урок по литературе для 7 класса по теме: "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Токарева Анна Николаевна

Тип урока- изучение  нового материала. Урок изучается  в разделе"Произведения писателей 20 века".Тема урока актуальна в наше время. Усвоение материала проводится в форме фронтальной беседы, докладов ребят. Установлена межпредметная связь с историей, жизнью общества, искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

Задачи:    познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Е.И.Носова;

                        развивать монологическую и диалогическую речь;

                        воспитывать бережное отношение к природе; чувство сострадания,          протест    против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни;

                        формировать речеведческую, коммуникативную, учебно-познавательную компетенции.

Дидактические средства: портрет Е.И.Носова; музыка П.Чайковского «Похороны куклы», выставка книг, выставка кукол.

Тип урока: объяснение нового материала.

План урока.

I.Организация начала урока.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Урок  начнём словами Вадима Корнеева «Курск родной!»

Курск родной! Под вечер ветер нежно

Крон коснётся – и по листьям дрожь…

Ты и летом, и зимою снежной

Для меня пленительно хорош.

-Эти строки о нашей курской земле.

-Какие события происходили в городе во время ВОВ? (битва за Курскую дугу).

-Чем знаменит Курск?

-Известность Курской земле принёс Е.И.Носов, поэт, прозаик.

II. Изучение нового материала.

     -Е.И.Носов родился 15 января 1925 года в деревне Толмачёво под Курском. Носов окончил 8 классов школы, затем воевал, был ранен в 1945 г. под Кенигсбергом, награждён орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом.

     Первая его книга «На рыбачьей тропе», созданная в 1959г., посвящалась природе родного края. Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений. Эта книга есть на нашей выставке.

      -Также большое место в его произведениях занимает военная тема. Хотя в них практически нет фронта, военных действий, т.е. войны как таковой. Зато в полной мере показано её ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям.

     -Умер Е.И.Носов 12 июня 2002года. Похоронили его как почетного гражданина   Курска на Мемориале павших в годы ВОВ.

     -Вы уже и раньше знакомились с творчеством Е.Носова. Чем же вас привлекает к себе творчество писателя? (Прежде всего: умение рассказать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, живописно).

     -Сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир Е.Носова и поговорим о его рассказе «Кукла». Темой нашего урока станут слова «Если ты слеп, если душа твоя глуха…», а продолжим эту фразу в конце урока, когда познакомимся с произведением.

     -Итак, рассказ Носова называется «Кукла». У каждой девочки была своя любимая кукла. С каждой из них у вас связаны яркие воспоминания, море положительных эмоций. Посмотрите какие они красивые.

    -А какие куклы были в далёком прошлом, и как к ним относились  хозяйки,  расскажет нам Истранина Люда.

    -Кукла появилась задолго до письменности. Тряпичная кукла неплохо сохранилась, ей больше 2000 лет. Её хозяйка жила  Древнем  Римме за 300 лет до н.э. Столицей кукольного царства является Сергиев Посад. Яркая матрёшка стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки.

     -Давайте посмотрим почему Е.Носов назвал произведение «Кукла». Дома вы познакомились с ним.

     -О чём заставляет задуматься нас этот рассказ? (о жизни, что с нами происходит).

1. Люди перестали по-настоящему любить землю. (Безуглая Оля, Кулешова Оля).

2.Перестали быть умными, заботливыми хозяевами на ней. (Дорошенко Юля, Степанченко Антон).

3.Плохо помним историю, какого рода-племени, и как, следствие, духовно вырождается человек. ( Брайко Владимир, Погорелец Вика).

      -Подумаем с вами вместе, в чём сила рассказа? В чём его суть? (Ответить на этот вопрос - значит, попытаться ответить на многие вопросы, волнующие нас: что надо сделать, чтобы люди были добры друг к другу, чтобы наша жизнь стала радостнее. Ведь каждый делает свой выбор).

      -А теперь попробуем найти ответы на эти вопросы в рассказе «Кукла».

III. Аналитическая работа по тексту.

        -Обратимся к началу рассказа, где автор вдохновенно описывает картину природы. Найдите слова в тексте. («В не так далекое время..» до слов «… матерый хозяин-сом»).

        -Так начинается произведение. Почему автор начинает рассказ с этого описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчёркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

        -Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано? Найдите это место в описании пейзажа. («Часами здесь кружат…обломки вездесущего пенопласта…»).

        -Прошло несколько лет. Что произошло за это время? Какой автор увидел реку? Какое чувство он испытывает, вновь оказавшись в дорогих его сердцу местах? Прочитайте отрывки из текста. («Поехал и не узнал реки… Подхожу и не верю глазам…»).

