Сценарий литературного вечера "Роберт Рождественский и его "строфы века"
материал по литературе на тему

Шаталова Оксана Вячеславовна

Сценарий литературного вечера посвящен жизни и творчеству Р.И.Рождественского. Особое внимание уделяется Рождественскому как поэту-песеннику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I отделение

1 часть. «Новый» Маяковский.

Мультимедийное сопровождение: на первом слайде фотография Роберта Рождественского, строки из поэмы «Письмо в ХХХ век»:

Эй,

    родившиеся в трёхтысячном

удивительные умы!

Я хочу рассказать,

                   как жили мы.

Я пишу вам письмо,

хотя

между нами пути

                неблизкие,

в человеческий рост -

                      бурьян.

И к тому же

тетрадные листики -

слишком временный

                  материал.

Ну и ладно!

Пусть!

Звучит отрывок из песни «БАМ» (минус).

Первый ведущий:

          Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале.  Сегодня мы предлагаем вам литературное путешествие в середину ХХ века. Вы ощутите ритм эпохи, поймете, что интересовало людей, живущих в этот период времени, во что они верили, какие свершения принадлежат им. Роберт Иванович Рождественский – один из известнейших поэтов второй половины ХХ века – откроет нам свои «строфы века» и поможет ощутить «нерв» эпохи.

Выступающие размещаются на сцене, имитируя расположение поэтов на литературных вечерах в Политехническом музее в 60-е годы ХХ века: стол, за которым располагается участник, «исполняющий роль» Рождественского, рядом невдалеке на стульях в свободных позах находятся другие участники, вступающие с ним в спор. В середине сцены располагается стойка микрофона.

Диалоговая сцена на основе отрывка из поэмы Р.Рождественского «Письмо в ХХХ век».

Выступающий (поэт Рождественский, одет в рубашку и свитер) сидит за столом и пишет:

Я пишу письмо в ХХХ век.

Просто.

Без особенных подробностей...

Слышу:

Выступающий:

 «Размахнулся человек!..

Эй,

    приятель,

не помри от скромности!

Фантазируй!

Мы таких

         видали.

Взялся удивлять -

                  так удивляй!..

Но зачем в тридцатый?

Можно дальше!

Выступающий:

Что уж ты

          стесняешься?

Валяй!

В пятисотый!

В тысячный!

            Чего там?!.

Ну, а если бить наверняка, -

ты б дожил

до будущего года,

пишущий

        в грядущие века.

Сможешь?..»

Выступающий (поэт Рождественский):

– Я не знаю...

Выступающий:

«Так-то,

         парень!

Надо разобраться самому.

Твой эпистолярный жанр

                       забавен,

только он

не нужен никому.

Только он

никем не будет понят.

Ты об этом думал,

человек?..»

Выступающий (поэт Рождественский):

Я пишу.

И некогда мне спорить.

Я пишу письмо

в ХХХ

век.

Звучит часть сюиты Г.Свиридова «Время вперед». Поэт встает к микрофону и продолжает читать (вызывающе) под музыку.

Мы – камни

в фундаментах

              ваших плотин...

Ход истории

точен и необратим.

Но опять мы встаём

                   из дымящихся лет,

мы -

живые, как совесть.

Простые, как хлеб.

Молодые,

как самая ранняя рань...

Мы

не верили

          в ад.

Мы плевали

           на рай!

Мы смеялись над богом!

                       Сами были богами.

И планета

          гудела у нас под ногами...

Каждый день приносил вороха новостей.

Целовали мы тёплых,

                    сопящих детей.

Уходили из дома

туда, где бои,

веря в сердце своё.

Веря в руки свои...

Во время движения по сцене в течение всего вечера звучат отрывки из песен Рождественского.

Первый ведущий

В этих строчках Роберта Ивановича Рождественского мы ощущаем эмоциональный накал и вызов миру. Недаром поэта называли «Маяковским нового времени».

2 часть. Поэт – отражение времени, но любовь к Родине времени не подчиняется.  

Второй ведущий

Без Рождественского немыслима молодая поэзия 50-60-х годов ХХ века. Среди своих современников - Евтушенко,  Ахмадулиной, Вознесенского – он казался нескладным и простым. Он даже не был похож на поэта: всегда стеснялся сказать много, заикался.

Выступающий (поэт Рождественский):

Я родился —

         нескладным и длинным —

в одну из душных ночей.

Грибные

      июньские ливни

звенели,

      как связки ключей.

Приоткрыли

         огромный мир они,

зайчиками

прошлись по стене...

«Ребенок

удивительно смирный...» —

врач сказал обо мне.

...А соседка

         достала карты,

и они сообщили,

              что

буду я

ни слишком богатым,

но очень спокойным зато.

Слава жизни!

Большое спасибо

ей

за то, что мяла

              меня!

