Литературный анализ рассказов Л.Н. Толстого
методическая разработка по литературе по теме

Николаева Светлана Вячеславовна

Настоящая методическая разработка представляет собой описание педагогического опыта литературного анализа текста.  В качестве примера приведены конспекты уроков,  на которых анализируются рассказы Л.Н. Толстого. Данная технология критического мышления способствует целостному полноценному восприятию художественного произведения. Презентации для уроков выполнены в программе notebook, которая используется для интерактивной доски SmartBoard. Установить программу можно с сайта  http://edcommunity.ru

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


я  записка …………………...…...……..…………….      3

  1. Методическая  разработка  уроков  литературного  чтения  

в  3  классе  по  теме  « Великие  русские  писатели и поэты.  

Творчество Л.Н.  Толстого»

  1. Л.Н.  Толстой «Акула» …………………….…………..……….    7

  1. Л.Н.  Толстой «Прыжок» …………………………….…….…    15

  1. Л.Н.  Толстой «Лев и собачка» ………………………………    24

  1. Приложение ……………………………………………………...……    32

Настоящая методическая разработка представляет собой описание педагогического опыта литературного анализа текста с использованием современных технологий, в частности, интерактивной доски SmartBoard. Актуальность работы очевидна.

С одной стороны, развитие информационных технологий требует качественно нового подхода к обучению и  развитию детей. Доска SmartBoard предоставляет уникальные возможности для работы и творчества. Использование интерактивной доски позволяет наглядно, ярко, живо и увлекательно излагать материал; повышать качество образования; реализовывать творческий потенциал детей и просто соответствовать реалиям сегодняшнего дня.

Интерактивное оборудование SmartBoard используется, в первую очередь, как наглядность и усиливает эмоциональное восприятие изучаемых объектов; позволяет использовать визуальные, слуховые и кинестетические стили обучения.

Ученики могут не только видеть большие цветные изображения и слышать звуковое оформление, но и физически взаимодействовать с материалом - делать на доске записи маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений, выделять главные мысли, передвигать буквы, числа, слова и картинки.

Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и детям становится интересно учиться.

С другой стороны, любовь к чтению, к литературе оказывает благотворное влияние на развитие и воспитание личности ребёнка, его духовной, творческой, эмоциональной сферы, формирование нравственных идеалов. Вот почему важно уже в начальной школе заложить основы культуры чтения, воспитать любовь к литературе.

Художественное произведение должно пробудить у детей  чувства: сопереживание, сострадание, радость, грусть и т.п. Но при этом важно разобраться в мотивах поступков героев, причинах и следствиях событий, понять авторскую позицию, чтобы отношение читателя было адекватно этой позиции.

Надо стремиться пробудить у детей эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, осознание художественного произведения как искусства слова, доставляющего радость от общения с ним, научить ценить красоту и богатство языка писателя или поэта.

Художественный уровень восприятия произведения возможен, если осуществляется полноценный анализ художественного произведения на уроке в единстве его содержания и формы, логического, образного, эмоционального содержания, который способствует целостному восприятию произведения без отрыва анализа содержательной стороны текста (сюжета) от использованных в нём изобразительных средств (языка, композиции, образности, жанровых и стилистических особенностей).

В результате такого анализа, процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается выводами, которые могут повлиять на становление и совершенствование черт характера ребёнка.

Художественное произведение для детей начальной школы построены таким образом, что главным двигателем событий является поступок героя.

Следовательно, чтобы разобраться в смысле событий, необходимо, прежде всего, проанализировать этот поступок, выявить мотив, смысл и определить личностное отношение к нему автора и читателя.

Поэтому для полноценного анализа произведения ученику необходимо овладеть рядом знаний и умений:

  • Знание художественных средств выразительности (языка произведения) и умение их распознавать.
  • Знание жанровых особенностей произведения, умение различать жанры эпических, лирических и драматических произведений.
  • Знание компонентов произведения (образ, поступок, пейзаж и т.д.) и умение определять их функциональное назначение в произведении.
  • Умение воссоздавать в своём воображении читаемое.
  • Уметь проникнуть в эмоциональный настрой произведения.
  • Умение определить отношение автора к героям, к ситуации и воспринимать произведение адекватно этой позиции.
  • Умение постигать смысл описанных событий, фактов, поступков и давать свою оценку.

