Конспект урока в 8 классе по теме "Максим Горький и Самара. Начало литературного пути".
план-конспект урока по литературе (8, 11 класс) на тему

Кашеварова Ольга Вадимовна

 Профессиональная литературная деятельность А.М.Горького началась в Самаре. Именно здесь, работая в редакции "Самарской газеты", молодой литератор приучался к кропотливому труду. Именно здесь были опубликованы рассказ "Старуха Изергиль" и  множество интереснейших фельетонов о нашем крае. Именно здесь он стал настоящим писателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 8 «А» классе по теме

«Максим Горький и Самара. Начало литературного пути»

Дата:12.03.14г.

Класс: 8 «А»

Учитель: Кашеварова О.В.

Тема урока: «Максим Горький и Самара. Начало литературного пути».

Место урока в учебном плане: урок №1,2 в разделе  «М.Горький.   Ранняя проза писателя. «Песня о Соколе», «Макар Чудра».

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок внеклассного чтения.

Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи урока:

образовательные:

  •  обучение  извлечению из прочитанного текста нужной информации  в рамках изучаемой темы,
  •  обучение выразительному  чтению текстов публицистического стиля,
  •  обучение монологическому высказыванию,

воспитательные:

  • формирование любви к родному краю,
  • расширение знаний учащихся о родном городе, о людях, живших в нём,

          развивающие:

  • развитие и совершенствование русской устной речи,
  • развитие познавательного интереса у учащихся.

Словарная работа: фельетон, фельетонист, псевдоним, Иегудиил Хламида, цензор, антрепренёр, театральные рецензии, предать анафеме, ковчег.

Оснащение:

  • книги, посвящённые пребыванию М.Горького в Самаре,
  • фельетоны, написанные в Самаре М.Горьким, его книги,
  •  портреты и фотографии писателей М.Горького,В.Г.Короленко  Н.Г.Гарина-Михайловского, А.И.Куприна, Д.Н.Мамина-Сибиряка, друзей и знакомых Горького,
  • фотографии старой Самары (конец 19 века)

         

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

Максим Горький и Самара. Начало литературного пути

  1. Вступительное слово учителя о Горьком.

- Многие годы М. Горький считался фигурой неприкасаемой, буревестником, певцом революции, её активным сторонником. Не всё так просто в судьбе Горького. И оказывается, мы далеко не всё знаем о жизни и творчестве Горького.

     Не так давно вышли в свет статьи неизвестного нам Горького «Несвоевременные мысли» (заметки о революции и культуре), она не переиздавалась у нас с 1918 года.

     Интерес к Горькому велик. Появляется много статей в различных журналах и газетах, в которых авторы стараются найти ответы на интересующие их вопросы:

     В чём трагедия М. Горького?

     Почему М. Горький, так горячо любимый многими, покидает Россию в 1921 году (Попытка спасти культуру и интеллигенцию не удалась) и почему возвращается в Россию спустя 7 лет?

     Почему началась публичная травля Горького, которая затем сменилась на его восхваление?

     Что это за тайна смерти Горького?

     Об этом мы будем говорить с вами позже. Сегодня же обратимся к самарскому периоду жизни Горького, т.к. именно здесь началась профессиональная литературная деятельность М. Горького.

2. Постановка целей и задач урока.

 3. Реализация домашнего задания.

     Горький приехал в Самару по настоятельному совету одного из известных русских писателей. В одном из своих очерков М. Горький писал:

     «Он (Короленко) остановился против меня, положил тяжёлые руки свои на плечи мне.

     - Слушайте, не уехать ли вам отсюда? Например, в Самару. Там у меня есть знакомый (в «Самарской газете»). Хотите, я напишу ему, чтобы он дал вам работу? Писать?

     - Разве я кому-то мешаю здесь?

     - Вам мешают… Нет, вы послушайте меня. Вам необходимо уехать, переменить жизнь…

     Он уговорил меня сделать это».

     - О ком идёт речь? Кто советовал Горькому уехать из Нижнего Новгорода в Самару? (В.Г. Короленко.)

     - Откуда взяты эти строки? (Очерк «В.Г.Короленко»)

     - Короленко много печатался в столичных и поволжских газетах, хорошо знал состояние дел во многих газетах. О работе какой газеты идёт здесь речь? («Самарская газета».)

