рабочие программы
рабочая программа по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кудряшова Елена Владимировна

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabch_programmy_2013_-2014.rar658.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/ Кудряшова Е.В./

Протокол № ____

от _________20___ г.

« Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/ Лошицер Т.И./

 

от _________20___ г.

«Утверждаю»

Директор гимназии:

______/ Воробьёва И.Н./

Приказ №

от _________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Для учащихся : 10  класса

Учитель: Кудряшова Е.В.

Учебный год: 2014-2015

Количество часов: 105 часов

Турунтаево

2014 г.

I  Пояснительная записка  

     Данная программа адресована учащимся 10 класса Турунтаевской районной гимназии, рассчитана на 2014-2015 учебный год.

   Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандартабазового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 10-11 кл. (В.В. Бабайцева  - М.: Дрофа , 2012).

     На обучение русского языка ( профильный уровень)  в 10 классе базисным учебным планом МОУ « Турунтаевская районная гимназия» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится 105 часов(3 часа в неделю).

    Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

       Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.        Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

    Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может  быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.

     Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено  на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление  знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,  классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий  к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

 На основании требований (вышеизложенных) Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования для учащихся 10 «А» класса предполагается  реализовать следующие  задачи обучения:

  • углубление  знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  •  совершенствование способности к  анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
  • совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,  основными способами информационной переработки текста;
  • освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

       Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса русского языка. 
      Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности.
Формирование целостных представлений о русском языке как  многофункциональной знаковой системе и общественном явлении будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков, использование технологий проблемного обучения и тестовых форм контроля.  При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
  Обучающиеся  должны приобрести
умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении).

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

      Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.

 - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

-    комплексный анализ текста;

-    сочинения различных типов речи

-    изложение с элементами сочинения;

-    тест;

-    устное высказывание на лингвистическую тему.

Гимназический компонент

      Освоение гимназической образовательной программы требует использования современных педагогических технологий, таких как  модульноблочные, проблемные , технология  опорных схем , содействующих обретению учащимися субъективной позиции в отношении своего собственного образования. Они базируются на идеях Успеха, Достижений, Сотрудничества, Творческой самореализации.

Разнообразие используемых педагогических технологий повышает мотивацию учащихся, делает процесс освоения знаний личностно-значимым и успешным.

             В области технологий обучения учитель работает над освоением эффективных развивающих педагогических технологий, воплощающих системно - деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению для обеспечения наивысших результатов обучения и развития каждого ученика.

      На уроках в качестве гимназического компонента используются разнообразные формы  обучения : поисковый,  проблемно – поисковый , стимулирования ,  исследовательский

Национально-региональный компонент представлен произведениями писателей и поэтов Прибайкальского района : Е Батюк ,  Г .Затеева  А. Козина , А. Леликова

II   Учебно- тематический план по русскому языку 10  класса

Раздел

Тема раздела

Кол-во часов

Из них

Изученнового

закрепление

Развитие речи

контроль

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Вводный урок. Русский язык – один из богатейших языков мира.

1

1

2

Повторение изученного материала.

Комплексный анализ текста.

9

1

Фонетика

1

Морфемика. Словообразование.

1

Морфология.

1  

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

1

Синтаксис. Сложное предложение.

2

Контрольный диктант с грамматическими заданиями и его анализ

2

3

Общие сведения о языке

 Функции языка.

15

1

Р.Р.Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств.

2

Язык. Речь. Слово.

1

Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность.

1  

Повторение орфографии.  Правописание безударных гласных в корне.

1

Повторение орфографии.  Правописание чередующихся  гласных в корне.

1

Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

1

 Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

1

Русский язык среди других языков мира.

Р.Р. Сочинение – рассуждение о русском языке.

1

Русистика на современном этапе

1

Повторение орфографии.  Правописание   согласных в корне слова.

1

Контрольный диктант с грамматическими заданиями и его анализ

2

Повторение орфографии.  Правописание   согласных в корне слова

1

4

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Состав современного русского языка.

2

1

Урок-дискуссия на тему: «С какого времени литературный язык можно считать современным?»

1

5

Текст

Понятие о тексте.

12

1

Способы выражения темы. Заглавие.

1

Способы выражения темы. Начало и конец текста.

1

Способы выражения темы. Начало и конец.

Р.Р. Изложение.

1

Повторение орфографии.  Правописание приставок.