 Некоторые умения, необходимые для анализа художественного произведения, состоят, в свою очередь, из  ряда микроумений:

  • Умение воссоздавать в своём воображении читаемое:
  1. Умение по «словесным картинам» представлять  героев, картины, события, которые описываются в произведении.
  2. Умение по «словам-сигналам» дополнять картину важными для анализа эмоциями (ассоциативные ряды –  собственный эмоциональный опыт), фактами (знания о предметах, событиях, явлениях и т.п.).
  • Умение определить эмоциональный настрой произведения:
  1. Умение находить в тексте слова, создающие атмосферу, отражающее эмоциональное состояние героя.
  2. Умение определить это состояние, опираясь на свой жизненный и читательский опыт.
  • Умение определить отношение автора к героям, к ситуации в целом:
  1. Умение находить в тексте слова, отражающее отношение автора.
  2. Умение находить скрытые оценки.
  • Умение постигать смысл описанных событий, фактов, поступков и давать свою оценку:
  1. Умение соотносить героя с его поступками.
  2. Умение проникаться сочувствием, симпатией, антипатией.
  3. Умение дать свою оценку происходящему.

Уроки имеют единую структуру, которая соответствует требованиям к современному уроку и включают:

  • Актуализацию знаний.
  • Рассказ, сообщение, презентацию.
  • Постановку вопросов для анализа.
  • Анализ названия произведения.
  • Анализ иллюстраций к произведению.
  • Первичное чтение рассказа.
  • Повторное чтение с анализом.
  • Обобщающие беседы.

Тайна произведения, а с ней и интерес заключаются в том, что на каждом этапе работы, анализируя свой читательский опыт, название нового произведения, иллюстрацию, отрывок, сюжетную часть, деталь произведения ученики получают информацию, которая либо подтверждает, либо опровергает предыдущие выводы. Поэтому, правы они или нет в своих суждениях, что хотел сказать автор, чему хотел научить  и т.п., можно сказать только после тщательного анализа произведения.

Кроме того, каждый читатель, опираясь на личный опыт и свои интересы, находит в произведениях что-то своё, отличное от восприятия другого читателя.

Основные задачи, которые решает учитель на уроке литературного чтения:

  • Обобщить знания об авторе, получить новые  сведения о жизни, погрузить в мир творчества и ценностей.
  • Определить эмоциональный настрой, который создаёт произведение в каждой своей части, передает художник в иллюстрациях.
  • Создать атмосферу, способствующую лучшему пониманию событий, происходящих в произведении, более глубокому проникновению в замысел писателя, раскрытию характеров.
  • Дать дополнительные, важные для полноценного анализа, факты, сведения.
  • Активизировать мыслительную деятельность учеников.
  • Создать условия для формирования нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, положительных качеств и эмоционально-волевых свойств личности.
  • Способствовать проявлению и формированию эстетического чувства, художественного вкуса, творческих способностей учащихся.
  • Пробудить у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению, позволяющему им получать наслаждение от встречи с художественным словом.
  • Развивать речь и коммуникативные навыки.
  • Вырабатывать навык  беглого и выразительного чтения.

Очень интересна в этом плане работа с психологической прозой               Л.Н. Толстого.

Настоящая методическая разработка имеет целью описание собственного опыта литературного анализа произведений, способствующего целостному полноценному восприятию художественного произведения, и использования на уроках интерактивных средств обучения.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс

Модуль: Великие русские писатели.

Тема: Л. Н. Толстой. Прыжок.

Форма: урок

Учебное время: 1 урок.

Цели:

  1. Обучающие:
  1. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею;
  2. Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
  3. Учить раскрывать психологический характер конфликта в рассказе.
  4.  Совершенствовать умение находить ключевые слова, составлять «картинный» план.