     - И вот, приняв приглашение редакции «Самарской газеты», Горький появляется в Самаре. Прочитайте строки из воспоминаний сотрудника редакции «СГ» Смирнова-Треплева о появлении Горького в Самаре.  (См. с.25,36 книги «М.Горький и Самара».)

     - Обратимся к фотографиям М. Горького. Перед вами 3 фотографии этого периода. Какая из них больше подходит к этому описанию?

     - Как долго жил Горький в Самаре?  (С 22 февраля 1895 года по 13 мая 1896 года, примерно 15 месяцев.)

     - Очень скоро новый сотрудник «СГ» стал выделяться не только своим необычным внешним видом, но и как интересный, перспективный публицист.

     - Что вы можете рассказать о «СГ» того времени?

     «Самарская газета» (1884-1906г.г.) – это  крупная провинциальная газета прогрессивного направления, издавалась с 1894 по 1906 год. Она была основана антрепренёром самарского театра И.П. Новиковым. Все доходы, приносимые ею, использовались на театральные нужды. ( Антрепренёр – содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка. Театральный предприниматель.)

      Новый издатель привлёк к сотрудничеству в газете ряд прогрессивных журналистов. «Редакция совершенно обновилась, бульварность исчезла, и газета сразу заняла видное место в ряду передовых литературно-общественных органов провинциальной печати.

                          (Показать фотографию редакции газеты.)

     Фактически руководителем газеты был Николай Петрович Ашешов, человек удивительной работоспособности, в трудные минуты чуть ли не в одиночку писавший целые газетные полосы.

     На протяжении долгих лет театральный отдел вёл Александр Смирнов, подписывавший свои рецензии на спектакли псевдонимом А.Треплев.

    На страницах «СГ» публиковались интересные фельетоны Сергея Гусева, ставившего под своими ироническими миниатюрами чаще всего один и тот же псевдоним – Слово-Глаголь.

     С. Гусев был настоящим бродячим журналистом, постоянно менявшим города и редакции не в силу какой-либо неуживчивости, а из-за потребности узнать побольше нового, увидеть максимальное число интересных людей.

     Е. Буланина – редактор.

     Ек. Волжина – корректор.

     С «СГ» имели разнообразные творческие контакты В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Гарин-Михайловский.

     Располагалась редакция газеты на Алексеевской площади. Здесь же находилась и типография Жданова, в которой печаталась газета. (Фотография.)

     В 1906 г. газета была закрыта за участие в революционных событиях.

СПРАВКА: В 1889 г. на площади был построен памятник «царю-освободителю» Александру П (по проекту академика Шервуда В.С.). Алексеевская площадь становится главной, парадной площадью города. По вечерам она освещалась 12-тью спиртовыми фонарями.

   

         4.  Конкурс «УЗНАЁТЕ ?»

     - Перед вами фотографии старой Самары и Самары наших дней. Прокомментируйте снимки. Какая связь с именем М.Горького? Сохранились ли здания? Назовите нынешний адрес.

               Первая квартира М.Горького на Москательной (ул.Л.Толстого)

Дом не сохранился. Квартира состояла из 1 комнаты «окнами во двор». Кроме кровати, стола и стула – никакой обстановки больше не было.

            Вторая квартира М.Горького – ул. Вознесенская, 126 (С.Разина)

С мая по декабрь 1895 г. Горький жил на квартире у Д.С. Кишкина, снимая небольшую комнату в полуподвале. Тогда дом был иным: маленький, одноэтажный, трёхоконный флигилёк. Он принадлежал какому-то Перини, а снимала его семья адвоката Д.С.Кишкина. По просьбе М.С. Позерн, на которую М. Горький произвёл впечатление незаурядного человека, взяли к себе Кишкины квартиранта.

     Описание комнаты содержится в воспоминаниях А. Смирнова. Он отмечает, что «комната напоминала монастырскую келью – небольшая, но и не маленькая, квадратная, с чисто выбеленными стенами и потолком, с опрятным крашеным полом. Довольно высоко от пола помещённые окна, притом же почти квадратные, заставляли вспоминать и одиночную камеру.

                    Обстановку составляли: железная койка; простой, покрытый  

               скатертью стол в простенке, между окон (на нём писал М. Горький);

               несколько стульев. На столе: недорогая, но изящная чернильница,

               аккуратно разложенные ручки, карандаши, бумага, стопка книг.