2

Способы выражения темы. Ключевые слова.

1

Синтаксис текста. Предложение в составе текста.

1

Количество и характер предложений в тексте.

 Р.Р. Мини-эссе.

1

Способы связи предложений в тексте.

1

Средства связи частей текста.

1

Р.Р. Сжатое изложение (задание 83).

1

6

Типы речи

Типы речи. Повествование.

10

1

Типы речи. Повествование.

Р.Р. Сочинение-повествование.

1

Повторение орфографии.  Правописание приставок.

1

Типы речи. Описание.

1

Типы речи. Описание.

Р.Р. Сочинение-описание.

1

Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь.

1

Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант.

1

Типы речи. Рассуждение.

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

1

Особенности текстов – рассуждений  в художественной речи.

2

7

Устная и письменная форма речи

Устная и письменная формы речи.

2

8

Русский литературный язык и его нормы.

Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы.

15

1

Орфоэпические нормы.

1

Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных.

1

Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

1

Лексические нормы.

2

Р.Р.Изложение с творческим заданием( НРК Е Батюк  

« Ильин день»

1

Морфологические нормы

2

Повторение орфографии. Правописание Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий.

1

Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий.

1

 Синтаксические нормы.

1

 Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка.

1

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

1

Анализ контрольной работы

1

9

Стили русского литературного языка.

Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль.

16

1

Научный стиль.

2

Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных.

1

Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов.

1

Деловой стиль. Жанры деловой речи.

Р.Р. Резюме.

1

Публицистический стиль.

1

Публицистический стиль.

Р.Р. Репортаж как речевой жанр.

1

Художественный стиль.

2

Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих.

2

 Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием (НРК  )

2

Урок – зачёт по теме «Стили русского литературного языка»

2

10

Синонимика русского языка

Синонимика русского языка. Лексические синонимы.

8

1

Лексические синонимы.

1

Повторение орфографии. Слитное, дефисное или раздельное написание слов.

2

Морфемные синонимы.

1

Морфологические синонимы.

1

Синтаксические синонимы

1

Повторение орфографии. Слитное, дефисное или раздельное написание слов.

1

11

Культура речи.

Культура речи.

4

1

Культура речи. Речевой этикет.

НРК

1

Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

1

Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

1

12

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

10

2

 А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка.

1

Обобщающий урок по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».

1

Повторение орфографии. Правописание омонимичных форм.

2

Контрольный диктант с грамматическими заданиями (по произведению писателя –прибайкальца )

1

Анализ контрольного диктанта (теста)

1

Резервный урок.

3

III содержание тем учебного курса

Вспомним изученное (10ч)

Фонетика. Звук как единица языка. Морфемика и словообразование. Состав слова, его современная структура. Морфология. Морфология как учение о частях речи. Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Комплексный анализ текста.

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (15ч)

      Функции языка. Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка. Язык и речь. Язык, речь  и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.  

     Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в российской Федерации.

      Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.

Русский язык – один из богатейших языков мира (79ч)

   Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

   Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная  и параллельная связи частей текста.

   Типы речи: повествование, рассуждение и описание. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление.

   Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

     Устная и письменная формы речи. Их специфика.

     Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. Культура речи. Содержательность речи,  соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

      Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка. Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.

IV Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Учебно и учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

 

1. Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2012.

2.  Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2011.

3.  Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2013.

4.   Гольцова   Н. Г.   Русский  язык.   10-11   классы:  Учебное  пособие / Н. Г. Гольцова. И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2013

5.  Дейкина А. Д. Русский язык.  Раздаточный материал.  10 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2013

6. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2012.

7.Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2012.

8.  Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2012.

9.  Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение', 2011

Литература для учителя.

 1.Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2012.

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2012.

3 ЕГЭ-2014. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2013

4. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2012.

5 .Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2013

6. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2013.

7. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2013

Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10  класс.  

(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).  

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).

Календарно-тематическое планирование к программе по русскому языку УМК В.В.Бабайцевой  10  класс

Тема  урока

Кол-во ч

Планируемое

Фактическое

Примечание

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

2

Повторение изученного материала. 10часов

Комплексный анализ текста.

1

Фонетика

1

Морфемика. Словообразование.

1

Морфология.

1

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

1

Синтаксис. Сложное предложение.

2

Контрольный диктант с грамматическими заданиями и его анализ

2

3

Общие сведения о языке 15ч

 Функции языка.

