Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Лесовая Татьяна Валентиновна

Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Русская народная сказка «Журавль и Цапля»»

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить с русской народной сказкой "Журавль и Цапля".

Задачи

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;
  • познакомить школьников с новой русской народной сказкой;
  • отрабатывать навык выразительного чтения произведения.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями по карточкам;
  • пополнять активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;
  • развивать связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления высказываний.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству;
  • воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебники, карточки для индивидуальной работы, толковые словари.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок. (слад 1)

2. Повторение пройденного материала

а) Актуализация знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

  • Ребята, мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.
  • Кроме народной, какой еще может быть сказка? (авторская или литературная).(слайд 2)
  • Возьмите карточку №1, которая лежит у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).

Карточка №1

народная

«Сивка-бурка»

авторская

«Морозко»

«Снежная королева»

«Два мороза»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Вспомните, о чем рассказывалось в сказке «Морозко». Чему учит эта сказка?
  • Кто написал сказку «Снежная королева»? Чему учит эта сказка? Какие еще сказки этого писателя вы помните?

(Аналогичные вопросы задаются и по другим сказкам, указанным в карточке № 1).

  • Какие еще русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.
  • Можете ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?
  • Вы уже знаете, что сказки можно поделить на три группы, в соответствии с их содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. Возьмите конверт, который лежит у каждого на краю парты, в конверте находятся полоски с названиями сказок и три полоски с надписями «сказки о животных», «бытовые сказки», «волшебные сказки». Ваша задача распределить данные сказки в три столбика и доказать, почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку.

(Названия сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».(слайд 3)

  • Скажите, есть ли у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка вам нравиться?
  • Сказка отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть вам слово или выражение, а вы, должны его продолжить и предположить, в какой сказке оно может встречаться.

Жили-были …
Ждет-пождет …
Жить-поживать …
Добрый молодец …
Красна-девица …
За тридевять земель …

Оценка работы учащихся с комментариями

3. Изучение нового материала

а) Объявление темы и цели урока. (слайд 4)

  • аете, к какой группе сказок можно отнести сказку с таким названием? ПравСегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Мы будем учиться читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить ее продолжение.
  • Посмотрите на доску. Кто изображен на этих иллюстрациях? (Птицы - журавль и цапля).(слайд 5)
  • Сказка, которую мы будем сегодня читать именно об этих двух птицах, и называется она «Журавль и Цапля». Как вы думы вы или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой сказкой.

б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.

  • Напомните, к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.
  • Какой показалась вам эта сказка, грустной, веселой, какой-то незаконченной?

в) Речевая разминка.

  • Попробуем сказать быстро: Это присказка, а не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Объясните, как вы понимаете эти выражения

г) Объяснение значения непонятных слов из сказки

  • Ребята, в сказке вам встретятся такие слова как: сватовство (посвататься) и верста (семь верст). (Слова записаны на карточках и прикреплены на магнитной доске).
  • Как вы думаете, что такое «сватовство»? Если не знаете, то попробуйте спросить у соседа по парте.
  • Для подтверждения или опровержения ответа, посмотрите значение слова в толковом словаре.
  • Как вы думаете, это слово устарело или встречается и сейчас в нашей речи?
  • А что значит «посвататься»? Объясните значение этого слова.
  • Найдите в толковом словаре значение слова «верста».
  • Употребляют ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?

д) Чтение сказки учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

  • Прочитайте первый абзац сказки. Как называется такое начало?
  • Как называется начало сказки? Оно связано со сказкой?
  • Как вы думаете, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?
  • Чем Журавль не понравился Цапле?
  • Обидел ли Журавля отказ Цапли? Почему?
  • Как повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясните, почему.

Слабоуспевающим школьникам предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа на вопрос:

Журавль не понравился Цапле, тем, что у него …

Цаплю очень обидел отказ Журавля, она …

  • Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?
  • Попробуем составить рассуждение, с опорой на алгоритм.