  1. Развивающие:
  1. Развивать навыки выразительного чтения;
  2. Развивать творческое воображение и мышление.
  3. Развивать речь и коммуникативные навыки.

  1. Воспитательные:
  1. Формировать нравственные понятия, определенные жизненные ориентиры, положительные качества и эмоционально-волевые свойства личности;
  2. Формировать эстетические чувства, художественный вкус, творческие способности учащихся;
  3. Воспитывать у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению.

Технические средства: интерактивная доска SmartBoard.

 Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • поисково-исследовательский

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями ещё одного великого русского писателя - Л.Н. Толстого. (Слайд 1)

II. Беседа о творчестве Л.Н. Толстого.  

Используется презентация об авторе. Ученики вспоминают уже известные им факты биографии, произведения.

III. Актуализация знаний. Постановка вопросов для анализа.

(Слайд 1)

1. Анализ названия произведения.

- Сегодня мы будем анализировать рассказ «Акула».  Как вы думаете, о чём будет рассказ? (ответы учеников)

- Какие эмоции возникли у вас, когда вы читаете название?  Почему?

(опасность, страх и т.д., рассказывают об акулах)

- (Слайд 2,3) Рассказ об акуле.

          Акулы - очень древние рыбы.  Их насчитывается около 400 видов. Они отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Длина тела акул   —  от 15 – 40 см  до 15 – 20 м у гигантской и китовой акул. Вес тела таких гигантов может достигать 20 тонн.

Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей.
           У всех акул скелет состоит из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад.

Пасть в нижней части головы акулы, похожая на узкую поперечную щель, усажена несколькими рядами острых зубов.

Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой, наносит серьезные раны.

Благодаря обтекаем ой форме тела при движении акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают (со скоростью до 40 км в час).
           Акула - это слово часто произносят с ненавистью: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Но не все акулы хищники: гигантская, китовая и глубоководная акулы питаются планктоном, медузами, мелкой рыбешкой. Для человека потенциально опасны 50 видов, а зарегистрированы нападения только 29 ( из 400 видов). Наиболее опасными являются тигровая, белая и песчаные акулы, а также акула-молот.   

2. Анализ иллюстраций к произведению.

- На слайде изображена иллюстрация к рассказу. Рассмотрите её.

- На какую новую информацию дал вам  художник? 

(Действие происходит на парусном корабле, кто-то плавает в воде, а рядом акула.)

3. Рассказ о строении парусных кораблей. 

(Слайд 4,5). Вы правы действие рассказа происходит на парусном корабле, на котором раньше совершались морские плавания.

Еще в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде,  для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе и получился первый плот.

В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Многие народы делали лодки и из шкур животных.

Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме.

В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами весел.

В 7 веке в Венеции был создан более быстроходный корабль галера, которая развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел имела две мачты с косыми парусами.

Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть на протяжении 10 веков.

На всех кораблях устанавливали пушки для защиты от нападений.  При пушках служили пушкари или артиллеристы.

4. Постановка вопросов.

(Слайд 1)

- Какие вопросы возникли у вас?

(Зачем мальчики  плавают в воде, рядом с акулой?  Спасутся ли они, если акула нападёт?)

III. Первичное чтение рассказа.

- Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы должны представить себе события и героев и ответить на свои вопросы.

IV. Беседа по первым впечатлениям.

- Какие мысли и чувства вызвал рассказ?  

(Становится очень страшно; возникает большое напряжение, т.к. очень опасно купаться в открытом море; в конце - радость и облегчение, когда мальчики спаслись.)

- А теперь давайте вернемся к началу нашего урока, когда вы слушали сообщение об акуле. Так же вы переживали или нет? 

(Мы не переживали, мы узнали много интересной информации об акуле).

- Почему же названия одинаковые, а эмоции такие разные? 

 (ответы учеников)

- Первый текст называется  «научно – познавательный», а второй - это художественное произведение, написанное пером великого писателя.

