И.А Бунину 145 лет
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

конкурсная работа разработка урока, рассчитанного на 2 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_bunin_urok.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Конспект урока в 7 классе

в рамках регионального конкурса

методических разработок «Урок литературы как инструмент формирования читательской культуры современного человека»

«След мой в мире есть». Встреча с И.А. Буниным.

                                                                   

Подготовила  учитель

русского языка и литературы

Шустова Л.В.

Елец  2015

Конспект урока в 7 классе.

«След мой в мире есть». Встреча с И.А. Буниным.

Цели и задачи урока: 

познакомить учащихся с одним из  этапов жизненного и творческого пути И.А.Бунина (гимназические годы Бунина);

 ввести в художественный мир писателя (Елец на страницах произведений Бунина);

развивать навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; развивать культуру речи, память, мышление, творческие способности;

формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: тексты произведений, портрет писателя, видеоролик, презентации, Благовест православия - 142 (mp3ostrov.com).mp3

Ход урока.

  1. Организационный момент. СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня мы посвятим И.А. Бунину, судьба которого неразрывно связана с Ельцом, городу, где довелось родиться, учиться и жить и нам с вами.

Мы вспомним известные факты биографии Бунина, обратимся к фрагментам многочисленных произведений писателя, на страницах которых сможем проследить, что на протяжении всей своей жизни Иван Алексеевич мысленно вновь и вновь переносился в Елец

  1. Вступительное слово учителя. СЛАЙД 2

Знаете ли вы, что улицы Ельца хранят следы многих великих людей? Здесь проходили когда-то всемирно известный великий мастер слова, Иван Бунин, путешественник Михаил Пришвин, философ Василий Розанов, композитор Тихон Хренников…

И кажется, мало что изменилось в облике древнего города, и можно ощутить то, что чувствовали они когда-то.

Давайте вместе перенесёмся в это город. Но только в другое время, гимназический период в судьбе Ивана Бунина. А было это в 1881, то есть 134 года назад.

В Ельце Ваня Бунин прожил несколько лет, и хотя сама учёба в гимназии оставила в нём «впечатления далеко на радостные», как вспоминал он в своей автобиографии, но именно эти елецкие впечатления станут впоследствии питать всё творчество Бунина эмигрантской поры и останутся в его памяти самыми дорогими воспоминаниями, отразившись в романе «Жизнь Арсеньева» и многих других произведениях, о которых мы услышим сегодня на уроке.

  1. Итак, наше путешествие по страницам произведений И.А. Бунина мы начнём с большого эпического произведения, с романа, над которым писатель работал около 12 лет (1927—1939). Это огромное полотно запечатлело не только судьбу будущего писателя, но и всю старую Россию. Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок (где гимназист Алексей Арсеньев живет «на хлебах» у мещанина Ростовцева), дни великопостной учебы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов, которые назывались просто «табак», затем Крым, Харьков, Орел, Полтава, Москва-Первопрестольная.  Из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина России.

  1. Елец в судьбе гимназиста И.Бунина.

  1. Сообщение учащегося о первых впечатлениях, которые произвёл Елец на 5-летнего мальчика Ваню, которого родители взяли с собой в город, чтобы купить ему сапожки.

Цель: составьте предметный ряд вещей, поразивших маленького героя.

Одно из самых ярких впечатлений детства - первая поездка с родителями в купеческий город. В автобиографическом романе Бунина «Жизнь Арсеньева» читаем:

«Из этих событий на первом месте стоит мое первое в жизни путешествие, самое далекое и самое необыкновенное из всех моих последующих путешествий. Отец с матерью отправились в ту заповедную страну, которая называлась городом, и взяли меня с собой. Тут я впервые испытал сладость осуществляющейся мечты, а вместе с тем и страх, что она почему-нибудь не осуществится… Как въехали мы в город, не помню. Зато как помню городское утро! Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных, никогда мною не виданных домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса» (часть 1, глава3).

