Конспект урока в коррекционной школе VIII вида 4 класс по теме: А.Н.Плещеев "Весна"
план-конспект урока по литературе на тему

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Мне представляется, что современный урок должен прежде всего научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_4_klasse_po_teme.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект урока в 4 классе по теме: А.Н.Плещеев «Весна».

Тип урока: комбинированный

Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый, практический, проблемный.

Оборудование: учебник «Чтение» С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева 4 класс, презентация.

Дидактическая цель: создать условия для знакомства учащихся со стихотворением А.Н.Плещеева о весне.

Задачи:

Образовательные – формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт; учить применять полученные знания; совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, расширять словарный запас.

Коррекционно - развивающие: корригировать и развивать мыслительную деятельность, слуховое восприятие; творческое воображение; память, внимание и  речь учащихся;   

Воспитательные: воспитывать интерес к лирическим произведениям, читательскую самостоятельность, эстетический вкус, любовь к родной природе. 

                                                              Ход урока.                                                                                

Орг. момент. Приветствие гостей.

- Р., сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке.

- Давайте, поприветствуем их.

Эмоциональный настрой учащихся.

Релаксация под музыку Э.Грига                                                       

- Р., положите руки ладонями вверх перед собой. Представьте, что на ваших руках лежит маленький молодой, зелёный листочек. Чувствуете, он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас овивает теплый, ласковый, весенний ветерок. Он будит ваше воображение, придает бодрости, заряжает энергией.

- Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

Актуализация знаний. Введение в тему урока.

- Д., какое время года наступает после зимы?  (Весна)

- У природы есть закон: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время проходит. Через 4 дня по календарю вступает в свои права весна.

- Какой первый весенний месяц? (Март)

Март назван в честь бога войны Марса. А еще в народе, март называют – протальником. На горах по–прежнему лежит снег, да и мороз ударит не хуже, чем в декабре. И все – таки, если присмотреться повнимательней, на декабрьскую пору это совсем не похоже.

- Мудрая сова приготовила для вас вопросы. Готовы отвечать?     

 

- Назовите  явления природы, которые не относятся к весне.           

- Давайте попробуем выделить самые главные признаки (День увеличивается и становится теплее)                                                                                                                  

- Р., а какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, звон ручейков, журчание речки, шелест ветерка).

- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (Конечно, композитор)

- Сейчас прозвучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Март». Вслушайтесь в неё и скажите, что же удалось передать композитору  этой мелодией? (Красоту весеннего дня, порхающих птиц, заспанного медведя, пробуждения природы, первый весенний цветок, хорошее настроение).

- Как называется такое состояние природы? (Пробуждение)

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, тепло лучей смешивающихся со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Каждый человек по – своему видит и оценивает предметы и явления. Как же видят и чувствуют весну поэты?

 

Сообщение темы урока

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского поэта А.Н.Плещеева.  

Портрет А.Н.Плещеева                                                                                      

2. Краткие библиографические сведения о поэте.

Рассматривание портрета.

Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд?

 (добрый, внимательный )

Алексей Николаевич – поэт. Друзья вспоминали о нём как  о мягком, доброжелательном и вежливом человеке, всегда готовом прийти на помощь. А.Н. написал много произведений не только для детей, но и для взрослых.

 

  - Р., прочитайте стихотворение, назовите пропущенное слово и вы узнаете название произведения.  (Весна)                                      

3. -  Можем ли мы по названию догадаться (предположить), о чём или (о ком) расскажет поэт?

Изучение нового материала

4.   Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.

- Что описывает поэт?  (Приход весны) В названии заключается основная тема произведения.

5. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.  

«Гимнастика для глаз»

- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Толкование слова «лазурь» - ярко – голубой цвет,  «обновление» - появление чего-то нового.

«Повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок).  «Миновала»- прошла. «Заботы»- (беспокойство, хлопоты).

 Работа над выразительностью

- Какие картины весны наблюдает поэт? (Тает снег, бегут ручьи, чиста небесная лазурь, стало теплее солнце).

- С каким настроением говорит о них поэт? (С радостным).

- Где надо делать паузы при чтении стихотворения? (после знаков препинания).

,  - раз

. ; – раз, два

! ? … - раз, два, три,

- Давайте расставим паузы.

Какие знаки препинания указаны во второй строке? (Многоточие обозначает более длинную паузу по времени).

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

                                     Физминутка «Облака»            

  - Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну ждут с нетерпением.

- Весна волнует и сердца художников. Перед нами картина Исаака Левитана «Март»                                                                                              

- Что вы видите?

- Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на  картины? Прочитайте. (Уж тает снег; чиста небесная лазурь).

- Какая изображена весна на картине? Ранняя весна. Весна только вступает в свои права.

- Какое настроение хотел передать художник? (Хорошее, радостное настроение).

  Картина И. Левитана «Март» передает холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидания тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.

Вот с таким хорошим, радостным настроением мы продолжим работу над стихотворением «Весна»

 Выборочное чтение.

- Какие признаки весны увидел поэт?

«Уж тает снег, бегут ручьи,

  В окно повеяло весною…»

«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;»

 

- Какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение? (чувства радости, обновления).

«И сердце сильно так в груди…

- А кто больше всех рад весне? Как говорит автор?

«И резвых деток звонкий смех,

   Мини – тест      

Итог урока.  Я  узнал, научился, повторил, запомнил      

Любимое время года поэта – весна. Она предстаёт у него красавицей – «С цветами   полевыми, вплетёнными в косы. С улыбкой ясною, с глазами голубыми. В одежде, сотканной из солнечных лучей»   Слайд №12

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Урок математики. Коррекционная школа VIII вида. Тема: Умножение чисел. Составные примеры и задачи.

Пояснительная записка Полное описание разработки: Урок дан в 6 классе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, по федеральной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных уч...

Презентация на тему: "Формирование выразительного чтения на уроках в коррекционной школе VIII вида"

Чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различн...

Презентация к уроку письма и развития речи в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"

Данная презентация использовалась в качестве сопровождения урока письма и развития речи в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное". В ней отражен...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....