Наделила мечтой богатой,

опалила ветром сквозным,

не поверила

бабьим картам,

а поверила

ливням

грибным!

Первый ведущий

Каждый поэт – отражение своей эпохи. Время создает поэзию. Рождественскому досталось время подъема, время движения, время свободы после долгого периода страха. «Нас принимали восторженно, как первых весенних птиц после тяжелой зимы», - писал его современник, Евтушенко. Это время нового коммунистического строительства, которое рождало искренних, открытых людей, верящих в светлое завтра, по-настоящему любящих родину. Таким был Рождественский.

Выступающий читает стихотворение Р.Рождественского «Синева».

Синева, синева,
синева упала с неба.
Высоко над землёй
в синеву летят слова.
Я хочу о любви
говорить и тепло и нежно.
Помоги, синева,
Научи, синева.

И дожди, и снега,
и озёр густые сини,
тишина и рассвет,
уходящий за моря,
широта и размах -
Это всё страна Россия,
где любовь,
где любовь и жизнь моя.

Синева, синева,
синева стучится в двери,
у цветов и людей
синевой глаза полны.
Синева, синева,
я твоим просторам верю,
торжествуй, синева,
от весны до весны.

По земле без числа
города в спокойной силе.
В сыновьях, в дочерях
повторюсь, как песня, я.
Мы в тебе на века,
навсегда, страна Россия,
где любовь,
где любовь и жизнь моя!

Второй ведущий

Рождественскому принадлежат глубокие тексты песен о Родине. Пожалуй, одна из известнейших песен о России на стихи Рождественского – «Родина моя».

Инсценировка песни «Родина моя» («Я, ты, он, она – вместе целая  страна») - слова Р.Рождественского, музыка Д.Тухманова.

3 часть. Ступени творчества.

Второй ведущий

Когда мы изучаем биографию поэта или писателя, всегда особенно интересуемся истоком творчества. Как рождается поэт? Это тайна, но определить ступени, по которым человек движется к творчеству, можно. В 10 лет Рождественский пишет стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход». В 1950 году печатаются первые взрослые публикации Роберта. Потом учеба на историко-филологическом отделении Петрозаводского университета. Наконец Литинститут в Москве. Но главные ступени Рождественского – талант, откровенность перед читателем и, как у Маяковского, ощущение пульса эпохи.

Первый ведущий

Только в 60-е поэты могли собирать стадионы, выходить на эстраду.  

Громадные залы Лужников, концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Поэзия была необходима как воздух.

Видео «Рождественский читает стихи в Политехническом»: отрывок из фильма «Застава Ильича».

Второй ведущий

Оставаясь романтиком, Рождественский  был всегда глубоко современен, в его стихах – пульс времени: это и борьба за мир, и освоение космоса, и главный герой космической эры – Гагарин.

Звучит песня «Знаете, каким он парнем был …».


Выступающий читает отрывок из поэмы "Посвящение"

Мне нравится,
как он сказал:
"Поехали!.."
(Лихой ямщик.
Солома
в бороде.)
Пошло по свету отзвуками,
эхами,
рассказами,
кругами по воде...
...И Главного конструктора
знобило.
И космодром был
напряженно
пуст.
"Поехали!" -
такое слово
было.
Но перед этим прозвучало:
"Пуск!!."
...И сердце билось не внутри,
а возле.
И было незнакомо и смешно.
А он ремень поправил,
будто вожжи,
и про себя губами чмокнул:
"Но-о-о!.."

...Дальше было просто.
Работа.
И не более
того...
Он медлил,
отвечая на вопросы,
не думая,
что все слова его
войдут в века,
подхватятся поэтами,
забронзовев,
надоедят глазам...

Мне нравится,
как он сказал:
"Поехали!.."
А главное:
он сделал,
как сказал!

Первый ведущий

Пульс времени – это и БАМ, великая комсомольская стройка 70-х годов ХХ века.

Танцевальная композиция в сопровождении песни «БАМ» (стихи Р.Рождественского, муз. О. Фельцмана).

Первый ведущий

Но любого поэта интересуют вечные темы: смысл жизни, любовь, непонимание отцов и детей.  Рождественский их разрабатывает удивительно просто и в то же время глубоко.

Выступающий читает стихотворение Р.Рождественского «Б.Окуджаве»

Выступающий читает стихотворение Р.Рождественского «Человеку надо мало».

Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг -

     один

и враг -

         один...

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей -

                  жила..

Человеку надо мало:

после грома -

             тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь -

       одну.

И смерть -

          одну.

Утром свежую газету -

с Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И -

   межзвездную дорогу

да мечту о скоростях.

Это, в сущности,-

                 немного.

Это, в общем-то,- пустяк.

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку

        мало

            надо.

Лишь бы дома кто-то

ждал.