         -О чём думаем мы, читая эти строки, невольно сравнивая вместе с автором прежнюю и нынешнюю реку. ( Об уродливом отношении человека к земле, воде, о гибели живой природы. Мы чувствуем вину перед природой за трагическое её состояние).

         -На фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним? («Мы с Акимычем, оказывается, воевали… Ранило Акимыча бескровно…).

         -Это вы сказали о судьбе Акимыча. А о нем как о человеке, что ьвы можете сказать? Какой человек предстает перед нами? (Беспокойный, неравнодушный. Старый рыбак, он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую природу).

       -Подтвердите эти слова текстом. («Глядя на заросшую реку…»).

       -Устами Акимыча Носов убеждает нас, читателей, в том, что люди утратили в себе что-то очень важное, забыли о своём долге перед природой, рвут связи с ней. С грустью описывает автор новую встречу с Акимычем. «Акимыч, бледный, с мучительно…. Видно, его что-то вывело…»).

       -Используя метод контраста, автор вдруг прерывает грустные размышления об Акимыче описанием природы. Прочитайте этот отрывок. («Мы пошли мимо школьной ограды…»)

      -Кроме описания природы, какие ещё детали в тексте подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины? («Хлёсткие шлепки по волейбольному мячу, иногда…»).

       -Кажется, ничто не предвещает беды. Что же происходит с Акимычем? Почему он не замечает этой красоты вокруг? («Шёл молча и споро…», «сдавленно обронил»).

       -Что его так взволновало? Куда идёт Акимыч? Прочитайте описание куклы. Какое чувство вызвал у вас этот эпизод? (жалость)

        -И все-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо. Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь…»).

        -Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Именно об этом стих-е В.Тушновой «Кукла». Читает Черник Дмитрий.

        -Кукла напоминала Акимычу пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого, что ещё глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на вопрос.(«А люди идут мимо… И заговорит он теперь не скоро»).

        -Этот рассказ сначала назывался «Акимыч», а потом «Кукла».

        -Почему автор решил изменить название рассказа? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьёзному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

        -Почему же люди остались безучастными к случившемуся? Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его («Многие притерпелись к худу… А от них…»).

        -Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу. Найдите в тексте эпизод («Он сутуло, согбенно…»).

         -А теперь послушайте пьесу Чайковского «Похороны куклы». Она поможет нам понять чувства Акимыча.

        -Какое настроение возникает,  когда мы слушаем эту музыку? (грустное, печальное).

        -Какие чувства мы испытываем? (Чувство жалости, тревоги).

       -Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

       -Рассказ заканчивается короткой фразой Акимыча: «Всего не закопать…»

       -Как вы понимаете эти слова? (случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться. Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки).

       -У вас на партах листы, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите самый страшный порок, на ваш взгляд, который вызывает проявление из всех других  (злость, зависть, легкомыслие, трусость, равнодушие, жадность, предательство, лицемерие).

       -Теперь посмотрите ещё раз на перечисленные качества – какое самое страшное (равнодушие).

       -К чему может привести равнодушие? (проявление зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).

       -Какие страшные слова произносит Акимыч? («Многие притерпелись друг к другу… А от них дети…»).

       -Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать? (равнодушия, зла,  жестокости. Протест писателя против равнодушия и безразличного отношения ко всему, что окружает).

        -В тексте мы читаем: «Кукла валялась под школьным забором…» Почему люди остались  безучастными к преступлению и никто не обратил на неё внимание (Такое время. Стало очень много равнодушных людей, главное – свои заботы, не хотят видеть боль других, ссылаются на сложную жизнь).

       -Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и всё прошло безнаказанно, а завтра… (Не помогут больному, старому, пройдут мимо человека, которому стало плохо на улице).

        -А может, зло не стоит закапывать, а, наоборот, вытащить его на свет, осудить его. Нечто закопанное может опять прорасти и дать свои всходы, а если мы будем осуждать его, учиться противостоять ему, сострадать чужому горю, то оно не будет множиться.

IV. Итог урока.

         -У всех у вас возникли самые разные мысли  и чувства по поводу рассказа и поднятых в нём проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха…», какой же ты человек? (ответы уч-ся).

        -Я уверенна в том, что все вы усвоили главный урок Е.Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

       -Наш урок закончим словами польского писателя Бруно Ясенского: « Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем  случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

V. Выставление оценок

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Открытый урок по литературе в 9 классе «Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя» по повести Л.Н.Толстого «Юность»

Данный урок входит в раздел "Внеклассное чтение", что соответствует программе по литературе. К уроку прилагается презентация....

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....