Конспект урока литературы в 10 классе : "Трагедия Катерины Кабановой"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урока литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гроза498.02 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Кудров Дмитрий Сергеевич

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

Учитель русского языка и литературы

Литература

10 класс

Тема: «Трагедия Катерины Кабановой»

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока: 

1. Продолжить работу над анализом художественный образа через сравнительную характеристику героев;

2. Выявить приемы создания художественного образа в драматическом произведении;

3. Анализ речевой деятельности персонажа;

4. Обучение мотивному анализ;

5. Раскрытие художественной целостности произведения.

Задачи урока:

1. Раскрыть общее и частное в трагедии Катерины

2. Выявить приемы создания образа Катерины.

3. Анализ речи и поведения Катерины

4. Показать реализацию мотива отчуждения в образе Катерины

6. Выявить роль народных сцен

5. Трагедия Катерины как реализация пафоса пьесы

Педагогические средства:

Лекция, беседа, проблемный диалог

Учебник:

Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях. Часть 2. Коровин В.И.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о системе образов и жителях Калинова. Мы условно разделили его обитателей на представителей старого и нового поколения. Отдельно нас заинтересовал образ Феклуши.

- Кто такая Феклуша?

 

- Что она рассказывает?

Рассказы Феклуши вызывают комическую реакцию, потому что они явно противоречат действительности. Но важно другое: за этим стоит многовековая литературная традиция. Феклуша рассказывает то, что «слыхала». Кроме того, она резко противопоставляет Калинов всему остальному миру, выделяет его, выстраивает свою географию, где есть «свое» и «чужое». Своя праведная земля и чужая грешная земля.

На прошлом уроке мы говорили о том, что Калинов – это закрытое раскольническое поселение, его почти никто не покидает. Он существует сам по себе, отделен от другого мира, время в нем иное. Но посмотрим,

-  Кто из персонажей покидает город? Что они видят за его пределами?

Борис охарактеризован как порядочно образованный человек, одетый не в русское платье. Он прибыл из Москвы, он волен туда вернуться, ну воли в нем нет.

Феклуша хоть и странница, «но по своей немощи далеко не ходила».

Тихон едет в Москву по делам, но он так ничего и не увидел, т.к. «всю дорогу пил,  и в Москве пил…» (д. V яв.1)

Таким образом, даже покинув Калинов, калиновцы остаются в его власти, перемещение носит фиктивный характер. Калинов закрыт от остального мира, отчужден.

Но кроме того он и внутри себя стремится к предельному сжатию.

II. Изучение нового материала.

1.Связь темы прошлого урока с новой темой.

- Что ограничивает Калинов?

Волга. Калиновцы воспринимают ее как «нешто».

Забор и ворота. «У всех ворота …заперты и собаки спущены. И не от воров они запирают, а что бы люди не видели…» (д.III сцена 1 явл. 3)

То есть, калиновец огражден сначала Волгой, а внутри города забором, но и за забором его продолжают теснить, «что бы люди не видели, как они своих домашних едят поедом и семью тиранят…тиранят и на замок запирают».

Пространство вокруг калиновца стремится к окончательному ограничению по мерке тела, к гробу.

 

Тема гроба задана Борисом: «Здесь, что вышла замуж, что схоронила, все равно» (д. III, сц.1, явл.3), продолжена Кудряшом: «А ведь здесь какой народ! Сами знаете! Съедят, в гроб вколотят» (д. III, сц.2, явл.2), далее Катерина три раза произносит фразу «до гробовой доски» (д.III, сц.2, явл.3). Тема достигает кульминации в монологе Катерины: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше»

Человек в гробу лишен внешнего пространства, полностью отчужден от физического мира.

Следовательно, калиновец лишен горизонтального существования. Он живет в мире без движения «вперед – назад», его движение осуществляется только в пространстве «верх – низ».

2. Новая тема.

1). Пьеса начинается и заканчивается темой образом Волги. Мы уже сказали, что для калиновца Волга – это «нешто», ее как бы нет. Но не так на нее смотрит в начале Кулигин, и не так она воспринимается Катериной.

«Волжская» тема связывает двух персонажей драмы, так и не встретившихся друг с другом, — Кулигина и Катерину. В первой сцене Кулигин восхищается Волгой; в последней сцене он же появляется с трупом утопившейся в Волге Катерины. В сильной позиции — в начале и в конце — тема Волги; в особых отношениях к Волге — два персонажа; для остальных она или «нештó» (д. I, явл. 1), или «омут» (д. I, явл. 8).