     Два-три портрета в рамках и несколько фотографий были единственным украшением стен, не считая небольшой висячей этажерки с книгами».

- Вот он, этот флигель на Вознесенской (фотография).

          О напряжённой работе Горького рассказывала хозяйка дома: «Часов в 10-11 он садился работать и обыкновенно работал часов до 5 утра, а в 8 утра уже выходил к чаю, причём часто прочитывал нам с мужем написанные им за ночь – злободневный фельетон или рассказ».

                (Показать репродукцию картины Ивана Филипповича Борисова «А.М. Горький в Самаре», 1950г.)

          - Горький изображён в полуподвальной комнате сидящим за столом при свете керосиновой лампы, в момент творческого раздумья.

СПРАВКА: И.Ф.Борисов – самарский художник, баталист, портретист.  

                            Третья квартира – ул. Дворянская,91-12 (ул.Куйбышева).

          Горький жил в этом доме с декабря 1895 по май 1896г. На квартире у Анастасии Уваровны Лялиной, женщина образованной, стоявшей во главе небольшой школы для детей младшего возраста. Здесь, как и в семье Кишкиных, Горький встретил большое уважение к себе и заботу. Квартира имела некоторые преимущества, Она была сухой, тёплой, находилась на втором этаже. (См. книгу «Горький и Самара», с.134)

СПРАВКА: Современники восхищались Дворянской, протянувшейся от Хлебной пл. до Струковского сада, называли её похожей на Невский проспект в миниатюре. Многие магазины «щеголяли саженными зеркальными стёклами в окнах и красивой внутренней отделкою».

                       Струковский сад

          До 1849 года этот самый обширный в Самаре сад принадлежал генералу Струкову, а затем он стал общественным.

          Нередко молодого журналиста вместе с собратьями по перу можно было увидеть на аллеях Струковского сада. В иные дни здесь звучал военный духовой оркестр, сбрасывая с города провинциальную дрёму, и по дорожкам чинно прогуливалась «вся Самара» - зрелище для наблюдательного и остроумного газетного работника весьма интересное.

          - Надо заметить, что вообще-то Самара произвела на молодого литератора далеко не радостное впечатление. В письме к Короленко он даёт весьма однозначную, отрицательную оценку губернского города, в который привела его судьба:

          «Очень тяжело жить здесь. Город мёртвый – публика странная.. Мне порой кажется, что я переехал не в Самару, а в тридцатые годы. Здесь много напоминает о них».

          «Дома – серые, сутулые, подслеповатые, сырые, пропитанные многой скорбью их жителей, изнывающих в заботах о куске хлеба и о продлении своей жизни, всецело состоящей из труда, несомого ими в поисках за трудом» - и в них живут «жители – тоже серые, тоже сутулые, обтёрханные всегда чем-то ущемлённые, подавленные».

5. Беседа.

 М.Горький – фельетонист

          «Вагоны конки почему-то сходят с рельс, - писал он в своём самом первом фельетоне, - кучера дьявольски выразительно ругаются, обыватели во все лопатки бегают за вагонами и что есть мочи орут кондукторам вагонов: «Эй, ты…эй! Останови ковчег-то!..» (Ковчег – ирон.: о громоздком экипаже.)

          - Когда появился первый фельетон М.Горького и подкаким псевдонимом? (14 июля 1895г. – Иегудиил Хламида. Иегудиил – в переводе с древнееврейского означает «хвала Божия». Хламида – 1.Одежда греков и римлян – род плаща с застёжкой на правом плече или груди. 2 – разг.: несуразная широкая и длинная одежда)

          - Как назывался еженедельный отдел фельетона в газете? («Между прочим»)

          - В очерке «В.Г.Короленко» есть такие строки: « Я писал в «Самарской газете» плохие ежедневные фельетоны, подписывая их хорошим псевдонимом Иегудиил Хламида». Почему такой странный псевдоним избрал М.Горький?

          («Обывательская жизнь, мещанство с его сытостью и самодурством он ярко рисовал в фельетонах о самарской жизни, под псевдонимом Иегудиил Хламида. Выбрал он этот псевдоним потому, что носил широкую накидку вроде хламиды и шляпу с широкими полями». Яков Тейтель)

          - Какие ещё псевдонимы М.Горького самарского периода вам известны? (М.Горький, М.Г., А.П., Н.Х., Некто (Х), имена литературных персонажей: Дон-Кихот, Паскарелло, Гек (из повести М.Твена), Два-ге).