Здесь есть и герои, за которых мы переживаем, и языковые, изобразительные средства, которые помогли нам представить случившееся.

Но чтобы раскрыть все тайны рассказа Л.Н.Толстого, мы проанализируем его абзац за абзацем.

V. Повторное чтение с анализом.

Работа с каждым абзацем строится одинаково: ученики читают текст по сюжетным частям (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка). (Слайд 6)

Далее идет обсуждение по вопросам:

  • О чём узнаём? (Факты.)
  • Кто действует или взаимодействует? (Герои.)
  • Каковы причины и последствия поступка? (Мотивы и следствия.)
  • Зачем автор уделил внимание какой-то детали?
  • Делаются выводы.

Если ученики не заметили важные детали, учитель обращает на них внимание, направляет линию рассуждений и выводов.

 Экспозиция, вступление.

 (Была хорошая погода, корабль стоял у берегов Африки.)

-  Почему автору в начале рассказа важно сообщить об этом?

(Эти детали вводят нас в атмосферу рассказа: помогают понять общую обстановку, настроение людей.)

 Уточняются сведения об Африке (Слайд 5), как жарком континенте – создается атмосфера на основе ассоциации со знойным летним днём.

Завязка событий.

- О каких героях говорит здесь автор? Что происходит?

(матросы,  мальчики – все решили искупаться… )

         

Развитие событий.

- Что происходит?

(Мальчики выплывают в открытое море…)

- Как вы думаете, почему они не захотели плавать в парусе, опасен ли их поступок? Докажите отрывками текста.

(Может, вода нагрелась быстро от палящего солнца… Устроили соревнование – в парусе тесно… Отец любовался…).

Кульминация.

- Что происходит?

(Кто-то крикнул: «Акула!»…мальчики увидели акулу… выстрел из пушки)

- Дайте оценку ситуации?

 (ответы учеников)

- Как поступили матросы?

(Знали, что плыть бесполезно, но это единственное, что они могли сделать и не могли просто наблюдать, бездействуя.)

- Какое решение нашёл отец? Было ли у него время подумать, как иначе спасти мальчиков? Оцените это решение.

(Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение... Опасно: мог попасть в сына…. Но другого выхода не было: можно было только убить акулу... Он зажмурился и выстрелил…)

Развязка.

 - Что случилось с мальчиками, с акулой?

(зачитывают отрывки из текста). 

- Дайте теперь оценку действиям матросов?

(Хорошо, что они поплыли, т.к. у мальчиков могло бы не хватить сил вплавь добраться до корабля и даже продержаться на воде, если бы матросы не сразу сели в лодку.)

VI. Обобщение.

- Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Акула».

- Можно ли было бы избежать подобной ситуации?

(Слайд 7)

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? (ответы учеников)

 (нужно думать о последствиях... иногда важные решения нужно принимать очень         быстро, т.к. от этого может зависеть чья–то жизнь... любое действие лучше, чем бездействие)

- Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой именно так называл рассказ -«Акула»? Почему ему захотелось рассказать эту историю детям?

(Акула – это опасность, внезапная, страшная…  В жизни могут встечаться другие опасности,  иногда совсем неожиданно, надо уметь справляться с ними…)

VII. Итог урока. 

(Слайд 8)

- Назовите самое важное, что дал вам этот урок?

(Ответы детей)

VI. Домашнее задание. 

Ответить на вопросы учебника на с. 15, подготовить выразительное чтение рассказа.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс

Модуль: Великие русские писатели.

Тема: Л. Н. Толстой. Прыжок.

Форма: урок

Учебное время: 2 урока.

Цели:

  1. Обучающие:
  1. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею;
  2. Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
  3. Учить раскрывать психологический характер конфликта в рассказе;
  4. Совершенствовать умение находить ключевые слова, составлять «картинный» план.

  1. Развивающие:
  1. Развивать навыки выразительного чтения;
  2. Развивать творческое воображение и мышление.
  3. Развивать речь и коммуникативные навыки.

