Формирование положительной мотивации через элементы занимательности на уроках литературы
статья по литературе на тему

Мытник Валентина Гавриловна

В данной статье даны игры, викторины, всякого рода игровые задания, которые привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Старшеклассникам они интересны ничуть не меньше, чем учащимся среднего или младшего звена. Что же касается игры как формы урока, на наш взгляд, и тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», — скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.

Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, устраняя угрозу возможного отчуждения читателя от классического текста. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, викторины, всякого рода игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Старшеклассникам они интересны ничуть не меньше, чем учащимся среднего или младшего звена. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне: они уже прочно завоевали себе место в системе внеклассной работы. Что же касается игры как формы урока, на наш взгляд, и тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», — скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.

Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, устраняя угрозу возможного отчуждения читателя от классического текста. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок.

Благодаря играм происходит естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики.

Учитель же получает возможность выявить пресловутое знание текста».

Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых «мелочей». Сразу оговоримся, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научить их осмысливать ее роль в идейно-образной структуре произведений, а значит, развивать «зоркость» и «чуткость» читательского восприятия.

Таким образом, игра на уроке литературы — это и средство обучения, и способ контроля за чтением. Помимо всего прочего, игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Игры могут быть использованы как на факультативных занятиях, для проведения конкурсов по предмету, так и непосредственно на уроке. В ряде случаев игра может послужить и альтернативой зачету, позволив в ненавязчивой форме, без жесткого указующего перста педагога (хотя и по его «режиссуре») обобщить и систематизировать сведения по «пройденной» теме.

Многие сценарии совмещают в себе элементы интеллектуальной игры и КВНа, что, безусловно, делает их ярче, увлекательнее, динамичнее.

Органичной составной частью многих игр являются инсценировки. Подготовкой их могут заняться либо сами команды-соперники, либо специальные «актерские группы», заранее сформированные из числа ребят, не участвующих в основных состязаниях. Как показывает практика, учащиеся с радостью откликаются на подобные предложения, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что связано с моментами театрализации, ибо сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.


ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР-УРОК

И КАК ЕГО ПРОВОДИТЬ?

Литературный турнир — своеобразная и сравнительно новая форма урока. Не заменяя традиционного урока, турнир дополняет, развивает и углубляет его возможности. Чем же отличается турнир-урок от урока литературы? Что есть такое, чего не может дать традиционный урок?

Литературный турнир — соревнование команд. Как в каждом состязании, в нем есть победители и побежденные. Но с каким бы счетом ни проиграла команда, какие бы ошибки, махи, нелепости ни были допущены и проигравшими, и выигравшими, участники турнира никогда не получат плохой оценки, которая будет поставлена в журнал и дневник. Учащиеся никогда не услышат нотаций, что вот они, мол, опять ничего не знают и не хотят знать, что если так будет продолжаться и дальше, то... На турнире у школьников нет синдрома невыученного урока, нет угнетенного состояния и плохого настроения. В команде всегда есть надежда на то, что если ты не знаешь ответа на вопрос, то его знает кто-то другой или все игроки вместе найдут его общими усилиями. Даже если и команда в целом не справляется с какой-то задачей, то это поражение становится общим. Проигрыш не персонифицируется, но это не означает, что команда служит удобным прикрытием и избавляет отличной ответственности. Все происходит как раз наоборот. В команде у школьника снимается страх перед персональным наказанием и появляется свобода, право на ошибку: игра большая, все еще можно поправить. И, как ответная реакция на эту внутреннюю раскрепощенность, рождается чувство ответственности за команду.        В течение турнира-урока игрокам не раз приходится попадать в такие положения, когда никто в команде не уверен в правильности предлагаемого решения вопроса. Но жюри ждет ответа.  И кто-то из игроков или сам отваживается, или по указанию капитана   вынужден этот ответ произнести вслух. Вот тут и возникает ситуация, когда на миру и смерть красна. Да, ответ может оказаться неверным, но игрок понимает, что никто его не осудит, более того, он чувствует, что пять других членов команды благодарны ему за то, что он взял  ответственность за ошибку на себя. И напротив, если игрок дает правильный ответ, то он себя ощущает победителем и заслуживает уважение и благодарность своей команды. Бывают случаи, когда у школьника развита гипертрофированная ответственность, страх буквально сковывает его. Ну что ж, тогда учащийся вполне комфортно может чувствовать себя среди болельщиков и имеет возможность проявить себя в этой части аудитории.

Ведь именно эти два состояния — психологический комфорт и возможность реализовать себя — пожалуй, самое нужное для школьников.        