          - Некоторые из эпизодов рассказов Гусева послужили Горькому темой для очерков. Тогда он подписывал их псевдонимом Два-ге, т.е. Горький-Гусев. Например, рассказ «Соловей».

          «Подошёл ко мне человек в мундире инженера путей сообщения, заглянул в глаза и заговорил быстро, бесцеремонно:

          - Это вы – Горький, да? Недурно пишете. А как Хламида – плохо. Это ведь тоже вы, Хламида?

          Я сам знал, что Иегудиил Хламида пишет плохо, очень огорчался этим, и поэтому инженер не понравился мне. А он пиявил меня:

          - Фельетонист вы слабый, Фельетонист должен бемножко сатириком, - а у вас этого нет. Юмор есть, но грубоватый, и владеете вы им неумело.

          Очень неприятно, когда вот так наскочит на вас незнакомый человек и начинает говорить правду в глаза вам. И – хоть бы ошибся в чём-нибудь, но – не ошибается, всё верно».

          - Кто же говорил правду в глаза М.Горькому? (Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, одноимённый очерк.)

          - Конечно, не все фельетоны были удачными (особенно на начальном этапе) Но были среди них такие, которые заставляли задуматься о многом, были злободневны, злы, сатиричны. О чём же писал новый самарский фельетонист? (В поле его зрения попадали самые различные явления самарской жизни. Большие и малые. Он писал о печально знаменитых горчишниках (См.книгу Л.А.Финка «При свете рампы»,с.16 – о горчишниках), о чудовищной эксплуатации детского труда на промышленных предприятиях, о читательских вкусах самарской публики и о городской библиотеке, о Струковском саде, о безобразных порядках в городской думе.)

     6. Работа с текстами.

         Чтение и обсуждение фельетонов:

                                             1) о горчишниках – с.309,

                                             2) о том, как муж жену бил – с.337,

                                             3) о заводе Лебедева – с.316,

                                             4) о городской библиотеке – с.342,

                                             5) о городской пыли.

          - Какова была реакция на фельетон о драматическом случае, произошедшем на чугунно-литейном заводе местного промышленника Лебедева? (Фельетон получился достаточно острым и попал в цель. Лебедев написал жалобу в Министерство внутренних дел Российской империи и в этой жалобе выставлял себя невинной жертвой клеветы, настойчиво просил наказать цензора, пропустившего оскорбительный материал. С самим же автором он решил расправиться – по-купечески и по-самарски. Однажды два дюжих молодца сделали попытку избить фельетониста. Горький отбился от нападавших, прибегнув к помощи палки, на которую ему приходилось в это время опираться. Парни были наняты за 3 рубля. Кого и за что им предстояло бить, они не знали.)

          - Один из фельетонов Горький посвятил самарским горчишникам. Он не просто живописал «подвиги» местных хулиганов, но пытался вскрыть социальные корни явления, стремился понять, почему множится число горчишников. Нет, не голод, не нужда, а та незаполненность души, та дремучая темнота, которую всю жизнь показывал и с которой боролся М.Горький.

          «Как-то утром, в воскресенье, я сидел в редакции «Самарской газеты», любуясь моим фельетоном, который был вытоптан цензором, как овсяное поле лошадью». И если цензура так ревностно относилась к фельетонам Горького, то плохими их никак не назовёшь.

          - Однажды он объяснил цель своих обличений: «Публика должна знать все дурные стороны своего быта, чтобы тем упорнее искать среди них хорошие, а не найдя, создавать такие». И Хламида ищет. Он пишет о любом ставшем известном поступке, в котором сказались честность, благородство…

          Искать светлые, положительные стороны жизни во многом помогло    Горькому его самарское окружение, Приехав в чужой город, он чувствовал себя чудовищно одиноким. «Ах, как здесь гадко!» – восклицает он в письме к Короленко. «Самара – город, преданный анафеме, - жалуется он своему приятелю Б.Беру. – Здесь двое интересных людей – и то один из них я…»

Справка: предать анафеме – подвергнуть осуждению

         - Но проходит сравнительно немного времени, и у Горького появляются друзья: семья Позернов, Я.Тейтель, Скиталец, Смирнов, Ек.Волжина, С.Гусев.