1

Р.Р.Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств.

2

Язык. Речь. Слово.

1

Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность.

1

Повторение орфографии.  Правописание безударных гласных в корне.

1

Повторение орфографии.  Правописание чередующихся  гласных в корне.

1

Русский язык – государственный язык Российской Федерации.

1

 Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

1

Русский язык среди других языков мира.

Р.Р. Сочинение – рассуждение о русском языке.

1

Русистика на современном этапе

1

1

Контрольный диктант с грамматическими заданиями и его анализ

2

Повторение орфографии.  Правописание   согласных в корне слова.

1

4

Русский язык – один из богатейших языков мира. 2ч

Состав современного русского языка.

1

Урок-дискуссия на тему: «С какого времени литературный язык можно считать современным?»

1

5

Текст 12часов

Понятие о тексте.

1

Способы выражения темы. Заглавие.

1

Способы выражения темы. Начало и конец текста.

1

Способы выражения темы. Начало и конец.

Р.Р. Изложение.

1

Повторение орфографии.  Правописание приставок.

2

Способы выражения темы. Ключевые слова.

1

Синтаксис текста. Предложение в составе текста.

1

Количество и характер предложений в тексте.

 Р.Р. Мини-эссе.

1

Способы связи предложений в тексте.

1

Средства связи частей текста.

1

Р.Р. Сжатое изложение (задание 83).

1

6

Типы речи10 часов

Типы речи. Повествование.

1

Типы речи. Повествование.

Р.Р. Сочинение-повествование.

1

Повторение орфографии.  Правописание приставок.

1

Типы речи. Описание.

1

Типы речи. Описание.

Р.Р. Сочинение-описание.

1

Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь.

1

Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант.

1

Типы речи. Рассуждение.

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

1

Особенности текстов – рассуждений  в художественной речи.

2

7

Устная и письменная форма речи 2 часа

Устная и письменная формы речи.

2

8

Русский литературный язык и его нормы.15 часов

Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы.

1

Орфоэпические нормы.

1

Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных.

1

Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

1

Лексические нормы.

2

Р.Р.Изложение с творческим заданием.(НРК Е Батюк  

« Ильин день»)

1

Морфологические нормы

2

Повторение орфографии. Правописание Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий.

1

Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий.

1

 Синтаксические нормы.

1

 Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка.

1

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка»

1

Анализ контрольной работы

1

9

Стили русского литературного языка.16 часов

Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль.

1

Научный стиль.

2

Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных.

1

П1овторение орфографии. Правописание окончаний глаголов.

1

Деловой стиль. Жанры деловой речи.

Р.Р. Резюме.

1

Публицистический стиль.

1

Публицистический стиль.

Р.Р. Репортаж как речевой жанр.

1

Художественный стиль.

2

Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих.

2

 Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием (НРК )

2

Урок – зачёт по теме «Стили русского литературного языка»

2

10

Синонимика русского языка 8 часов

Синонимика русского языка. Лексические синонимы.

1

Лексические синонимы.

1

Повторение орфографии. Слитное, дефисное или раздельное написание слов.

2

Морфемные синонимы.

1

Морфологические синонимы.

1

Синтаксические синонимы

1

Повторение орфографии. Слитное, дефисное или раздельное написание слов.

1

11

Культура речи.4 часа

Культура речи.

1

Культура речи. Речевой этикет.

НРК.

1

Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

1

Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

1

12

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

10 часов

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

2

 А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка.

1

Обобщающий урок по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира».

1

Повторение орфографии. Правописание омонимичных форм.

2

Контрольный диктант с грамматическими задания по произведению писателя –прибайкальца

1

Анализ контрольного диктанта (теста)

1

Резервный урок.

2

Стартовый контрольный диктант

с грамматическими заданиями.

 И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита — все разбрелись по своим углам; у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только водились воры в этом краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами со своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель, как подстреленный.

(275 слов)                                              

     (И. Гончаров)

Дополнительные задания:

1. Произведите синтаксический разбор:

вариант 1 — 2-го предложения 2-го абзаца; вариант 2 — 2-го предложения 5-го абзаца.

2. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 — роются; вариант 2 — несется.

3. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 — удивлением; вариант 2 — прикрыв.