Ничего подобного на традиционном уроке не происходит. Таким образом, турнир-урок воспитывает у учащихся командный дух, который больше им негде испытать, почувствовать. Школьные олимпиады, интеллектуальные марафоны, где каждый борется за себя, не дают этого ощущения общей победы и радости или общего поражения и горечи и в итоге солидарной ответственности. Этим турнир сродни, пожалуй, единственно доступному нашим учащимся командному состязанию   в спорте — футболу. Кстати, атмосфера турнира часто напоминает атмосферу на стадионе. Настроение острого эмоционального напряжения, переживания, настоящего азарта во многом создают и определяют болельщики. Поскольку болельщики приходят поддерживать не любую команду, которая окажется сильнее и будет лучше играть, а свою команду, то накал страстей на турнире всегда неподдельный и очень большой. Часто учащиеся, побывав в роли болельщиков на одном турнире уроке, на следующем уже хотят быть игроками. В классах происходит борьба за место в команде. На одном из турниров семиклассники не могли разделиться на две команды по шесть человек, потому что игроками хотело быть две трети класса. Пришлось образовать четыре команды по пять человек, а в болельщиках осталось всего десять учеников.

У старшеклассников происходят свои драмы. Сильный, хорошо подготовленный десятиклассник, претендующий на роль лидера в команде, т. е. капитана, по каким-то соображениям других членов команды не получил этого звания, а рядовым игроком быть не пожелал. Он демонстративно остался болельщиком И в течение всего турнира своими ответами в конкурсах болельщиков доказывал, какого незаменимого игрока лишилась команда. Таким образом, турнир дает школьникам еще и возможность нерегламентированных отношений, в которых «сшибка» характеров происходит на интеллектуальном уровне. Это тоже необходимо.

В зависимости от возраста школьников турниры продолжаются от полутора до двух часов. И коль скоро это соревнование, то оно предполагает и награждение команд призами: команду-победителя — главным призом и проигравшую — утешительным призом. Наиболее отличившиеся болельщики так же получают призы. Выбор наград различен. Ими могут быт книги, памятные сувениры, просто сладости.

До сих пор речь шла о форме соревнования, которая, безусловно, очень важна. Но не только она определяет интерес школьников к литературным турнирам. Прежде всего он обусловлен, несомненно, самим содержанием игры. И здесь отличия турнира-урока от обычного урока литературы весьма существенны и значительны.

На всем протяжении, от предтурнирной подготовки до финала соревнования, литературный турнир предполагает нестандартный (по школьным меркам) подход к тексту произведения. Первое и главное условие турнира-урока — доскональное знание текста, на игру невозможно прийти, прочитав произведение «по диагонали».

Итак, турнир требует пристального прочтения текста произведения. И уже после первой игры учащиеся это хорошо понимают и ко второму турниру основательно прорабатывают текст.

Ни для кого не секрет, что у современных «компьютерных» школьников уроки литературы часто проходят с «большим скрипом». Так вот литературный турнир преодолевает этот «скрип». Принцип научности в подходе к тексту сочетается с занимательным литературоведением. Такой неординарный подход к произведению отражают в себе конкурсные задания, направленные на формально-содержательный анализ текста, что не характерно для изучения литературы в обычной средней школе.

В школе учащегося «спрашивают» на уроке литературы в лучшем случае раза три за четверть и его ответы продолжаются в совокупности не более десяти-пятнадцати минут. Многие ли навыки можно развить в себе за такое время? Конечно, нет. На турнире все школьники очень интенсивно работают два часа подряд. Такая интеллектуальная нагрузка, несомненно, дает существенные положительные результаты. Если же класс в течение года проходит через два-три турнира, то у учащихся действительно закрепляются основательные навыки работы с текстом.

Турнирные конкурсы строятся не на выборочном, а на системном анализе произведения. Художественный текст рассматривается в его ключевых аспектах, таких как тематика произведения, проблематика, идея, изображенный мир, художественная речь, композиция.

Научный анализ направлен на освоение учащимися концепции произведения, глубоких пластов содержания и смысла. Интерпретация произведения базируется на том, что художественный текст — не математический результат, а сложная (нередко многозначная) образная система. Личностное понимание, толкование смысла произведения предполагают неоднозначность его восприятия. Но только глубокое постижение текста обеспечивает его адекватную интерпретацию.

Многие турниры посвящены анализу не одного, а двух или нескольких произведений разных авторов, например, «Евгений Онегин» — «Герой нашего времени»; «Отцы и дети» — «Обломов»; «Война и мир» — «Преступление и наказание».

