Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Куликова Лариса Анатольевна

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Цель урока:    

1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;

2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во  всей его широте и целостности:

3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства.

Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукция  картин к поэме, презентация, ПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_komu_na_rusi_zhit_horosho_singapur.doc58.5 КБ
Файл urok_1_nekrasov_singapur.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Цель урока:                                                                                                                                                              1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;

2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во  всей его широте и целостности:

3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства.

Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, репродукция  картин к поэме, презентация, ПК.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка д.з.

Выступление учащихся

В какое время создавалась поэма?

Какие проблемы подняты в ней? (Поэма - итог литературной и комической деятельности поэта. Некрасов начал работать над поэмой в 1863 г., эта работа была прервана смертью Некрасова. Он  посвятил поэме 15 лет своей жизни. Замысел поэмы   «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний  европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Некрасов показал в ней, что, несмотря на «освобождение», народ остался таким же забитым, тёмным, голодным  и раздетым, каким был до 1862 г.  Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события  современной  ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

  В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

  Народная жизнь в поэме изображена  глазами самого народа.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» явилось как бы ответом на вопрос из знаменитой «Элегии»: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Проблема народного счастья - основная проблема, которую ставит Некрасов в поэме.)

3. Актуализация опорных знаний.

Тема  урока очень актуальна для нашего времени. Сегодня происходит политическое, экономическое и духовное возрождение нравственных ценностей, выработанных нашим народом на протяжении всей его истории. К фольклору обращались всегда, потому что в нём отражается душа народа, его идеалы, талант и мудрость.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН(продолжительный раунд робин). 

Почему мы говорим об этом, обращаясь к произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? (Во-первых, именно Некрасов впервые заговорил в нашей литературе от имени народа и создал свой неповторимый «стиль, отвечающий теме» и основанный на лучших традициях русского фольклора; во-вторых, творчество Некрасова, его бессмертная поэма-эпопея могут противостоять современным фильмам, телепередачам, песням; в-третьих, поэт смотрел на жизнь глазами народа, говорил его языком).

К какому жанру отнесём произведение «Кому на Руси жить хорошо»? Дать определение.

Сформулируйте тему урока

Запись в тетради темы и проблемы  поэмы.

1.Тема, эпиграф

                                                                                             Ты и могучая,

                                                                                             Ты и бессильная,

                                                                                             Матушка-Русь!  

                                                                                                           Н.Некрасов  

4. Изучение нового материала.

Итак, обратимся к самой поэме, в частности, к «Прологу». Уже первые строки вводят нас в атмосферу жизни народа, его проблем, интересов, забот, быта, чаяний и надежд.

А) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ(одновременный раунд тейбл)

Что можете сказать о речи лирического героя? ( Речь льётся свободно, естественно, он не только рассказывает, но и даёт оценку мужикам, их поступкам; речь понятна).

На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. ( По лексике, по интонации, по ритму он похож на сказку. Здесь и лексические повторы, и волшебное число 7, и уменьшительно - ласкательная форма «дороженька», и образ дороги, и речь со свободным ударением, но очень складная).

Б) РАУНД ТЕЙБЛ.    Работа в тетрадях.                                                                                                                                       Стол 1,3, 5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе?
  2. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
  3. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?
  2. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
  3. Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора?
  4. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Стол 1, 3.      Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).      

 План сообщения

  1. Каков внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

Стол2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).

План сообщения

  1. Каков  внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовый на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо. Сила Ермила Гирина в связях с народной общиной. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

  1. Обобщение. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ «внутренний и внешний круг»

Встаньте, задвиньте стулья. Участник А образует внешний круг, участник В – внутренний круг. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнёру во внешнем круге. Поприветствуйте друг друга улыбкой.

Задаю вопрос-на доске, время для обдумывания 3-5 сек. Отвечают ученики внешнего круга. Теперь поменялись ролями. Внутренний круг отвечает, а внешний слушает. Отвечает Марсель, Гульнара. Поблагодарили.

Сделаем столько шагов, который послужит ответом на 2 вопрос. Поприветствовали друг друга – дайте им 5.  Отвечают ученики внутреннего круга.   Денис, что ответил на вопрос партнёр по лицу. Поблагодарили

Сделаем столько шагов, который послужит ответом на 4 вопрос. Поприветствовали друг друга – дайте 5.  Отвечают ученики внешнего круга.   Гулина, что ответил партнёр? Поблагодарили.