  1. Слово учителя. Слайд 3

-Что поразило героя автобиографического романа во второй приезд в город Елец

Во второй раз совсем иным Елец представился Ивану Бунину во второй раз, когда  ему предстояло провести несколько лет вне дома, вне семьи:

«Сказочная дорога в город, в котором я не был со времени моего первого знаменитого путешествия, самый город, столь волшебный некогда, — все было теперь уже совсем не то, что прежде, ничем не очаровало меня. Гостиницу возле Михаила Архангела я нашел довольно невзрачной, трехэтажное здание гимназии за высокой оградой, в глубине большого мощеного двора, я принял как нечто уже знакомое, хотя никогда в жизни не входил я в такой огромный, чистый и гулкий дом. Не удивительны, не очень страшны оказались и учителя во фраках с золотыми пуговицами, то огненно-рыжие, то дегтярно-черные, но одинаково крупные, и даже сам директор, похожий на гиену». (часть 1,глава 19).

 В 1881 Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии. Она помещалась в новом, только что выстроенном здании.

- Что поразило героя автобиографического романа во второй приезд в город Елец

4.3.Сообщение учащегося о поступлении Бунина в гимназию. Слайд 4

Цель: Почему теперь жизнь в городе стала такой непривлекательной для героя?

Зачисляли в гимназию по результатам экзаменов.

В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунин об этом дне вспоминает так: «Три года готовили меня к этому знаменательному дню, а меня только заставили помножить пятьдесят пять на тридцать, рассказать, кто такие были амаликитяне, попросили чётко и красиво написать: «снег бел, но не вкусен», да прочесть наизусть «Румяной зарёю покрылся восток…»

    Поступление в гимназию для многих учеников означало переезд в город, расставание с близкими, проживание на съемных квартирах.

 Бунин пишет: «Начало моей  гимназической жизни было столь ужасно, как  я и ожидать не мог. Первый городской вечер был таков, что мнилось: все кончено! Но,  может, еще ужаснее было то, что вслед за  этим очень  быстро покорился  я судьбе, и жизнь моя стала  довольно обычной гимназической жизнью, если не считать моей не совсем обычной впечатлительности… Уже одно то, что это был мой первый городской вечер, первый после разлуки с отцом и матерью, первый в совершенно новой и убогой обстановке, в двух тесных комнатках, в среде до нелепости чужой и чуждой мне, с людьми, которых я, барчук, считал, конечно, очень низкими и которые, однако, вдруг приобрели даже некоторую власть надо мной,- уже одно это было ужасно».

   

4.4.Слово учителя. Дом-музей И. А. Бунина в Ельце. Слайды 5, 6

В доме Ростовцевых в 1988 году, где стоял на квартире гимназист Ваня Бунин (ныне улица М.Горького 16) открыт первый в России музей, посвященный жизни и творчеству И.А. Бунина. В доме-музее воссоздан интерьер комнат конца XIX века, особую атмосферу создает присутствие здесь личных вещей И.А. Бунина. 

-Ребята, все вы были в музее И.А. Бунина. Что вам больше всего запомнилось из его экспозиции?

Эту самую улицу из окна чужого дома видел новоиспечённый гимназист Иван Бунин: 

«А на дворе, как нарочно, было сумрачно, к вечеру стало накрапывать, бесконечная каменная улица, на которую я смотрел из окошечка, была мертва, пуста, а на полуголом дереве за забором противоположного дома, горбясь и натуживаясь, не обещая ничего доброго, каркала ворона, на высокой колокольне, поднимавшейся вдали за железными пыльными крышами в ненастное темнеющее небо, каждую четверть часа нежно, жалостно и безнадежно пело и играло что-то...» (ч.2 гл.3 )

  1. Сообщение учащегося о годах учёбы в гимназии. Слайд 7

"Гимназия и жизнь в Ельце, - вспоминал Бунин,- оставили во мне впечатления далеко не радостные, - известно, что такое русская, да еще уездная гимназия и что такое уездный русский город! Резок был, и переход от совершенно свободной жизни от забот матери к жизни в городе, к нелепым строгостям в гимназии и к тяжкому быту тех мещанских и купеческих домов, где мне пришлось жить нахлебником".

