Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" как воплощение христианской идеи
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 53 городского округа Самара

Предмет: Литература

Класс : 10

Тема: Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 как воплощение христианской идеи

автор урока:

Плетнева Мария Сергеевна,

учитель первой категории

Самара, 2015

Тема: Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 как воплощение христианской идеи.

Цель: доказать, что роман является воплощением христианской идеи.

Задачи: формировать навыки анализа эпизода художественного произведения; воспитать чувство сострадания к человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Технологии: кейс-технология

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Класс делится на 4 группы: «Литературоведы», «Актеры (от лица Раскольникова)», «Актеры (от лица Сони)», «Психологи».

Обучающиеся получают представление о кейс-методе. Учитель говорит о целесообразности использования учебных кейсов на уроках в старших классах. Учитель раздает папки с заданиями (кейсы) обучающимся.

  1. Работа над кейсом.

Знакомство с содержанием кейса и прогнозирование:

- Ознакомьтесь с содержанием кейса.

- Назовите отрывок романа, который представлен в кейсе.

- Какие вопросы и задания могут быть предложены в кейсе к данному отрывку? (Сформулируйте их).

- Сформулируйте основную мысль урока (тему урока).

- Предположите, какие слова/понятия могут быть представлены в словаре?

Знакомство с информационным листом:

- Ознакомьтесь с информационным листом.

- Соотнесите вашу формулировку темы урока с предложенной в информационном листе.

- Сформулируйте основную мысль информационного листа (Пример ответа: Эпизод романа, представленный в кейсе, возможно, является особенно важным в жизни героев романа, данный отрывок таит в себе определенную христианскую идею, которую в процессе урока мы сможем выявить).

Работа в группах по вопросам к отрывку. Каждая группа знакомится со своими вопросами, читает отрывок романа, представленный в кейсе, с целью найти ответы на поставленные вопросы.

«Литературоведы»:

- Задача данной группы – внимание к деталям (где происходит событие, что говорят герои, как говорят герои и т.д.).

«Актеры (Раскольников)» и «Актеры (Соня)»:

- Задача данных групп - ответы на поставленные вопросы от первого лица (вжиться в героев, попытаться понять, что они испытывают в данный момент).

«Психологи»:

-Задача данной группы – «сторонняя», объективная оценка эмоционального состояния героев.

Обобщающие вопросы для всех групп. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Внимание! Все вопросы и задания представлены в Приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кейс к уроку литературы в 10 классе

по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление  и наказание»

Учебная ситуация (кейс)

 (2 степени сложности)

Родион Раскольников и Софья Мармеладова склонились над Евангелием и читают о воскресении Лазаря. Могли ли они читать другую главу Священного писания и почему?

 (есть проблема, но нет решения)

Содержание кейса

1.Информационный лист…………………………………….3

2.Текст отрывка из романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» о воскресении Лазаря………………………………………………………….4

3. Словарь……………………………………………………..9

4.Задания и вопросы к тексту ………………………….…..10

6. Домашнее задание ………………………………………...12

Информационный лист

1.Ф.М. Достоевский

(30 октября [11 ноября] 1821 — 28 января [9 февраля] 1881)

2.Роман «Преступление и наказание»

3.Часть IV /Глава IV/Отрывок «Воскресение Лазаря»

4. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление  и наказание» как воплощение христианской идеи

Отрывок из романа «Преступление и наказание»

«Воскресение Лазаря»

А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня…

Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, по сих пор останавливать решимость ее покончить разом дороге этой? Что же поддерживало ее? Не разврат же? Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву...    "Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Он начал пристальнее всматриваться в нее.

   -- Так ты очень молишься богу-то, Соня? -- спросил он ее.    Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.  

  -- Что ж бы я без бога-то была? -- быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.    "Ну, так и есть!" -- подумал он.  

 -- А тебе Бог что за это делает? -- спросил он, выпытывая дальше.    Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.  