 

Тексты для комплексного анализа

1. Повторите правописание приставок, написание безударных гласных в корне слова, в окончаниях глаголов, правописание гласных после                                             шипящих в корне и в окончаниях существительных, слитное и раздельное написание наречий, НН-Н в прилагательных и причастиях, не с глаголами.

Д...РЕВНЯ

П…следний день3 июня мес...ца; на тысячу вёрст кругом Россия - р...дной край.

Ровной с...невой3 залито всё небо; одно лишь облачко на нём - не то плывёт не то та...т. Бе...ветрие, т...плынь... воздух   молоко п...рное!

Жаворонки звенят; воркуют з...бастые голуби; молча реют2 ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки (не) лают и стоят смирно п...виливая хвостами.        

 И дымком (то) пахн...т и тр...вой  и дёгтем маленько  и маленько кож...и. Конопля...ики2 уже вошли в силу и пускают свой т...ж...лый но пр...ятный2 дух4. Глубокий  но пологий овраг. По бокам в (не) сколько рядов г...ловастые (к) низу и...щепле...ые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие кам...шки словно дро...ат скво..ь светлую ря..ь. (В) дали на конце-крае земли и неба  с...неватая черта большой реки.

(В) доль оврага   по одной ст...р...не опрятные амбарчики  кл...тушки с плотно закрытыми дверями; по другой ст...р...не пять (шесть) сосновых изб с т...совыми крышами. Над каждой крыш...и высокий шест скв...ре...ницы1; над каждым крылеч...ком выр...зной железный  крут...гривый к...нёк. (Не) ровные стёкла окон отл...вают  цв.. .тами радуги.

Кувшины с букетами намалёва...ы на ставнях. Перед каждой избой чи...о ст...ит и...правная лавочка; на з...вал...нках2  кошки св...рнулись клубочком  н...стор...жив прозрачные ушки; за высокими порогами пр...хладно т...мнеютсени.

Я л...жу у самого края оврага на разос...ла...ой попоне; кругом целые вороха только что скоше...ого1  до истомы душистого сена. Д...гадливые хозяева  разбросали сено перед избами: пусть ещё (не) много посохн...т на пр…пеке  а там и в сарай! То (то) буд…т спать на нём славно!  

                                                                                                           (224 слова)

                                                                              (И.С. Тургенев "Деревня")

2. Повторите правописание приставок пре-,при-, чередование гласных в корнях -тер- -тир-, -равн- - -ровн-, слитное и раздельное написание частицы не со всеми частями речи. Повторите правила пунктуации: знаки препинания при однородных членах, в сложноподчинённом предложении и правила обособления причастного оборота.

НА ЯРМАРКУ

          Одиноко3 в стороне т...щился3 на истомле...ых волах воз навале...ный мешками пенькою полотном и разною домашнею поклажею3 за которым брёл в чистой полотая...ой рубашке и запачка...ных полотая...ых шароварах его хозяин. Ленивою рукой обт...рал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с дли...ых усов напудре...ых тем (не) умолимым парикмахером который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит (не) сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла пр...вяза...ая к возу кобыла смире...ый2 вид которой обличал пр...ююн...ые2 лета её.

          Много встречных и особливо молодых парубков брались за шапку пор...внявшись2 с нашим мужиком. Однако ж (не) седые усы и (не) важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза (не) много вверх, чтоб увидеть

причину такой почтительности на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком с чёрными бровями ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами с беспечно улыбавшимися розовыми губками с повяза...ыми на голове красными и синими лентами которые вместе с дли...ыми косами и пучком полевых цветов богатою короною покоились на её очаровательной головке.

Всё казалось занимало её; всё было ей чудно  ново... и хорошенькие глазки бе...пр...ста...о бегали с одного предмета на другой. Как (не) рассеят...ся! В первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый3 раз на ярмарке!.. Но н... один3 из прохожих и проезжих (не) знал чего ей стоило упр...сить отца взять с собою который и душою рад бы был это сделать прежде если бы (не) злая мачеха выучившаяся держать его3 в руках так (же) ловко как он вожжи своей старой кобылы тащившейся за долгое служение теперь на продажу.

                                                             (257 слов)

                                                     (Н.В. Гоголь)

3.Повторите правописание приставок на З, С; приставки пре-, при-, ъ после приставок, чередование гласных в корнях -раст- - -рос-; -мир--мер-, Н - НН в прилагательных и причастиях,  -ться, -тся в глаголах..Повторите правила пунктуации: знаки препинания при деепричастных оборотах, при других обособленных членах, при однородных членах, вводных словах и предложениях, в сложных предложениях.