  1. Воспитательные:
  1. Формировать нравственные понятия, определенные жизненные ориентиры, положительные качества и эмоционально-волевые свойства личности;
  2. Формировать эстетические чувства, художественный вкус, творческие способности учащихся;
  3. Воспитывать у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению.

Технические средства: интерактивная доска SmartBoard.

 

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • поисково-исследовательский

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями великого русского писателя Л.Н. Толстого. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны писателя, анализируя рассказ «Прыжок».

II. Актуализация знаний. Постановка вопросов для анализа.

(Слайд 1)

1. Анализ названия произведения.

- Как вы думаете, о чём будет рассказ?

- Какие вопросы возникли у вас, когда вы читаете название? 

(Кто и зачем совершил прыжок?)

2. Анализ иллюстраций к произведению.

- На слайде изображены иллюстрации к рассказу. Рассмотрите их.

(На первой иллюстрации мы видим мальчика, который стоит  на перекладине мачты; на второй – мальчик  прыгает вниз...)

- На какие вопросы уже дал вам ответ художник? 

(Действие происходит на парусном корабле, как и в рассказе «Акула».

Прыжок с большой высоты совершает мальчик. Это очень опасно - можно разбиться.)

3. Рассказ о строении парусных кораблей. 

(Слайд 2). Вы правы действие рассказа происходит на парусном корабле, на котором раньше совершались морские плавания, и прыжок был очень опасен.

Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева – он должен был выстоять во время сильных штормов: мачты возвышались над палубой на 25 м - высота 5 этажного дома.

(Очень опасно подниматься на самый верх и тем более прыгать вниз. Если упасть на пол, который как камень, разобьёшься; в воду тоже опасно прыгать, учитывая ширину корабля – надо попасть в воду, далеко от борта,   к тому же, удар о поверхность  воды тоже достаточно сильный.)

(Слайд 3) На мачтах парусного корабля перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.

(Слайд 2) Скорость парусного корабля была очень небольшой по сравнению с современными         кораблями, плавание продолжалось долго: несколько месяцев, а иногда и несколько лет. И они были тяжелы и опасны даже для самых стойких моряков.

Если случалось побывать в жарких странах, команда нередко покупала себе обезьянку, веселого и шаловливого зверька.

4. Постановка вопросов.

(Слайд 1)

- У вас возникли новые вопросы, когда вы рассматривали иллюстрации, после рассказа о парусных кораблях?

(Как мальчик оказался на такой высоте? Зачем влез на самый верх мачты, почему не остановился?  Почему он прыгает вниз, а не спускается? Остался ли он жив?)

III. Первичное чтение рассказа.

- Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы должны представить себе события и героев и ответить на свои вопросы.

IV. Беседа по первым впечатлениям.

- Какие мысли и чувства вызвал рассказ?  

(Было сначала весело, очень интересно смотреть на забавы обезьянки, но потом появляется беспокойство, тревога из-за опасности, а затем становится очень страшно…)

- Как он оказался на такой высоте? 

-Зачем влез на самый верх мачты? 

- Почему мальчику пришлось совершить опасный прыжок?

(…Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д.)

- Каждый из этих ответов правильный.

И поведение обезьянки, и  опасность потерять шляпу, и угроза отца – угроза выстрела, смерти, - всё повлияло на поступок  мальчика.

Но чтобы выявить главную причину, ту на которую указывает Л.Н.Толстой в своём рассказе, мы сможем узнать, когда  раскроем все тайны, скрытые писателем.

Для этого проанализируем его абзац за абзацем.

V. Повторное чтение с анализом.

(Слайд 5) 

Работа с каждым абзацем строится одинаково: ученики читают текст по абзацам вслух или про себя (зависит от того, 1 или 2 урока отводится на анализ).

Далее идет обсуждение по вопросам и работа с картинным планом (сюжет и композиция):

  • О чём узнаём? (Факты.)
  • Кто действует или взаимодействует? (Герои.)
  • Каковы причины и последствия поступка? (Мотивы и следствия.)
  • Зачем автор уделил внимание какой-то детали?
  • Определяется часть сюжета (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка) и составляется картинный план событий.
  • Делаются выводы.

