Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок литературы в 8 классе.

Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».

                  Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,          

                  осмысленно, красиво.

                                                                                   А.П.Чехов

                   Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

                                                                                     Пифагор

                   Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,

                   из несчастья делает счастье.

                                                                                     Л.Н.Толстой

                                              Цели урока:

     Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

     Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

     Метапредметная: формирование представлений о счастье.

                                                    Задачи:

  • проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья,
  • совершенствовать навыки теоретического анализа.

                                                   Ход урока.

  1. Оргмомент. Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

 Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?

  1. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
  2. Работа с текстом (беседа)
  • Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине?

(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

  • О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

  • Как развивались отношения между героями?

(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

  • Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

                4.Словарная работа.

Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

  • Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
  • Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

  • Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

  • Какое значение имеют картины природы в рассказе?
  1. «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
  2. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

                     5.Решение основной проблемы урока:

                     Что мешает счастью героев?

                        Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:                              

                       «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто  

                       осмысленное, из несчастья делает счастье.»

Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?

(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)

  • Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?

(Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)

6.Подведение итогов урока.

О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

К каким выводам вы пришли?

                    7. Домашнее задание.

                    Написать сочинение - письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»

                                                       Литература.

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
  3. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

             

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно...Так близко..."

интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание)...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Конспект урока литературы в 10 классе по произведению И.С.Тургенева "Песнь торжествующей любви"

Урок по произведению И.С.Тургенева "Песнь торжествующей любви" в 10 классе является внеклассным чтением. На уроке большую роль играет музыка, учащиеся вглядываются в портреты, созданные разными художн...

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....

План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...