ВОРОБЕЙ

         Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака б...жала (в) переди меня.

         Вдруг она уменьшила свои ш…ги и начала краст...ся как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн...зда ветер сильно к…чал б...рёзы аллеи и сидел (не) подвижно бе...помощно ра...топырив едва прор…тавшие крылышки.                                                                                                  

Моя с…бака медяе...о пр…бл...жалась к нему как вдруг сорвавшись с близкого дер...ва старый черногрудый Воробец камнем упал перед самой её мордой  и весь вз...ероше...ый искажё...ый с отчая...ым и жалким писком прыгнул раза два в напр...влении зубастой ра..крытой пасти.

       Он ринулся сп...сать он засл...нил собою своё детище... но все его маленькое тело тр...п...тало от ужаса голосок одичал и охрип он зам...рал он жертв...вал собою!

       Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он (не) мог ус...деть на своей высокой безопасной ветке... Сила сильнее его воли сбросила его оттуда.

       Мой Трезор ост...новился п…пятился... Видно и он пр...знал эту силу.

       Я посл...шил отозвать смущё...ого пса   и уд…лился бл...гоговея.

       Да  (не) смейтесь. Я бл...гоговел перед той маленькой героической птицей перед любовным её порывом.

       Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держит...ся и движ...т...ся жизнь.

                                                                            (197 слов)

                                                                                          (И.С. Тургенев "Воробей")

Материалы к уроку зачёту по теме:

 «Стили русского литературного языка».

Часть 1.

Устный опрос по вопросам.

 ■    Понятие о стиле. Стилистика. Стилистические средства. Классификация стилей.

■   Синтаксические особенности разговорного и книжных стилей.

■    Деловой стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■    Публицистический стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■    Научный стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■    Художественный стиль: лексические средства выразительности.

■    Художественный стиль: синтаксические средства выразительности.

■    Синтаксические   особенности   научного   и   делового стилей.

■    Публицистический стиль: лексические особенности.

■    Публицистический стиль: морфемные и морфологические особенности.

■    Публицистический стиль: синтаксические особенности.                           *

■   Разговорный стиль: языковые особенности.

■    Научный стиль: языковые особенности.

■   История публицистического стиля.

Часть 2.

Анализ текста

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Захарова, Росси, Кваренги, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии — стоял близко от уровня фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов — и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе — родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение,

знание.

(Д. Лихачев)

Анализируя текст, учащиеся должны определить тему текста и способы ее выражения (заглавие, начало и конец текста, ключевые слова), указать синтаксические особенности текста, определить тип речи, обосновать свое мнение. Основная часть анализа посвящается определению стиля текста, его стилистических средств.

Приведем фрагмент примерного анализа текста Д. С. Лихачева.

Данный текст относится к публицистическому стилю, так как в тексте присутствуют черты, характерные для этого стиля:

1) главная функция текста — воздействие на читателя, и информирование его;

2) широкое использование лексики, обозначающей понятия культуры, морали, этики (историческое культурное  наследие, жизненный опыт,  обнажили головы, воздвигнуты, поругание народной святыни, патриотизм и др.);

3) использование средств эмоционального воздействия с целью убеждения: эпитетов (грустные, горестные картины, благодарные потомки, невиданное поругание); лексических повторов (Путевой дворец Растрелли  первое  большое  здание   —  дворец); градации (любовь к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; дом, земля, родное слово);

4) использование существительных в родительном падеже в роли несогласованного  определения (поругание народной  святыни,   преступление  против  признательности, «запас» памятников культуры и др.);

5) употребление прилагательных в форме превосходной степени (важнейшие);

6) использование безличных предложений (И   ничего нет на этом месте);

7) для синтаксиса текста характерно использование однородных членов (любовь  к родному  краю,  к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается   с   малого   —   с   любви   к   своей   семье, к своему жилищу, своей школе), причастных оборотов (...монастыря, построенного на месте гибели другого героя).                             I

Тексты для анализа:

Текст 1

Один из самых замечательных русских языковедов XX в. академик В. В. Виноградов (1895—1969) был ученым, продолжавшим и развивавшим традиции той русской филологической школы, последователи которой, обладая глубокой гуманитарной эрудицией, в своих исследованиях не проводили резкой грани между проблематикой, лежащей в сферах языкознания и литературоведения, стилистики и текстологии, теоретической лингвистики и практического применения ее результатов. Перу В. В. Виноградова принадлежит более 300 работ, посвященных самым разным вопросам русской филологии: это фундаментальные исследования по истории русского языка, по его грамматике, лексике, труды о языке и стиле писателей-классиков, текстологии, лексикографические и историографические работы. Во всех этих областях ученым было сказано новое слово; им создана школа учеников, которые продолжали и продолжают развивать его идеи.

