подбор материалов по направлениям.

12.

Классификация ошибок. Критерии оценок.

Классификация ошибок. Критерии оценок.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.

13.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.

14.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дом».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.

15.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Любовь».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.

16.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.

17.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Год литературы в России».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...

Элективный курс "Теория и практика написание сочинения ЕГЭ"

Цель курса: Поэтапное обучение структуре сочинения-рассуждения....

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...