Гимназисты изучали древние языки и классическую литературу, французский, немецкий языки, словесность, историю, географию, математику, физику, Закон Божий, рисование, чистописание, военную гимнастику и другие предметы. Всё это давало великолепную гуманитарную и естественно-научную подготовку.

Учился Бунин легко; хорошо только по тем предметам, которые более или менее нравились, по остальным - посредственно, отделываясь своей способностью быстро все схватывать, кроме чего-нибудь уж очень ненавистного.

«Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что нам не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казенно. Большинство наших учителей были люди серые, незначительные, среди них выделялось несколько чудаков, над которыми, конечно, в классах всячески потешались, и два-три настоящих сумасшедших...»

Более четырёх лет носил Бунин гимназическую форму. За эти годы Иван из мальчика превратился в подростка.

«Но как именно совершилось это превращение, опять один Бог ведает. А внешне жизнь моя шла, конечно, очень однообразно и буднично,- вспоминал писатель.- Все то же хождение в классы, все то же грустное и неохотное ученье по вечерам уроков на завтра, все та же неотступная мечта о будущих каникулах, все тот же счет дней, оставшихся до святок, до летнего отпуска, - ах, если бы поскорей мелькали они!»

 Особенно мучила его математика. С каждым годом учебные дела шли всё хуже и хуже. В третьем классе был оставлен даже на второй срок из-за пропусков уроков без уважительной причины.

-Расскажите о том, как учился Ваня Бунин. Какие впечатления он вынес из гимназии?

  1. Слово учителя. Слайды 8.9

Скучно, неуютно было многим ученикам в гимназии. Они протестовали, и протест их выливался в бегство. У Бунина он выражался в путешествии по городу.

Торговая улица – это центр города. Здесь сосредоточивалась вся общественная жизнь. Именно сюда, на Торговую улицу, шёл Бунин не менее тридцати вёрст в городскую библиотеку, чтобы взять книгу стихов поэта Надсона.

С тёплым чувством описывал впоследствии Бунин женскую гимназию, расположенную в красивом здании на Манежной улице:

«Как это ни странно, тотчас же вслед за этим мне вспоминается бал в женской гимназии, — первый бал, на котором я был... Солнце садилось, все было чисто, молодо и все розовело — снежная улица, снежные толстые крыши, стены домов, их блестящие золотой слюдой стекла и самый воздух, тоже молодой, крепкий, веселящим эфиром входивший в грудь. А навстречу шли из гимназии гимназистки в шубках и ботиках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными, посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами, и некоторые из них звонко и приветливо говорили на ходу: «Милости просим на бал!» — волнуя этой звонкостью, будя во мне первые чувства к тому особенному, что было в этих шубках, ботиках и капорах, в этих нежных возбужденных лицах, в длинных морозных ресницах и горячих, быстрых взглядах, — чувства, которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силою…» (ч.2 гл.10)

  1. Просмотр Видеоролика.

Ребята, в роли героини ролика и рассказа Бунина «Лёгкое дыхание» Оли Мещерской выступила выпускница нашей школы 2012 года Ксения Пирогова (моя дочь) , ныне студентка факультета журналистики  ЕГУ им. И.А.Бунина. Ролик снят для программы «Новости 24» «ТРК елец». СЛАЙД 10

Ещё одни не менее интересный факт.  Слайды 11,12

26 сентября 2015 года в Елецком районе состоялся по счёту 6-ой фестиваль «Антоновские яблоки». Главную роль на нём сыграл Роман Сороковых, также студент первого курса Журфака, также выпускник нашей школы.

4.8. Сообщение учащегося о памятнике И.Бунину в городском саду. Слайды 13,14

Неизгладимые впечатления оставили прогулки в Дворянском саду:

«…Меня поразила несметная, от тесноты медленно двигающаяся по главной аллее толпа, пахнущая пылью и дешевыми духами, меж тем как в конце аллеи, в сияющей цветными шкаликами раковине, томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр…Перед раковиной, на площадке, бил среди большого цветника, орошая его прохладным водяным дымом, раскидистый фонтан, и мне навсегда запомнилась его свежесть и прохладный, очаровательный запах обрызганных им цветов, которые, как я узнал потом, назывались просто «табак»: запомнились потому, что этот запах соединился у меня с чувством влюбленности, которой я впервые в жизни был сладко болен несколько дней после того».( часть 2 глава 6).