В. В. Виноградов многие годы работал над монографией, посвященной истории слов и устойчивых выражений, задуманной им как исследование путей развития русской лексики и фразеологии в ее неразрывной связи с историей общественной мысли и культуры русского народа. Начиная с 20-х гг., в течение нескольких десятилетий он любовно и тщательно собирал материалы, касающиеся истории слов и выражений, принадлежащих литературному языку, русским народным говорам, народной разговорной речи, истории славянизмов, древних и новых заимствований, индивидуальных новообразований, профессионализмов, жаргонизмов. Был собран огромный и неоценимый материал, сосредоточенный по таким источникам, которые уже тогда были редки и малодоступны. Те свои разыскания, которые В. В. Виноградов считал относительно законченными, он публиковал в виде статей и заметок в русских и зарубежных журналах и сборниках, многие из этих изданий сейчас стали малодоступны или вообще недоступны для читателей, некоторые просто утрачены. Однако в таком виде была опубликована только часть большой работы: многое осталось в рукописях, в незаконченных этюдах и набросках, просто в виде снабженных заметками выписок из художественных произведений, словарей, из работ других авторов — историков, этнографов, фольклористов, литературоведов; сами эти наброски и выборки, замечания к ним представляют большой научный и познавательный интерес.

(Н. Шведова)

Текст 2

Строй языка определяется взаимодействием его грамматики и лексики. И в той и в другой выступают, как органический элемент языковой структуры, ее фонетические свойства и фонологические качества. Между грамматикой и лексикой тесная связь и соотношение. Так же, как принято говорить о грамматическом строе языка, следует говорить о его лексическом строе. Однако лексикология еще не может представить таких глубоких и разносторонних обобщений и выводов из своих исследований, как наука о грамматическом строе разных языковых систем и типов. Это несоответствие отчасти объясняется тем, что история лексического строя многих языков почти вовсе не изучена. Так, можно решительно утверждать, что историческая лексикология русского языка вообще, а литературного в частности;* еще только в зародыше. Вместе с тем для построения исторической лексикологии любого языка, в том числе и русского, необходимо установить более точные и определенные методы исторического исследования лексической системы и слова как элемента этой системы. Попытки систематизировать и свести основные семантические процессы в истории словаря к некоторым общим категориям и закономерностям до сих пор не увенчались успехом. Поэтому в современной западноевропейской лингвистике иногда раздаются скептические уверения, что при настоящем состоянии науки о языке стрЬго научная классификация семантических изменений слова даже невозможна. Между тем мышление находит свое выражение и отражение в словаре так же, как и во всем строе языка. Знание идеологии социальной среды на той или иной ступени общественного развития само по себе еще не ведет прямым путем к пониманию семантической системы языка этой среды. Идеология и язык не являются зеркальными отражениями друг друга. Известно, что в языке, наряду с отражением живых идей современности, громадную роль играют унаследованные от прошлого — иногда очень далекого — технические средства выражения. К тому же о мировоззрении давних или древних эпох обычно у историков культуры складывается или односторонне искаженное, или чересчур абстрактное представление. Мир значений, запечатленный в формах языка, имеет в разных системах свои законы свярей, свои принципы построения. Наконец, для изучения истории даже отдельных слов необходимо воспроизвести полностью контексты употребления этих слов в разные периоды истории языка, а также разные виды их связей и соотношений с другими лексическими рядами. А это — цель почти неосуществимая.

(В. Виноградов)

Текст 3

Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Романтическая эпоха отвела женщине важнейшее место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав. Женщина, ребенок, человек из народа — таковы были типичные герои, за равенство и права которых боролся просветитель. «Подопечных» надо было воспитать, защитить и обучить, а воспитателем и защитником был мужчина, — конечно, такой, который уже воспринял идеи «века просвещения». Пушкин любил повторять слова французского историка и философа Гальяни о женщине: «Животное, по природе своей слабое и болезненное».

