Общественный зачет
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Кудряшова Елена Владимировна

Общественный зачет - одна из форм контроля

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Общественный зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»

      Переход на   ФГОС второго поколения  обязывает педагогов использовать в педагогической деятельности новые современные образовательные технологии и в первую очередь личностно-ориентированное обучение ,именно личностно-ориентированное обучение открывает новые принципиальные подходы и тенденции к решению вопросов «чему» и «как» учить сегодня. Содержание обучения рассматривается как средство развития личности. В связи с этим необходимо пересмотреть и  оценку  качества знаний  учащихся  . Наиболее эффективной  оценкой , на мой взгляд , является «Общественный  смотр знаний» или

 « общественный зачет» , так как  это позволяет  

      1) обобщать и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу; учить применять теорию на практике.

2) активизировать работу учащихся по предмету;

3) подготовиться  к сдаче ГИА, ЕГЭ

3) познакомить  родителей с требованиями, которые учитель предъявляет учащимся на  своих уроках;

 4) обсудить проблемы, которые  волнуют родителей.

     Смотр знаний предназначен для комплексной, независимой оценки знаний, умений и навыков учащихся по определенному разделу.

       Проверка результатов обученности учащихся носит комплексный характер и включает как письменную, так и устную формы. Каждая из них имеет свою цель. С помощью устных ответов проверяются знания учащихся по основным теоретическим вопросам раздела, базовые понятия и умения давать обобщенные и сравнительные характеристики явлений. С помощью письменных ответов проверяются практические и общеучебные  способы деятельности.

Таким образом , «общественный смотр знаний» – одна из форм коллективной игровой, познавательной деятельности. который предусматривает проведение своеобразного отчёта учащихся за свои знания перед товарищами, учителями, родителями, старшеклассниками.

     В моей педагогической практике используются различные формы проведения  такого вида зачетов .Например , на уроках литература  особенно в старших классов  оценка качества знаний   учащихся  определяется по итогам комплексного изучения произведения , которое включает

 урок – театр(или просмотр фильма)   - « общественный зачет»   Так  после изучения  произведения А Грибоедов  « Горе от ума»    учащиеся имеют возможность посетить театр  , затем провожу игру «Умники и умницы»  с привлечением родителей  в качестве жюри .  М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - просмотр художественного фильма – «Суд над Печориным» как одна из форм зачета

    В связи с предложением  вернуть практику написания сочинений при сдаче экзамена по русскому языку и литературе и  введением обязательной  публичной  защиту написанных сочинений  в конце декабря  в гимназии  в течение двух дней учащиеся 10 А класса  выступали со своими работами по произведению И.С Тургенева «Отцы и дети» . При публичной защите   в качестве экзаменаторов были приглашены  родители .

Рассмотрим один из форм проведения  «Общественного смотра знаний» на уроках русского языка

1 Подготовка самый сложный и ответственный этап:

1) выбрать тему для «Общественного смотра знаний»;

2) приготовить вопросы по теоретическому материалу

3) подобрать практический материал по выбранной теме (используя  дифференцированные задания);  оформить раздаточные карточки

4) определить сроки проведения.

5) создать комиссию для «Общественного смотра знаний» и ознакомить членов комиссии с их обязанностями во время мероприятия.

В состав «комиссии» могут войти учителя – предметники, члены администрации, родители, а также старшеклассники.

После изучения темы « Имя прилагательное»  в 6 классе можно провести «Общественный  смотр знаний»

Ход смотра:

Стол с табличкой «Заказчики » занимают члены комиссии ( состав  которых входят прежде всего родители ). На столе разложены билеты  с теоретическими вопросами

Ребята по очереди берут билеты и отвечают на вопросы билета у доски. ( или используя элементы игры « Слабое звено»)

  • Как называется раздел , в котором изучается «Прилагательное»
  • Общее грамматическое значение прилагательного
  • Морфологические признаки прилагательного
  • Начальная форма прилагательного
  • Синтаксическая роль прилагательного

Практическую часть выполняют на месте вытягивая одно из заданий   и сдают «Заказчикам »  , которые и оценивают эти работы (предварительно проводится инструктаж по проверке заданий). Проверяющие имеют решения, ответы.

Практическая работа по теме «Имя прилагательное»

1 задание

Распределите все имена прилагательные из текста по трем группам: а  Качественные; Б- относительные; В- притяжательные

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Их город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья, который называли Огурцовой рекой, потому что по берегам росло много огурцов. За рекой был большой лес, в котором встречались лисьи и волчьи следы. Коротышки делали из березовой коры красивые лодочки, переплывали через быструю реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

2 задание

Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными.

(Не) добрый, а злой; (не)брежный, (не)взрачный, (не)счастье, (не) счастливый, (не) вежественный, (не)пролазный, (не) вольный, (не)лепый, совсем (не)добросовестный, (не) избежный, (не) уклюжий, (не)счас(?)ный, (не)отложный, (не)замедлительный, (не)насытный, (не)настье.