Анализ художественной формы произведений разных авторов также дает убедительные наглядные результаты для выявления поэтики каждого писателя. Даже для не очень искушенных восьмиклассников доступно различение речевых манер персонажей  «Капитанской дочки» и «Ревизора» и выявление их художественного своеобразия и функции (конкурс «Создаем литературный образ»). Таким образом, на турнире в концентрированной форме анализируются большие объемы текстов.

Помимо чисто практических «выгод», которые школьники могут извлечь из турниров (написание сочинений в классе, тренировка перед экзаменом), это форма интеллектуального досуга, интеллектуальной игры, которая позволяет безболезненно ставить перед участниками заведомо нерешаемые вопросы,  а они, несомненно, пробудят интерес, вызовут размышление] будут увлекательны и познавательны для ребят. Диапазон подобных вопросов неограничен: от «Что представляет собой воспетый Пушкиным "страсбургский пирог"?» до вопроса «Почему, по словам Толстого, "Чехов — это Пушкин в прозе"?»

Турнир становится для игроков хорошей школой перед выпускными и вступительными экзаменами. Одно из серьезных достижений учащихся в турнирах заключается в том, что ребята начинают делать выводы из своих прошлых неудач и ошибок.

Теперь необходимо сказать о том, что может дать турнир учителю литературы. Учитель — ключевая фигура в турнире.

Для учителя литературы турнир-урок дает хорошую возможность широкой проверки, объективной оценки знаний учащихся!

Для настоящего учителя турнир-урок — своеобразный экзамен, на который он добровольно идет. Преподаватели волнуются на турнире не меньше учащихся, и главная —  аналитическая — работа для учителя начинается, несомненно, после турнира.

Турнир является очень удобной формой повторения и закрепления пройденного материала как одного-двух произведений, так и всего курса литературы за год или даже за несколько лет. Конкретные конкурсные задания или определенные типы  вопросов могут использоваться учителем в дальнейшем на традиционных уроках литературы.


ОПИСАНИЕ КОНКУРСОВ

Конкурс «Разминка»

Вводим понятие авторский замысел; учим понимать и раскрывать его, мыслить концептуально: задавать проблемные вопросы и отвечать на них.        

У литературного турнира есть своя драматургия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. «Разминка» — своеобразная экспозиция турнира. Она дает игрокам возможность войти  в атмосферу игры, настроиться на соревнование. Команды даже когда они состоят из одноклассников, знакомятся предъявляя друг другу в качестве «визитных карточек» заранее подготовленные вопросы по теме турнира. Оптимальное число вопросов — 3.

Поскольку вопросы в «Разминке» являются частью домашнего задания команд, то работа начинается вместе с учителем в период подготовки к турниру-уроку. Учителю предстоит на уроке литературы объяснить смысл и задачи конкурса. Он ориентирует школьников на определенные типы вопросов: биографические, связанные с хорошим знанием текста, концептуальные.

Задача конкурса заключается не только в том, чтобы дать верные ответы, но (что не менее важно) и в том, чтобы научиться формулировать осмысленные вопросы. Умению правильно задать вопрос, т. е. обозначить, поставить проблему, увидеть существенный факт в биографии писателя, найти важную деталь в произведении, — всему этому школьников надо учить. Необходимо, чтобы на уроке литературы учитель объяснил, что значит существенный, содержательный вопрос и, наоборот, какой вопрос не заслуживает интереса и размышлений над ним и почему. Ученики должны понять, что, формулируя вопрос, они обнаруживают, показывают, насколько глубоко они понимают предмет обсуждения, его специфику. Поэтому игроков заранее предупреждают, что жюри оценивает не только правильность ответа, но и  качество заданного вопроса. Иначе не избежать неосмысленных, случайных, зачастую «крохоборческих» вопросов, которые школьники специально «раскапывают», чтобы было легче, как им представляется, «поймать противника».

Школьники должны осознать, почувствовать, что дать верный ответ на вопрос — это половина дела. Другая половина заключается в том, чтобы научиться самим видеть в произведении интересное и важное, формулировать проблему и предлагать ее решение. Иными словами, школьники должны понять, что перед ними стоит задача научиться воспринимать произведение не только эмоционально (нравится — не нравится), но и аналитически (понимаю — не понимаю).

«Разминка» оценивается по схеме: за каждый удачный вопрос присуждается балл, за неудачные вопросы и неверные ответы — ноль баллов.

Конкурс «Тесты»        

Изучаем тему «Идейно-художественное своеобразие произведения». Учим выделять самые главные особенности проблемам тики, идейного мира произведения и его художественных свойства в некоторых случаях и неоднозначность его смысла.

Тесты можно считать базовым конкурсом турнира-урока.

 Именно они показывают основательность подготовки школьников по литературе. Поскольку это один из самых важных для оценки знаний конкурсов, его целесообразно проводить в начале игры, сразу после «Разминки».

