Современные образовательные технологии на уроке литературы
статья по литературе (9 класс) на тему

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sot_na_lit-re.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы учителя МБОУ «Толтойская СОШ» Базаровой Ц.С.

     Исходя из принципов моей педагогической концепции, а также целей и  задач её реализации, считаю, что главной компетенцией учителя-предметника  становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. И тогда уже  образовательные технологии выполняют следующие задачи:

  1. Научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию.
  2. Сформировать у ребенка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления.
  3. Идти в ногу со временем и использовать научно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.

 Среди ведущих инновационных технологий, используемых мною, назову проблемное обучение и компетентностный подход, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проектные технологии и техники обучения и воспитания, основанные на  сотрудничестве, которые используются  как средство для достижения образовательных и воспитательных целей. Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет мне активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, способствует полному усвоению материала.  Технологии компетентностного и проблемно-диалогового обучения позволяют создать благоприятную обстановку на уроке, способствуют развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, способности аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. Работа в этом направлении проводится систематически, последовательно, на основе данных диагностики, фиксации промежуточных и конечных результатов. Постоянно уточняются цели, задачи, конкретизируется план индивидуальной работы с учащимися .

    Прохождение курсов «Пользователь  ПК: «Windows, Word, Excel»  позволило  мне    найти новые подходы в преподавании моих предметов.  На  уроках  использую  электронные   наглядные  пособия, материалы, размещённые  на   различных  образовательных  сайтах, коллекции Единых Образовательных Ресурсов. Вместе  с  детьми  училась  создавать презентации, видеофильмы - совместная работа сближала, объединяла, вдохновляла на новые проекты.

Проектная деятельность помогла детям освоить алгоритмы самостоятельной деятельности, научились ставить цели и задачи, анализировать пошаговое выполнение заданий, делать собственные выводы.  Н-р,  Распутинов Батор на НПК «Шаг в будущее» занял 2место с докладом «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

   Сейчас уже сложно представить школьное образование без Интернета. Я постоянный гость на сайтах,  полезных  для самообразования учителя и подготовки к урокам: «Про школу», «Педсовет орг.», «Завуч.инфо», «Учительский портал» и другие. На компьютере разрабатываю контрольно-измерительные, диагностические , дидактические материалы и методические материалы.

Для развития личности ученика, его творческого мышления, умения анализировать, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения, провожу различные уроки: урок-путешествие; урок-интервью; урок-игра, урок-диспут, урок-выставка. При проведении классических уроков  использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра. Для детей, пропускающих уроки по уважительной причине, применяю технологию модульного обучения. Контрольные, домашние работы составляю  разноуровневые,  давая учащимся возможность выбора. Для мотивированных учащихся   провожу  индивидуальные занятия- консультации. Результаты таких занятий очевидны. Ежегодно мои ученики являются не только призёрами, но и победителями всевозможных интеллектуальных конкурсов, предметных олимпиад  Всероссийского уровня.

Особенно активными методами работы на уроке являются: деловая игра, защита творческих проектов, путешествие. На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении практических и лабораторных работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.

Результат  использования технологии:

Название

Результат использования

Перспективы развития в связи с использованием на уроках

Развивающее обучение

Всестороннее гармоническое развитие личности обучающегося.

Формирование компонентов профильного образования.

Проблемное обучение

Уровневая дифференциация  на основе обязательных результатов.

Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Разноуровневое обучение

 

Сильным учащимся предлагаются задания совсем другого уровня, когда с основным составом  повторяем и закрепляем материал

Разработка разноуровневых заданий.

 

Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями

Разработка уровневых заданий. Формирование практико – лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровнего обучения.

 

Лекционно –семинарско -зачетная система

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования

Повышение качества обученности, мотивация учащегося. 

Развитие исследовательских навыков

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения, познания, поиска  с последующей презентацией результатов своей или совместной работы в виде сообщения, презентации, доклада.

Выступления учащихся.

Защита проектов, в т.ч. межпредметных-«Золотое сечение»

Дебаты

Развитие навыков публичных выступлений

Выступления на уроке- диспуте, уроке- суде и др.

Ролевые, деловые и других обучающие игры

Усиление здоровьесберегающего  аспекта предметного обучения.

Усиление здоровьесберегающего  аспекта предметного обучения. Повышение мотивации обучающихся.

