Урок литературы на тему "Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька».
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Юлия Борисовна Кузнецова

Урок познавательный. Помогает взрослым осознать ценность общения с детьми. В уроке показаны элементы технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литература родного края. Региональный компонент.

Класс –6

Тема

Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки в рассказе В.И. Шапошникова « Колька».

Цель

На примере рассказа « Колька» показать  равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому миру ребёнка.

Образовательные: выяснить, действительно ли взрослые равнодушны к Кольке.

                                 Выяснить, к каким последствиям может привести равнодушие взрослых

Воспитательные: развивать навыки анализа текста, умение решать проблемные вопросы, строить высказывания, делать выводы.

Развивающие:воспитывать доброе отношение к людям, стремление слушать и слышать людей, понимать и сочувствовать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать ключевую  проблему рассказа, уметь анализировать рассказ ( в познавательной сфере), понимать авторскую позицию и собственное отношение к ней (в ценностно-ориентационной сфере), уметь вести диалог( в коммуникативной сфере), формирование эстетического вкуса (в эстетической сфере)

Уметь понимать проблему, уметь определять и формулировать  тему и цель на уроке.

Искать пути решения проблемы, делать выводы.

Уметь самостоятельно  организовывать и  оценивать свою деятельность.

Воспитание уважения к чувствам людей.

Осознание ценности семьи.

Воспитание в себе добрых чувств.

Уметь проводить самооценку.

Умение пользоваться толковыми словарями.

Методы обучения

Частично-поисковый, наглядный, проблемный, практический,  личностно-ориентированный.

Формы обучения

Индивидуальные, групповые, фронтальные.

Межпредметные связи

Связь с ИЗО.

Ресурсы:

основные

дополнительные

Литература 5-6 классы. Учебная хрестоматия для общеобразовательные учреждений. Автор-составитель Ю.В. Лебедев. Просвещение -регион. Москва 2002. стр.284-292

Толковые словари, интерактивная доска.

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения / технологии обучения  / формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап 1. Самоопределение к деятельности.

Цель. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, выделение содержательной области.

( Показ цветущего луга и улыбающегося ребёнка, бегущего по лугу).

  • Ребята, каким выглядит ребёнок?
  • Как вы это определили?

  • А вы счастливы?
  • Докажите.
  • Сформулируйте мысль, которая связывает понятие счастье с отношением к вам взрослых людей. Задайте друг-другу вопросы.

- Сформулируйте  общий вывод.

Просмотр иллюстрации

  • Счастливым!

  • Он улыбается, бежит. Атмосфера вокруг - цветущий разнотравьем луг- прибавляет счастья.
  • Да ( или нет)

доказывают.

( каждый ученик высказывает своё мнение)

Дети задают друг-другу вопросы по теме.

Вывод. От отношения взрослых зависит внутреннее состояние детей.

Наглядный

Пропедевтическая беседа.

Организация фронтальной, индивидуальной  работы

Умение вести диалог, формулировать вывод, высказывать собственное отношение к проблеме.

Коммуникативные УУД:постановка вопросов.

Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД:

управление собственной деятельностью, самостоятельность.

Познавательные УУД:выполнение логических операций.

Этап 2. Актуализация знаний и мотивация.

Цель. Актуализация знаний детей из их личного опыта, создание настроя на активную работу, показав важность темы для них.

  • Ребята, я вижу, что вы счастливы! Но у меня из головы не выходит грустный взгляд мальчика, которого я встретила сегодня утром.  Мальчик мне показался таким одиноким! Кого он вам напомнил? Какой Колька?
  • Ребята, а что такое мир? Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы произносите слово
  • « мир»? Составьте кластер. А как вы понимаете выражение

« внутренний мир человека»?

  • Каким, по вашему мнению, должен быть внутренний мир человека. Докажите.
  • Нарисуйте словами, как выглядит внутренний человека, который одинок.
  • Какой внутренний мир Кольки? Докажите примерами из текста
  • .Ребята, что такое равнодушие? Запишите в тетрадь
  •  А теперь обратитесь к толковым словарям и выяснив, что такое равнодушие, сравните с вашими предположениями. Сделайте вывод.
  • Встречались ли вам в жизни равнодушные люди? Как они выглядят? В чём проявляется их равнодушие?

  • Дискуссия на тему:

Хорошо ли быть равнодушным человеком?

Сделайте общий вывод.

  • Кольку.

( ребята характеризуют Кольку)

-Составляют кластер. МИР ( любовь, покой, простор, дружба, улыбка, тепло, домашний очаг и т.д)

   - Это его душа, состояние души, настроение.

  • Счастливым, добрым, богатым, честным ( дети доказывают свои точки зрения)
  • Чёрный. маленький,  прозрачный, хрупкий и т.д.

-Хрупкий. Ранимый. Дети читают отрывки, доказывая

 своё мнение.

( записывают)

( работа с толковыми словарями.

Дети делают общий вывод: равнодушие-это безразличие, безучастность)

( рассуждения детей)

Дети делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами по теме.

( дети формулируют вывод)

Создание проблемной ситуации.

Ассоциации.

Элементы технологии развития критического мышления.

Словесное рисование.

Работа с текстом ( выборочное чтение).

Работа с толковым словарём.

Дискуссия.

Эвристическая беседа, работа в группах.

Умение вести диалог,

умение характеризовать героя, умение анализировать информацию,

умение делать выводы, сопоставлять факты, выстраивать логические цепочки.

Коммуникативные УУД:умение с достаточной точностью выражать свои мысли, оценка действий партнёра.

Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание, смыслообразование

Регулятивные УУД:инициативность, самостоятельность

Познавательные УУД:обобщение,умение делать выводы, сравнение

Этап 3. Учебно-познавательная деятельность. Чтение и анализ художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями.

Цель. Выяснение сущности проблемы, поиск путей решения проблемы урока.

  • Кто самый близкий для нас человек? Как к вам относится мама?
  • Как относится мама к Кольке?

-Каким вы видите отношение силача-гастролёра к Кольке?

  • Прав ли силач? Обоснуйте.
  • Можно ли сказать, что они равнодушны к Кольке?

Сформулируйте тему урока.

Давайте вычленим проблемы, которые нам нужно решить.

  • Нужно доказать равнодушие взрослых к Кольке.
  • У каждого поступка есть результат.

- Итак, давайте докажем отрывками из текста, что взрослые действительно равнодушны к Кольке. 1 группа доказывает, что мать равнодушна к Кольке.

Вторая группа доказывает, что силач-гастролёр равнодушен к Кольке.

- Правы ли они? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Кто в действительности понимал Кольку?
  • Нарисуйте словами образ отца
  • Кем был отец для Кольки?

Найдите в тексте ответ на вопрос: « К чему может привести равнодушие взрослых?» Составьте вопросы по этому отрывку и задайте друг другу.

  • Слово-магнит: «равнодушие»

- Какой сделаем вывод?

  • Мама
  • С нежностью, с добротой, с пониманием

Равнодушие взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру Кольки.

Дети формулируют цели урока.

  1. Действительно ли взрослые равнодушны к Кольке?
  2. К чему может  привести равнодушие взрослых?

Читают, анализируют, делают выводы.

Отец.

( словесное  рисование)

Идеалом  мужчины

( составляют вопросы)

  • Почему к Кольке пришли мысли о смерти?

Что его спасло от смерти?

Равнодушие- горе, смерть, тоска, рана, грусть, одиночество...

- Нельзя быть равнодушным к близким людям, да и вообще к людям.

Связь с жизнью, с личным опытом.

Групповая работа.

Словесное рисование.

Поиск ответов на проблемный вопрос.

Постановка вопросов.

Слово-магнит

Умение оценивать действия героя, высказывать отношение к их поступкам

Умение формулировать тему и цели урока.

Умение работать в группе.

Умение формулировать вопросы, искать ответы.

Коммуникативные УУД:постановка вопросов.

Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: управление собственной деятельностью, самостоятельность, инициативность

Познавательные УУД:обобщение, анализ.

 Этап 4.Интеллектуально- преобразующая деятельность.

Цель. Преобразование полученных знаний.

Задание на выбор.

  • Составьте синквейн о душевном состоянии Кольки.
  • Составьте синквейн со словом равнодушие.

  • Какая мысль объединяет ваши синквейны?
  • Как помочь Кольке стать счастливым? Составьте синквейн, который характеризовал бы счастливого Кольку.
  • Какой синвейн вам больше нравится? Почему?

Колька

Грустный, одинокий

Страдает, мучается, плачет

Разочаровался в близких людях

Обида

Равнодушие

Страшное, дерзкое

Убивает, разрушает, губит

Равнодушным быть нельзя!

Смерть.

- Равнодушие губит душу человека.

Колька

Весёлый, озорной

Улыбается, радуется, живёт

Доверяет всем людям

Счастье

Приём технологии развития критического мышления ( синквейн)

Умение приводить в систему и оценивать изученный материал

Коммуникативные УУД: умение давать оценку действиям партнёра

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: самостоятельность, инициативность

Познавательные УУД: умение анализировать, строить логические связи, делать выводы

Этап 5.  Итог урока

Оценка результатов деятельности. Рефлексия деятельности.

Цель. Осознание важности урока, умение оценить собственную деятельность.

-Каким должен быть настоящий человек?

  • Действительно ли в рассказе Шапошникова

« Колька» взрослые равнодушны к ребёнку? Правильно ли это?

  • Если бы вы сейчас встретились с мамой Кольки, что бы вы ей посоветовали?
  • Что бы вы посоветовали силачу?
  • К чему может привести равнодушие взрослых?

  • Какие уже имеющиеся знания помогли вам в решении задач урока?
  • Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?
  • В какой момент урока ты почувствовал себя наиболее успешным?
  • За что бы ты себя похвалил на уроке?
  • Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Предлагает детям жёлтую и красную карточку.

- Оцените своё отношение к людям. Красный-равнодушное, жёлтый — доброе и понимающее.

  • Добрым, неравнодушным.

  • Да.

  • Нет.
  • Быть более понимающей к сыну, не забывать о том, что у него есть душа, хрупкая и ранимая.
  • Выслушать и понять мальчика, не хвалиться своими победами, не быть эгоистом.
  • К страданиям детей.

Самооценка детей своей деятельности на уроке.

Дети проводят рефлексию

Приёмы рефлексии.

Умение подводить итог урока, оценивать собственную деятельность

Коммуникативные УУД: оценка действий партнёра

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: контроль.

Познавательные УУД: умение воспринимать и оценивать информацию

Этап 6. Информирование о домашнем задании.

Цель. Понимание детьми ценности домашнего задания.

Написать эссе на тему:

« Как помочь Кольке стать счастливым?»

Записывают домашнее задание

Словесный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. « Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза  -основной художественный прием построения рассказа»....

Урок литературы в 8 классе "Личный дневник как часть внутреннего мира человека"

На уроке поднимается проблема внутреннего мира человека. Урок построен на документальном материале. В основу положены личные дневники Анны Франк, Тани Савичевой, писателей К. Паустовского, Л.Толстого....

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...