Тесты раскрывают глубину постижения учащимися произведения. Они «позволяют вполне объективно оценить усвоение материала и вывести итоговую оценку в баллах. Тесты распадаются на две группы. Одна рассчитана на проверку знания  текстов и необходимого внетекстового материала. Вторая  (большая по объему) — на проверку понимания художественного мира писателя, его проблематики и художественного  своеобразия».

Первая группа не менее важна, чем вторая,— ведь без основательного конкретного знания произведений невозможен  «выход» на проблематику и поэтику писателя.

В младших классах чаще используют тесты первой группы,  для старшеклассников наряду с ними в большей степени предлагают тесты из второй группы.

Каждый ответ по тесту оценивают в баллах — от 0 до 2. Оценку 0 ставят либо за фактическую ошибку, либо за явное непонимание той или иной проблемы, либо за явно примитивный ответ.

Оценка 1 означает, что команда выбрала формально правильный ответ, но не достигла нужной глубины и полноты в понимании художественного произведения или упустила существенные нюансы. Оценка 2 — абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной.

Обычно подбор ответов по каждому тесту предполагает все три оценки. Такой вариант (0—1—2) целесообразно давать в младших классах и в старших — если этот турнир для них первый. Если старшеклассники уже приобрели игровой опыт, им вполне можно предложить иные варианты оценок, которые могут и усложнить их задачу поиска оптимального ответа, и придадут дополнительную остроту данному конкурсу. Возможны следующие варианты оценок: 1—1—2; 2—2—1; 2—2—0; 2—0—0. Но учащимся шло объяснить (и они обязательно должны это усвоить!), что в художественной литературе многие вопросы не имеют однозначного ответа, допускают вариативность трактовок, различные интерпретации, и это важная особенность гуманитарного знания. Отсюда допустимость вариантов 2—2—1 и 2—2—0. В качестве примера рассмотрим тест по «Преступлению и наказанию», с вариантом оценок 2—2—0.

Чем объясняется покаяние Раскольникова на Сенной площади:

а)        Влиянием Сони Мармеладовой. (2)

б)        Потребностью избавиться от измучивших его мыслей и чувств. (2)

в)        Осознанием своего греха. (0)

Допустимость такого расклада оценок по данному вопросу подтверждается текстом романа. Приведем этот фрагмент произведения полностью, потому что здесь нельзя пропустить буквально ни одного слова:

«...С ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию.

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавили его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило; загорелось в дуй одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...» (часть 6, глава VIII). Вариант нулевого ответа на данный вопрос, думается, не требует особого объяснения, потому что к истинному осознанию своей греховности Раскольников пришел только на каторге.

Тесты, являясь основополагающим конкурсом, тем не менее, не могут превалировать над остальными. Турнир-урок - это своеобразное многоборье. И у игроков должно хватить сил на всю дистанцию, поэтому каждой команде в зависимости от возраста предлагается от 4-х до 6-ти тестов. В старших классах (9-х—11-х) турниры-уроки часто проводятся по двум произведениям одновременно («Евгений Онегин» — «Герой нашего времени», «Обломов» — «Отцы и дети»; «Война и мир» — «Преступление и наказание»). И каждой команде предлагаются два блока тестов, в каждом из которых 4—5 вопросов. Например, в турнире по «Евгению Онегину» и «Герою нашего времени» каждая команда получает 5 вопросов по первому произведению и 5 — по второму. Поскольку у каждой команды свой блок тестов, не повторяющий тестов соперников, то в каждом произведении удается охватить достаточно широкий круг важных проблем. Приведем несколько примеров тестов для учащихся разных возрастов.

В младших классах достаточное внимание должно быть уделено биографии писателя в ее ключевых моментах. По биографии Пушкина возможен такой тест:

1. Как Николай I относился к поэту:

а)        Хорошо: он дал Пушкину чин камер-юнкера и позволил бывать на придворных балах. (0)

б)        Плохо: он дважды отправлял Пушкина в ссылку. (1)

в)        Противоречиво: дал возможность работать в архивах над историей пугачевского восстания и объявил себя цензором поэта. (2)

Для биографии Лермонтова уместен следующий тест:

 2. За что Лермонтов был сослан в первую ссылку:

а)        Написал стихотворение, посвященное гибели Пушкина. (1)

б)        В стихотворении на смерть Пушкина назвал истинных виновников гибели поэта. (2)

в)        За дуэль. (0)

 

О Льве Толстом:

3.        В какой войне принимал участие Толстой?

а)        В Отечественной войне 1812 года с французами. (0)

б)        В Крымской войне 1853—1855 гг. с Турцией и ее союзниками. (2)

в)        В русско-японской войне 1905—1907 гг. (0).