3 задание

Превратите сложную форму превосходной степени прилагательных в простую форму.

Самый хороший (день)

Самый плохой (поступок)

Самый короткий (путь

4 задание

Образуйте краткую форму имен прилагательных.

Шалаш хороший; газ летучий; ландыш пахучий; перец жгучий; напиток шипучий; снег скрипучий.

5  задание

Выполните графический разбор предложения и морфологический разбор выделенных прилагательных.

Обычно ягоды собирали в большую корзину которую Винтик и Шпунтик на газирова(н,нн)ом автомобиле везли в Цветочный город.

Члены жюри ведут свой учёт знаний  и заполняют таблицу «Лист контроля»

 Фамилия  имя

Оценка за теорию

 Оценка за практику

Тест

Общая оценка

Примечание (помощь родителей , товарищей  и т.д.)

Ученики свои ответы могут сопровождать наглядными пособиями, которые готовятся в ходе подготовки. Работа идёт динамично, эмоционально. Тем, кто испытывает затруднения, оказывается посильная помощь со стороны родителей , товарищей , учителя . Эта информация фиксируется в графе примечания    таблице «Лист контроля».   После того как все уже ответили, члены комиссии подводят итог, обсуждают ответы и выставляют оценки. Критерии выставления оценок  продуманы заранее.

Таким образом, смотр знаний - это одна из конструкций звена контроля и коррекции знаний в структуре процесса обучения, проводимая учителями с целью независимой комплексной оценки знаний, умений и навыков по изученному разделу школьного курса и подготовке к ГИА и ЕГЭ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Общественный» зачет по теме «Причастие» Слабое звено

Слайд 2

Что называется причастием

Слайд 3

Найдите в приведенных примерах причастие и укажите их номера 1.Спелый 2.Бушевать 3.Бушующий 4.Синевший 5.Синеть 6.Весенний 7.Весна 8.Расколотый

Слайд 4

1.Выберите только признаки причастия: 1.Род 2.число 3.падеж 4.склонение 5.лицо 6.вид 7.возвратность 8.спряжение 9.одушевленное или неодушевленное 10.наклонение 11.время

Слайд 5

Общее грамматическое значение причастия

Слайд 6

Синтаксическая роль причастий

Слайд 7

Признаки каких частей речи есть у причастия

Слайд 8

Признаки прилагательного у причастия

Слайд 9

Признаки глагола у причастия

Слайд 10

Продолжи предложение : Причастие имеет настоящее ,……….

Слайд 11

Что такое причастный оборот

Слайд 12

Выдели причастный оборот в предложении Бедная старушка лишённая последней надежды поплелась в хату.

Слайд 13

Назови виды причастий

Слайд 14

Найди действительные и страдательные причастия : Наполненный, зовущий, знавший, покрытое , щебечущий, слышанный, нёсший ,

Слайд 15

Назовите суффиксы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 16

От чего зависит правописание суффиксов ДПНВ

Слайд 17

Объясните написание гласных в суффиксах причастий Вяж … щий , бор… щийся , Слыш .. щий вид… щий .

Слайд 18

Назовите суффиксы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 19

Назовите суффиксы СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 20

Доверяю

Слайд 21

Объясните написание гласных в суффиксах причастий Вид… мый , вообража … мый , мысл … мый , называ … мый .

Слайд 22

Назовите суффиксы СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 23

Найди краткие страдательные причастия : Выращена, ласкова , тиха, наполнена, взята, нарисован, красив, чист, разбиты .

Слайд 24

Объясни правописание причастий : Договоры подписан(?) ы , Крыши крашен(?) ы , волосы причесан(?) ы .

Слайд 25

Слитно или раздельно? Обозначь условия написания. Не?доумевающий человек, не?пришедшему вовремя друг , Не?сделанная работа , не?спящий , а бодрствующий , не?заперта дверь.

Слайд 26

Образуй прилагательное от глаголов : Жарить -……. красить-……

Слайд 27

Образуй причастие от прилагательных : Жареный -…... крашеный -…….

Слайд 28

а) художественный б ) разговорный в) научный г) публицистический Как ты думаешь , в каком стиле используются чаще причастия и причастные обороты :


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Общественный зачет» по литературе 7 класс

Слайд 2

1 .Назовите писателей , произведения которых были изучены в этой четверти ( не менее 5)

Слайд 3

2.Какие губернии описывает И.С.Тургенев в произведении «Хорь и Калиныч »

Слайд 4

3. « Хорь и Калиныч » отрывки вопрос

Слайд 5

4 . Назовите произведение и автора прослушанного отрывка

Слайд 6

5. Назовите героя , который исполнял произведение именно так…..

Слайд 7

6. Этого поэта называли народным поэтом . Кто это ?