Выступающий читает стихотворение Р.Рождественского «Филологов не понимает физтех».

Филологов не понимает физтех,-
Молчит в темноте.
Эти
не понимают тех.
А этих —
те.
Не понимает дочки своей
нервная мать.
Не знает, как и ответить ей
и что понимать.

Отец считает, что сыну к лицу
вовсе не то.
А сын не может сказать отцу:
«Выкинь пальто!..»
Не понимает внуков своих
заслуженный дед...

Для разговора глухонемых
нужен свет.

Мультимедийное сопровождение – фотография Рождественского, фон – мелодия песни «Где-то далеко…» («Семнадцать мгновений весны»)

II отделение

4 часть.  Главная тема творчества.

Первый ведущий

Но одной из главных тем лирики была тема войны. Так сложилось, что на второй день после начала войны родители Рождественского ушли добровольцами на фронт. Отец погиб. Бабушка, с которой остался мальчик, вскоре умерла. Мать взяла сына с собой на фронт. А когда немцы были уже под Москвой, Роберта отправили в детский дом. Эти детские переживания отразились в первом стихотворении Рождественского – «С винтовкой мой папа уходит в поход». Юному поэту было 10 лет.

Выступающий читает стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход».  

Фашистам не будет пощады!
С винтовкой мой папа уходит в поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берет,
Уходит сестрой в лазарет.
Я тоже имею и ловкость, и силу,
Чтоб в бой на фашистов идти.
Но мне "Подожди, - говорит Ворошилов, -
Учись, закаляйся, расти".
Хотя мне сегодня десятый лишь год,
Стрелять научусь я как надо.
И пусть только Сталин мне скажет: "В поход!" -
Фашистам не будет пощады!

Второй ведущий

Искреннее детское стихотворение, в котором чувствуется основа взрослого Рождественского – любовь к Родине. Будучи уже сложившимся серьезным поэтом Роберт напишет о войне по-другому, но патриотический накал останется тем же. Это произведение поэт назовет «Реквием». Ведущим мотивом в нем оказывается тема памяти.

Все участники вечера встают, склоняют головы. Актерское чтение отрывка из поэмы Р.Рождественского «Реквием»:

Помните!

Через века,

       через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

              никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

     сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

     павших

          будьте

               достойны!

Вечно

достойны!

5 часть. Проникновенные строки о любви.

Первый ведущий

Но любовь побеждает смерть и войну. Проникновенны стихи Рожественского о любви.

Выступающий читает стихотворение Р.Рождественского «Все начинается с любви...». Музыкальный фон - «Как много лет во мне любовь спала».

Все начинается с любви...

Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

Выступающий читает стихотворение Р.Рождественского «Три слова».

Три слова, будто три огня,
Придут к тебе средь бела дня.
Придут к тебе порой ночной,
Огромные, как шар земной.
Как будто парус – кораблю
Три слова: «Я тебя люблю».
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…

Три слова, вечных, как весна,
Такая сила им дана.
Три слова, и одна судьба,
Одна мечта, одна тропа…
И во однажды, все стерпя,
Ты скажешь: «Я люблю тебя».
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова…

Три слова, будто три зари,
Ты их погромче повтори.
Они тебе не зря сейчас
Понятны стали в первый раз.
Они летят издалека,
Сердца пронзая и века.
Какие старые слова,
А как кружится голова,
А как кружится голова
.

Музыкальный фон «Как много лет во мне любовь спала».

III отделение

6 часть. Рождественский и музыка.

Первый ведущий

Сегодня мы не только читаем стихи Роберта Ивановича Рождественского, но и слушаем его песни. В 60-80 годах ХХ века большие поэты создавали тексты для популярных песен. Рождественский не был исключением. Им создано около 160 стихотворений, которые положены на музыку и превратились в популярные произведения. Среди них «Город детства», «За того парня», «Эхо любви», «Песня о далекой родине», которая звучит в сериале «Семнадцать мгновений весны», «Погоня» - из фильма «Неуловимые мстители».

Звучат музыкальные отрывки из названных произведений.

Второй ведущий

Это песни на все времена, классика советской песни. В них не просто тексты, здесь высокая поэзия, искренние чувства, проникновенные интонации. Именно это, наверное, делает эти произведения интересными и современному читателю и слушателю.

Первый ведущий

Мало кто знает, что Рождественский не только поэт, но и переводчик. В 1971 году на экраны страны выходит музыкальный советско-румынский фильм «Песни моря». Тексты песен написаны румынским поэтом, но перевод на русский язык сделал Рождественский. Этот музыкальный легкий фильм был очень популярен, а песни из фильма вышли отдельной пластинкой. Одна из песен - «Ты, я – мы и зонтик» - стала особенно популярной.