По биографии Чехова можно задать такой вопрос:

4.        С какой целью Чехов отправился на остров Сахалин?

а)        В служебную командировку по заданию редакции газеты. (0)

б)        Посмотреть экзотический край. (1)

в)        Описать положение каторжан и составить перепись населения на острове (2).

Вопросы, затрагивающие формально-содержательные стороны произведения, для школьников младших классов должны уже включать некоторые литературоведческие понятия, без которых анализ текста невозможен. Вот несколько примеров подобных тестов:

5.        Почему Гоголь в повести «Тарас Бульба» так подробно описывает степь?

а)        Степь — одно из главных мест действия в произведении. (0)

б)        Гоголь — мастер пейзажных описаний. (1)

в)        Степь олицетворяет для автора Родину. (2)

6.        Что в наибольшей мере характерно для образа автора в поэме «Василий Теркин»:

а)        Это русский человек. (1)

б)        Это один из боевых друзей Теркина. (0)

в)        Это поэт, рассказчик, собеседник читателя. (2)

7.        В чем состояла цель писателя при создании повести «Бежин луг»?

а)        Передать занимательные страшные рассказы детей. (0)

б)        Показать творческую фантазию детей. (1)

в)        Выразить авторское, любовное отношение к крестьянским детям. (2)

Тесты к произведениям, изучаемым в старших (9—11-й) классах, должны быть концептуальными и непременно должны охватывать поэтику художественного текста. Под поэтикой в литературоведении, как известно, понимаются художественные особенности того или иного произведения, творческой манеры автора, реже — того или иного литературного направления. Вот почему повышенное внимание в тестах уделяют: композиции

Приведем примеры тестов, затрагивающих поэтику произведения — особенности пейзажа, композиции, повествования.

1.        Какую роль играет пейзаж в романе «Отцы и дети»:

а)        Пейзаж вводится автором для красоты. (0)

б)        Отношение к пейзажу служит проверкой духовного мира героя. (2)

в)        Пейзаж создает лирический колорит повествования. (1)

2.        По какому принципу строится композиция «Войны и мира»:

а) Чередуются мирные и военные сцены. (0)

б) Чередуются московские и петербургские сцены, городские и деревенские. (0)

в) Естественное противопоставляется неестественному, доброе — злому, истинное — фальшивому, ложному. (2)

 3. Какова роль лирических отступлений в романе «Мастер и Маргарита»?

а)  Передают определенное лирическое настроение. (1)

б)  Вводят новые, важные темы в повествование. (1)

в)  Воплощают целостную авторскую концепцию действительности. (2)

Конкурс «Мир литературных вещей»

Изучаем тему «Художественная деталь»; формируем умение видеть ее в тексте и понимать ее художественный смысл.

Это один из самых интересных и привлекательных для игроков конкурсов. Учащиеся могут воочию увидеть предмет, который литература «прячет» за словом. В литературе, в отличие от живописи, скульптуры, «присутствует изобразительность (предметность), но нет наглядности изображений, — пишет В. Е. Хализев, развивая положения Г. Э. Лессинга о природе художественной образности. — Писатели обращаются к нашему воображению, а не впрямую к зрительному восприятию». В этом заключается вещественность литературных образов. Это другая, иная реальность. И в этой иной реальности найдено слово всему, что бывает в жизни. Но у школьного учителя нет времени, чтобы останавливать внимание учащихся на предметной изобразительности. А школьники не умеют видеть за словесным описанием конкретный предмет во всей его наглядности. Вот и получается, что большинство школьников, прочитавших «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», не могут сказать, с чего она начинается. И где же ученику представить себе, — «какие смушки ...сизые с морозом ... бархат! серебро! огонь!» — были у бекеши Ивана Ивановича. Ведь он даже не знает, что такое «бекеша». Тем более, что не во всяком издании Гоголя это слово откомментировано. Ощутить достоверность, «фактуру» предмета, «спрятанного» за словом, воспринять его чувственно, соотнести зримое представление вещи с художественным словом и выработать привычку делать это при чтении постоянно — вот цель, которую преследует данный конкурс.

Книги, упоминающиеся в художественных произведениях, нужно использовать как можно шире в самых разных конкурсах: и в «Мире литературных вещей», и в конкурсе капитанов, и в «Азартных играх». Тем самым повышается внимание учащихся к кругу чтения персонажа как к одной из важнейших его характеристик. И, может быть, самое главное — прививается интерес к книге.