Если ученики не заметили важные детали, учитель обращает на них внимание, направляет линию рассуждений и выводов.

 1 абзац.

(Была хорошая погода, корабль возвращался из кругосветного путешествия.)

-  Почему автору в начале рассказа важно сообщить об этом?

(Эти детали вводят нас в атмосферу рассказа: помогают понять общую обстановку, настроение людей на палубе.)

 (Слайд 4)  Рассказ о кругосветных путешествиях.

Виктория  — первый корабль в истории, обогнувший Земной шар.

        Кругосветное плавание началось         в 1519 году под командованием Магеллана и длилось 3 года.  

        После гибели Магеллана руководство экспедицией принял на себя его помощник Хуан         Себастьян Элькано.

        Из пяти кораблей, отплывших из Испании, лишь «Виктория» вернулась обратно.

        На борту было всего 18 моряков (из 265-ти покинувших Испанию вместе с Магелланом).

- О каких героях говорит здесь автор?

(Обезьяна, матросы,  мальчик тоже среди них, но автор пока этого не говорит).

- Почему весь народ был на палубе?

(Погода была тихая).

-  Что происходит на палубе? Какое состояние у матросов?

Как ведёт себя обезьяна? Как ведут себя люди?

(Люди, матросы, психологически и физически устали от многомесячного путешествия, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку, их забавляют её проказы…)

Это экспозиция, вступление: нет никаких значимых действий, создается атмосфера общей усталости и радости окончания долгого путешествия. Картинка – корабль.

2 абзац.

- Что сделала обезьяна? Каковы действия мальчика? Как ведут себя люди?

(Обезьяна «прыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту». Мальчик «не знал, смеяться… или плакать». Люди).

Это завязка событий, появляются новые герои – обезьянка  и мальчик, возникает повод для действия – обезьяна отбирает шляпу, герои реагируют на её поступок: мальчик в замешательстве, не знает, «смеяться… или плакать», матросы «засмеялись». (Картинка обезьяна в шляпе.)

        - Что сообщает Толстой о мальчике?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

        - Почему именно эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так         и не узнали?

(12 лет – подросток, а не маленький ребёнок. Сын капитана – это важная характеристика: особая ответственность, т.к. его все знают на корабле, он в центре внимания, поэтому он в смятении и решает, как ему поступить, не подвести при этом отца.)

3 абзац.

Это развитие событий – активные действия-взаимодействия героев. Картинки – обезьяна на мачте, мальчик поднимается по верёвочной лестнице.

- Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами?

(Обезьяна «сняла шляпу», «стала         рвать», «дразнила», «делала рожи», «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»).

- Почему же мальчик полез за обезьянкой? (Слайд 6)

(Чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).

4 абзац.

Продолжается развитие.

 - Что происходит дальше с персонажами рассказа?

(Обезьяна «поманила», «полезла выше», «корчилась», «показывала зубы», «радовалась», «повесила шляпу на край перекладины»;         «мальчик отпустил веревку»; матросы «замерли от страха».)

Аршин – старинная мера длины, равная 71 см.

«Задняя рука» - кисти на задних конечностях этих животных такие         же, как и на руках.

5 абзац.

Это кульминация: высшая точка напряжения.

Картинка – мальчик на мачте.

- Что происходит с мальчиком? Как ведут себя матросы?

(Мальчик может «разбиться вдребезги»; матросы опомнились, осознали опасность положения, «молча смотрели… и ждали, что будет»).

6 абзац. 

Это кульминация: высшая точка напряжения.

Картинка – мальчик на мачте.

- От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика?

(Матросы – «кто-то ахнул от страха»; мальчик «от… крика опомнился, глянул вниз и  зашатался»).

7 абзац.

Это кульминация: высшая точка напряжения.

Появляется новый герой – капитан, отец мальчика.  