Эпоха, начатая в России Карамзиным, отвела женщине совершенно новую роль. Поэзия Жуковского утвердила представление о женщине как о поэтическом идеале, предмете поклонения. Вместе с романтическим вкусом к рыцарской эпохе возникает поэтизация женщины. Просветитель утверждал равенство женщины и мужчины. Он видел в женщине человека и стремился уравнять ее в правах с отцом и мужем. Романтизм возрождал идею неравенства полов, которое строилось по моделям рыцарской средневековой литературы. Женщине, возвышенной до идеала, отводилась область высоких и тонких чувств. Мужчина же должен был быть ее защитником-служителем. Конечно, романтический идеал с трудом прививался к русской реальности. Как правило, он охватывал мир дворянской девушки — читательницы романов, погруженной душой в условные литературные переживания и черпающей в них «чужой восторг, чужую грусть». Так, например, Софи Салтыкова, в будущем — жена Дельвига, в молодости пережила бурное увлечение декабристом П. Г. Каховским. Каховский,— бедный, лишенный связей офицер,— конечно, не мог считаться женихом светской барышни. Но молодые люди и не говорят о браке. Их связывает идеальная любовь. Все объяснение в любви проходит как обмен поэтическими цитатами.

{Ю. Лотман)

Т е к с т 4

История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее. Мы сейчас переживаем время увлечения историей. Это не случайно: время революций антиисторично по своей природе, время реформ всегда обращает людей к размышлениям о дорогах истории. Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» в предгрозовой атмосфере надвигающейся революции, приближение которой он зарегистрировал, как чуткий барометр, писал, что изучение истории полезно только тиранам. Вместо того чтобы изучать, как было, надо познать, как должно быть. Теоретические утопии в такие эпохи привлекают больше, чем исторические документы.

. Когда общество проходит через эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как создание нового мира на развалинах старого, а в виде органического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к истории пробудился, а навыки исторического исследования порой утеряны, документы забыты, старые исторические концепции не удовлетворяют, а новых нет. И тут лукавую помощь предлагают привычные приемы: выдумываются утопии, создаются условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиисторическая литература, которая особенно притягательна для массового сознания, потому что замещает трудную и непонятную, не поддающуюся единому истолкованию реальность легко усваиваемыми мифами.

(Ю. Лотман)

Текст 5

Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека — возможность общаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходится его лишаться, долгое время оставаясь в одиночестве. Недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считается заключение его в одиночную камеру.

Человеческое общение изучается целым рядом наук: социологией, психологией, лингвистикой, медициной, этнографией и другими. И только совместные усилия ученых позволят нам ответить на вопрос, что же такое общение, в чем его специфика, каковы закономерности этого сложного явления. Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.

(Н. Формановская)

Итоговый  диктант с грамматическими заданиями  за 10 класс

Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами... Как-то невольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с какой-то сострадательной любовью, иногда же просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, как-то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною, а вы, пораженный, упоенный, невольно спрашиваете себя: какая сила заставила блистать таким огнем эти грустные, задумчивые глаза? что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие щеки? что облило страстью эти нежные черты лица? отчего так вздымается эта грудь? что так внезапно вызвало силу, жизнь и красоту на лицо бедной девушки, заставило его заблистать такой улыбкой, оживиться таким сверкающим, искрометным смехом? Вы смотрите кругом, вы кого-то ищете, вы догадываетесь... Но миг проходит, и, может быть, назавтра же вы встретите опять тот же задумчивый и рассеянный взгляд, как и прежде, то же бледное лицо, ту же покорность и робость в движениях и даже раскаяние, даже следы какой-то мертвящей тоски и досады за минутное увлечение... И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрасно блеснула она перед вами, — жаль оттого, что даже полюбить ее вам не было времени...

 (209 слов)                                         (Ф. Достоевский)

Грамматические задания:

  1. Подчеркните грамматические основы во втором предложении.

2. Произведите фонетический разбор слов:

 вариант 1 — ищете; вариант 2 — взгляд.

 3. Произведите морфемный разбор слов:

 вариант 1 — неизъяснимо; вариант 2 — нечаянно.