И последнее замечание. Литературный турнир — не просто интеллектуальное соревнование школьников, а нередко веселая, иногда озорная игра. Поэтому победителей надо поощрять.  В данном конкурсе призами для ребят могут стать честно завоеванные трофеи, т. е. те литературные вещи, которые они правильно охарактеризовали. Конечно, «стеганым халатом Ленского» игроков вряд ли уместно награждать. А вот съедобными «литературными» вещами поощрить вполне можно. Поверьте, шестиклассники, получающие «калач из баллады Пушкина  «Утопленник», восьмиклассники, уносящие с собой «арбуз из «Ревизора», и одиннадцатиклассники, заработавшие «абрикосовую газировку из «Мастера и Маргариты», довольны трофеями и радуются одинаково.

Система оценок в этом конкурсе простая. Максимальное число баллов, которое могут получить игроки, соответствует числу представляемых вещей. Их обычно бывает три. Если учащиеся сумеют разгадать «обманку», то им добавляют еще один балл.

Конкурс «Создаем литературный образ»

Проходим тему «Литературный персонаж и средства его создания». Учим видеть и выделять в тексте способы раскрытия характера персонажа (речевая характеристика, манера поведения, портрет и т. п.).

 

Художественный образ в произведении можно уподобить кирпичикам» (портрет, пейзаж, интерьер и т. п.), из которых складывается литературное целое. Задача данного конкурса и состоит в том, чтобы проанализировать, какой материал пошел на постройку и почему при использовании тех же как будто кирпичиков» у разных писателей создаются оригинальные художественно-образные миры.

Другая цель конкурса заключается в том, чтобы сделать категорию художественного образа для школьников осмысленным, незаменимым понятием, которое употреблялось бы не как красивые слова в сочинении, а для раскрытия специфики художественной литературы как вида искусства.        

Четырех-пяти отрывков для каждой команды вполне достаточно. Все зависит и от конкретных произведений, анализируемых на турнире, и от возраста участников, и от числа команд в каждой игре (их не должно быть больше трех, иначе возникают непреодолимые трудности). В целом восемь-десять вопросов для данного конкурса — оптимальное число. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Приведем в качестве примеров фрагменты некоторых произведений.

«Чей это пейзаж?»

1.        «Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно, отчетливо мелькали ноги лошадки. ... Ласточки летали высоко, ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. Как хорошо, боже мой!» Тургенев. «Отцы и дети».

2.        «В саду было тихо, прохладно, и темные, покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалось глубоко и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать».

Чехов. «Невеста».

«Кто кому объясняется в любви?»

1. «Она уже давно ожидала предложения от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало его. ... глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастья, он не мог произнести решительного слова; несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. ... «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее .... А дело начато и должно быть сделано?» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: — Вы знаете мои чувства к вам! — Говорить больше не нужно было: лицо ее сияло торжеством и самодовольством; но она заставила его сказать ей все то, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого, и она получила то, что требовала.» Объяснение Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Толстой, «Война и мир»

Перед чтением отрывка из произведения ведущий должен акцентировать внимание игроков на том, чтобы они не старались расслышать какие-либо подсказки (конкретные реалии), а пытались бы «уловить» авторскую манеру письма, почувствовать индивидуальный авторский стиль и исходить в своих ответам именно из этого.

Конкурс «Создаем литературный образ» особенно хорош для повторения пройденного за год или для повторения большого массива текстов. Появляется возможность проследить развития сквозных тем, мотивов, образов.

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, предполагая начитанность, хорошее знание текстов, данный конкурс активизирует память и развивает «внутренний слух» для различения индивидуальных авторских стилей.

Конкурс капитанов

Выявляем индивидуальный интеллектуальный уровень и степень литературной подготовки лидеров команд — капитанов.

Турнир — соревнование командное. Но роль капитанов в игре очень существенна. Часто во главе команды встает игрок, являющийся лидером по своему психо-эмоциональному складу. Бывают капитаны-интеллектуалы. Но и в том и в другом случае важно, чтобы капитаны не работали весь турнир-урок за команду, а были организаторами, выполняли роль дирижера. Поэтому учитель заранее разъясняет школьникам функции капитана, а в дальнейшем  ведущий следит за тем, чтобы играла вся команда. Решающий час для капитанов — это их конкурс, их соревнование. Здесь они должны подтвердить свое лидерство в команде.

Каждый капитан получает в напечатанном виде два задания. Этого вполне достаточно для конкурса. Характер заданий может быть различным. Поскольку речь идет о капитанах (лидерах команды), задания бывают сложнее, чем в других конкурсах. Но у капитанов должен оставаться шанс хотя бы одно задание выполнить удовлетворительно. Это важно для психологического  строя не только капитана, но и всей команды, потому что впереди еще половина игры. Очень важно, чтобы вопросы для обоих капитанов были примерно равной сложности. Приведем некоторые типы вопросов конкурса.

