Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Цели:

Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка70 КБ
Office presentation icon Презентация2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Тема урока «В чём смысл жизни для Мцыри?»

Тема и идея художественного произведения

Цели:

Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его в монастыре. Он  долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. 

В чем разница между героем поэмы и героем легенды ?(5м)

3. Сообщение темы урока 

 Слово учителя.

- В своей исповеди перед смертью  Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная  цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

                                                   В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот  проблемный вопрос записан на доске).

  И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

 4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

  1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

Мцыри – это … (см. сноску в учебнике) .Слайд 3

    Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

5. Усвоение новых знаний. Работа с текстом поэмы.

- В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В  начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске).

 В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)

- Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…

 Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

  Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.) Давайте найдем в тексте и прочитаем  .Слайды4,5,6,7

Слово учителя.

   Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(гл. 6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в  пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном.     И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы -  вот вывод)

- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.) Слайды8,9

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

 

  

- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не  воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности? 

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 (Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)(15 м)

6. Первичная проверка понимания. Работа по карточкам.

Закончите предложения, запишите их в тетрадь.(5м)

Для Мцыри жить – это значит:

  1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…
  2. Не томиться в душных кельях, а…
  3. Не склоняться перед алтарём, а…
  4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…

 

 

7. Итоги  урока, выставление оценок. 

 Заполните таблицу: В чём смысл жизни

1)у монахов  -        2)у Мцыри

1)Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья        

2)Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.

Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека.

  Итог нашего урока –ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри»  или ее идеей.

Слайд11 Прочитайте определения и запишите в тетрадь.

Ответ на наш проблемный вопрос: «В чем смысл жизни для Мцыри?» является темой или идеей поэмы? (Ответы учащихся)

 

8. Домашнее задание:

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

Дополнительно  В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека


Методическая литература.

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс, М.  «Вако», 2010.
  2. Шадрин  С.Б. Литература  8 класс: поурочные планы, «Учитель», 2011.
  3. Словарь литературоведческих терминов /Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003.
  4. Энциклопедия литературных героев, М., Аграф, 1997.

Интернет-ресурсы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.

PortretLermontova.jpg)

http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html

Самоанализ  урока.

Урок проводился в 8-ом классе, где у учащихся наблюдается низкая техника чтения, слабая мотивация к обучению. Уровень качества  знаний по предмету ниже среднего и очень низкая активность учащихся на уроке.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 8 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти, а также карточки с опорным материалом.

 При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся.

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока.

В ходе урока дети изучили и закрепили новый материал.

Активность и работоспособность ребят на уроке была хорошая, психологическая атмосфера на уроке -  доброжелательная.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» «В чем смысл жизни Мцыри?» Тема и идея художественного произведения

Слайд 2

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути…

Слайд 3

МЦЫРИ, - [груз. mciri — отшельник, аскет]. - послушник монастыря

Слайд 4

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. … Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

Слайд 5

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог. … Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

Слайд 6

… и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней… Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы…

Слайд 8

Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу …

Слайд 9

Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы … Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье …

Слайд 10

Прощай, отец … дай руку мне … Тут я забылся. Божий свет В глазах угас. Безумный бред Бессилью тела уступил… Так я найден и поднят был …

Слайд 11

Тема художественного произведения -то, что кладется в основу, основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"

Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать ...

Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Данный материал предназначен для проведения цикла уроков  литературы в 8 классе...