Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Дмитриева Оксана Геннадьевна

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_analizu_poeticheskogo_proizvedeniya_v_6.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Обучение анализу поэтического произведения.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством К.Симонова,  С.Орлова, Р. Гамзатова;
  • рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
  • совершенствовать навыки анализа текста.

Задачи.
    Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя;  формировать умение находить тропы и стилистические фигуры речи.


   Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
   Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, поэтические сборники, доска.

                                                                                             Эпиграф(записан на доске):    

                                                                                            «... Люди!

Пока сердца Стучатся,- Помните!

Какой ценой*

Завоёвано счастье,- Пожалуйста,

Помните!..»

«Реквием» Р.Рождественский

Ход урока

Музыкальный момент: видеофрагмент «Песня о той весне». 

 -  Неслучайно урок наш начался с музыкальной композиции. Не правда ли,  проникновенные слова, которые заставляют сердце биться быстрее, потому что нельзя остаться равнодушным, когда звучат строки: « От ран земля дрожит, теплом души её согреем…» Это стихотворение написала Елена Плотникова, поэтесса, живущая сегодня в городе Санкт-Петербурге.  

- Посмотрите, перед вами лежит раздаточный материал. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

  • читать стихотворения
  • анализировать выразительные средства.

-  Совершенно верно. Мы будем читать и анализировать. Откройте тетради и запишите тему: «Анализ поэтического произведения».

Слово учителя:

Давно отгремела война. Победа досталась ценой жизни около27 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет, их чувства и мысли.

   -  А что чувствуете вы, когда слышите: «Великая Отечественная война»?

  • гордость за своих предков
  • печаль за потери

- Зимой 1941 года на страницах газеты "Правда" было опубликовано стихотворение поэта-фронтовика Константина Симонова "Жди меня" с посвящением  Валентине Серовой, актрисе, любимой женщине поэта..

Ведь всем, кто уходил на войну, было очень важно знать, что их любят и ждут, верят в Победу.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Это стихотворение написано мастерски, проникновенно, очень искренно. Этот стих – исповедь души солдата, ушедшего на фронт. Это стихотворение в своё время имело ошеломительный успех.

Его читали солдаты, находившиеся в окопах на передовой, с этим стихотворением на устах жили русские военнопленные в фашистских концлагерях…

 

-  Как же построено стихотворение? Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении (найдите антитезу)?

Жди, когда других не ждут

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?

- Давайте обратимся к тексту стихотворения и попробуем выяснить, с помощью чего автор смог достичь желаемого, т.е. найдём тропы. Что это ?

- выразительные средства

 -  Перечислите, какие мы знаем?

Эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, ассонанс, аллитерация.

 - Сначала поработаем над звукописью. Найдите аллитерацию и ассонанс. Что это за приём?

ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков).

Сегодня м познакомимся с новым приёмом, запишите в тетрадях – АНАФОРА. Это средство художественной выразительности называется, означает – единоначатие. Занесите информацию в тетрадь.

 Например: 

Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

 - Теперь попробуйте найти пример анафоры в стихотворении «Жди меня»

Жди, когда снега метут,
Жди,
когда жара,
Жди,
когда других не ждут

Совершенно верно. У каждого из вас на парте есть таблица "Средства художественной выразительности" .  Постепенно заполняйте ее.

Средства художественной выразительности

Автор, название стихотворения / средство ХВ

Константин Симонов

«Жди меня…»

Сергей Орлов

«Его зарыли в шар земной…»

Расул Гамзатов

«Журавли»

  1. Антитеза (какие образы противопоставляются?)

  1. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

  1. Олицетворение

  1. Анафора

Мы нашли антитезу, анафору.  Приступим к анализу звукописи.  Звукопись – это что?

О, Е, У, И. –ассонанс;  Д. Т. М. К. – аллитерация.

- Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "Жди". Зачем поэт использует такое частое повторение?(14)

- Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут? Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова.

среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня;  - -  зная, что тебя ждут, больше шансов выжить

- О чем же стихотворение Симонова?

- Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет..