Картинка – мальчик прыгает в воду.

- Зачем капитан вышел из каюты? Что он сделал, увидев сына на мачте? Как реагирует мальчик?

(Капитан «вышел…, чтобы         стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»;         мальчик «шатался, но не понимал»).

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз?

(Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!» - мальчик понял серьёзность намерений отца, «размахнулся головой вниз и прыгнул»).

- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына?

(Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

- Капитан мгновенно оценил ситуацию и принял решение. Оцените это решение капитана.

(Опасно: капитан мог попасть в сына, мальчик  мог разбиться, упав на палубу, утонуть. Но другого выхода не было: спуститься по канатам и лестницам уже нельзя.)

Обратите внимание – кульминация занимает 3 абзаца и в каждом герои, участники конфликта, мальчик и матросы, по-очереди осознают опасность положения.

Появляется новый герой – капитан - отец мальчика, способный разрешить ситуацию.

Нет обезьянки, не известно, где она, т.к. это совсем не важно. Её поступок лишь повод к конфликту, она не главный герой. И это правильно, ведь это животное, которое не несёт ответственности за свои поступки.

8 абзац.

- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы?

(Мальчик «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» - сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика;         «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов         матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на         корабль»).

9 абзац.

- Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал?

(«…вдруг         закричал, как будто его что-то душило», «убежал в каюту», «плачет»).

-Что же могло «душить» капитана? Почему такой сильный человек плачет?

(Чувство тревоги за сына  душило его, страх, что отец мог погубить сына. Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).

8 и 9 абзацы – это развязка. Картинки нет.

Что можно было бы изобразить?

(Матросы прыгают в воду,  капитан скрывается в каюте, но лучше - матросы на палубе над телом мальчика, т.к. становится ясно, что он спасён).

VI. Обобщение.

- Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок».

- Кто виноват и можно ли было бы избежать подобной ситуации?

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье?         

(Пожалуй, нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.)

- Что заставило ввязаться в эту опасную игру, мог ли мальчик поступить по-другому? (Слайд 7)

(Выбирают из предложенных вариантов: мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство. Скорее всего мальчик не мог поступить по-другому, он должен был защитить свою честь – честь сына капитана, и он не мог оценить опасность своего поступка в полной мере.)

- Кто же мог и должен был поступить по-другому?

(Матросы могли его остановить)

- Почему не остановили?

(Люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, поэтому они тоже не сразу осознали опасность, допустили это опасное состязание.)

(Слайд 8)

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? (Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень         быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь.

В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца.

Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.

Автор решил рассказать об этом нам, значит, хочет, чтобы мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации и нести ответственность за принятые решения.)

- Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой именно так называл рассказ -«Прыжок»? Почему ему захотелось рассказать эту историю детям?

(Прыжок  – это поступок. Это единственный  шанс, который может спасти его от смерти. Мальчик преодолевает растерянность. Это смелый поступок.)

VII. Итог урока. 

(Слайд 9)

- Назовите самое важное, что дал вам этот урок?

(Ответы детей)

VI. Домашнее задание. 

Ответить на вопросы учебника на с. 159, подготовить пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в  5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...

Интеграция учебных предметов "Литературного чтения" и "Окружающего мира" на примере использования научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого.

В статье раскрыты возможности литературного чтения и окружающего мира, как учебных предметов. Предлагается на интегрированных занятиях использовать рассказы Л.Н. Толстого (приведены образцы), представ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Разработка может быть использована как внеклассное мероприятие или на уроке по теме "Решение задач на оптимизацию"...

Л.Толстой "После бала". Анализ рассказа на основе святоотеческого наследия.

Основополагающий вопрос "Что значит быть человеком?". Урок построен на материале  евангельских текстов, высказываний Святых Отцов при использований презентации и видеороликов....

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"

В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе "Литературный суд над полковником-героем рассказа Л.Н.Толстого "После бала" "

Методическая разработка урока соответствует структуре ФГОС. Содержит нетрадиционную форму проведения урока- суда....