Карточка с алгоритмом рассуждения прикрепляется на магнитную доску. Учащиеся составляют различные варианты рассуждений. Рассуждения коллективно обсуждаются. Школьники доказывают правильность своей точки зрения.(слайд 6)

http://shishkova.ru/students/synopsis09.gif

  • Какие качества птиц показаны нам в этой сказке?
  • Как вы думаете, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться? Почему?
  • Объясните значение выражения «несолоно хлебавши». Попробуйте заменить это выражение другим, но с тем же смыслом.

Слабоуспевающим школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего не добился, съел несоленую пищу.

4. Закрепление изученного материала

а) Повторное чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда отказывает.

б) Анализ содержания сказки, работа с пословицами. (слайд 7)

  • Приготовьте карточку №2, она лежит у вас на краю парты. Сейчас вы будете работать совместно с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания пословицы, объяснить ее смысл и определить подходит ли она к сказке.

Карточка №2

Семь раз отмерь, …

и семь раз отрежь.

один раз отрежь.

Сначала думай, …

потом говори.

потом делай.

От одного слова …

никогда не будет ссоры.

да навек ссора.

  • В какой из пословиц возможно два варианта продолжения. Докажите, что оба варианта правильные.
  • Какие характерные особенности для сказок вы можете отметить в этой сказке?
  • Какую мысль, пытается донести до нас народ в этой сказке?

в) Чтение сказки по ролям с предварительным разбором и элементами драматизации.

  • Как вы думаете, какой характер был у Цапли? Как меняется ее настроение и манера поведения от ситуации, в которой она оказывается? Попробуем показать, как она ходит, смотрит, когда она сама идет к Журавлю свататься, и когда дает ему отказ, используя мимику, жест, взгляд.
  • А теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль. Покажем, как он ходит, смотрит и т.п.
  • Сейчас мы попробуем прочитать сказку по ролям. Постарайтесь голосом передать характер персонажа, его манеры, то есть все то, что вы сейчас показывали с помощью мимики и жестов, но без слов. Не забудьте изменять тон вашего голоса в зависимости от ситуации, в которой оказывается персонаж.

г) Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание.

Ребята, мы с вами уже сказали, что в этой сказке, как будто нет конца, она заканчивается тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту друг к другу свататься и никак не могут договориться. Попробуем изменить концовку этой сказки, придумать свое продолжение.

Более сильным учащимся дается свобода для творчества, слабоуспевающим школьникам предлагаются опорные слова типа: «согласие Цапли», «подлость Лисы», «храбрость Журавля», «свадьба».

5. Подведение итогов урока

а) Вопросы учителя. (слайд 8)

  • Ребята, чтобы вы посоветовали героям этой сказки?
  • Чему учит нас эта сказка?
  • Пригодятся ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?

б) Коллективное выставление оценок с комментариями.

в) Объяснение и запись домашнего задания. (слайд 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Народная война против армии Наполеона""

Цель:    Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся,  их гражданского становления.Задачи:1. Приобщить  обучающихся к изучению героической и...

Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"

Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...

Методическая разработка комбинированного занятия математического кружка для учащихся 7 классов

Вопросы, рассмотренные на данном занятии.1) Рассказ о Листе Мёбиуса  (из рубрики – это интересно)Рубрика – это интересно. Занимательный, интересный и доступный  материал. Это могут быт...

Методическая разработка комбинированного урока по математике "Симметрия осевая. Ось симметрии. Предметы, симметричные относительно оси" для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель математики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Комбинированный урок по математике по теме «Симметрия осевая. Ось симметрии. Предметы, симметричные относительно оси»...

Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...

Методическая разработка комбинированного занятия на тему «Россия в период столыпинских реформ» по учебной дисциплине «История» 1 курс

1). Актуальность методического пособия  состоит в том, что педагогические возможности инноваций в технологиях обучения очень перспективны и намного превосходят возможности традиционных способов р...

Методическая разработка комбинированного урока технологии и ИЗО "Введение в программу. Знакомство с предметом" (5 класс)

Современный комбинированный урок ФГОС второго поколения. Технология и ИЗО. 5 класс...