  1. Произведите морфологический разбор слов:

 вариант 1 — завяла; вариант 2 — блеснула.

Вместо традиционного диктанта с дополнительными заданиями можно провести тестирование по орфографии.

Тест

1.  В каких словах пропущена буква О?

а) недок.. зуемый;                    

б) ополчение;                            

в) оп..здать;

г) нак.. вальня;

д) осн..щение.

2.  В каких словах пропущена буква А?

а)пл..вчиха;                              

б) разгореться.

в) обм..кнуть

г)ск..чок;;  

д)з..рница                                                

3.  В каких словах пропущена буква И?

а) операция;                             г) см..тение;

б) фестиваль;                            д) компл..мент.

   в)приватизация;

4.  В каких словах пропущена буква Ё?

а) деш. .вый;                               г) крыж, .вник;

б)ч..лка;                                     д)подсч..т.

в) сгущ..нное молоко;

5.  В каких словах пропущена буква Т?

а) совес.ливый;                     г) предшественник;

б) гнусный;                          д) сладос.ный.

в) братоненавис.ник;

6.  В Каких словах пропущена буква Ъ?

а) шампин..он;                       г) в..юга;

б) транс.иранский;               д) с.ёмка.

в) сузить;

7. В каких словах пропущена буква С?

а) восстание;                         г) бесчисленный;

б) и..шарить;                         д) ..жечь.

в) ра..пороть;

8. В каких словах пропущена буква И?

а) преподобный;                    г) приостановить;

б) прекращение;

в) приусадебный;

д) пр..вратник.

9. В каких словах пропущена буква Ы?

а) контр..гра;                         г) вз..мать;

б) безыдейный;

в) небез..звестный;

д) сымпровизировать.

10.  В каких словах пропущена буква Е?

а) на сирен..;                            г)обари..;

б) к площад..;                          д) в отчет.. .

в) в лазур..;

11.  Какие слова пишутся через дефис?

а) (полу) круг;                          г) (Уж) город;

б) (экс) чемпион;                      д) (агро) техника.

в) (тонно) километр;

12.  Какие слова пишутся слитно?

а) (весенне) полевые работы;

 б)(био)технологический;

в) (дет) домовский;

г) (сложно) сочиненное предложение;

д) (детски) наивный взгляд.

13.  В каких словах пропущена буква И?

а) он стел..т;                             г)кле..шь;

б)тыувид..л;                           д) ненавид..м.

в) увид..шь;

14.  В каких словах пропущена буква А (Я)?

а) зате..нные дела;

б) колышущиеся флаги;

в) завис.щие от нас обстоятельства;

г) мел..щая кофе машина;

д) выслушанные замечания.

15. В каких словах пишется одна буква Н?

а) серебря..ый;                      г) полирова..ая мебель;

б) моще..ая мостовая;             д) ране..ый в руку боец.

в) место исследова, .о;

16. Какие слова пишутся раздельно?

а) (на) смех;                           г) (по) двое;

б) (в) трое;                             д) (по) справедливому.

в) (на) веки;

17. В каких словах пропущена буква Ь?

а) отреж..;                             г) вскач..;

б) кирпич..;                           д) не хватает стрельбищ.

в) много груш..;

18. Какие слова пишутся раздельно?

а) далеко (не) весело;             г) (не)вежливый;

б) (не) интересно;                   д) совсем (не)красивый вид.

в) (не) откуда;

19. Какие слова пишутся слитно?

а) (не) хватает мест;               в) крайне (не) обдуманное

б) постоянно                          решение;

(не) досыпать;                       г) актер (не) подражаем;

д) (не) ведая.

20. Какие слова пишутся слитно?

а) (не) смотря на жару;

б) (в) виду засухи;

в) нет такой силы, что (бы) остановить его перед трудностями;

г) (и) так каждый раз;

д) всё (же) попробуй.

Ключи к тесту: 1— б, в; 2 — в, г, д; 3 — б, в, д; 4 — а, б, в, д; 5 — а, в, г, д; 6 — д; 7 — а, б, в, г, д; 8 — в, г, д; 9 — б, в, д; 10 — д; 11 — б, в; 12 — б, в, г; 13 — в, г, д; 14 — а, в, д; 15 — а, б, в; 16 — а, г; 17 — а, г; 18 — а; 19 — б, в, г; 20 — а, б, в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...