  -- Молчите! Не спрашивайте! Вы не стОите!.. -- вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него.    "Так и есть! так и есть!" -- повторял он настойчиво про себя.    -- Всё делает! -- быстро прошептала она, опять потупившись.    "Вот и исход! Вот и объяснение исхода!" -- решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее.    С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и всё это казалось ему более и более странным, почти невозможным. "Юродивая! юродивая!" -- твердил он про себя.    На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете. 

  -- Это откуда? -- крикнул он ей через комнату. Она стояла всё на том же месте, в трех шагах от стола.

   -- Мне принесли, -- ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.

   -- Кто принес?  

  -- Лизавета принесла, я просила.   

 "Лизавета! Странно!" -- подумал он. Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.    -- Где тут про Лазаря? -- спросил он вдруг.    Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.

   -- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.    Она искоса глянула на него.

   -- Не там смотрите... в четвертом евангелии... -- сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.

    -- Найди и прочти мне, -- сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.    "Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет", -- бормотал он про себя.    Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.

   -- Разве вы не читали? -- спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился всё суровее и суровее.

   -- Давно... Когда учился. Читай!  

  -- А в церкви не слыхали?  

  -- Я... не ходил. А ты часто ходишь?  

  -- Н-нет, -- прошептала Соня.    Раскольников усмехнулся.

   -- Понимаю... И отца, стало быть, завтра не пойдешь хоронить?    -- Пойду. Я и на прошлой неделе была... панихиду служила.

    -- По ком?  

  -- По Лизавете. Ее топором убили.    Нервы его раздражались всё более и более. Голова начала кружиться.

   -- Ты с Лизаветой дружна была?

   -- Да... Она была справедливая... она приходила... редко... нельзя было. Мы с ней читали и... говорили. Она бога узрит.    Странно звучали для него эти книжные слова, и опять новость: какие-то таинственные сходки с Лизаветой, и обе -- юродивые.    "Тут и сам станешь юродивым! Заразительно!" -- подумал он.

 -- Читай! -- воскликнул он вдруг настойчиво и раздражительно.    Соня всё колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на "несчастную помешанную"

.    -- Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. -- прошептала она тихо и как-то задыхаясь.  

 -- Читай! Я так хочу! -- настаивал он, -- читала же Лизавете!   

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.    "Был же болен некто Лазарь, из Вифании..." -- произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.    Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать всё свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь -- "что бы там ни вышло потом!"... Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения... Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха:    "И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог".    Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос...    "Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему    (и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала):    Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир".    Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха.    "Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?"    Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: "не мог ли сей, отверзший очи слепому..." -- она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют... "И он, он -- тоже ослепленный и неверующий, -- он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же", -- мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.    "Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе".    Она энергично ударила на слово: четыре.    "Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,    (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела):    обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.    Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него".    Далее она не читала и не могла читать, закрыла книгу и быстро встала со стула.    -- Всё об воскресении Лазаря, -- отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза. Лихорадочная дрожь ее еще продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Прошло минут пять или более.  

Словарь

  1. Блудница – распутница, гулящая женщина.
  2. Воскресение (воскрешение) – возрождение к жизни.
  3. Евангелие – Священное писание (Новый завет) – часть Библии.
  4. Лазарь – в Новом завете – друг Иисуса Христа, воскресший из мертвых на четвертый день после смерти.
  5. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на заданную тему, трактуемую субъективно и неполно.
  6. Юродивый –       1.безумный;

2. религиозный подвижник, который под мнимым безумием скрывает собственные добродетели.

Вопросы и задания к тексту отрывка:

1. Для «литературоведов»

1.Где происходит чтение Евангелия?

2.О чем говорят герои до чтения Священного писания?

3. Как мысленно называет Раскольников Соню, выслушав ее ответ о Боге?

4. Кто инициатор чтения?

5. Найдите в тексте описание священной книги. В чем смысл данного описания?

6. Кто Соне принес эту книгу? Как это связано с данным эпизодом и всем романом?