Задание, которое условно можно назвать «редактор»: найти и исправить смысловую, фактическую, ошибку, «случайно вкравшуюся в текст произведения. Например, в младших классах в отрывках из «Ревизора» капитаны должны увидеть «крылатое» выражение и исправить в нем ошибку.

1.        Городничий: То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. ... Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Наполеон герой, но зачем же стулья ломать? от это! убыток казне. Правильно: вместо «Наполеон» — Александр Македонский.

2.        Аммос Федорович: Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю все открыто, что беру взятки, но чем взятки? Картинами. Это совсем иное дело.

Городничий: Ну, картинами или чем другим — всё взятки.

Аммос Федорович: Ну, нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...

Правильно: вместо «картинами» — «борзыми щенками».

 Аналогичное задание для одиннадцатиклассников может быть предложено по «Мастеру и Маргарите».

  1. «— Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... партийный вопрос только испортил их...!

Правильно: вместо «партийный» — «квартирный».

 

2. «— Ну, конечно, это не сумма, — снисходительно сказал Воланд своему гостю, — хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрете?

Тут уж буфетчик возмутился.

—        Это никому не известно и никого не касается, — ответил он.

—        Ну да, неизвестно, — послышался все тот же дрянной голос из кабинета, — подумаешь, закон Паркинсона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате».

Правильно: вместо «закон Паркинсона» — «бином Ньютона».

Конкурс капитанов может включать самые разные задания, чем они больше отличаются друг от друга, тем интереснее воспринимается конкурс. Каждое задание оценивают от одного \ двух баллов, в зависимости от степени сложности. Нередко бывает так, что капитаны выполняют задание лишь частично. То да возможна оценка 0,5 балла или 1,5 балла. Главное, чтобы команды поняли, что капитан — это не представительская фигура игрок, способный серьезно влиять на ход турнира и выполняющий в команде очень важную роль.

 

Конкурс «Живые картины»

Учим видеть в литературном произведении не только словесный текст, лишенный какой-либо наглядности, но и скрытую в нем пластику. Заметим, что «Живые картины» были очень популярны в XIX веке, и они связаны с театральными, а «последствии и с кинематографическими интерпретациями.

Турнир — занятие интеллектуальное и творческое. В нем участвуют школьники 12—17 лет, весьма отзывчивые на решение творческих задач. В предыдущих конкурсах им приходилось постигать смысл художественного произведения в категориях и понятиях научного знания, анализировать текст, включая рациональное мышление, переводя язык художественных образов на язык  логических понятий. Конкурс «Живые картины» позволяет учащимся дать свое толкование, предложить свое видение произведения, перевести литературные образы в сценические. «Живые картины» — это сценическая интерпретация без слов — мимическими, жестовыми средствами — того или иного эпизода произведения или какого-либо образа. «Живые картины», построенные на пантомиме, дают возможность команде поставить перед соперниками вопрос: какая сцена или какой образ из произведения был сыгран перед зрителями.

Такой конкурс требует домашней подготовки, репетиций.

У «Живых картин» помимо творческой направленности (перевоплощения, игры) есть и чисто функциональная нагрузка: они дают игрокам разрядку, возможность просто подвигаться. В турнире это немаловажно. Поэтому «Живые картины» целесообразно ставить примерно в середине игры.

Этот конкурс, пожалуй, единственный в турнире, который жюри оценивает по общему впечатлению, что обусловлено его спецификой. В комментарии члены жюри обязательно высказываются о том, насколько удачно выбран фрагмент для интерпретации, об актерском мастерстве и о том, удалось ли учащимся создать свой образ. Максимальная оценка конкурса — три балла.

Конкурс «Музыкальный»

Проходим тему «Взаимодействие литературы с другими искусствами»

Такой художественный, культурологический феномен, как литература, вбирает в себя культурологические контексты других  форм искусства: музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д. Поэтому не обращать внимания на культурное окружение, не «сопрягать» (если воспользоваться выражением Л. Толстого) различные ассоциативные связи, которые пронизывают литературное произведение, — значит иметь о художественном тексте

ущербное, я бы сказала, куцее представление. Эта идея и лежит в основе музыкального конкурса.

Пусть не главной, но одной из задач литературных турниров является развитие общей культуры школьников. К этому надо стремиться при каждом удобном случае и использовать иные разные формы. «Музыкальный конкурс» — одна из таких форм, впрочем, наиболее проблемная. Причина тому единственная — узость, ограниченность общей культуры.

