Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Мирзоева Лариса Николаевна

1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_hudozhestvennye_otkrytiya_liriki_a.s._pushkina.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. Тема: Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

Жизнь и основные этапы творческого пути А.С. Пушкина.

Творческий путь Пушкина условно делится на несколько периодов, которые можно отразить в хронологической таблице, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого этапа.

Выступления учащихся – «Детство» (с. 89 – 90)

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей. Родители мало занимались воспитанием, приглашали гувернеров, растивших детей на французский манер. Важным для развития поэта стало общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, преподавшими ему первые уроки русской речи и русской культуры.

Выступления учащихся – «Лицей» (с. 90 – 96)

В лицее Пушкин-поэт формировался под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В ранней лирике проявляются патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»); начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»)

Петербургский период отмечен тяготением к декабристским настроениям. Поэт дружит с будущими декабристами. Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторскую поэму «Руслан и Людмила».

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике южного периода. Появляются поэмы, герои которых — сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. Поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы и начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов.

В Михайловской лирике появляются такие шедевры, как «Сожженное письмо», «К***», «Вакхическая песня», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», исполненные философского осмысления жизни. Создается трагедия «Борис Годунов». В пьесе в исключительных обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей.

После поражения декабристского восстания Пушкин остается верным идеалам декабристов («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Создаются непревзойденные лирические стихи «Зимнее утро», «Я вас любил...», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», где выражены глубокие симпатии к окружающему миру, природе, соединенные со светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы наполняются философским содержанием.

30-е годы — вершина творчества Пушкина. Его волнуют вечные проблемы бытия, завершен «Евгений Онегин», тема поэтического творчества приобретает философский характер. Но уже в Болдинскую осень в стихах сквозит подавленное душевное состояние («Бесы»), которое поэт пытается преодолеть («Элегия»). Появляется реалистическая проза, которой еще не было в русской литературе. В «Повестях Белкина» читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать.

Новаторскими становятся и «Маленькие трагедии», где изображена цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку.

После Болдинской осени Пушкин создает повесть «Пиковая дама», работает над романами «Дубровский» и «Капитанская дочка». В петербургской повести «Медный всадник» он пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека.

В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение «Вновь я посетил...». О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном незадолго до смерти.

Детство

1799 - 1811

Лицей

1811 - 1817

«Воспоминания в Царском Селе»

«Лицинию»

«Городок»

«Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»

патриотические настроения

протест против крепостничества

вольнолюбивые и сатирические мотивы

тема смерти

Петербургский период

1817 - 1820

«Вольность»,

«Деревня», «К Чаадаеву»

Поэма «Руслан и Людмила»

Южная ссылка

1820 - 1824

« Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный»

Михайловская ссылка

1824 - 1826

«Сожжённое письмо», «К***», «Вакхическая песня», «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Трагедия «Борис Годунов»

философское осмысление жизни

После ссылки

1826 - 1830

«В Сибирь», «Арион», «Анчар»

«Зимнее утро», «Я вас любил», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

верен идеалам декабристов

глубокие симпатии к окружающему миру, природе, с печалью любовного чувства

30- е годы

1830

завершён «Евгений Онегин»

«Бесы»

«Повести Белкина»

«Маленькие трагедии»

«Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Медный всадник»

подавленное душевное состояние

реалистическая проза

предлагает пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы

Последние годы жизни

1830 - 1837

«Вновь я посетил»

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

думает о себе, своём времени

размышляет о своём поэтическом творчестве

Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.

После гибели поэта оценки его творчества и вклада в русскую культуру неоднократно звучали в пушкиноведении. Одной из таких оценок явилась «Речь о Пушкине» Ф. М. Достоевского, произнесенная 8 июня 1880 г. в связи с открытием памятника поэту в Москве.

На протяжении нескольких десятилетий Пушкин жил в творческом сознании Достоевского. Его размышления о поэте выразились в статье «Пушкин» (1880). Первоначально это была речь, произнесенная на открытии памятника Пушкину.

Чтение статьи учебника (с. 191 – 193)

Главная мысль речи — в абсолютном, непреходящем значении Пушкина для мировой культуры. Для статьи характерна как ораторская публицистичность, так и глубокие литературно-критические оценки. В речи заметно влияние традиций русской литературной критики: отголоски высказываний Гоголя, Белинского, Дружинина о Пушкине. В начале статьи Достоевский использовал известные слова Гоголя, что Пушкин «чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Но Достоевский прибавляет к ним слово «пророческое», ставшее ключевым в речи. Писатель этим указывает, что творчество Пушкина, отличающееся национальным своеобразием и самобытностью, не только стало явлением истории русской литературы, но и имеет непреходящее значение, так как связано с жизнью современного человека.

Историко-литературное значение речи Достоевского выразилось в том, что писатель смог доказать России величайшее мировое значение Пушкина и сумел сделать это силой словесного искусства. Речь о Пушкине поставила перед мыслящей Россией вопросы, которые всегда волновали русскую интеллигенцию. В речи о Пушкине проявились черты многолетних размышлений Достоевского, которые отразились и в его творчестве, а также важные черты личности писателя: обостренное восприятие русской истории и русского человека. Речь была воспринята слушателями с восторгом и энтузиазмом, что объяснялось реальной общественной ситуацией. Таким образом, Достоевский показал исключительность личности Пушкина, возвысив ее над обыденной жизнью, оценив его как гения поэзии, великого мыслителя, творческую личность.

Итог урока. Жизнь и основные этапы творческого пути Пушкина подтверждают непреходящее значение поэта для мировой культуры. Оно выражается в слиянии в ней гражданских, философских и личных мотивов. Достоевский подчеркнул в Пушкине силу духа, человеческое достоинство и независимость, показал его вклад в русскую культуру в контексте современной писателю жизни, что сделало образ Пушкина нравственным идеалом не только для эпохи Достоевского, но и для русского человека XX и XXI вв.

Домашнее задание:

1. Читать с. 107 – 109, 114 – 115

2. Чтение стихотворений: «Погасло дневное светило…» (с.109), «Подражание Корану» (IX «И путник усталый на Бога роптал») (с. 120 – 121), «Демон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...

Литература 10 класс. Презентация "Философская лирика А.С.Пушкина."

Презентация является хорошим дополнением к теме "Философская лирика А.С.Пушкина." В ней рассматривается развитие темы на протяжении всего творчества поэта (изменение его взглядов и философских размышл...

Урок - игра "Что? Где? Когда?"по лирике А.С.Пушкина

Урок - игра по литературе для 9 класса...

Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...

Открытый урок в 3 классе художественного отделения по предмету: «Станковая композиция»

Урок по изо "Вид из окна батискафа"  расчитан на учащихся 3 класса детской школы искусств или для учащихся возраста от 8 до 12 лет. Урок направлен на  повторение правил композиции, на развит...

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).

Цели урока:  познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе;  обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...