В восприятии Волги Катериной есть и нечто общее с Кулигиным (устремленность вдаль, открытость миру), и нечто особенное (устремление к свободе). «...Кабы моя воля, — мечтает она, — каталась бы я теперь на Волге, с песнями...» (д. I, явл. 7).

Попробуем представить отношение Кулигина и Катерины к Волге в пространственных координатах. Оба они смотрят — куда? На Волгу — то есть «вдаль». Откуда? С высокого берега — то есть с «высоты». Общее для них — стремление к «далекому» и «высокому». У Кулигина оно идет от разума, у Катерины — от души.

2). В отличие от других персонажей Катерине дана судьба, она как бы развивается во времени. Но, что такое развиваться во времени. Это развиваться горизонтально, т.е. «родился тогда-то, женился тогда-то, умер…». Но у Катерины судьбам перемещается по горизонтали: детство – рай, замужество – падение из рая на землю, грех – падение «в овраг».

 - Обратимся к жизни Катерины в девичестве. Прочитайте.

- Что снилось Катерине?

«А какие сны мне снились….», «сады необыкновенные», «невидимые голоса» (д.I, явл. 7).

В раю девичества воля Катерины не стеснялась внешними условиями... В девичества она устремлена вверх. Опять, мы видим, что горизонталь отсутствует. Она описывает свои ощущения. Это обратная перспектива, что соответствует средневековой эстетике, на это и указывают рукописная пометка Островского — «рай в суздальском вкусе».  В девическом мире Катерины отсутствует «даль», свернута «широта», но именно таким образом, как в храме или на иконе. Купол храма, в котором молится Катерина, символизирует небо; солнечный луч из купола — связь неба и земли; горы и деревья означают преображенную («необыкновенную») землю. Пока ее внутренняя свобода не стеснена, Катерина пребывает в покое. Но стоит проявиться насилию и принуждению, в ее душе тотчас рождается порыв «вдаль», «на волю». Предвестие такого порыва — бегство девочки Катерины на лодке от обидевших ее родителей. В плену замужества это стремление становится постоянным, все время усиливаясь.

Знаменитые слова Катерины: «…отчего люди не летают так, как птицы?» (д. I, явл. 7), — уже не о детской «птичке на воле». До замужества ее ничем не стесненная свобода проявлялась в легкости снов-полетов. Теперь же она лишена полета — тем сильнее побуждение улететь из неволи, хотя бы ценой смерти. Вместе с тем, нарастающий мотив ухода-бегства (ср. сон Катерины: «... кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...»; д. I, явл. 7) достигает, наконец, предела: «иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы» (д. III, сцена 2-я, явл. 1).

Если бы дело было только во внешнем препятствии, во внешнем конфликте свободолюбия с принуждением, Катерина, не задумываясь, осуществила бы желаемое. «Пространственный» конфликт, однако, сложнее — борьба происходит в душе самой Катерины: с одной стороны, воля к свободе, с другой стороны, доверие к неподвижной норме. Но и то, и другое присуще ей с детства, а потому имеет равную власть над ней. Воля к свободе принимает форму любовной страсти: она влечет прочь из неволи, толкает к стремительному движению. А страсть – явление рока и влечет к неизбежной гибели. Постоянный мотив сознания Катерины – смерть.

- Что ей снится теперь?

«Я умру скоро», «Точно я стою над пропастью, куда-то туды толкают, а удержаться мне не за что» (д.I, явл.7)

Так приближается финальная катастрофа, где смерть – освобождение.

- Что говорит Кулигин калиновцам после смерти Катерины?

«Тело ее здесь, возьмите его, душа теперь не ваша».

3).

- Как Катерину видят другие?

Борис: «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится» (д. III, сцена 2-я, явл. 2).

Варвара: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает» (д. IV, явл. 3).

Противоположные состояния души Катерины находят выражение в возвышенных образах и подчеркиваются сильными жестами: в соответствии с трагедийной сценической традицией в ремарках подчеркнуты отчаянные движения ее рук: «закрыв лицо рукой», «хватается за голову рукой», «отталкивает ключ», «хватает за руку и держит крепко».

- Как Катерина говорит?

Когда она говорит о детстве, речь ее образно-поэтическая, напевная, близкая к стихотворной.