Первая задача «Музыкального конкурса» - ввести школьников в мир классической и народной музыки. С другой стороны, этот конкурс позволяет понять смысл конкретного эпизода, сцены и уяснить идею произведения в целом.

Конкурс «Азартные игры»

Учим нестандартному ассоциативному мышлению. Подключаем знания из смежных гуманитарных дисциплин: истории, психологии, искусствознания и др. Воспитываем умение думать в экстремальных ситуациях.

Кульминацией турнира является последний конкурс «Азартные игры». Элементы азарта в этом конкурсе преднамеренно заложены в его условиях. В «Азартных играх» многое зависит от случая, который может нарушить сложившуюся в ходе игры ситуацию, «спутать карты» и изменить положение команд в ту или иную сторону. Причем не раз события развивались таким образом, что всё решал ответ в буквальном смысле на последний вопрос. Таким образом, интерес в игре не угасает до последней минуты. Этот конкурс часто бывает «на руку» проигрывающей команде, которой уже нечего терять, и она готова идти ва-банк, что опять же делает игру еще острее. Но начисто проигранную игру спасти при помощи этого конкурса, разумеется, нельзя.

Естественно, что для «Азартных игр» используется соответствующий реквизит. Это могут быть и рулетка, и карты, и кости. Главное не в этом, а в системе подсчета баллов. «Соль» конкурса заключается в том, что это единственное состязание, когда за правильный ответ команда получает баллы, а за неправильный — теряет. Причем число баллов, которое команда может потерять, обратно пропорционально сложности вопроса. Так, за неправильный ответ на вопрос, который  оценивается в 5 баллов, команда теряет лишь 1 балл, за неправильный ответ на 4-балльный вопрос команда лишается 2-х баллов и т. д. Соответственно за неправильный ответ на самый легкий вопрос, за который дают 1 балл, команда лишается 5 баллов. Но это еще не все. Есть вопрос под названием «джокер», о стоимости которого игроки первоначально не знают. Поэтому до поры им не известно, сколько можно на «джокере» потерять  в случае неправильного ответа или, напротив, сколько можно выиграть баллов при правильном ответе. Еще одна особенность «джокера» в том, что команда, которой он достался, может его или оставить себе, или передать соперникам. Но те уже не имеют права его вернуть. И только после того, как выяснится, кто же будет отвечать на вопрос, объявляется число баллов за него. Это условие добавляет еще непредсказуемости в ход игры, заставляет команды просчитывать возможные варианты исхода турнира и принимать окончательное решение: рисковать или нет.

Теперь самое главное: характер вопросов в «Азартных играх».

Вопросы могут быть любого содержания. Все интересное, важное в произведении, что не вошло в предыдущие конкурсы, может стать темой для вопроса. Но поскольку конкурс имеет азартный характер, то и вопросы для него лучше приберечь в чём-то неожиданные, с «изюминкой». Чем больше остроумия, фантазии проявят создатели турнира-урока в подготовке вопросов к этому конкурсу, тем азартнее он пройдет.

Приведем в качестве примеров некоторые вопросы из «Азартных игр» разных турниров без указания оценки, потому что она зависит от сложности остальных вопросов в данном конкурсе. В целом вопросов не должно быть больше пяти для каждой команды. Иначе существенно искажается объективная картина игры. Но их не может быть и меньше трех, потому что в таком случае уничтожается сам конкурс.

1. Как переводится с немецкого фамилия. Штольц?

Гордый.

2. Как называли мужики имение братьев Кирсановых?

Бобылий хутор.

3 Какой цвет - серый, желтый или фиолетовый - постоянно используется Достоевским для передачи эмоционально-психологической атмосферы романа «Преступление и наказание»?

Желтый.

Конкурсы болельщиков

Выявляем знание текста в его подробностях и внетекстовых  реалий (в основном значимых фактов биографии писателя).   Подключаем к активному участию большую часть аудитории.

Конкурсы болельщиков — очень важная часть литературного турнира-урока. Во встрече двух команд соревнуются не более 10—12 игроков. Значит, остальные — болельщики. Они не могут оставаться «балластом», пассивными зрителями, только переживающими за своих одноклассников. Болельщики должны активно участвовать в турнире. Практика показывает, что именно активность болельщиков создает атмосферу игры, формирует общее для всех учащихся впечатление о турнире, влияет на его зрелищность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

Формирование положительной мотивации у младших школьников к урокам физической культуры

Я всегда в своей практике задавалась следующим  вопросом: "Как сделать свои уроки еще интереснее, доступнее для понимания моим маленьким ученикам?" Работая в школе третий год я пришла к простым в...

Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела

Нет  более важной и в то же время более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой ...

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...

Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами. Доклад по теме самообразования на заседании кафедры русского языка и литературы...