Слово учителя:

- Ожидание матери, сестры, любимой порой страшнее атаки. Но война без жертв не обходится, далеко не всем, как герою Симонова, повезло вернуться домой живым и здоровым.

   "Две трети погибших в 1941-1945 годах воинов похоронены как неизвестные", - написала газета "Красная звезда" 6 октября 1999 года. За четыре военных года миллионы простых солдат и офицеров были убиты и похоронены в братских могилах.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей:

- Поэт-фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов, написал это стихотворение в 1944.  О ком оно?

 -О неизвестном  солдате…

Когда мы произносим «неизвестный солдат», холодом веет от этих строк, создаётся ощущение скрежета металла. В строке  Ему как мавзолей земля.  – ЛЕДЕНЯЩИЙ УЖАС создаёт перечисление звука М.

 - Теперь поищите сами примеры аллитерации или ассонанса. Может кто-то увидит антитезу. Она там есть. Поверьте.

На рыжих скатах тучи спят, Грома тяжелые гремят,

Какие яркие средства выразительности здесь ещё использует автор?

Олицетворение - Ветра разбег берут.

- Продолжите заполнение таблицы "Средства художественной выразительности"

Итак. Пожалуйста. Кто что нашёл?

- Почему солдата "зарыли", а не похоронили?

(нет времени на войне хоронить)

- Что хотел поэт донести до читателя в своем стихотворении в военном 1944 году?

Что неизвестный солдат лежит в земле как в мавзолее, и потомки должны преклонять колени перед его подвигом.

Слово учителя:

- Не все возвращались с войны, но они оставались живыми в памяти тех, кто их любил. На защиту нашей страны поднялся весь многонациональный народ. Уже после Победы, в 1965 году,  поэт Дагестана Расул Гамзатов написал стихотворение "Журавли" .

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

- Почему стихотворение называется "Журавли"? О ком на самом деле в нем говорится?

- Белый журавль - стерх распространен только на территории России, находится под угрозой исчезновения, занесен в Красные книги России и в Красную книгу Международного союза охраны природы . Поэтому и белые журавли Гамзатова - "солдаты, с кровавых не пришедшие полей", нуждаются в бережном отношении, в том, чтобы память о них жила в сердцах тех, кто остался.

- Найдите в этом стихотворении анафору.

( Летит, летит по небу клин усталый -Летит в тумане на исходе дня)

- Сам Расул Гамзатов говорил так: "Мои журавли тоже зовут всех нас, живущих на земле, к миру и братству, ведь мы все - божьи дети. Разноплеменные, мы гораздо скорее нашли бы понимание, если бы слушали павших. А павшие не молчат. Прислушайтесь к журавлиному крику:"

Журавли не имеют национальности - они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти воинам минутой молчания.

- Заполните таблицу "Средства художественной выразительности" к стихотворению Гамзатова "Журавли".

- О чем же это стихотворение?

 автор затрагивает «вечные» темы войны и мира, жизни и смерти, героизма и памяти.

«Ты помнишь?» – обращаемся мы друг к другу, стремясь осмыслить этот мир.

 Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. Очень хочется, чтобы будущие поколения не только знали, но и чувствовали цену Победы.

Память имеет нравственный смысл для человека! И заключается в следующем:

пока звонит этот колокол (память о войне), есть надежда, что новой войны не будет.

- Напишите синквейн о своих впечатлениях  после прикосновения к поэзии ВОВ.

Видеофрагмент  «Неизвестный солдат».

Проверка выполнения задания.

ДЗ: Выучить наизусть понравившееся стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий терминологический словарик для анализа поэтических произведений

Разработанный краткий  словарь терминов   для анализа поэтических произведений предназначен для учащихся. В нем даны основные литературные термины, необходимые для анализа....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения

Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...

Рекомендации к анализу поэтического произведения

Часто на уроках литературы, а также на олимпиадах по литературе ученики получают задание: проанализировать стихотворение. Данные рекомендации позволят учащимся  это задание выполнить грамотно....

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Алгоритм анализа поэтического произведения

Данный алгоритм позволит ученику самостоятельно выполнить анализ произведения и болле полно его осмыслить...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...