     

 - В Самаре Горький пристрастился к театру. Здесь, сначала по необходимости, а потом по внутреннему желанию, он начал писать театральные рецензии. (См.: Л.А.Финк. При свете рампы. - с.11.)

7.Вывод:

     - Итак, чем же занимался М.Горький в Самаре?

* Составлял из вырезок отделы под названием «По страницам газет».

* Писал ежедневные «Очерки и наброски».

* Затем вёл отдел фельетона «Между прочим».

* Писал рассказы. Фельетоны и рассказы оплачивались по 2 копейки за строку.

* Редактировал газету.

* Писал театральные рецензии.

     

          «Я писал рассказы для местной газеты по 2 коп. за строку… Я сам тогда ещё не верил, что могу быть серьёзным литератором, и смотрел на мою работу в газете только как на средство к жизни, хотя уже нередко испытывал приливы горячей волны какого-то странного самозабвения» (М.Горький, рассказ «О первой любви»).

8. Чтение воспоминаний Смирнова о рабочем дне М.Горького. –

(См. Горький и Самара, с.46-47)

9. Продолжение беседы.

         - Перечислите те произведения, которые были опубликованы в «Самарской газете» или написаны в самарский период, но появились в других изданиях – журналах.

  • «В Черноморье» («Песня о Соколе») – 5 марта 1895г.
  • «Старуха Изергиль» - напечатана впервые в «Самарской газете» - апрель 1895г.
  • «Два босяка»
  • «Делёж»
  • «Колюша»
  • «Бабушка Акулина»
  • «Как поймали Семагу»
  • «Маленькая»
  • «Дело с застёжками»
  • «Челкаш» (напечатан в столичном ж-ле «Русское богатство»)
  • «Однажды осенью»
  • «На плотах»
  • «О маленькой фее и молодом чабане»
  • «Женщина с голубыми глазами»
  • «Ошибка» (в ж-ле «Русская мысль»)

          - Рассказы неравноценны по своим художественным достоинствам.  Встречаются и неудачные вещи, и явные подражания. Лучшие  (например, романтический рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе») непременно включались во все собрания сочинений, другие же не переиздавались.

          Поражают своей значительностью рассказы о босяках. Горький стремился увидеть «человеческое» в людях, на какой бы самой низкой ступени они ни стояли.

     Вывод:

     Можно с полной уверенностью сказать, что Максим Горький как писатель родился именно в Самаре.

          - Какой же итог пребывания М.Горького в Самаре? (За 14 месяцев им было написано около 500 заметок, очерков, фельетонов, публицистических статей и обзоров, 40 рассказов, театральные рецензии, стихи…)

          «В «Самарской газете» Алексей Максимович работал как писатель, как публицист, вообще в Самаре он стал профессиональным писателем» (Ек.Пешкова).

          - Что вы знаете об этой женщине? (В Самаре А.М.Горький познакомился с Ек.Волжиной, работавшей в то время корректором «Самарской газеты». В августе 1896г. Стала его женой. Молодые супруги уехали в Нижний Новгород и бывали потом в Самаре наездами. Так, когда родился сын Максим, они приезжали всей семьёй в 1898г. В город и останавливались на Барбошиной поляне. Был в Самаре проездом в 1903г., в 1928-29г.)

          - Кто сохранил материалы, связанные с пребыванием М.Горького в Самаре, был инициатором создания горьковской экспозиции, положившей начало Куйбышевскому литературно-мемориальному музею им.Горького? (Смирнов-Треплев.)

          - Когда был открыт в Самаре литературный музей А.М.Горького? (18 июня 1946 года.)

III. Заключительный этап урока.

     1.Завершающее слово учителя.

          - О Горьком напоминают в городе не только литературный музей и  мемориальные доски. Имя писателя носит академический драматический театр, долгое время его именем назывался Струковский сад, на аллеях которого побывали, наверное, в своё время многие знаменитые люди. Есть и  улица Горького, идущая вдоль Волги, которую так любил писатель и с которой так тесно связаны и его жизнь, и его творчество…

     2. Домашнее задание: прочитать «Песню о Соколе» М.Горького.

     3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения

Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22  проведения урока....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока 11 класс алгебра и начала математического анализа по теме "Производная. Правила вычисления производной."

Методическая разработка урока посвящается обобщению и систематизации знаний по теме «Производная. Правила вычисления производной». Урок сопровождается презентацией. К методической разработ...

Конспект урока по теме "Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра»

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра»...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...