Памятник «Гимназист Иван Бунин» СЛАЙД 15

25 октября 1995 года к 125-летию со дня рождения писателя на центральной аллее городского парка был установлен на памятник «Гимназист Иван Бунин». Авторы памятника: ельчанин, член Союза художников СССР и России, заслуженный работник культуры РФ, почетный член Петровской академии наук и искусств, лауреат Бунинской премии 2000 года, профессор, скульптор Н. А. Кравченко и профессор ЕГУ им. И. А. Бунина, член союза художников России, архитектор А. А. Шашин.

4.9.Слово учителя.

В марте 1886 года Ивана Бунина исключили из гимназии за неявку с каникул и неуплату за обучение. Точной причины, побудившей его оставить учёбу, а родных согласиться с этим, никто не знает. В романе об Алексее Арсеньеве названы разные причины того, что герой не закончил гимназии:

«Отец иногда говорил, что я бросил гимназию по причинам совершенно непозволительным в своей неожиданности и нелепости, просто «по вольности дворянства», как он любил выражаться, бранил меня своенравным недорослем и пенял себе за попустительство этому своенравию. Но говорил он и другое, — суждения его всегда были крайне противоречивы, — то, что я поступил вполне «логично», — он произносил это слово очень точно и изысканно, — сделал так, как требовала моя натура. — Нет, — говорил он, — призвание Алексея не гражданское поприще, не мундир и не хозяйство, а поэзия души и жизни. Да и хозяйствовать-то, слава Богу, уже не над чем. А тут, кто знает, может, вторым Пушкиным или Лермонтовым выйдет?..»(часть 2 глава 16)

  1. Елец на страницах произведений И.А.Бунина.

5.1. «Поздний час» Слайд 16,17

С ельцом связано одно из самых счастливых и драматических событий в судьбе Бунина- молодая горячая любовь к дочери елецкого доктора Варваре Пащенко. Её черты писатель воплотил в Лике («Жизни Арсеньева»). Она же стала прототипом безымянной героини в рассказе «Поздний час», написанном 19 октября 1938 года.

Известно, что в это время писатель жил за границей и отчаянно скучал по родине – России. Наполненный тоской, горькой ностальгией рассказ представляет собой встречу пожилого человека со своим прошлым - с бывшей любовью и бывшей страной. Воспоминания о любви перемежаются с воспоминаниями о городе – памятных местах, где прошла молодость героя: мост, базар, Монастырская улица.

Встреча эта наполнена страданием и тоской, потому что нет в живых любимой, ушедшей так рано.

5.2. Чтение наизусть отрывка из рассказа «Поздний час»

- Назовите приметы, по которым мы можем с уверенностью говорить, что в этом произведении речь идёт о Ельце.

-Какие чувства испытывает герой, мысленно переместившийся в этот горд?

«Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. И я мог пройти туда другим, ближним путем. Но я оттого свернул в эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на гимназию. И, дойдя до нее, опять подивился: и тут все осталось таким, как полвека назад; каменная ограда, каменный двор, большое каменное здание во дворе — все так же казенно, скучно, как было когда-то, при мне. Я помедлил у ворот, хотел вызвать в себе грусть, жалость воспоминаний — и не мог: да, входил в эти ворота сперва стриженный под гребенку первоклассник в новеньком синем картузе с серебряными пальмочками над козырьком и в новой шинельке с серебряными пуговицами, потом худой юноша в серой куртке и в щегольских панталонах со штрипками; но разве это я?

Старая улица показалась мне только немного уже, чем казалась прежде. Все прочее было неизменно. Ухабистая мостовая, ни одного деревца, по обе стороны запыленные купеческие дома, тротуары тоже ухабистые, такие, что лучше идти срединой улицы, в полном месячном свете... И ночь была почти такая же, как та. Только та была в конце августа, когда весь город пахнет яблоками, которые горами лежат на базарах, и так тепла, что наслаждением было идти в одной косоворотке, подпоясанной кавказским ремешком... Можно ли помнить эту ночь где-то там, будто бы в небе?