7. Найдите в тексте, как реагирует Раскольников, когда узнает,  кто принес Соне Евангелие. (см. стр.5)

8. Какими глагольными формами пользуется Раскольников, когда просит Соню почитать?

9. Передайте краткое содержание главы Евангелия о воскресении Лазаря.

2. Для «Актеров»  (от лица Раскольникова)

1.Какой вопрос мысленно задавал себе Раскольников Соне (см. начало текста, жирный шрифт). (Возможный ответ от первого лица: «Когда я шел к Соне, я мысленно задавался вопросом…»)

2. Почему заговорил с Соней о Боге?

3. Почему Раскольников, выслушав ответы Сони, называет ее юродивой?

4. Почему Раскольникову, когда он узнает, кто принес Соне Евангелие,  вдруг все у нее становится «страннее и чудеснее»?  

5. Почему использует глаголы повелительного наклонения, когда просит прочитать?

6. Что он заметил в поведении Сони в момент чтения?

3.Для «Актеров» (от лица Сони)

1. Продолжите фразу: «Когда Родион Романович спросил меня, что делает мне Бог, я …» (почувствовала, испытала, подумала)

2. Какова реакции Сони на приказ Раскольникова читать Евангелие?  Почему она медлила?

3. Что испытала Соня, когда Раскольников не мог найти нужную страницу? Почему Соня знала, где искать о Лазаре?

4. В каком состоянии она читала?

5. Почему ей было важно прочитать именно ему, именно эту часть?

4. Для «Психологов»

1. Дайте полную оценку психологическому состоянию героев в данном эпизоде: что испытывают герои и почему.

2. Какую роль играет данный эпизод в раскрытии каждого героя (что нового мы о них узнаем?)

Обобщающие вопросы для всех групп

1. Какое открытие для себя делает Раскольников в отношении Софьи в данном эпизоде? (Что поддерживало Соню?)

2. Почему в конце эпизода автор не называет героев по именам, а дает им эпитеты: «убийца» и «блудница»? (Смысл этих эпитетов)?

3. Какой другой отрывок из Евангелия они могли бы читать?  (Почему не читают о Воскресении Иисуса Христа?)

4. Почему автор заставляет героев читать именно этот отрывок из Евангелия? (Вспомните беседу по информационному листу)

5.«Почему, как вы думаете, несмотря на гонения, на угрозу смерти (в раннее христианство), появилось немало последователей учения Христа?»

6. Почему  Роман Ф.М. Достоевского «Преступление  и наказание» -воплощение христианской идеи? Какой идеи? Найдите в тексте.

Домашнее задание

Общее:

 Сочинение-эссе «Заслуживает ли Раскольников воскресения? »

Индивидуальное (по выбору):

Составить кейс по любимому художественному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеи для воплощения: бусы из упаковки

Эти яркие красивые бусы вовсе не из пластмассы, а из упаковки от хлопьев.Подойдёт любая подходящая бумажная упаковка для продуктов или обложки журналов.[more]Разрезаем на треугольники. Затем, чтобы тр...

Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"

Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Пр...

Презентация "Стильные сумки от идеи до воплощения"

Презентация "Стильные сумки от идеи до воплощения"...

Научно исследовательская работа "Стильные сумки от идеи до воплощения"

Научно исследовательская работа "Стильные сумки от идеи до воплощения"...

Презентация к уроку "Роман Ф.М. Достоевского как воплощение христианской идеи"

Презентация дополняет урок необходимыми цитатами из текста романа...

Образовательная программа летнего лагеря: от идеи до воплощения

Современная образовательная программа летнего детского лагеря - какой она должна быть? Какие ключевые современные образовательные тренды необходимо учитывать при ее разработке? Найти ответы на эти воп...

Проект «Русский бал» в МОУ Ивановская СОШ, как воплощение идеи эстетического духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Проект "Русский бал" в МОУ Ивановская СОШ, как воплощение идеи эстетического духовно-нравственного и патриотического воспитания....