Танцевальная композиция «Ты, я – мы и зонтик» (песня из кинофильма «Песни моря»)  

Ты, я – мы и зонтик
Вышли из дверей.
Я хочу, чтоб теплый дождик
Побежал на ножках тощих,
Брызнул поскорей.

Кап-кап, капли, здравствуй, дождик.
Радуюсь я.
Кап-кап, капли, смейся, дождик.
Мы теперь с тобой друзья.

Ты, я – мы и зонтик.
Мокнем, ну и что ж?
Под любым нескромным взглядом
Будем вместе, будем рядом,
Если будет дождь.

Ты, я – мы и зонтик.
Звонкая вода.
Можно от дождя скрываться.
Можно даже целоваться
Чаще, чем всегда.

Кап-кап, капли, здравствуй, дождик.
Радуюсь я.
Кап-кап, капли, смейся, дождик.
Мы теперь с тобой друзья.

Ты, я – мы и  зонтик.
Бродим под дождем.
От него бежать не станем.
Погуляем и растаем,
Солнца подождем.

7 часть. Диалог со зрителем.

Второй ведущий

 

Очень веселая, легкая песня. Но в ней искренняя и чистая история. Чистота и искренность чувств - основа поэзии Рождественского.

Первый ведущий

Без сомнения, вы почувствовали это. Но можно определить и другие особенности творчества Роберта Ивановича. Надеемся, что мы сделаем это вместе. Предлагаем вам участвовать в игре.

Второй ведущий

- Если вы отгадаете задуманные слова, то составите из первых букв словосочетание, которое откроет вам ещё одну грань произведений Рождественского.

1. Назовите имя Рождественского – Ответ: Роберт. 

2. Как называют иначе главную мысль текста – Ответ: идея.

3. Три произведения, связанные одним героем – Ответ: трилогия. 

4. Вы изучали сказания древних греков о богах, иначе называют такие сказания – Ответ: мифы.

Первый ведущий

А теперь вспомните, как на уроках литературы называют прилагательное в переносном значении - Ответ:  эпитет

Такая речь, где нет рифмы - Ответ: проза

В каком типе речи, называют качества, свойства какого-либо предмета - Ответ: описание 

Человек, пишущий картины – Ответ: художник

Начало течения реки – Ответ: исток

Второй ведущий

Ритм эпохи второй половины ХХ века мы ощущали на протяжение всей нашей встречи. Этот ритм в стихах Рождественского. Но во все времена люди ищут счастье…

8. Финальная часть.

На слайде – фото Рождественского, видеофрагменты из программ с участием поэта.

Исполнение «Песни о счастье» (стихи Р.Рождественского, музыка А.Журбина) участниками вечера.

Гром в небе громыхнет, молния сверкнет во мгле,

Ливни в окна постучатся.

Все люди на земле, на такой большой земле

С детства ищут люди счастье.

Посредине земли, то в дожде, то в пыли,

То вблизи, то вдали, - искать и ждать, любить и верить...

Где ты, счастье мое?

Кружит планета цветная...

Где ты, счастье мое?

Вдруг я тебя не узнаю...

Только кажется мне, верится мне, очень скоро я тебя увижу,

Счастье, счастье мое.

Свет завтрашнего дня, завтрашней грозы раскат.

Годы над судьбою мчатся.

Жить, думать и любить, на земле себя искать,

Знаешь, это тоже счастье.

Посредине земли, то в дожде, то в пыли,

То вблизи, то вдали, - искать и ждать, любить и верить...

Где ты, счастье мое?

Кружит планета цветная...

Где ты, счастье мое?

Вдруг я тебя не узнаю...

Только кажется мне, верится мне, очень скоро я тебя увижу,

Счастье, счастье мое.

Под звуки песни первый ведущий произносит финальные фразы:

Как определить итог жизни поэта? Очень просто – живы ли его стихи, интересны ли они людям, находят ли они в них ответы на вечные вопросы и вопросы современности. Роберт Рождественский – один из ярчайших поэтов ХХ века. Его стихи – «строфы века». Поэт – отражение эпохи. Но и сегодня Он современен. Открыт. Интересен. Потому что искренность и вера в идеалы – на все времена.

На слайде остается портрет Р.И.Рождественского.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной " Все начинается с любви...", посвященной Дню рождения поэта Р. Рождественского.

Сценарий  будет  очень  полезен  литераторам для проведения  уроков,  классных  часов,  посвященных  творчеству  Р. Рождественского....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»

Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...

Сценарий литературного вечера "Грёзы весны 20 века"

Поэзия "Серебряного" века .  Мечты о новом  мире и искусстве. Тайны творчества. Экспериментальная литература....

Сценарий заседания литературной гостиной "Рождественские встречи о детях и для детей"

В сценарии рассказывается об  историях  из  Библии и илитературных произведениях о Рождестве...