Я все-таки не решился дойти до вашего дома. И он, верно, не изменился, но тем страшнее увидать его. Какие-то чужие, новые люди живут в нем теперь».

Дом Варвары Пащенко сохранился до наших дней. Он находится на ул. Пушкина, 52.

  1. Сообщение учащегося. Рассказ «Антоновские яблоки» СЛАЙДЫ 18,19,20,21

Широкому кругу почитателей таланта Бунина хорошо известен рассказ «Антоновские яблоки». Не случайно именно так жители города назвали ежегодно проводимый фестиваль ремёсел, отражающий традиции и культуру 19 века. С самого раннего утра 26 сентября 2015 года в Елецком районе состоялся по счёту 6-ый фестиваль «Антоновские яблоки».  

С утра на улице Орловской местных жителей и многочисленных гостей города ждала праздничная ярмарка. В ней приняли участие более 60 ремесленников, мастеров, торговцев сувенирами. На Сенной площади (пл. Революции) развернулся «Яблочный базар». За главным атрибутом праздника — антоновкой — выстраивались очереди. Телеги и корзины с ароматной антоновкой стояли повсюду. К слову, для проведения фестиваля было заготовлено более трех тонн яблок, испокон веков выращиваемых в Елецких усадьбах. Все основные события фестиваля развернулись в Дворянском саду, где гостей встречали одетые в тогдашние пышные платья дамы, под ручку гуляющие по саду со своими кавалерами. Здесь были организованы развлекательные программы: конкурс—дефиле народного и современного костюма «Из бабушкиного сундучка»; конкурс «Живое слово», где можно было услышать произведения классиков и современных поэтов нашего края. Не случайно основные события фестиваля прошли именно в Дворянском саду. В гимназические годы Бунин часто размышлял здесь, сидя на скамье с книгой в руках.

“Антоновские яблоки” выросли из запавшего в память Бунина эпизода его юности:

«Нынче почти весь день пропадал на охоте... <...> проснулся я <...> рано. Вышел на крыльцо и увидал, что начинается совсем осенний день. Заря — сероватая, холодная, с легким туманом над первыми зеленями... Крыльцо и дорожки по двору отсырели и потемнели. В саду пахнет “антоновскими” яблоками... Просто не надышишься! <...> Как я люблю осень!.. У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, с старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами! Хорошо было ездить целый день по зеленям, проезжать по лесным тропинкам, в полуголых аллеях, чувствовать лесной, холодный воздух!.. Право, я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в “отъезжее поле”, целый день не слезать с седла, а вечером, с здоровым аппетитом, с здоровым, свежим настроением возвращаться по стемневшим полям домой, в усадьбу, где уже блестит, как волчий глаз на лесной опушке, далекий огонек дома... Там тепло, уютно, освещенная столовая...»

-Почему фестивалю имени И.А.Бунина дано название «антоновские яблоки»?

-В каких ещё произведениях писателя встречается этот образ?

7.Слово учителя.

Нам, читателям, знакомы лишь некоторые из ощущений провинциального бытия, с невероятной силой воспетых Буниным. Потому мы вновь и вновь обращаемся к любимым страницам, чтобы научиться понимать исконно русское.

В рассказе «Антоновские яблоки» Иван Алексеевич в основном использует описание дворянского сада, домов, погоды, людей и т. д. Мы сами можем  понять это, тогда когда автор вспоминает, как прекрасно просыпаться на ранней заре,  когда  еще  кричат  петухи  и  по-черному дымятся  избы. Как ему нравится бежать умываться на  пруд, где вода под лозинами стала прозрачная,  ледяная и  как  будто  тяжелая, она мгновенно прогоняет ночную лень.

