Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и героический пафос в произведении
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кудрявцева Татьяна Юрьевна

Данный материал может использоваться на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лерсмонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_-_kopiya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-м классе по теме

"М.Ю. Лермонтов «Бородино».

 Историческая основа и героический пафос в произведении

Кудрявцева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. Познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер.
  2. Познакомить с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”.
  3. Дать первоначальное понятие слов: монолог, диалог, идея и тема произведения.
  4. Показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства (литература, ИЗО).
  5. Воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России.
  6. Воспитание патриотических чувств на основе произведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  1. Выставка книг М.Ю.Лермонтова “Бородино” (различные издания).
  2. Репродукции картин русских художников, объединенные общей темой “Бородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: 

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
  3. картечь - артиллерийский снаряд.
  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.
  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
  6. кивер - высокий головной убор у военных.
  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.
  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

ВИДЫ РАБОТ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ: 

  1. Объяснение трудных слов.
  2. Анализ используемых иллюстраций и репродукций.
  3. Устное словесное рисование.

Наблюдение над речью рассказчика (сочетание высокой и разговорной лексики, богатство и разнообразие интонаций).

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ:

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.

3. ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА.

Сообщение учащегося. (По ходу рассказа учитель демонстрирует портреты Лермонтова, его родных).

1-ый ученик:

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

2-ой ученик:

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.

3-ий ученик:

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

Учитель:

- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.

4. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся) В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:

– До каких же пор мы будем отступать?

Слышались и другие голоса:

– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?

Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.

В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы. В русской армии отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражение решается судьба Москвы, а значит – России.

Потери русских составили 45 600 человек, французы потеряли, по русским данным от 50 000 до 58 000 человек. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Взвесив все за и против, желая сохранить армию, Кутузов приказал отсупить к Москве.. В то же время Бородино надломило моральный дух Наполеоновской армии, пошатнуло уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабила его наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне.

Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.

Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу.

Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

  1. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ.– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Что вам показалось особьенно интересным в стихотворение? Какова форма этого стихотворения? (диалог, затем монолог) Почему Лермантов использует диалог для рассказа о событиях? От кого лица ведется повествование? О чем это говорит? Как вы себе представляете внешность рассказчика? Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата?  ( О простом происхождении рассказчика говорит то, что он был солдатом-артиллеристом, и речь героя, в которой есть просторечия и искажения: «ушки на макушке», «постой-ка, брать мусью» ; «басурманы»

(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.)

– Каким вы представляете себе рассказчика, его внешний облик, манеру держаться?

(Это старый, опытный солдат. «Дядя» много повидал в жизни, он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Он скромен сдержан, говорит спокойно, не торопясь. И только когда говорит о своих товарищах, о своём командире, он воодушевляется, говорит взволнованно. «Дядя» – храбрый солдат, он не отделяет себя от своих товарищей.)

– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь.

(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.

(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)

Языковой анализ стихотворения:

– Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка. Найдите эпитеты,помогающие представить особенности боя и авторскую оценку.

Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле

Бой удалый – мастерский, автор восхищается

Протяжный вой – долгий. Пронзительный

Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище

– Приведите примеры сравнений, которые использует поэт для создания яркой картины.

Французы двинулись, как тучи – огромное количество, грозная сила неприятеля

Носились знамена, как тени – всё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым

Вывод урока:

– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?

( 175 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)

– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве. У вас на партах лежат репродукции картин русских художников, запечатлевших на своих полотнах эти героические события. Рассмотрите их.

Подведение итога урока:

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

Вывод: Впервые в отечественной         литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядого участника сражения. И данная им оценка событий, разделяется автором.

Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.

Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Словарная работа(записать значение незнакомых  слов в тетрадь). Выразительное чтение стихотворения. Выучить 5 строф наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Простое предложение и его грамматическая основа"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Простое предложение и его грамматическая основа" позволит научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложе...

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")...

Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме "Акробатика, строевые упражнения" (Гимнастика с основами акробатики).

Урок с применением творческой деятельности, обучение учащихся использовать акробатические упражнения в построении гимнастических пирамид....

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....