- Прочитайте монолог с ключом. Тут мы видим, что речь ее прерывистая, логически несвязная, тавтологическая. Порой так же «путается язык» у Катерины. В монологе с ключом (д. II, явл. 10) она начинает с того, что хочет бросить ключ: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь»; но заканчивает тем, что столь же порывисто оставляет ключ у себя: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! он мой теперь...» При первой встрече с Борисом (д. III, сцена 2-я, явл. 3) она сначала говорит: «Не трогай, не трогай меня! ... Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек!..», а затем вдруг: «Твоя теперь воля надо мной, разве не видишь!… Иди ты теперь хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Одержимость героини принимает форму неразрешимого противоречия.

- Откуда возникает это противоречие?

У Катерины – это следствие внутренней раздвоенности. С одной стороны она, как и любой житель Калинова скована нормами, с другой – в ней есть воля, стремление к свободе.

Так что если Катерина по два раза бросается на шею и Тихону, и Борису, то это не обман, но результат действия на героиню двух равновеликих сил. За нелюбимым Тихоном — семейная неподвижная благочинность, за любимым Борисом — даль и вольница. Порыв к семейной келье до третьего действия равен по силе порыву вдаль и на волю; в третьем действии — уже не порыв, а прорыв, осуществление свободы; в четвертом действии — страшный «прорыв назад», в келью — осуществление покаяния. Что же может соединить келью (гроб), высоту полета (высокий берег) и волю (Волга)? В пятом действии — смерть.

Поэтому Катерина не жертва «темного царства», а жертва внутреннего разлада, раздвоенности.

- Как самоубийство Катерины влияет на других персонажей?

Катастрофа Катерины преобразила пространство города Калинова. Варвара и Кудряш, следуя своей природе, после признания Катерины перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. После самоубийства Катерины всегдашняя почтительность Кулигина и тупая покорность Тихона взорваны. Первый публично отрицает силу «темного царства»: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша»; второй публично бросает вызов матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — и предстает в трагическом порыве: «бросается к Катерине», «падает на труп жены», получает дар мощного трагедийного слова и право поставить точку в трагедии: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете и мучиться!» (д. V, явл. 7). Впервые Тихон обретает самостоятельный голос, и впервые слова Кулигина имеют общественный резонанс.

4) Важно и другое: разобщенные, запертые по своим домам калиновцы выходят на общественную сцену. И покаяние Катерины, и установление ее смерти принародно: их не скрыть, не втиснуть в узкий быт города Калинова. Еще в четвертом действии (на галерее) свидетели покаяния обозначены как «несколько лиц разного звания и пола», «разные лица», а уже в пятом действии (берег Волги) свидетели слов Тихона и Кулигина названы в ремарке «народом»: «С разных сторон собирается народ с фонарями» (д. V, явл. 5).

«Народ» — это больше, чем «разные лица»: и количественно (народ — множество), и качественно (народ — сила, даже если он безмолвствует). Берег Волги становится общественной сценой, на которой звучит публичное слово. Закрытое пространство города Калинова размыкается.

Ш. Итог урока.

Таким образом, основной конфликт – это не конфликт старого и нового миров, но трагический разрыв внутри единого мира русской патриархальности, гибельный для нее кризис. Этот мир дал жизнь не только Дикому и Кабановой, но и Катерине. Поэтому гибель русской патриархальности оборачивается не только прогрессом, но и невосполнимой национальной утратой. Катерина борется не с Кабанихой, она борется сама с собой. И губит Катерину не самодурка-свекровь, а переломная эпоха, рождающая протест против старых традиций и привычек и желание жить по-новому. Являясь душой патриархального мира, Катерина должна погибнуть вместе с ним.

Литература:

  1. Аникин А. «К прочтению пьесы Островского «Гроза» // Литература в школе №3, 1998
  2. Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия: Островский // Родная речь. Екатеринбург, 2003
  3. Руднев В.П. Поэтика «Грозы» А.Н. Островского (структурно-типологический анализ) // Семиотика и информатика: Сб. науч. ст. М., 1994. Вып. 34. С. 169-170.
  1. Свердлов, М.И. «Красота»: Конфликт значений (анализ «Грозы») // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв. : Сборник статей. – М., 2003. – С. 88. 
  2. Щеблыкин И. П. Об основном конфликте драмы "Гроза" А. Н. Островского // Литература в школе. 2008. – № 8. – С. 2123.
  3. Щукин В. Заметки о мифопоэтике "Грозы" // Вопросы литературы. 2006. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...