  1. Выразительное чтение фрагмента очерка «Мелкопоместные» и сообщение учащегося(историческая справка)

«Прежде всего должен сказать, что мы - в усадьбе помещика Капитона Николаевича Шахова, в сельце Прудках, в центре того района мелкопоместных, в котором мы пробудем Знаменские праздники. Капитон Николаевич слывет в этом районе богачом и замечательным хозяином. История его богатства следующая: лет пятьдесят до начала нашего повествования на том самом месте, где теперь находится устроенная в новом вкусе усадьба Капитона Николаевича, стоял под соломенной крышей деревянный дом, почерневший от дождей и времени. Каретный сарай был во многих отношениях похож на дом, амбары веяли пустотою, сад, находящийся за домом, был запущен, и на гумне мыши доедали несколько гнилых темных скирдов. Хозяином всего этого был вдовец - Максим Корнеевич Маховский, отставной гусар, толстый, здоровый мужчина с сивыми усами, внушительным носом и удалым коком на голове. Поселившись в деревне, он в первый же день отправил свою дочку Тоню к тетке в ученье, запил, надел халат и стал ежеминутно требовать трубку. Хозяйство его заключалось только в том, что он, например, менял проезжим цыганам заводского жеребца на тройку кляч или приказывал "отсадить" голову петуху, который вздумал заорать под окном его кабинета... Естественно, что небольшое именьице вскоре разрушилось чуть не до основания и все крепостные были давным-давно на воле. Неизвестно, какая судьба постигла бы и двести десятин, принадлежащих усадьбе, если бы про них не узнал Николай Матвеевич Шахов, сын небогатого ливенского помещика, служивший в дворянской опеке регистратором. Николай Матвеевич был большой любитель стихов Веневитинова и истории войны 1812 года, но юноша - дельный. Не знаю, право, как он познакомился с Максимом Корнеевичем; знаю только то, что он вскоре бросил службу, стал супругом Тони, полненькой шестнадцатилетней девицы, знавшей почти наизусть "Евгения Онегина" и игравшей на клавикордах лянсье и "Полонез" Огинского, и поселился в Прудках, полным хозяином маховской усадьбы, потому что старик Маховский надумал на "княжом пиру", после свадьбы своей дочки, пуститься в цыганскую пляску и рухнул на месте от удара...»

Историческая справка (Презентация «Мелкопоместные»подготовлена ученицей Трубицыной Ангелиной)

Мелкопоместным считался помещик, который имел менее 21 души мужского пола.

По 10-й ревизии из 103 194 помещичьих семей насчитывалось 42 978 семей, владевших менее чем 21 душой мужского пола каждая, т. е. 41,3% от общего числа земле- и душевладельцев.

В общей сложности у таких владельцев числилось 339 586 душ мужского пола, или в среднем по 8 душ на владение.

Необходимость издания особых, более льготных для мелкопоместных владельцев Правил диктовалась заботой правительства поддержать материально этот слои дворянства. Имея в среднем по 8 душ на владение, в материальном отношении они мало чем отличались от крестьян (хотя и обладали всеми правами и привилегиями дворянства): жили в тех же крестьянских домах и наравне с крестьянами обрабатывали землю. выкуп на волю. 

  1. Выразительное чтение. Рассказ «Над городом». Историческая справка.

Цель: назовите средства художественной выразительности, способствующие созданию образа храма.

«Глядя на колокольню снизу, с церковного двора, мы сами чувствовали, до чего мы еще малы, и было жутко немного, потому что облака в ясном весеннем небе медленно уходили от нас, а высокая белая колокольня, суживаясь кверху и блестя золотым крестом под облаками, медленно, плавно валилась на церковный двор – и крест был похож на человечка с распростертыми руками… Потом мы вперегонки кидались к узкой двери в колокольню.