Коллективная система обучения

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развитие взаимоотвественности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация  потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей обучения . Запрос на расширение доступа к Интернету, увеличение библиотечного фонда, электронных ресурсов.

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любит  и не желает  читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.

        На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д.  По отзывам учеников, им нравится работать с программой PowerPoint.  ( Дылгерова С. 9кл. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова; Её же работа в 7 классе к уроку внеклассного чтения  А.Толстой «Русский характер»,  Зомонов Зоригто 9 кл. по творчеству Н.В.Гоголя « Образы помещиков в произведении Гоголя «Мёртвые души»;  Майдарханова А  в 8 кл. «Секреты этимологии» - русский язык ).

 Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта.

 

Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.

       В своей педагогической деятельности использую творческие проекты. Например,  «Писатели  и поэты Тункинского района Дылгерова С – 9 кл.; «Образы крестянских детей в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»   Зомонов С; «Романтическая лирика 19 века» - 9кл.; Литература 6 кл. Тема «Мир вещей».

У каждой эпохи свои приметы: здания, одежда, предметы быта. Вещи стареют вместе со временем. Человечество бережёт приметы ушедшего времени. В домах любого времени есть комнаты разного назначения с набором привычных вещей. Мир вещей несёт на себе приметы времени. Дети работают над термином «интерьер».

Проект задуман с целью: помочь понять ученикам через мир вещей образ героев средневекового времени, их облик, поступки и то, как они следуют велениям своей чести.

Проблема

Литература, рассказывающая о рыцарских временах, недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит отклик в их душах.

Почему?

Недостаточно знаний о жизни рыцарских времён. Жанр баллады труден для восприятия ученика.

Что делать?

Изучить жизнь и творчество писателей, изображающих мир вещей средневековья. Найти в прочитанных произведениях описание интерьера средневекового помещения.

Что получилось?

(результат)

Макет интерьера средневекового помещения.

 Удачно справились с работой  Распутинов Б., Дылгерова С., Зомонов З.

Работа «Писатели  и поэты Тункинскойго района» заинтересовала ребят творчеством писателей, которые проживали или бывали на территории  Тункинского района  -А.Ангархаев, Л.Тапхаев, В.Ж.,Тулаев, В.Сыренов.

 Эта работа  заставила ребят  по-новому взглянуть на родную  Тункинскую   долину.

В процессе работы ученикам неоднократно приходилось обращаться к Интернет-ресурсам, что, несомненно, способствовало расширению кругозора, а также приучало работать с информацией.

Проект к уроку литературы в 9 кл. по теме « Романтическая лирика начала 19 века».

Индивидуальные проекты к уроку выполнили 2 ученицы  Майдарханова А по творчеству Д.Давыдова и  Дылгерова С. по творчеству К.Ф.Рылеева.

Цель урока: Обзорное знакомство с романтической лирикой начала 19 века.

Форма – защита литературных газет в программе Power Point .  Ученицами представлены биографии, очерк творчества, викторины, кроссворды, высказывания критиков и т.д. Защита работ сопровождалась чтением наизусть стихотворений данных поэтов.

Здоровьесберегающие технологии. Уже 4 года в своей работе использую упражнения из «Гимнастики мозга» на утренней зарядке и физминутках, смена деятельности учеников в течение урока, дифференцированные задания, занимательные зрительные диктанты с историями о здоровье.

Так же на своих уроках использую игровые технологии, технологии личностно – ориентированного обучения и элементы модульных технологий.

        Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает неплохие результаты.

Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов, здоровьесбережение , личностно – ориентированное обучение  и модульные технологии способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников.

Проектная деятельность способствует формированию познавательной активности, развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе.

 Игровые технологии создают ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентируют на речевую деятельность.

     Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю – новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

"Современные образовательные технологии на уроках литературы"

В даннй статье автор подробно останавливается на методах и приемах языкового анализа текста, активно используемых на уроках литературы....

Современные образовательные технологии на уроках литературы

В статье изложены методологические и методические подходы применения педагогической технологии «метод проекта» на уроках литературы в вечерней школе при исправительной колонии. Обозначена работа над м...

Современные образовательные технологии на уроках литературы

В статье изложены методологические и методические подходы применения педагогической технологии «метод проекта» на уроках литературы в вечерней школе при исправительной колонии.Обозначена работа над ми...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...