Слайд 8

7. «Размышления у парадного подъезда» отрывок вопрос

Слайд 9

8. назовите произведение прослушанного отрывка

Слайд 10

9 Куда едет княгиня Трубецкая –главная героиня произведения Н.А.Некрасова

Слайд 11

10. вспомните , как начинается произведение Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Слайд 12

11. Отрывок из произведения «Железная дорога»

Слайд 13

12 . Назовите произведения М.Е. Салтыкова- Щедрина

Слайд 14

13. Какую газету читал дикий помещик ?

Слайд 15

14 что « непереносно » сердцу помещика из произведения «Дикий помещик»

Слайд 16

15 Назовите произведение : «…перед ними с одной стороны расстилалось море , с другой стороны лежал небольшой клочок земли , за которым стлалось все то же безграничное море ….»

Слайд 17

16 .Кто отправил генералов на необитаемый остров

Слайд 18

17 . Назовите автора произведения « Севастополь в декабре месяце»

Слайд 19

18 . Левша - это …….

Слайд 20

19 . Зачем Левшу отправили в Англию

Слайд 21

20 Что хотел сообщить Левша государю

Слайд 22

21 .Что такое ЭПИТЕТЫ

Слайд 23

Кто автор данного отрывка

Слайд 24

Что такое сравнение

Слайд 25

Что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Слайд 26

Кто автор прослушанного отрывка

Слайд 27

Назовите главного героя произведения М.Горького « Детство»

Слайд 28

Кто такой Хорошее дело

Слайд 29

Назовите литературные роды

Слайд 30

Перечислите жанры произведения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Общественный» зачет по теме «Причастие» Слабое звено

Слайд 2

Что называется причастием

Слайд 3

Найдите в приведенных примерах причастие и укажите их номера 1.Спелый 2.Бушевать 3.Бушующий 4.Синевший 5.Синеть 6.Весенний 7.Весна 8.Расколотый

Слайд 4

1.Выберите только признаки причастия: 1.Род 2.число 3.падеж 4.склонение 5.лицо 6.вид 7.возвратность 8.спряжение 9.одушевленное или неодушевленное 10.наклонение 11.время

Слайд 5

Общее грамматическое значение причастия

Слайд 6

Синтаксическая роль причастий

Слайд 7

Признаки каких частей речи есть у причастия

Слайд 8

Признаки прилагательного у причастия

Слайд 9

Признаки глагола у причастия

Слайд 10

Продолжи предложение : Причастие имеет настоящее ,……….

Слайд 11

Что такое причастный оборот

Слайд 12

Выдели причастный оборот в предложении Бедная старушка лишённая последней надежды поплелась в хату.

Слайд 13

Назови виды причастий

Слайд 14

Найди действительные и страдательные причастия : Наполненный, зовущий, знавший, покрытое , щебечущий, слышанный, нёсший ,

Слайд 15

Назовите суффиксы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 16

От чего зависит правописание суффиксов ДПНВ

Слайд 17

Объясните написание гласных в суффиксах причастий Вяж … щий , бор… щийся , Слыш .. щий вид… щий .

Слайд 18

Назовите суффиксы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 19

Назовите суффиксы СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 20

Доверяю

Слайд 21

Объясните написание гласных в суффиксах причастий Вид… мый , вообража … мый , мысл … мый , называ … мый .

Слайд 22

Назовите суффиксы СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 23

Найди краткие страдательные причастия : Выращена, ласкова , тиха, наполнена, взята, нарисован, красив, чист, разбиты .

Слайд 24

Объясни правописание причастий : Договоры подписан(?) ы , Крыши крашен(?) ы , волосы причесан(?) ы .

Слайд 25

Слитно или раздельно? Обозначь условия написания. Не?доумевающий человек, не?пришедшему вовремя друг , Не?сделанная работа , не?спящий , а бодрствующий , не?заперта дверь.

Слайд 26

Образуй прилагательное от глаголов : Жарить -……. красить-……

Слайд 27

Образуй причастие от прилагательных : Жареный -…... крашеный -…….

Слайд 28

а) художественный б ) разговорный в) научный г) публицистический Как ты думаешь , в каком стиле используются чаще причастия и причастные обороты :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачет "Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

заключительный урок по окончании изучения темы в 8 классе...

общественный зачет по теме "Степень числа"

Материалы для проведения общественного зачета по теме "Степень"...

общественный зачет по русскому языку

общественный зачет -это проверка знаний по русскому языку  в области темы "Лексика"...

общественный зачет по теме" Глагол"

данная форма позволяет проверить знания учащихся по пройденной теме...

"Общественный зачет как одна из форм оценки качества знаний"

quot;Общественный зачет "- одна из форм коллективной  игровой , познавательной деятельности , который предусматривает  проведение своебразного отчета учащихся за свои знания перед това...