Длинная, почти отвесная лестница тотчас же за дверью терялась в темноте. В темноте, стиснутые холодными кирпичными стенами, храбро лезли мы друг за другом вперед. Свет, как мы знали, должен был открыться внезапно – и, правда, скоро впереди мелькал проблеск. Еще несколько шагов, поворот – и мы в низком помещении, бледно озаренном решетчатым окном. Над головой – тяжелый накат из бревен, перекрещивающиеся в пыли и паутине балки, на полу – целые вороха известкового птичьего помета, изогнутая медная купель среди кирпичей и мусора, суздальские облупившиеся иконы, кадило с оборванными цепями… Черничка-галка, с пухом в клюве, сидит на подоконнике и выжидательно косит одним глазом. Таинственно в этой старой кладовке! Но осматриваться некогда. Голоса и топот ног опередивших нас раздаются уже над нами, – звонко и весело, как всегда весной в колокольне. И, кинув несколько быстрых взглядов на мусор и балки, мы спешили по темным изломам лестниц дальше…

Вот наконец и первый пролет: сразу стало светло, просторно, в арки широко видно небо»

Историческая справка (Презентация «Над городом» подготовлена ученицей Щукиной Софией)

  • Рассказ Бунина «Над городом» был написан в 1900 году, спустя 14 лет после того, как он был отчислен из гимназии
  • Мы подразумеваем в рассказе Ивана Бунина «Над городом» Церковь Михаила Архангела в городе Ельце

Доказательство причастности рассказа к Храму

  • 1) Высокая  колокольня
  • 2) Решетчатые окна
  • 3)Три пролёта до колокола
  • 4) Звонарь Казанский Василий

Прослушивание колокольного перезвона Благовест православия - 142 (mp3ostrov.com).mp3

  1. Чтение подготовленным учащимся стихотворения И.А. Бунина .

Михаил

Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня
Стоял в клубах синеватых
И дивно глядел на меня.
Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой —
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.
Ребенок, я думал о боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы и меч…
Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый,
Где ты мое сердце пленил!

Это стихотворение написано в 1919 году. Писатель, будучи вдали от Родины, вновь и вновь делился самым дорогим и сокровенным.

-Каким настроением пропитано это стихотворение? Почему образ михаила архангела так глубоко запал в душу лирического героя?

  1. Рефлексия.

-_Ребята, что нового вы узнали об И. А. Бунине?

-Заинтересовали ли вас написанные им произведения?

-Вы почувствовали неразрывную связь писателя с городом, в котором мы живём?

-Захотелось ли вам перечитать те произведения, о которых говорилось на уроке.

Слово учителя. Слайды 22,23

Долгие тридцать три года Бунин жил вдали от Родины. Но России-«иконе» и православной вере он не изменял никогда, каждый миг сохраняя в душе и мыслях «благословение отца своего, гробы родительские, святое Отечество, правую веру в Господа нашего Иисуса Христа!» Мучительная ностальгия – «сладкое и скорбное чувство Родины» – ни на мгновение не оставляла писателя: «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадёт». Писатель, рождённый с русскою душой, до конца дней своих оставался верен русскому слову, русскому духу, русской православной вере и в жизни, и в литературе.

«День мой догорел,

но след мой в мире есть…» - так сказал о себе И.А. Бунин в стихотворении «Луна». Нельзя не признать, что след этот огромен и важен для нас.

Список используемой литературы:
Елец. В. П. Горлова, М. А. Зыкова, С. В. Краснова.

Авт.-сост. С.В. Краснова, Т.В. Краснова: Бунинский Елец. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004

М.М. Пришвин Дневниковая запись о И.А.Бунине от 21 декабря 1926 года.

Материалы, предоставленные Домом-музеем им. И.А.Бунина.

Бунин И.А. собрание сочинений, изд-во «Художественная литература».

Web-cайты:

http://www.ivanbunin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6

http://www.ippo.ru/svyataya-zemlya-v-russkoy-literature/ivan-alekseevich-bunin-51.html

http://varvara-ru.livejournal.com/48552.html

http://cheloveknauka.com/realnyy-fakt-i-hudozhestvennyy-vymysel-v-tvorchestve-i-a-bunina#ixzz3FjDIy9cZ

 http://www.pishi – stihi.ru sobaka

 http:// www.referat.resurs.kz/bunina

http:// www.verstovoy.ru/bunin

              http://www.most.tv/blog/art - critic/.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Бунин И., фотоматериал

Презентация содержит фотоматериал по бмографии И.Бунина...

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...