  1. Д.з.: подготовить пересказ главы «Крестьянка».

Инд. задание: выразительное чтение причитаний, притчи, песен. Выписать загадки.

Приложение.

Стол 1,3,5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Марсель, Салават
  2. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Зульфия, Аделя
  3. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Гулина, Гулия
  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Айгуль, Ильмир,

Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Фидан, Ринат
  2. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? Зарина, Ильсина
  3. Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора? Гульнара, Раиля
  4. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Рузиля, Денис

Стол 1, 3.      Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).      

 План сообщения

1.Каков внешний вид? Зачитать. Марсель , Ильмир

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? Айгуль, Аделя

  1. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Гулина, Гулия
  2. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?Зульфия, Салават

Стол 2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).

План сообщения

  1. Рассказать историю с мельницей. Фидан, Денис
  2. Став старостой, какие беды и невзгоды выпали на  долю Ермила Гирина,? Рузиля, Ильсина
  3. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Гульнара, Раиля
  4. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?Ринат, Зарина

Стол 1: Гулина, Марсель, Айгуль, Зульфия, Азат

Стол2 : Гульнара, Рузиля, Фидан, Зарина,

Стол 3: Гулия, Ильмир, Аделя, Салават

Стол 4 : Раиля, Денис, Ринат, Ильсина,  Рафис

Стол 5: Ранис, Ильзия, Язиля, Лейсан

Стол 1,3, 5. Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

1.        Нашли ли мужики счастливого в этой главе?

2.        Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

3.        Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

4.        Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Стол 2,4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

1.        Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?

2.        Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

3.        Какое настроение вызывает эта глава? Какие качества русского мужика восхищают автора?

4.        Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Стол 1, 3.      Сообщение о Якиме Нагом (ч. I, гл. 3).      

 План сообщения

1.        Каков внешний вид? Зачитать

2.        Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3.        Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

4.        Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

Стол 2, 4, 5. Сообщение о Ермиле Гирине (ч. I, гл. 4).

План сообщения

1.        Рассказать историю с мельницей.

2.        Став старостой, какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3.        Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

4.        Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 г.г .) «Кому на Руси жить хорошо» 1863-1877 1

Слайд 2

СИНГЛ РАУНД РОБИН (однократный раунд робин ) Почему мы говорим об этом, обращаясь к произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? К к акому жанру отнесём произведение Некрасова Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»? 2

Слайд 3

Поэма - (греч . poiema ), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический . Эпопея - (от греч. epopoiia — собрание песен, сказаний) — наиболее крупная форма эпоса, возникшая в глубокой древности; эпопея сохраняет такие важнейшие свойства, как широта, многосторонность изображения жизни, выражение общенародных идеалов и стремлений. 3

Слайд 4

«В каком году - р ассчитывай …» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Мир русского крестьянства. Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н.А.Некрасов 4 Ф.И.О.

Слайд 5

«Кому на Руси жить хорошо» 1863-1877 «Пролог» «На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, вольготно на Руси». 5

Слайд 6

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (продолжительный раунд робин Что можете сказать о речи лирического героя? На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. 6

Слайд 7

РАУНД ТЕЙБЛ Глава «Поп» Глава «Сельская ярмонка " 7

Слайд 8

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ «внутренний и внешний круг» О чем заставляет задуматься спор « временообязанных » мужиков? Сколько мужиков-правдоискателей странствует по Руси? Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? Из скольких глав состоит «Пролог»? Каково представление Якима Нагого о счастье? 8

Слайд 9

Проверка домашнего задания Подготовить пересказ части «Крестьянка» Инд. задание: Выразительное чтение: 1. Причитаний Матрёны, 2. Бабьей притчи, 3. Выписать загадки. 9

Слайд 10

Глава «Счастливые» Заполнить таблицу 10

Слайд 11

«Пролог» «Сельская ярмонка », «Пьяная ночь» Пересказ глав по рядам. Как показано безудержное веселье ? Какие глаголы использованы? Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина. 11 «Пролог» Найдите сравнения, взятые из мира природы , крестьянской жизни .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....

Открытый урок по литературе в 10 классе "История создания поэмы-эпопеи Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

Планируемые результаты:Предметные: знакомство с историей создания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; определить замысел автора через анализ “Пролога” (фолькл...